|
|
|
О совершенствовании механизмов эффективности
Серикова Динара Сериковна, член «Союза юристов Казахстана», выпускник международной стипендии «Болашак»
Глава государства Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, обращаясь 2 сентября 2024 года к народу Казахстана с Посланием «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» отметил, что «нашим стратегическим приоритетом остается обеспечение безопасности граждан - фундаментальной ценности для каждого человека и общества в целом… У нас общая высокая миссия - построить для будущих поколений Справедливый Казахстан, государство равных возможностей для всех и каждого». Общеизвестно, что эффективность осуществляемых в Республике Казахстан реформ, направленных на достижение данных поставленных задач и приоритетов строится на фундаменте построения правового государства, укрепления законности и правопорядка, и зависит, прежде всего, от качества и обоснованности нормативных правовых актов. Базовую роль, при этом, занимает процедура проведения научной правовой экспертизы. Согласно, п. 1 статьи 33-1 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» целями научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов являются выявление коррупциогенных норм, а также разработка рекомендаций, направленных на их устранение Процесс проведения научной антикоррупционной экспертизы на проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан осуществляется на основе правил государственных закупок. Любой потенциальный исполнитель при условии соответствия правилам Технической документации может участвовать в конкурсе государственных закупок, и регламентировать процесс проведения антикоррупционной экспертизы с уполномоченными органами страны. Для материального обеспечения процесса исполнения проведения научной антикоррупционной экспертизы ежегодно из республиканского бюджета страны выделяются огромные финансовые ресурсы, в среднем до 2 миллиардов тенге ежегодно для оплаты до 6-8 тысяч экспертных заключений. С 2010 года, на основе конкурса государственных закупок процесс проведения антикоррупционной экспертизы осуществляют практически две негосударственные организации - АО «КазГЮУ имени Нарикбаева» и ТОО «Институт государства и права имени академика Сапаргалиева». В этой связи возникает резонный вопрос - насколько целесообразно регулировать процесс проведения антикоррупционной экспертизы на основе конкурса государственных закупок, при том, что уровень финансового вознаграждения за проведенные экспертные заключения оставляют желать лучшего. Правила организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных экспертов [1] определяют механизм проводимой научной экспертизы экспертами. По пункту 9 Главы 1 Правил организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных экспертов, предусмотрено, что эксперты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках: 1) получают всю необходимую информацию, материалы для проведения научной экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения научной экспертной работы; 2) по согласованию с уполномоченным органом дают заключения не только по поставленным перед ними вопросам, но и иным, вытекающим из проектов нормативных правовых актов вопросам, в пределах их компетенции; 3) могут использовать статистические данные разработчиков (органов-разработчиков) (в случае, если статистические данные уполномоченного государственного органа по статистике и разработчика не совпадают, это должно быть отражено в экспертном заключении); 4) при осуществлении научной экспертизы могут привлекать к ее исполнению третьих лиц, если иное не предусмотрено договором; 5) дают мотивированное, научно обоснованное, объективное и полное заключение по вопросам, вытекающим из проектов нормативных правовых актов, а также поставленным перед ними уполномоченным органом; 6) своими силами, за свой счет и в сроки, установленные уполномоченным органом, устраняют допущенные по своей вине недостатки в ходе проведения научной экспертизы; 7) обеспечивают конфиденциальность сведений, касающихся предмета проведения научной экспертизы, хода ее исполнения и научных результатов; 8) получают вознаграждение за выполненную работу. Между тем, мониторинг системы проведения научной антикоррупционной экспертизы свидетельствует о том, что любой потенциальный победитель конкурса государственных закупок по проведению антикоррупционной экспертизы осуществляет работу исходя из принципа «минимум» автору экспертного заключения и «максимум» коммерческой организации. Данный мониторинг хорошо известен всем юристам Казахстана и как правило, оплата составляет в среднем 3 тысячи тенге (2022 год, КазГЮУ, средняя цена оплаты экспертного заключения) или чуть выше до 50 тысяч (в исключительных случаях) за одно экспертное заключение на проект нормативного правового акта, применяемый в практике оплаты и хорошо известный всем юристам Казахстана. С нашей точки зрения, установившаяся практика является не справедливой по отношению к лицам, экспертам, осуществляющим научную антикоррупционную экспертизу, поскольку миллиардные бюджетные суммы, выделяемые на процесс проведения научной антикоррупционной экспертизы должны составлять как минимум 300 -500 тысяч за одно экспертное заключение. И данная казахстанская практика оплаты за экспертное заключение не соответствует зарубежной системы оплаты и она просто несопоставима. В этой связи необходимо исключить из процесса проведения антикоррупционной экспертизы конкурс по системе государственных закупок. Применение аргументов о нарушении конституционного принципа равноправия или равной конкуренции в данном случае будет минимизирован. Правовая экспертиза является частью законотворческого процесса, включающего научную правовую, антикоррупционную и другие виды экспертиз, при этом государство вправе делать отдельные исключения. Например, проведение научной антикоррупционной экспертизы, как и научной правовой, научной экономической и др. не проводится по проектам законов о республиканском бюджете, о гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы и по проектам законов о внесении в них изменений и дополнений, а также по некоторым иным актам, установленным в п.3 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О правовых актах». Также, Глава 1 Правил организации и проведения научной экспертизы (100) предусматривает исключения по Требованиям о проведении научной антикоррупционной экспертизы, не распространяемые на следующие проекты: нормативные правовые указы Президента; нормативные правовые акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан; нормативные постановления Парламента и его палат; нормативные постановления Конституционного Суда Республики Казахстан; нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан; нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; постановления Правительства, предусматривающие внесение проектов законодательных актов на рассмотрение Мажилиса Парламента и проектов указов Президента на рассмотрение Президента; нормативные правовые акты по признанию утратившими силу нормативных правовых актов; нормативные правовые акты, предусматривающих принятие решений об установлении (отмене) карантинной зоны с введением карантинного режима на соответствующей территории, установлении (снятии) карантина и ряд других. Кроме того, требование о проведении научной антикоррупционной экспертизы также не распространяется на нормативные правовые акты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, указанные в данных Правилах. Таким образом, антикоррупционная правовая экспертиза является реальной базовой, действенной основой эффективности, как национального законодательства Республики Казахстан, так и действующих в Казахстане норм международного права. На основании изложенного, считаю необходимым закрепить процесс проведения научной антикоррупционной экспертизы за уполномоченным государственным органом. Тем более, имеется довольно эффективная практика по проведению научной правовой экспертизы на проекты законов, международных договоров и действующие международные договоры с 2020 года. Такой шаг позволит повысить статус проведения научной антикоррупционной экспертизы, достойным образом оплачивать труд экспертам, позволит исключить коррупционные риски и непременным образом повлияет на антикоррупционные меры Казахстана.
[1] Об утверждении Правил организации и проведения научной экспертизы, а также отбора научных экспертов//Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 473, и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2023 года № 135 и Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 11 июля 2023 года № 223. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 июля 2023 года № 33104.// https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033104
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |