|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 38. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 744. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, при рассмотрении дела выступать на родном языке или языке, которым владеет, и безвозмездно пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обратиться с жалобой по применению мер обеспечения производства по делу, на нарушение закона при составлении протокола об административном правонарушении в случае указания сведений, не соответствующих фактическим данным и обстоятельствам, на предписание о необходимости уплаты штрафа и постановление по делу; делать выписки из него и снимать копии с имеющихся в деле документов, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. 2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, или когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. 3. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо совершение которого влечет административное взыскание в виде административного ареста, а также административного выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца либо лица без гражданства или лишения специального права (за исключением права управления транспортными средствами), предоставленного лицу, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. 4. В случае уклонения лиц, указанных в части третьей настоящей статьи, от явки по вызову судьи, органа (должностного лица), рассматривающих дело об административном правонарушении, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, это лицо может быть подвергнуто приводу. Определение суда о приводе исполняется судебным приставом или органом внутренних дел; определение органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, - органом внутренних дел (полицией). 5. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является субъект административного правонарушения, т.е. лицо, совершившее административное правонарушение. В соответствии со ст. 28 КоАП, субъектом административного правонарушения может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, либо юридическое лицо. В соответствии со ст. 12 ГК, под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. В ст. 33 ГК Республики Казахстан дается понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В ст. 1 Конституции Республики Казахстан указано, что высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Такое признание означает, что государство, в первую очередь, должно всячески содействовать реализации прав и свобод человека, закрепленных в Конституции. Часть 1 комментируемой статьи определяет целый блок процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности. Стоит заметить, что воспользоваться предусмотренными правами лицо, совершившее административное правонарушение, может на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, начиная с момента его возбуждении и заканчивая исполнением постановления о наложении административного взыскания. Органы (должностные лица), осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны соблюдать установленные указанной статьей процессуальные права. В случае нарушения предусмотренных законом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении признается незаконным и подлежит прекращению. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, что дает ему возможность узнать основания привлечения его к административной ответственности, а также ознакомиться с доказательствами, подтверждающими его виновность в совершенном правонарушении. Ознакомившись с протоколом и другими материалами дела, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства своей невиновности, отсутствия события или состава правонарушения, а также заявлять ходатайства и отводы. Гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его право воспользоваться юридической помощью защитника (адвоката). Уполномоченное должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении обязано разъяснить лицу, совершившему правонарушение, его право на юридическую помощь защитника. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пригасить защитника к участию в деле самостоятельно, если оно так пожелает. В случае отсутствия у лица возможности пригласить своего защитника, уполномоченное должностное лицо, осуществляющее административное производство, обязано обеспечить участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении. Услугой защитника лицо, привлекаемое к административной ответственности, может воспользоваться в любое время суток, с момента составления протокола об административном правонарушении. Лицо также вправе отказаться от услуг защитника по оказанию юридической помощи и осуществлять защиту своих прав в ходе административного производства самостоятельно, о чем указывается в протоколе об административном правонарушении. Право пользования родным языком является неотъемлемым правом человека. В ст.19 Конституции Республики Казахстан указано, что каждый имеет право на пользование родным языком, либо языком, которым он владеет. Кроме этого, правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в созданий условий для их развития, обеспечения одинаково уважительного отношения ко всем без исключения употребляемым в Республике Казахстан языкам устанавливаются Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан». Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право пользоваться родным языком, либо языком, которым он владеет, на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство по делу, то орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, обязан назначить ему переводчика. Причем услуги переводчика должны оказываться лицу безвозмездно. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право обжаловать любые действия должностных лиц, осуществляющих административное производство, в вышестоящие органы либо суд. Порядок такого обжалования регулируется нормами главы 44 КоАП. Право лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, на судебную защиту также закреплено в п. 2 ст. 13 Конституции РК. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе отказаться от дачи объяснения по факту совершенного им правонарушения и от подписания протокола об административном правонарушении. В таком случае уполномоченному должностному лицу, составившему административный протокол, необходимо в присутствии понятых письменно зафиксировать факт отказа лица от подписания протокола об административном правонарушении. Часть 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо, если это юридическое лицо, на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав лица, привлекаемого к ответственности. Вместе с тем нормы КоАП предусматривают рассмотрение дела об административном правонарушении и при отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Такое исключение допустимо в тех случаях, если имеются достоверные данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, а также если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме. Надлежащее извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела является обязательным условием рассмотрения дела об административном правонарушении. Извещение является надлежащим тогда, когда к началу рассмотрения дела об административном правонарушении суд, орган (должностное лицо) располагает сведениями о получении адресатом направленной ему повестки или иной обратной связи, предусмотренной ст. 743 КоАП. Однако может возникнуть и иная ситуация, когда суд, орган (должностное лицо) не получил уведомление об извещении адресата, но само лицо явилось на рассмотрение дела. В данном случае не стоит считать, что извещение было ненадлежащим. Так как лицо присутствует при рассмотрении дела, значит, есть все основания для его проведения. Лицо, вызываемое повесткой, вправе письменно заявить ходатайство об отложении рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, если оно получило повестку незаблаговременно (за незначительный период времени до рассмотрения дела), и по каким-либо уважительным причинам не может в установленный срок явиться в суд либо к должностному лицу для рассмотрения дела. Надлежащее извещение имеет место и в том случае, если лицо отказалось от получения повестки в суд либо государственный орган, и данный отказ был письменно зафиксирован. Ненадлежащим извещение признается в том случае, если лицо не было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по вине суда либо должностного лица, рассматривающего дело. К примеру, повестка ошибочно отправлена по другому адресу либо на имя другого лица, не была передана лицу либо проживающим с ним совершеннолетним членам семьи нарочно, а вручена знакомым либо соседям лица, или опущена в почтовый ящик и т.д. В таких случаях у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует реальная возможность узнать о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Часть 3. В установленных КоАП случаях участие лица, совершившего правонарушение, в рассмотрении административного дела является для него не правом, а обязанностью. В таких случаях при неявке лица на рассмотрение дела об административном правонарушении, судебное заседание переносится на более поздний срок, а к данному лицу впоследствии на основании определения суда применяется привод по правилам ст. 790 КоАП с учетом положений комментируемой статьи (части 3 и 4). Согласно ч. 3 комментируемой статьи такими случаями являются: - рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста; - рассмотрение дела об административном правонарушении, за совершение которого нормами КоАП предусмотрено наложение административного взыскания в виде: а) административного ареста; б) административного выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца либо лица без гражданства; в) лишения специального права (за исключением права управления транспортными средствами). Рассмотрение дел об административных правонарушениях на транспорте, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде лишения права управления транспортным средством, возможно и без участия лица, совершившего правонарушение, в случае, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи. Часть 4. За отказ либо уклонение от явки в суд, орган (должностное лицо), рассматривающий административное дело, повлекшие отложение рассмотрения дела, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит административной ответственности в соответствии со ст. 654 КоАП, и к нему может быть применен привод. В части 4 также дается перечень уполномоченных должностных лиц, обязанных осуществить привод лица, привлекаемого к ответственности, в установленных законом случаях. Привод производится в соответствии со ст. 790 КоАП. Если определение о приводе вынесено судом, то данная мера осуществляется судебным приставом, либо сотрудниками органов внутренних дел (преимущественно сотрудниками подразделений административной полиции). Если определение о производстве привода вынесено другим государственным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то привод осуществляется сотрудниками полиции. В статье 790 КоАП изложено, что привод может осуществляться также и сотрудниками финансовой полиции. Часть 5. Как было указано выше, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, его присутствие на стадии рассмотрения дела обязательно. Однако орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе временно отстранить несовершеннолетнего от участия в рассмотрении дела, на период рассмотрения обстоятельств совершенного деяния, обсуждение которых может негативно на него повлиять. Указанные обстоятельства могут вызвать неадекватное поведение несовершеннолетнего во время рассмотрения дела или оказать на него нежелательное влияние со стороны других присутствующих лиц. В качестве примера можно привести следующие: угрозы в адрес несовершеннолетнего со стороны присутствующих лиц, сведения криминального характера о взрослых лицах, совершивших правонарушение вместе с несовершеннолетним либо в отношении него, подробное рассмотрение каких-либо обстоятельств совершенного правонарушения, касающихся унижения чести и достоинства человека, дерзкого нарушения общественного порядка, безнравственности и т.д.
1. Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. 2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении, пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. 3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. 4. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля в порядке, предусмотренном статьей 754 настоящего Кодекса. Если потерпевшим является юридическое лицо, в качестве свидетеля может быть опрошен его представитель.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях признается физическое или юридическое лицо, которым в результате совершения административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред. Физический вред представляет собой причинение вреда здоровью человека, нанесение телесных повреждений, действия, в результате которых развилась какая-либо болезнь либо произошло отравление и т.д. Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям и уголовным проступкам. Имущественный вред предполагает претерпевание лицом лишений, связанных с уничтожением либо повреждением его имущества, несением денежных расходов, утратой материальных ценностей и т.д. Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (к примеру, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для разграничения административных правонарушений, преступлений и уголовных проступков. В соответствии с п. 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 7 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда», под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав. Под нравственными страданиями, как эмоционально-волевыми переживаниями человека, следует понимать испытываемые им чувства унижения, раздражения, подавленности, гнева, стыда, отчаяния, ущербности, состояния дискомфортности и т.д. Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, испытываемую гражданином в связи с совершением насилия или причинения вреда здоровью. Необходимо отметить, что юридическим лицам, в отличие от физических, административным правонарушением может быть причинен только имущественный и моральный вред. В случае причинения такого вреда юридическому лицу, все права и обязанности осуществляет представитель данного юридического лица. Часть 2. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в качестве такового в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, потерпевший вправе: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства совершенного правонарушения и причиненного ему вреда, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными нормами КоАП. Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т.е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым он доверяет, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела. Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры административного взыскания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимы и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу. В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Часть 3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Разрешение дела в присутствии такого заинтересованного лица как потерпевший обеспечивает состязательность процесса, позволяет точнее выяснить все обстоятельства дела, имеющие значение для правильности выносимого постановления по делу. Вместе с тем дело об административном правонарушении может рассматриваться и в отсутствие потерпевшего, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (так называемое заочное производство). Часть 4. Потерпевший в производстве по делам об административных правонарушениях является одновременно и свидетелем самого события административного правонарушения. Кроме того, установление с помощью показаний потерпевшего характера и размера ущерба, причиненного ему, может иметь большое значение для характеристики этого правонарушения, и даже квалификации его как преступления либо уголовного проступка. С учетом всего этого допускается возможность опроса потерпевшего в качестве свидетеля в соответствии со ст. 754 КоАП. Если потерпевшим по делу об административном правонарушении является юридическое лицо, то в качестве свидетеля может быть опрошен его представитель, которому известны какие-либо факты совершенного правонарушения. В своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. За отказ либо уклонение от явки в орган (должностное лицо), рассматривающий дело, повлекшие отложение разбирательства по делу, потерпевший несет административную ответственность в соответствии со ст. 654 КоАП. За дачу заведомо ложных показаний органу (должностному лицу), рассматривающему дело об административном правонарушении, потерпевший несет административную ответственность в соответствии со ст. 659 КоАП. Если потерпевший дал заведомо ложные показания в судебном рассмотрении дела об административном правонарушении, то он подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 420 УК.
Статья 746. Законные представители физического лица 1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, осуществляют их законные представители. 2. Законными представителями физического лица признаются родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, на попечении или иждивении которых оно находится. 3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. 4. Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении. 5. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц. 6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, участие его законного представителя обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляемому органом внутренних дел (полицией).
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Представительство - это правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности. Представительское отношение, возникающее по прямому указанию закона, именуется законным представительством. Законными представителями физического лица выступают лица, которые в силу своих родственных или иных связей с физическим лицом в соответствии с законом могут защищать права и законные интересы несовершеннолетних лиц либо лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права (ограниченно дееспособных и недееспособных). Законные представители граждан могут выступать в интересах всего лишь двух участников административного процесса: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. Часть 2. Основанием законного представительства физических лиц выступают родственные связи либо полномочия, удостоверяемые предусмотренными законом документами. Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители и иные лица, на попечении или иждивении которых оно находится. Указанные лица, представляя интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по требованию судьи, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны предъявить документы, удостоверяющие их личность, а также подтверждающие факт усыновления, установления опеки или попечительства. Часть 3. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РК от 29 января 2013 года № 73-V «О документах, удостоверяющих личность», на территории Республики Казахстан документами, удостоверяющими личность, являются: 1) паспорт гражданина Республики Казахстан; 2) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан; 3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан; 4) удостоверение лица без гражданства; 5) дипломатический паспорт Республики Казахстан; 6) служебный паспорт Республики Казахстан; 7) удостоверение беженца; 8) удостоверение личности моряка Республики Казахстан; 9) заграничный паспорт; 10) свидетельство на возвращение; 11) свидетельство о рождении. Документами, подтверждающими усыновление либо установление опеки или попечительства, являются решения суда об установлении усыновления, а также об установлении опеки или попечительства. В части 4 комментируемой статьи указано, что законный представитель физического лица, привлекаемого к административной ответственности, допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания данного лица, либо с момента составления в отношении лица протокола об административном правонарушении. Здесь, несомненно, усматривается законодательный пробел, связанный с тем, что законный представитель, также как и защитник, должен допускаться к участию в деле не только с момента составления протокола, но и применения мер обеспечения производства по делу в отношении представляемого лица, возбуждения дела об административном правонарушении, а также на любой стадии производства по делу об административном правонарушении по аналогии с ч. 3 ст. 748 КоАП. Часть 5. Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Часть 6. В случае рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенным лицом в возрасте до восемнадцати лет, присутствие законного представителя указанного лица является обязательным. Присутствие законного представителя несовершеннолетнего лица при рассмотрении дела обеспечивает более существенную защиту прав и законных интересов представляемого лица. Если законный представитель несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, не является на рассмотрение дела по неуважительным причинам и явно уклоняется от явки, то к нему в порядке ст. 790 КоАП может быть применен привод. Привод осуществляется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел (в данном случае участковым инспектором полиции либо участковым инспектором полиции по делам несовершеннолетних).
Статья 747. Представители индивидуального предпринимателя, юридического лица 1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или являющегося потерпевшим, осуществляют его представители. 2. Законным представителем юридического лица является руководитель исполнительного органа юридического лица, который действует от имени юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Иные лица, представляющие интересы юридического лица, являются представителями по поручению, полномочия которых определяются доверенностью, выдаваемой от имени юридического лица исполнительным органом юридического лица и подписываемой руководителем исполнительного органа. 3. Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении представляемых ими лиц. 4. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. 5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административное взыскание в виде конфискации предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, либо конфискации доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, присутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. 6. В случае уклонения представителя юридического лица от явки по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело, указанное лицо может быть подвергнуто приводу органами внутренних дел (полицией), антикоррупционной службой и службой экономических расследований на основании определения судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело. 7. Представители индивидуального предпринимателя имеют те же процессуальные права и обязанности, что и представители юридического лица в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. В соответствии с нормами административного законодательства Республики Казахстан, юридические лица в административном процессе могут являться субъектами правонарушений либо потерпевшими. При рассмотрении административного дела защита прав и законных интересов юридического лица осуществляется его представителями. В соответствии со ст. 37 ГК РК, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. В теории гражданского права под органом юридического лица понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица. Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица. По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок, представительства в суде и т.д.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |