|
|
|
Совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 356 и Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 518
ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Внести в совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 «Об утверждении Правил финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17096) следующие изменения: преамбулу совместного приказа изложить в новой редакции: «В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» ПРИКАЗЫВАЕМ:»; Правила финансирования научно-исследовательских, научно-технических, и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана, утвержденные указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему совместному приказу. 2. Департаменту недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Министерство финансов Республики Казахстан
Приложение к приказу Министр науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 518 и Министр энергетики Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 356
Утверждены совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс) и определяют порядок финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана. 2. В настоящих Правилах используются следующие понятия: 1) результат научной и (или) научно-технической деятельности - новые знания или решения, полученные надлежащими научными методами и средствами в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированные на любом информационном носителе, внедрение научных разработок и технологий в производство, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ; 2) субъекты научной и (или) научно-технической деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность; 3) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов; 4) научные исследования - прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 5) научная деятельность - деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике; 6) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных задач, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований; 7) опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов и полезных моделей; 8) государственный учет реализуемых научных, научно-технических проектов и программ, и отчетов о научной и (или) научно-технической деятельности - учет, осуществляемый уполномоченным органом в области науки, в целях формирования национального ресурса научно-технической информации и мониторинга динамики научно-технического потенциала Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области науки; 9) Фонд национального благосостояния (далее - Фонд) - национальный управляющий холдинг, определенный в соответствии с Законом Республики Казахстан «О фонде национального благосостояния». 3. Финансирование научных исследований осуществляется недропользователем ежегодно в течение периода добычи, начиная со второго года. 4. Финансирование научных исследований осуществляется недропользователем в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года. 5. Объем финансирования научных исследований, превышающий один процент от затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году. 6. Определение затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года, с целью расчета обязательств по финансированию научных исследований, осуществляется на основании данных отчета об исполнении лицензионно-контрактных условий для недропользователя в области углеводородов или отчета об исполнении контрактных условий для недропользователя в области добычи урана, предоставляемых недропользователями в уполномоченный орган в области углеводородов и добычи урана (далее - уполномоченный орган) в утверждаемом им порядке согласно статьям 132 и 180 Кодекса. 7. Разработка, экспертиза проектных документов, а также разработка изменений и дополнений в проектные документы для проведения операций по недропользованию, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании (проект разведочных работ и проект пробной эксплуатации в сфере недропользования по углеводородам, проект разработки месторождения углеводородов, технические проектные документы в сфере недропользования по углеводородам, проект опытно-промышленной добычи урана и проект разработки месторождения урана), а также работы и услуги по ведению авторского надзора, анализа разработки - не относятся к научным исследованиям в рамках обязательств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании и контрактом на недропользование углеводородов и урана. 8. Направление задолженности по итогам отчетного периода в рамках исполнения обязательств по финансированию научных исследований по итогам предыдущего года осуществляется недропользователем путем перечисления денежных средств в государственный бюджет.
Глава 2. Порядок финансирования научных исследований недропользователями в период добычи углеводородов и урана
9. Финансирование научных исследований осуществляется по заданию недропользователя в соответствии с программой научных исследований, согласованной Научно-техническим советом по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ уполномоченного органа (далее - НТС). НТС является консультативно-совещательным органом при уполномоченном органе и создается с целью эффективного содействия реализации государственной политики в области науки и научно-технической деятельности, а также координации работ по проведению научных исследований в регулируемых сферах уполномоченного органа. 10. Недропользователь, обладающий правом недропользования, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду, в рамках финансирования научных исследований может направлять деньги в Некоммерческую организацию при Фонде, осуществляющую деятельность в сфере развития научной и (или) научно-технической деятельности, учредителем которой является Фонд (далее - Некоммерческая организация при Фонде). 11. Исполнением обязательств по финансированию научных исследований, признаются фактически понесенные расходы недропользователя, направленные: 1) на научные исследования в соответствии с разработанным НТС перечнем приоритетных отраслевых направлений для проведения научных исследований; 2) денежные средства, перечисленные в Некоммерческую организацию при Фонде на научные исследования. 12. Документом, подтверждающим исполнение обязательств по финансированию недропользователями научных исследований, предусмотренных подпунктом 1) пункта 11 настоящих Правил, является счет-фактура в соответствии с подпунктами 1), 8) пунктом 1 статьи 412 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». Документом, подтверждающим исполнение обязательств по финансированию недропользователями научных исследований, предусмотренных пунктом 8 и подпунктом 2) пункта 11 настоящих Правил, является платежное поручение в соответствии с подпунктом 59) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах». 13. Недропользователь ежегодно до проведения закупа соответствующих услуг не позднее 25 (двадцать пятого) октября направляет на согласование НТС планируемую к финансированию программу научных исследований на следующий отчетный период, по форме, согласно приложению к настоящим Правилам. Программа научных исследований рассматривается НТС на предмет соответствия разработанному НТС перечню приоритетных отраслевых направлений для проведения научных исследований, согласно приложения к настоящим Правилам. 14. НТС в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения программы научных исследований от недропользователя согласовывает либо направляет на доработку планируемую к финансированию программу научных исследований, не соответствующую части второй пункта 13 настоящих Правил. При направлении на доработку программы научных исследований, НТС прилагает протокол проведения заседания НТС с рекомендациями. 15. Недропользователь в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения рекомендаций НТС дорабатывает программу научных исследований в соответствии с рекомендациями, приложенными к протоколу проведенного заседания НТС. При несогласии с рекомендациями НТС, недропользователь прилагает к программе научных исследований аргументированное обоснование о непринятии рекомендаций. 16. Определение субъектов, осуществляющих научные исследования по заданию недропользователя, производится недропользователем посредством закупа услуг в порядке, предусмотренном приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 «Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №17122), из числа субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованных уполномоченным органом в области науки. 17. Программа научных исследований, планируемая к финансированию Некоммерческой организацией при Фонде должна соответствовать разработанному НТС перечню приоритетных отраслевых направлений для проведения научных исследований. Согласование программы научных исследований, планируемой к финансированию Некоммерческой организацией при Фонде, на НТС осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 13-15 настоящих Правил. Определение субъектов, осуществляющих научные исследования по заданию Некоммерческой организации при Фонде, производится Некоммерческой организацией при Фонде в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» из числа субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованных уполномоченным органом в области науки. 18. Недропользователь и Некоммерческая организация при Фонде в целях формирования национального ресурса научно-технической информации и мониторинга динамики научно-технического потенциала Республики Казахстан не позднее 15 (пятнадцатого) февраля, представляют в НТС информацию о результатах научной и (или) научно-технической деятельности, которые должны соответствовать целям и задачам, определенным в согласованной НТС программе научных исследований. 19. Субъекты, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, Некоммерческая организация при Фонде, в целях формирования национального ресурса научно-технической информации и мониторинга динамики научно-технического потенциала Республики Казахстан и исключения дублирования финансирования, предоставляют на государственный учет научные, научно-технические проекты и программы, финансируемые в рамках настоящих Правил, и отчеты по их выполнению.
Приложение к Правилам финансирования недропользователями научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана
Представляется: уполномоченный орган в области углеводородов и добычи урана Наименование: Программа научных исследований недропользователя/ Некоммерческой организации при Фонде на ______год Периодичность: ежегодно Отчетный период: за 20___ год Круг лиц, представляющих информацию: недропользователи по углеводородам и добыче урана/Некоммерческая организация при Фонде Срок представления: не позднее 25 (двадцать пятого) октября
Программа научных исследований недропользователя/ Некоммерческой организации при Фонде на ______год
Наименование __________________________ Адрес _________________________________ Телефон _______________________________ Адрес электронной почты ________________ Исполнитель __________________________________________ ________________ фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон Руководитель или лицо, исполняющее его обязанности ______________________________________________________ _______________ фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись
Пояснение по заполнению «Программа научных исследований недропользователя/ Некоммерческой организации при Фонде на ______год»
1. в графе 1 указывается порядковый номер работы. 2. в графе 2 указывается название проекта научного исследования, краткая суть проекта научного исследования; 3. в графе 3 указывается дата начала - дата окончания проекта научного исследования; 4. в графе 4 указывается цель проекта научного исследования. Излагается лаконично и конкретно, в соответствии с темой программы, достижимая и отражает характер решения, которое ожидается получить в результате реализации проекта; 5. в графе 5 указывается общее видение проекта научного исследования, среднесрочные и долгосрочные результаты. Аннотация отвечает на вопросы: какие проблемы вы решаете, в чем новизна предлагаемого решения, кому будут полезны полученные результаты; 6. в графе 6 указывается актуальность проекта научного исследования, недостатки/преимущества проекта научного исследования, существующая проблема, на решение которой направлен проект научного исследования. 7. в графе 7 указывается основные прямые (какие работы будут проведены) и косвенные (к чему приведет реализация проекта научного исследования) результаты реализации проекта научного исследования. Какие показатели будут использованы для замера эффекта, каков масштаб влияния данного проекта научного исследования (прямой или косвенный) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, к чему приведет реализация проекта научного исследования. 8. в графе 8 указывается примерная стоимость каждого мероприятия, а также предлагаемый план финансирования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |