|
|
|
10 вопросов юристу о лицензировании (авторизации) в МФЦА
Партнер AEQUITAS, директор AEQUITAS AIFC Branch Младший юрист AEQUITAS
Международный финансовый центр «Астана» (далее - «МФЦА») предлагает компаниям уникальную возможность работать в юрисдикции, основанной на принципах английского права. Он обеспечивает высокий уровень правовой защиты, прозрачность и предсказуемость делового оборота, что делает МФЦА привлекательным для разных субъектов бизнеса - от стартапов до крупных транснациональных корпораций. Для компаний, планирующих ведение деятельности в МФЦА, процесс получения лицензии или «авторизации» (authorisation), как его называют в МФЦА, является одним из первоочередных шагов. Данный процесс играет важную роль и представляет собой механизм, обеспечивающий соответствие компании и её сотрудников установленным стандартам и требованиям. Однако процесс может показаться сложным и требующим значительных усилий, особенно для тех, кто сталкивается с ним впервые. Информация, изложенная в данной публикации, будет полезна как для тех кто только начинает изучать возможности МФЦА, так и для компаний, которые уже приняли решение о выходе на этот рынок, но нуждаются в более детальном понимании всех нюансов процесса авторизации. Мы рассмотрим десять наиболее актуальных вопросов, которые возникают у компаний при подготовке к авторизации в МФЦА.
1. Что представляет собой процесс авторизации в МФЦА? 2. Чем отличается авторизация от аккредитации? 3. Как устроен процесс авторизации в МФЦА и сколько времени это занимает? 4. Какие требования предъявляются к компаниям, которые стремятся получить авторизацию в МФЦА? 5. Какие политики и процедуры компании должны разработать для получения лицензии? 6. Чем отличаются политики от процедур? 7. Какие обязательства возникают после получения In-Principle Approval? 8. Какие виды деятельности подлежат обязательной авторизации в МФЦА? 9. Какие обязательства возникают у компаний после получения авторизации в МФЦА? 10. Сколько стоит прохождение авторизации в МФЦА?
1. Что представляет собой процесс авторизации в МФЦА? Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы авторизации в МФЦА, являются Общие правила МФЦА (AIFC General Rules) [1] и Положения о финансовых услугах (AIFC Financial Services Framework) [2], в которых установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых компаниям требуется пройти авторизацию. В Положениях о финансовых услугах установлены основные функции, полномочия финансового регулятора МФЦА - Astana Financial Services Authority (далее - «AFSA»), а также содержатся положения, касающиеся лицензий (авторизации), запретов, контроля деятельности отдельных участников МФЦА и так далее. В актах МФЦА нет определения термина «авторизация». Согласно сайту МФЦА, под авторизацией понимается «доступ» к возможности осуществления деятельности по оказанию финансовых и иных услуг в МФЦА. Процесс заключается в предварительной проверке компании перед её регистрацией и началом осуществления деятельности в МФЦА. Авторизация используется в качестве инструмента предотвращения потенциальных нарушений условий работы в МФЦА. Отдел авторизации (Authorisations Division) добивается этого путем выставления высоких критериев отбора и тщательной проверки всех заявок. Данный отдел стремится к тому, чтобы все авторизованные фирмы и отдельные лица соответствовали общему набору минимальных стандартов. Соответственно, МФЦА исходит из того, что легче изначально установить высокие пороги входа на рынок и допускать только опытных и проверенных игроков, нежели в последствии применять санкции к компаниям-нарушителям и принуждать их к соблюдению законодательства. Отдел авторизации при рассмотрении заявлений основывается на принципах надлежащего регулирования и признает отличия в бизнесе различных компаний и частных лиц (п. 7-1 Положений МФЦА о финансовых услугах).
2. Чем отличается процесс авторизации от аккредитации? Авторизация и аккредитация (Recognition) похожи друг на друга и потенциально могут быть спутаны лицами, планирующими начать бизнес в МФЦА. Как было упомянуто выше, авторизация представляет собой процедуру отбора, которую МФЦА применяет к новым компаниям, намеревающимся работать в МФЦА. Она применима к стартапам или новым компаниям, являющимся частью группы компаний. Под аккредитацией понимается процедура признания в МФЦА уже существующей компании из другой юрисдикции, имеющей соответствующую лицензию на осуществление той или иной деятельности. Данный процесс регулируется Правилами МФЦА о признании (AIFC Recognition Rules) [3]. Для получения аккредитации лицо может обратиться в AFSA с просьбой о его признании в качестве компании не являющейся участником МФЦА [4]. Признание предоставляет институтам финансового рынка (торговым площадкам и расчетно-клиринговым учреждениям) и квалифицированным потенциальным участникам рынка (брокерам) возможность быть официально признанными для осуществления их деятельности в МФЦА без необходимости установления физического присутствия в МФЦА. Аккредитация позволяет компаниям осуществлять свою деятельность в следующих формах: · Recognised Non-AIFC Member (признанный участник, не входящий в МФЦА) - данная форма применима к квалифицированным потенциальным участникам рынка (брокерам); · Recognised Non-AIFC Market Institution (признанный рыночный институт, не входящий в МФЦА) - данная форма применима к институтам финансового рынка (торговым площадкам и расчетно-клиринговым учреждениям); · Fund Manager (управляющая компания в инвестиционном фонде).
3. Как устроен процесс авторизации в МФЦА и сколько времени он занимает? Процесс авторизации включает в себя следующие этапы: · Pre-application (этап, предшествующий подаче заявления); · Application (этап подачи заявления, документов и оплаты пошлины); · Assessment (этап оценки заявления сотрудниками AFSA); · In-Principle approval (этап выполнения предлицензионных условий, получение принципиального согласия, а также регистрация компании); · Authorisation (этап авторизации, начала применения правил надзора МФЦА (Supervision)). Pre-application. Прежде чем подать заявление на авторизацию в МФЦА необходимо собрать пакет необходимых документов и разработать внутренние политики управления компанией. На данном этапе рекомендуем обратиться к команде поддержки и продаж МФЦА (Participant Support & Sales) для обсуждения вопросов, связанных с документами и заявлениями компании. Выполнение рекомендаций команды поддержки существенно повышает качество заполнения подаваемых документов и ускоряет весь дальнейший процесс авторизации. Подготовка документов включает разработку регуляторного бизнес-плана, который должен содержать информацию о стратегии компании, организационной структуре, управлении, ресурсах и финансовых прогнозах. Также необходимо определить вид деятельности, проверить какие регулируемые, рыночные или вспомогательные услуги потребуются для лицензирования. Application. На данном этапе необходимо подать заявление через портал цифрового резиденства МФЦА (AIFC Digital Residency) и оплатить соответствующий сбор до подачи заявления. Затем все необходимые документы должны быть поданы в AFSA. Пакет включает корректно заполненную форму заявления, регуляторный бизнес-план и другую необходимую документацию. После получения заявления AFSA уведомляет заявителя о получении заявки в течение 2 рабочих дней и назначает ответственного сотрудника. После чего проводится первоначальный обзор для проверки полноты и правильности представленных данных. AFSA отправляет результаты своего первоначального обзора в течение 4 недель, в рамках данного периода проводится оценка бизнеса и проверка информации по различным базам данных. После получения комментариев AFSA заявителю предоставляется 2 месяца для устранения всех замечаний. AFSA направляет комментарии в течение 2 недель после получения обновленного пакета заявки. Assessment. AFSA может запросить дополнительную информацию и документы такие как заявление и документы для согласования Утвержденного лица (Approved Individual) и/или Назначенного лица (Designated Individual). Кроме этого, AFSA может попросить предоставить разъяснения по представленным документам и провести интервью с ключевыми кандидатами на руководящие должности в компании. Утвержденные лица (Approved Individuals) — это лица, назначение которых утверждает AFSA для выполнения так называемых «контролируемых функций». Они являются работниками Авторизованного лица (Authorised Person) и занимают наиболее важные позиции в Авторизованном лице. При этом, согласно глоссарию МФЦА (AIFC Glossary), под «Авторизованным лицом» понимается либо авторизованная фирма, либо авторизованный рыночный институт. Авторизованная фирма — это участник МФЦА, получивший лицензию AFSA на осуществление одного или нескольких регулируемых видов деятельности. Авторизованный рыночный институт - это участник МФЦА, получивший лицензию AFSA на осуществление одного или нескольких видов рыночной деятельности. К контролируемым функциям относится деятельность следующих работников компаний: старший исполнительный офицер (Senior Executive Officer), директор (Director), финансовый офицер (Finance Officer) и комплаенс офицер (Compliance Officer) (пп. 2.2.1.- 2.2.5. Общих правил МФЦА). Назначенное лицо (Designated Individual) — это лицо, утвержденное компанией для выполнения «назначенной функции» (Designated Function) от имени авторизованной компании. Назначенные лица занимают менее важные роли в компании, в отличии от работников, деятельность которых подпадает под контролируемые функции. Они не требуют одобрения AFSA, но могут быть утверждены компаниями только после того, как AFSA проведет проверку, соответственно, AFSA должно быть уведомлено об их назначении. К ним относятся старший менеджер (Senior Manager), ответственный исполнитель (Responsible Officer) и работник ответственный за уведомление об операциях по отмыванию денег (Money Laundering Reporting Officer) (п. 2.3.1.- 2.3.4. Общих правил МФЦА). Заявителю на этом этапе необходимо убедить AFSA в том, что он располагает достаточными финансовыми ресурсами, наличием компетентного персонала, адекватными системами и средствами внутреннего контроля для осуществления предполагаемых финансовых услуг. В среднем, время обработки заявления с момента получения AFSA полного пакета документов составляет около двух-трех месяцев. Однако, в зависимости от сложности предполагаемых операций заявителя и качества самого заявления, процесс может занять больше времени. In-Principle approval. После успешного прохождения предыдущих этапов компания получает принципиальное одобрение от AFSA. Это означает, что компания может зарегистрировать юридическое лицо в МФЦА. Authorisation. После выполнения всех предварительных условий AFSA выдает окончательную лицензию после регистрации компании. Затем компания передается под надзор соответствующего отдела AFSA, который будет контролировать ее деятельность и выполнение регуляторных требований. Таким образом, общий процесс авторизации может занять от нескольких месяцев до одного года, в зависимости от множества факторов, включая взаимодействие с AFSA и оперативность выполнения всех требований.
4. Какие требования предъявляются к компаниям, которые стремятся к прохождению авторизации в МФЦА? Как уже было упомянуто, для МФЦА важно удостовериться, что компании обладают достаточными финансовыми и управленческими ресурсами, чтобы вести регулируемую деятельность. При этом компании должны предоставить подробное описание своей бизнес-модели и стратегии, включая виды деятельности, целевые рынки, финансовые продукты и анализ конкурентов. Необходимо направить структуру корпоративного управления, включающую состав совета директоров, старшего менеджмента и детали корпоративной структуры. Компании также должны описать свою юридическую структуру и её связь с другими структурами группы и регуляторами. Финансовые и операционные ресурсы компаний должны быть продемонстрированы через финансовые прогнозы на три года, предполагаемые бюджеты, имеющийся капитал и минимальные требования к капиталу. Источники средств и благосостояния акционеров должны быть подтверждены соответствующими документами, такими как банковские выписки или аудированные финансовые отчеты. Компании должны быть готовы продемонстрировать, как они будут соблюдать применимые правила и нормы МФЦА, такие как Общие правила МФЦА, Правила МФЦА по борьбе с отмыванием денег (AIFC Anti-Money Laundering and Counter-Terrorist Financing and Sanctions) [5], Правила МФЦА по ведению бизнеса (AIFC Conduct of Business Rules) [6] и другие.
5. Какие политики и процедуры компании должны разработать для получения лицензии? Компании, стремящиеся пройти авторизацию в МФЦА, должны подготовить регуляторный бизнес-план и финансовый план, а также другие планы, которые будут демонстрировать готовность компании к соблюдению всех необходимых требований и стандартов. Для МФЦА важно получить ответы на следующие вопросы: · Кто? (необходимо привести описание компании, с указанием её истории, нынешних владельцев, директоров и высшего менеджмента, а также структуры группы, если применимо); · Зачем? (необходимо указать причину выбора МФЦА и привести рациональные доводы пользу того почему проект будет успешным, в том числе, раскрыть источники финансирования и «жизнеобеспечения» проекта. Помимо этого, необходимо приложить анализ рынка и предоставить финансовые прогнозы компании); · Что? (необходимо указать какой продукт компании собираются представить рынку и кто их клиенты); · Как? (необходимо указать как компании будут вести свой бизнес и контролировать соответствие требованиям МФЦА). · Предоставление исчерпывающих ответов на указанные вопросы является «краеугольным камнем» процесса авторизации в МФЦА. На практике AFSA требует предоставление следующих планов (политик), в которых ожидает получить ответы на вопросы выше: Регуляторный бизнес-план (Regulatory Business Plan); Финансовый план (Financial Plan); · План по трудоустройству и кадрам (Employment plan); · Политика по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML Policy); · Политика и процедуры по выявлению и предотвращению подозрительных транзакций, проверке клиентов и обучению персонала (Compliance Monitoring Procedure); · Политика управления рисками (Risk Management Policy); · Политика непрерывности бизнеса: меры по обеспечению непрерывности бизнеса в случае чрезвычайных ситуаций (Business Continuity Plan Disaster Recovery Plan); · Другие планы по запросу AFSA.
6. Чем отличаются политики от процедур? Согласно праву МФЦА, внутренние руководящие документы компании, помимо планов, включают также политики и процедуры. Они между собой отличаются и направлены на разрешение разных потребностей компании. Политика — это документ высокого уровня, который может содержать общее описание разработанных и внедренных программ. Политика задает общие принципы и подходы компании в той или иной области. Процедуры служат в качестве детальной инструкции для внутреннего использования. Они должны содержать полное описание всех обязательных программ и мер, внедренных в компании. Процедуры детализируют шаги и действия, которые должны выполнять сотрудники для соблюдения политики и обеспечения соответствия нормативным требованиям.
7. Какие обязательства возникают после получения In-Principle Approval? После прохождения этапов авторизации, предшествующих получению In-Principle Approval, компании получают согласие AFSA и право на осуществление дальнейших шагов. Они должны будут обеспечить выполнения всех условий, указанных для регулируемого вида деятельности, а также соблюсти иные требования AFSA, если таковые будут. Среди данных требований можно отметить обеспечение достаточного уровня капитала. Например, для компаний, оказывающих трастовые услуги, требуется наличие, как минимум, 200 000 долларов США в качестве минимального базового капитала, и доведение стоимости активов до уровня, как минимум, 25 процентов её ежегодных операционных расходов [7]. Отмечаем, что AFSA может установить дополнительные условия, которые необходимо будет выполнить перед получением окончательной лицензии. В качестве примера можно привести технические и операционные требования по внедрению определенных технических решений и систем для обеспечения соблюдения нормативных требований, а также предоставление дополнительной отчетности и прохождение проверок.
8. Какие виды деятельности подлежат обязательной авторизации в МФЦА? Обязательной авторизации подлежат компании, которые намереваются осуществлять следующие виды деятельности:
Более детально можно ознакомиться в пруденциальных правилах МФЦА, таких, как Пруденциальные правила для инвестиционных фирм [7], Пруденциальные правила для банковского бизнеса [8], Пруденциальные правила для страховых посредников [9], Пруденциальные правила страхования и перестрахования МФЦА [10] и Пруденциальные правила исламского банковского бизнеса [11].
9. Какие обязательства возникают у компаний после получения авторизации в МФЦА? После того как компании получат In-Principle Approval и зарегистрируют юридические лица в МФЦА, а также выполнят иные требования к авторизации, компании могут начать вести свою деятельность и заниматься бизнесом при соблюдении определенных требований. Они касаются нормативного соответствия, соблюдения правил по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, правил ведения бизнеса и пруденциальных правил. Кроме этого, требуется предоставление регулярной отчетности перед AFSA, включая финансовые отчеты и отчеты о внутреннем контроле. Компании обязаны предоставлять ежегодно в течение 6 месяцев после окончания отчетного года годовые отчеты, включающие реестры акционеров, директоров и бенефициарных владельцев, а также подтверждение годового отчета. · Annual accounts (ежегодная отчетность) - может быть предоставлена как в аудированной, так и в неаудированной форме. Срок подачи: в течение 6 месяцев после окончания финансового года. a) Аудированная - предоставляется частными компаниями с оборотом более 5 миллионов долларов США. b) Неаудированная - предоставляется частными компаниями с оборотом от 500 тысяч до 5 миллионов долларов США. · Annual Return (ежегодная декларация) Срок подачи: в течение 6 месяцев после окончания финансового года. Ежегодные декларации подают частные компании с годовым оборотом более 500 000 долларов США или в среднем более 20 акционеров в течение года, за который подготавливается годовой отчет. · Annual confirmation statement (ежегодное подтверждение) Срок подачи: в течение 14 дней после завершения финансового года с момента регистрации компании. Эту форму следует использовать для подачи ежегодного подтверждающего заявления вместо годового отчета. Помимо вышеперечисленных требований, компании также должны поддерживать достаточный уровень капитала и ликвидности для покрытия операционных расходов и обеспечения финансовой устойчивости, ежегодно платить надзорные сборы (Supervision Fee), которые варьируются в зависимости от типа деятельности компании и могут включать фиксированные и переменные компоненты. Дополнительно могут быть сборы за изменение лицензии и другие административные услуги.
10. Сколько стоит прохождение авторизации в МФЦА? Авторизация в МФЦА является платной услугой и включает уплату различных платежей в пользу AFSA. Данные платежи включают следующие: · лицензионный сбор (Authorisation Fee) - оплачивается единожды; · регистрационный сбор (Registration Fee) - оплачивается единожды; · надзорный сбор (Supervision Fee) - оплачивается ежегодно. · Суммы сборов различаются в зависимости от регулируемого вида деятельности. · Помимо указанных выше платежей, у компании могут возникнуть и другие расходы, не связанные с регистрацией, такие как: · аренда офиса; · расходы на генерального директора, комплаенс офицера и иных лиц, выполняющих контролируемые функции; · подача отчетностей, стоимость которых приведена в таблице ниже:
· оплата налогов, если применимо. В МФЦА предусмотрены исключения, освобождающие компании, осуществляющие определённые виды деятельности, от уплаты некоторых видов налогов; · расходы на банковское обслуживание. Таким образом, сложно определить расходы, связанные с авторизацией компании в МФЦА, итоговая стоимость будет определяться с учетом выбранного вида деятельности и многих других факторов.
*** [1] Общие правила МФЦА (AIFC General Rules) № FR0001 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 1 января 2024 года. [2] Положения МФЦА о финансовых услугах (AIFC Financial Services Framework), с изменениями и дополнениями на 1 января 2024 года. [3] Правила МФЦА о признании (AIFC Recognition Rules) № FR0004 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 29 июня 2022 года. [4] Таир Культелеев, «Порядок регистрации и лицензирования частных компаний в Международном финансовом центре «Астана», https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33673225&pos=6;-108#pos=6;-108. [5] Правила МФЦА по борьбе с отмыванием денег (AIFC Anti-Money Laundering and Counter-Terrorist Financing and Sanctions Rules) № FR0008 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 1 января 2024 года. [6] Правила МФЦА по ведению бизнеса (AIFC Conduct of Business Rules) № FR0005 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 1 января 2024 года. [7] Пруденциальные правила МФЦА для инвестиционных фирм (AIFC Prudential Rules for Investment Firms) № FR0011 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 1 января 2022 года. [8] Пруденциальные правила МФЦА для банковского бизнеса (AIFC Banking Business Prudential Rules) № FR0023 от 2018 года, с изменениями и дополнениями на 10 декабря 2022 года. [9] Пруденциальные правила МФЦА для страховых посредников (AIFC Prudential Rules for Insurance Intermediaries) № FR0012 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2018 года. [10] Пруденциальные правила страхования и перестрахования МФЦА (AIFC Insurance and Reinsurance Prudential Rules) № FR0030 от 2018 года, с изменениями и дополнениями на 13 декабря 2020 года. [11] Пруденциальные правила исламского банковского бизнеса МФЦА (AIFC Islamic Banking Business Prudential Rules) № FR0014 от 2017 года, с изменениями и дополнениями на 11 мая 2020 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |