Арман и Валихан Шайкеновы
30 августа 2025 года
Программа правовой реформы в Республике Казахстан —
приглашение к гражданской дискуссии
I. МОТИВЫ
Этой публикацией мы стремимся открыть широкую публичную дискуссию о будущем нашей страны, будущем наших детей и нашем собственном.
Мы понимаем степень сложности политических решений, которые будут необходимы для достижения заявленных целей, но мы убеждены в их необходимости для выживания нашей государственности в изменившихся условиях.
Мы считаем, что реформы, исходя из текущих условий, должны быть приоритизированы следующим образом: реформа образования (ввиду длительности достижения социального эффекта), реформа обороноспособности (вооруженные силы и народное ополчение), судебная реформа, реформа государственного управления и экономическая реформа.
Мы исходим из самоочевидной аксиомы, что коррумпированные режимы нестабильны. Мы в той же степени уверены, что гражданский долг прямо требует от нас активного участия в политической жизни Родины. Полагаясь на эти истины, мы предлагаем описанные здесь реформы.
II. ПРОГРАММА ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ
ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА РЕФОРМЫ
1. Успех любой реформы зависит от двух компонентов — ее формальной стороны (юридического оформления) и содержательной.
2. Любая реформа суть правовая реформа, поскольку ее реализация требует институционализации. Институционализация возможна только правовыми средствами.
3. Эффективное функционирование института зависит не только от его качественного юридического оформления, но также от качества гражданского общества.
4. Не все положения реформы должны и могут быть отражены в Конституции. Те положения, которые требуют отражения в Конституции, помечены звездочкой (*).
ПОЧЕМУ НУЖНА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ?
5. Действующая Конституция не представляет из себя более общественного договора между гражданами, превратившись в регистр итогов политической борьбы. Сам факт многочисленных изменений текста Конституции противоречит ее природе и снижает ее политическую и правовую ценность, поскольку функцией конституции является ограничение власти и обеспечение целостности и стабильности общественных институтов.
6. Предлагаемые кардинальные реформы юридически не могут быть реализованы в рамках текста действующей Конституции.
КАЧЕСТВА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
7. Конституция должна быть максимально компактной.
8. Конституция должна быть максимально просто написанной.
9. При подготовке Конституции необходимо максимально возможно отойти от стратегии популизма. Конституция должна стимулировать гражданское сознание, а не патернализм. Иначе нужное качество гражданского общества не может быть достигнуто.
10. Конституция должна содержать только такие понятия, которые имеют юридическое содержание (кроме очевидно декларативной преамбулы — однако и преамбула имеет значение для толкования положений Конституции, возглавляя систему доктринальных источников права). Из каждого положения Конституции должно быть понятно, кого к чему она обязывает и кого на что управомочивает, равно как и санкция нормы права (импичмент, недействительность неконституционного акта и т. п.).
11. Политическая субъектность гражданского общества и формальное (юридическое, но не фактическое — равенство в правах и возможностях, но не имущественное) равенство граждан должны быть основными организующими принципами Конституции.
12. * Процедура изменения Конституции должна препятствовать возможности ее изменения по инициативе исполнительной и судебной власти и обеспечивать продолжительную общественную дискуссию, минимальная продолжительность которой должна быть определена Конституцией, но в любом случае не может быть менее года.
13. * Порядок изменения и дополнения Конституции не может отличаться от порядка ее принятия: Парламент не может изменять Конституцию — только непосредственно граждане через общенародный референдум. Создание зрелого парламентаризма займет десятилетия, если не столетия, в таких условиях слишком высок риск изменения Конституции вопреки воле народа по капризу доминирующей ветви власти.
14. * Конституция не должна подлежать нормативному толкованию — только казуальному. Нормативное толкование ведет к замене конституционных норм на новые, порожденные толкователем. Конституция, нуждающаяся в нормативном толковании — плохая Конституция.
ПРЕЗИДЕНТ
15. * Исполнительная ветвь власти возглавляется Президентом. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и избирается вместе с Вице-президентом на прямых, всеобщих, равных и открытых выборах.
16. Должность Премьер-министра упраздняется. Ее единственное назначение в президентской республике — снятие политической ответственности с Президента за неудачи исполнительной власти. Положение же Президента над ветвями власти нарушает принцип разделения властей и парализует политическую систему.
17. * Президентом может быть избран гражданин Республики по праву рождения, не моложе тридцати пяти лет.
18. * Проведение досрочных выборов Президента запрещается, за исключением отстранения действующего Президента от своей должности в результате импичмента — в последнем случае Вице-президент автоматически отстраняется от должности. Иной порядок грозит узурпацией власти через назначение «преемников», что полностью поражает демократические принципы.
19. * В случае отстранения действующего Президента от своей должности импичментом, его обязанности переходят к лицу, выбранному Парламентом большинством голосов, и назначаются досрочные выборы нового Президента не позднее полугода с момента отстранения.
20. * Такое лицо должно исполнять обязанности Президента, пока новый Президент не будет избран.
21. * В других случаях досрочного прекращения или временной невозможности исполнения обязанностей Президента его полномочия переходят до окончания срока каденции или до возврата Президента к осуществлению полномочий к Вице-президенту. Если передача полномочий Президента Вице-президенту невозможна, то следующими в очереди являются Министр юстиции, потом председатель Парламента, потом председатель Верховного суда.
22. * Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обязанности Президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не может быть избрано на должность Президента более одного раза.
ПАРЛАМЕНТ
23. * Парламент должен быть однопалатный. Двухпалатный парламент в унитарной республике только повышает контроль над Парламентом со стороны исполнительной власти и не отражает действительной политической системы общества.
24. * Никакой партийной системы, формально закрепленной в конституционном праве, быть не должно. Партийные демократии не отражают необходимого спектра общественных чаяний, а в неразвитых политических системах даже противоречат самому принципу народовластия. Подмена воли народа партийной дисциплиной поражает принцип народовластия, как можно судить по нашей новой и новейшей истории.
25. * Выборы исключительно мажоритарные по одномандатным округам.
26. * Полная отмена и запрет императивного мандата. Депутат не может быть связан ни партийной дисциплиной, ни поручением избирателей, только совестью и законом. Это единственный способ сделать парламентария самостоятельным политическим деятелем и тем самым запустить процесс формирования развитой политической системы.
27. Реквизиты закона должны включать, среди прочего, имена авторов законопроекта. История внесения поправок в законопроект должна включать имена авторов поправок и быть публично доступной. Если автор законопроекта отзывает свое авторство, законопроект снимается с рассмотрения. Эта мера направлена на повышение качества законотворческого процесса, которое сейчас, разорвав связь между конкретной личностью и итогом законопроектной работы, опустилось до нашего исторического минимума.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
28. * Конституционный суд, будучи специальным органом правосудия, подлежит упразднению. Лишение его функции нормативного толкования, что обосновано выше, делает существование такого суда лишним и бессмысленным.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
29. * Функции по казуальному толкованию и прямому применению Конституции передаются судам, безотносительно инстанций.
30. * Верховный суд должен быть компактным (семь или девять человек). Только это позволит поднять его престиж и тем самым сделать политически значимым органом, осознающим свою ответственность.
31. * Полномочиями по отмене нормативных правовых актов по основанию антиконституционности обладает Верховный суд. Все остальные суды применяют Конституцию казуально, но не обладают полномочиями по отмене нормативных правовых актов (если суд считает, что закон антиконституционный, он просто его не применяет как автоматически не имеющий правового значения в силу прямого действия Конституции).
32. * Прямой запрет любых форм квазисудебных органов. Судебная система должна быть единой и единообразной, действующей по единым процессуальным правилам.
33. * Верховный суд не обладает полномочием по нормативному толкованию.
34. * Судьи назначаются пожизненно. При добровольном уходе судьи на покой при достижении пенсионного возраста, за ним сохраняется пожизненно оклад в полном размере. Отстранение судьи от должности по состоянию здоровья осуществляется Верховным судом.
35. * Все судьи Республики имеют одинаковую зарплату, независимо от инстанции или каких-либо других обстоятельств. Эта зарплата не может быть ниже зарплаты Президента и Председателя Парламента.
36. * Импичмент судьи может быть осуществлен по инициативе саморегулируемого юридического сообщества, местных представительных органов, а в отношении членов Верховного суда — по инициативе не менее десяти процентов парламентариев. Решение по импичменту принимает Верховный суд. А по импичменту членов Верховного суда — Парламент большинством голосов. Процедура импичмента носит юрисдикционный характер и должна быть прозрачной, как любой судебный процесс, и ни при каких обстоятельствах не может быть закрытой.
37. * Судей Верховного суда назначает Президент по рекомендации юридического сообщества — саморегулируемых профессиональных организаций юристов с численностью не менее 100 юристов, высших школ права — с одобрения Парламента. База данных кандидатов в судьи Верховного суда является открытой и общедоступной.
38. * Судей нижестоящих инстанций назначает Президент по рекомендации самоуправляемого юридического сообщества — саморегулируемых профессиональных организаций юристов с численностью не менее 50 юристов — с пробацией в один год. База данных кандидатов в судьи является открытой и общедоступной.
39. * По всем уголовным делам, кроме военных, вопросы факта решаются коллегией присяжных.
40. * Никакой судебный процесс, кроме военного, принципиально не может быть закрытым. Отдельные доказательства, содержащие в себе военную тайну, могут быть рассмотрены судом непублично.
41. * Юрисдикции военного суда подлежат только военнослужащие и комбатанты.
42. * Фигура председателя судьи должна обременять его только представительскими функциями, но не контролирующими и не организационными. Председатель — представитель судей перед общественностью.
43. Казахстану необходимо присоединиться и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, тем самым открыв гражданам доступ к Европейскому суду по правам человека.
44. * Надлежит запретить заочные судопроизводства, за исключением случаев, когда истец и ответчик в гражданском деле доподлинно извещены о времени и месте судебного заседания, истец дал согласие на вынесение заочного решения, а ответчик не просил суд отложить рассмотрение дела и в суд не явился.
45. * Надлежит запретить онлайн-производства. Соблюдение принципов юрисдикционного процесса в таких производствах невозможно. Право предстать перед судом означает физическое присутствие подсудимого (ответчика), состава суда и обвинителя (истца).
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
47. * Юрисдикции всех судов не должны территориально совпадать с административными единицами. Судебные округа должны формироваться, исходя из численности населения. Финансирование должно быть привязано к размеру округа.
48. * Финансирование судебной системы должно быть указано в первой статье закона о государственном бюджете. Правосудие должно пониматься как важнейшая государственная функция, которой подчинены все остальные функции.
49. * Официальное опубликование (публичное оглашение в случае устной формы) должно быть законным условием вступления в силу абсолютно любого судебного постановления. Исключением являются акты, санкционирующие следственные действия.
50. Банк судебных актов должен содержать все опубликованные судебные акты и быть публично доступен любому заинтересованному лицу. Он должен позволять пользователю осуществлять эффективный поиск судебных актов с помощью расширенных параметров поиска с целью выявления судебной практики по заданному критерию (судье, округу, предмету, норме закона и т. д.). Содержание такого банка должно быть функцией министерства юстиции по закону.
51. * Верховный суд рассматривает только вопросы права на правах кассации (кроме дел об импичменте). Нижестоящие инстанции состоят из апелляционной и первой инстанций.
52. * Верховный суд принимает к рассмотрению дело, если оно имеет общественную значимость в силу сложности стоящих перед судом вопросов права, важнейшим признаком которого является нарушение единообразия судебной практики.
53. * Никому не может быть запрещено назначить себе в суде профессионального представителя или защищать себя самому без представителя.
54. * Состязательность судебного процесса гарантируется. Любые проявления инквизиционного судебного процесса (активная роль суда, неравенство сторон, включая символическое — форма прокурора, клетки для подсудимых) запрещаются, кроме производства в военном суде. В любом случае обвиняемый в суде имеет право быть выслушанным.
ЧАСТНОЕ ПРАВО
55. * Не должно быть раздельного регулирования предпринимательских отношений и других форм частных отношений. Все частные отношения должны регулироваться равным образом. В противном случае либо появляется юридически выделенный социальный класс капиталистов, либо государство приобретает неоправданный контроль над частной экономикой.
56. * Собственность должна быть открытой. Тайная собственность не подлежит судебной защите. Любая информация о собственности должна быть доступна гражданскому обществу. Собственность не охватывается тайной личной жизни, так как имеет публичное значение в силу своей природы как абсолютного права (корреспондирующая обязанность адресована обществу в целом).
57. * Публично-правовое вмешательство в частные отношения должно ограничиваться лицензированием особо опасных видов деятельности (от управления автомобилем до банковской деятельности) и антимонопольным регулированием. Недропользование и землепользование должны регулироваться на общих частноправовых началах.
58. Честь и достоинство не могут иметь имущественной компенсации, их судебная защита осуществляется признанием недостоверности порочащих сведений ввиду аморальности такой компенсации. Имеющееся положение вещей только мотивирует к недобросовестным искам и политическому давлению.
59. Моральный вред не подлежит материальному возмещению, поскольку ни честь, ни достоинство, ни психологические страдания не формализуются и не могут быть оценены. Моральный вред компенсируется судебным признанием неправомерности соответствующих деяний.
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
60. * Не нужно испрашивать разрешение на любую форму мирного гражданского протеста. Не может существовать закона, который в какой-либо форме ограничивал бы право граждан на мирный протест.
61. * Граждане должны иметь право на индивидуальную и коллективную вооруженную защиту жизни и имущества, включая жизнь и имущество своих сограждан. В Казахстане действует доктрина крепости. Ни одно государство в мире, включая откровенно полицейские режимы, не способно защитить интересы граждан с той же эффективностью, что сами граждане. События Кровавого января красноречиво об этом свидетельствуют.
62. * Не могут быть названы конституционными законы, которые прямо не отнесены к таковым текстом Конституции. Иначе они превращаются в средство обхода конституционных положений.
63. * Конституционными будут законы 1) об исполнительной власти, 2) о Парламенте, 3) о судебной системе, 4) об административно-территориальном устройстве.
64. * Конституционные законы и кодексы, число которых ограниченно Гражданским, Уголовным, Гражданским процессуальным, Уголовным процессуальным, Налоговым, Административным — принимаются квалифицированным большинством.
65. * Политические партии и общественные объединения не подлежат для целей политической деятельности обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация политических партий и общественных объединений влияет исключительно на их гражданско-правовую субъектность. Организация может быть признана незаконной и деятельность ее может быть запрещена судом только за совершение одобренных ее руководством незаконных насильственных действий. Иной правовой режим всегда грозит выразиться в разрешительный порядок политической активности граждан.
66. * Свобода слова может быть ограничена только тайной интимной жизни, профессиональной, государственной или коммерческой тайной и непосредственной ситуативной общественной опасностью. Государственная тайна включает в себя сведения о дипломатической и военной деятельности, о военном строительстве, не могут быть тайной сведения о военных или гражданских потерях в ходе боевых действий или природных и техногенных катастроф.
67. * Ни при каких обстоятельствах гражданин не может быть лишен гражданства, какие бы тяжкие преступления он ни совершил.
68. * Ограничения, касающиеся замещения политических государственных должностей, могут включать только возраст и гражданство.
69. * Все акимы избираются без полномочий у Президента снимать их должности. Это кузница кадров политической системы.
70. * Запрещена любая форма государственной идеологии. Принципы государственной деятельности изложены исключительно в Конституции. Любая государственная идеология нарушает свободу мысли и слова по определению. Государство поддерживает только правопорядок как таковой.
71. * Запрещены любые формы личных привилегий, кроме военных и гражданских государственных наград. Последние могут устанавливать привилегии церемониального значения. Это условие правового равенства.
72. * Иммунитет от судебного преследования должен быть у членов Правительства, включая Президента, судей, депутатов. Иммунитет преодолевается исключительно процедурой импичмента.
73. Импичмент — юрисдикционная процедура отстранения от должности за нарушение присяги.
74. * Роспуск Парламента невозможен.
75. * Каждый гражданин вправе направить петицию в Парламент с требованием рассмотреть содержащийся в ней законопроект. Если к петиции присоединилось десять тысяч граждан, то Парламент обязан ее рассмотреть. Если в течение года предложенный петицией законопроект не будет рассмотрен, он считается принятым Парламентом.
76. * Вступление и выход Казахстана из военных и экономических союзов могут происходить исключительно по результатам общенационального референдума.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
77. * Все выборы проводятся только по одномандатным округам. Все референдумы осуществляются путем открытого голосования. Выборы Президента и Вице-президента осуществляются путем отрытого голосования, все остальные политические выборы — тайные.
78. * Члены избирательной комиссии назначаются путем жеребьевки из представителей гражданского общества, исключая чиновников. Члены избирательной комиссии не могут получать вознаграждение за свою работу.
79. * Подсчет голосов производится открыто, обязательно в присутствии прессы, судей и представителей гражданского общества, в помещениях суда. Нарушение этого требования ведет к недействительности результатов подсчета по данному
избирательному участку.
80. * Открытое голосование, будь то с использованием электронной системы подсчета голосов или без таковой, проводится на основе именных бюллетеней — электронных и на бумажном носителе. В именном бюллетене указываются фамилия, имя, отчество, а также ИИН голосующего. Результаты голосования включаются в единую электронную базу данных, открытую для публичного доступа с возможностями расширенного поиска. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность проверить достоверность результатов голосования.
81. * Никакие ограничения по финансированию предвыборных кампаний не допускаются, кроме требования об обязательной публичности источников финансирования.
82. * Уголовное расследование в отношении кандидата на выборную должность не является препятствием для продолжения избирательного цикла, в том числе избрания на соответствующую должность. Лица, избранные на политические должности, предполагающие иммунитет от уголовного преследования, приобретают иммунитет с момента избрания и подлежат немедленному освобождению от уголовного преследования.
83. * Вводится институт выборных шерифов. Руководители административно-территориальных подразделений полиции выбираются. У Правительства нет полномочий увольнять шерифов — только у избирателей соответствующего участка путем импичмента через местные представительные органы. Шерифы и офис шерифа не входят в структуру МВД.
ПРОКУРАТУРА, СЛЕДСТВИЕ, ОБЩИЙ НАДЗОР
84. * Функции следствия принадлежат Министерству внутренних дел (МВД), досудебного расследования — МВД и шерифу, государственного обвинения — прокуратуре. Прокуратура — подразделение Министерства юстиции. У прокуратуры следует отнять функции по надзору за соблюдением правопорядка. Следственные функции следует сохранить за прокуратурой только по делам о коррупции и политических преступлениях. Прокуратура должна быть встроена в структуру исполнительной ветви власти.
85. * Необходимо наделить Парламент правом формирования комиссии по расследованию политических преступлений на правах прокуратуры.
86. * Необходимо квалифицировать коррупционные преступления судей и политических должностных лиц как государственную измену. Соответственно пересмотреть и расширить концепцию государственной измены и концепцию государственной присяги (ст. ст. 175, 176, 177 УК). (Присяга — одностороннее политическое обязательство, ее нарушение — измена.)
РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
87. * Армия должна быть профессиональной, организованной на контрактных началах.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ
88. * Народное ополчение состоит из боеспособных добровольцев, организованных по территориальному принципу, проходящих ежегодное обучение в течение двух недель. Народные ополченцы за свой счет приобретают любое неавтоматическое стрелковое оружие любого военного калибра. Во время ежегодного обучения и боевых действий ополченцы связаны воинской дисциплиной и подчиняются вооруженным силам.
89. * Ополченцы имеют налоговые льготы, но не получают плату за нахождение в народном ополчении. Другими словами, это бесплатная профессиональная военная подготовка за счет государства. В случае вооруженной агрессии, гражданских беспорядков или стихийных/техногенных катастроф, ополченцы организованно приступают к защите населения на вверенной им территории не дожидаясь приказа.
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
90. * Государственный стандарт должен распространяться только на среднее образование, являться минимальным и необременительным для обеспечения академической свободы школ.
91. * Вузы обладают полной академической свободой. Лицензирование образовательных учреждений запрещается. Аккредитация вузов является необходимой для выдачи дипломов и осуществляется учрежденной законом общественной организацией, независимой от государства, финансируемой в определенном законом порядке за счет средств образовательных организаций. Аккредитация должна исходить исключительно из выявленного качества образования.
92. Вузы проводят выпускные экзамены, которые дают выпускнику право на сдачу квалификационного экзамена.
93. Квалификационные экзамены проводятся единой для каждой профессии негосударственной комиссией, состоящей из представителей профессионального сообщества. Успешная сдача квалификационного экзамена валидирует диплом. Список соответствующих профессий определяется законом.
СВОБОДА СМИ
94. * Средства массовой информации не могу принадлежать государству или контролироваться государством.
95. * Средства массовой информации не могут лицензироваться или цензурироваться государством.
96. * Собственность на средства массовой информации должна быть предметом ужесточенного антимонопольного регулирования.