|
|
|
О низком уровне познавательной деятельности
Салимгерей А.А., Директор Института государства и права КазНУ имени аль-Фараби
Отзыв д.б.н., профессора Иващенко А.Т. Отзыв д.э.н., профессора Казбекова Б.К.
Пунктом 4 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О науке» с учетом последних изменений, установлено, что составы национальных научных советов формируются уполномоченным органом из числа компетентных казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, субъектов частного предпринимательства по предложениям и рекомендациям отраслевых уполномоченных органов, научных организаций, организаций высшего и (или) послевузовского образования и научных общественных объединений и утверждаются Правительством Республики Казахстан. То есть член ННС должен обладать совокупностью знаний, умений и навыков, по содействию эффективного развития научно-исследовательской деятельности в Республике Казахстан.Однако на практике деятельность членов Национального научного совета РК совершенно не соответствует этим требованиям, их компетенция по обладанию знаниями, умениями и навыками полностью носит противоположный характер. Самое главное - это незнание членами ННС элементарных основ научной этики, известных всем ученым и работникам Казахстана, связанных, прежде всего, с таким злободневным вопросом, как плагиат, т.е. заимствование чужих идей, представление чужих работ без указания соответствующих ссылок. Авторская новелла и творческая идея членов ННС заключается в том, что ими создан новый прецедент и новый институт гражданского законодательства Республики Казахстан - «Плагиат на самого себя». Внимательный и понимающий читатель согласится с доводами при условии, если дочитает до конца данный материал, который имеет концептуальное значение для последующего эффективного развития науки Казахстана. В качестве примера можно привести компетенции членов ННС РК по оценке и утверждению грантового проекта «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера» на один календарный год с объемом финансирования 3 миллиона 500 тысяч тенге. Согласно Выписке № 1 из протокола заседания Национального научного совета РК (по приоритетному направлению «Научные основы «Мәңгілік ел») № 9 от 15-23 октября 2020 года было принято решение отклонить научный проект «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера согласно п.п. 4 п.3 раздела 6 Конкурсной документации по научным и (или) научно-техническим проектам на 2020-2022 годы со сроком реализации 12 месяцев. Как отметил председатель ННС Хусаинов Б.Д. в письме от 13 ноября 2020 года (Исх. № 09-10-05/32), научный проект был отклонён на основании факта незаконного заимствования (плагиата) на собственный научный проект на тему: «Трансграничное сотрудничество Республики Казахстан в контексте обеспечения водной безопасности (международно-правовые аспекты) https://is.ncste.kz/object/view/35390» (ИРН: 0215РК02856), где научным руководителем был указан, Салимгерей Арон Аманжолович за 2015 год. Таким образом, ННС отклонил грантовый проект «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера» за факты «нелегального заимствования, плагиата, дублирования темы или содержания объекта» с проекта «Трансграничное сотрудничество Республики Казахстан в контексте обеспечения водной безопасности (международно-правовые аспекты)», в котором автор статьи являлся ответственным за раздел по статусу и режиму Каспийского моря. Во-первых, факт участия автора в ранее профинансированном проекте «Трансграничное сотрудничество Республики Казахстан в контексте обеспечения водной безопасности (международно-правовые аспекты)» не может служить основанием для отклонения проекта. Как будто речь идет о законченном проекте, завершенной научно-исследовательской работе и не это главное. Ведь проект был необоснованно закрыт спустя 7 месяцев после его начала работы и в содержании отчета можно найти законченные научные задачи только на 2015 год, но задачи на 2016 и 2017 годы не были решены, т.к. проект был закрыт. Во-вторых, согласно гражданскому законодательству, автор имеет полное интеллектуальное право на содержание научного проекта, где он был в числе соисполнителей и ответственным за свой раздел по Каспийскому морю в теме: «Трансграничное сотрудничество Республики Казахстан в контексте обеспечения водной безопасности (международно-правовые аспекты) https://is.ncste.kz/object/view/35390» (ИРН: 0215РК02856). В-третьих, о каком плагиате можно писать, когда в 2020 году поставленные задачи в проекте «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера», связаны с крупным международным событием - с заключением на 5-м Саммите прикаспийских государств (в том числе и Казахстана) Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 18 августа 2018 года в Актау. Принятие этой Конвенции не решило многочисленные проблемы, в том числе связанные с неконкретным определением Каспия, что это - море или озеро? А также не четким определением Каспия в статье 1 Конвенции, по которому нельзя ответить, квалифицировать Каспий как море или озеро. В новом исследовании предполагалось, исходя из добытых мной сведений при работе над проектом «Трансграничное сотрудничество Республики Казахстан в контексте обеспечения водной безопасности (международно-правовые аспекты) https://is.ncste.kz/object/view/35390» (ИРН: 0215РК02856), участвовать в решении проблемы: «Каспий - море или озеро», весьма актуальной для Казахстана, поскольку стоит вопрос о возможности выхода республики в мировой океан. Проводя научные правовые заключения для государственных органов страны по участию Казахстана в международных соглашениях по морскому праву, очень часто предпринимается попытка применить их положения на морскую акваторию Каспия. Однако, без общего согласия всех прикаспийских стран нельзя в одностороннем порядке применять нормы международных соглашений на морскую акваторию Каспийского моря. Практически члены ННС обвинили автора статьи в незаконном заимствовании материала у самого себя. То есть суть нарушения моих прав и свобод заключается в том, что члены ННС обвинили меня в незаконном заимствовании моей же собственной работы. По законодательству Республики Казахстан я, как создатель данного научного проекта, обладаю исключительными имущественными правами, то есть, владею, пользуюсь созданным научным проектом. Это значит, никто кроме автора (то есть меня) не имеет права воспроизводить произведение, вводить его в гражданский оборот, прокат, извлекать какую-нибудь иную коммерческую выгоду (статья 16 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года «Об авторских и смежных правах»). А статья 964 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) закрепляет за мной исключительное право использовать объект интеллектуальной собственности (научный проект) любым способом по своему усмотрению. Использование объекта исключительных прав другими лицами допускается с согласия правообладателя либо в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. Таким образом, согласно логике членов ННС, я должен был спрашивать разрешения на использование объекта интеллектуальной собственности в виде научного проекта под номером ИРН: 0215РК02856 у самого себя? В документации в рамках конкурса на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2020-2022 годы со сроком реализации 12 месяцев нет запрета на использование материалов из предыдущих научных проектов, где я являлся научным руководителем. Стоит отметить, что в сфере защиты кандидатских и докторских диссертаций имеется правило, согласно которому диссертант имеет право использовать не более 25 процентов материала из своих предыдущих научных трудов и это называется не плагиат, а самоцитирование. Согласно законодательству Республики Казахстан об авторских и смежных правах, а также общей теории права я не могу нарушить собственные исключительные имущественные права на объект интеллектуальной собственности, то есть я не могу быть в одном лице и нарушителем, и потерпевшим. Таким образом, у меня возникло право интеллектуальной собственности на мой ранее исследованный проект и поэтому я имею полное право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в виде материалов, содержащихся в ранее реализованном проекте (т.е. на основе предыдущего исследования, исследовать проблему «Каспий - море или озеро» с позиции Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 18 августа 2018 года). Далее возникает вопрос о правомерности членов ННС проверять научный проект на факт заимствования. В соответствии с пунктом 21 раздела 3 Положения о национальных научных советах, утверждённого постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года № 519 в задачу ННС входит «оценка научной новизны, научно-технического уровня и перспективности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, согласно подпункту 4) пункта 18 настоящего Положения, производится советами на основании заключения государственной научно-технической экспертизы (далее - ГНТЭ) с учетом соответствия приоритетам социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан.». Согласно подпункту 4 пункта 10 главы 2 Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утверждённых постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 891, в ходе проведения государственной научно-технической экспертизы проверяется факт отсутствия фактов плагиата, дублирования темы или содержания объекта ГНТЭ с ранее или одновременно поданными объектами ГНТЭ. То есть выявление фактов плагиата проводится на стадии проведения государственной научно-технической экспертизы, но, справедливости ради отметим, что определение факта плагиата членами ННС не будет являться нарушением их деятельности. Научный проект соответствовал всем требованиям, предъявляемым к конкурсной документации, а также приоритетному направлению и специализированному научному направлению, по которому был подан научный проект на тему: «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера». Это подтверждается тем, что проект успешно прошёл формальную проверку на соответствие требованиям конкурсной документации, проведенной Национальным центром государственной научно-технической экспертизы и далее государственную научно-техническую экспертизу, где научный проект набрал весьма высокий балл - 32[1]. Решение членов ННС необоснованно, поскольку в заключении Государственной научно-технической экспертизы отмечено, что аргументы заявителя об инновационности исследовательского плана являются обоснованными и достоверными и ожидаемые результаты исследования являются вполне новыми. 03 ноября 2020 года было подано обращение на имя Министра образования и науки Республики Казахстан Аймагамбетова А.К. (Исх № 15-13/1-8-218), в котором были поставлены вопросы - каким образом члены ННС и на основе каких критериев утверждают и отклоняют конкурсные проекты, если они не понимают правовую природу данных направлений и не являются специалистами по данным вопросам, и на каком основании члены ННС отклоняют научный проект, набравший высокий балл в 32? Стоит отметить, что ННС одобрял научные проекты, которые по итогам Государственной научно-технической экспертизы набирали 23, 25, 27 баллов (сайт для ознакомления: https://www.ncste.kz/ru/extracts-nsc). Обстоятельства, на которые я ссылаюсь, заключаются в необоснованном решении об отклонении моего научного проекта по факту плагиата и публикации данного вердикта в глобальной коммуникационной системе (в интернет - сети с открытым доступом). Тем самым члены ННС и АО «НЦГНТИ» МОН РК распространили информацию, порочащую мою честь, достоинство и деловую репутацию, что для ученого, работающего в сфере науки в Институте государства и права более 24 лет, публичное обвинение в плагиате является ужасающим позором. При внесении фамилии Салимгерей в поисковые системы Google, Яндекс всплывает необоснованная информация о плагиате на самого себя (неизвестному институту права интеллектуальной собственности в плагиате на самого себя). Кроме того, решение ННС было опубликовано и размещено на информационном портале с искажением имени моего деда - САЛИСГЕРЕЙ участника второй мировой войны. Интересно и то, что 30 октября 2020 года руководитель отдела департамента науки КазНУ имени аль-Фараби, позвонила в Институт и радостно поздравила весь коллектив Института с одобрением проекта «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера» на один календарный год с объемом финансирования 3 миллиона 500 тысяч тенге и срочно запросила копию одобренного проекта в департамент КазНУ. Однако, спустя несколько суток на интернет-ресурсах АО «НЦГНТЭ» и Комитета науки МОН РК была опубликована информация об отклонении проекта в связи с наличием факта плагиата. Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод: - члены ННС приняли необъективное, необоснованное и противоречащее законодательству Республики Казахстан решение об отклонении научного проекта «Международно-правовые и научные основы по рассмотрению Каспия в качестве моря или пограничного озера» на один календарный год 2021 год с объемом финансирования 3 миллиона 500 тысяч тенге; - Министр образования и науки Республики Казахстан Аймагамбетов А.К. 07 декабря 2020 года ответил, что «в соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «О науке», решения Национальных научных советов подлежат обязательному исполнению уполномоченным органом и отраслевыми уполномоченными органами». На основании вышеизложенного, у Министерства образования и науки РК и Комитета науки нет права аннулировать решения ННС по проекту. Государственная научно-техническая экспертиза научных, научно-технических проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, которая проводится компетентными зарубежными и (или) казахстанскими экспертами. Согласно статье 16 «Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 891, «не допускается оказание давления либо иного воздействия на организатора и эксперта заказчиком, заявителем и иными лицами»; - а если члены ННС по обстоятельствам дела выявляются, как некомпетентные эксперты, то как, с юридической точки зрения, надо решать этот факт? Кроме того, в 2015 году ННС РК утвердил вопиющий факт с чрезмерно-заниженным баллом (6) проект «Международно-правовые и внутригосударственные аспекты в сфере обеспечения продолжительности человеческой жизни». Автор статьи отправил обращение в высшие органы управления страны о необоснованном невероятном занижении баллов проекта и отклонении его ННС, поставив вопрос о дееспособности и необходимости работы ННС для успешного развития науки Казахстана. Первого марта 2021 года был поставлен вопрос о пересмотре отчета Института государства и права «Международно-правовые и внутригосударственные аспекты в сфере обеспечения продолжительности человеческой жизни», однако 1 апреля ННС вынес решение о невозможности рассмотрения проекта, отклоненного в 2015 году. Согласно п.42 ППРК от 19 августа 2019 года № 607 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года № 519 «О национальных научных советах»», Совет принял решение снять с рассмотрения данное обращение, так как Совет «Исследования в области социальных и гуманитарных наук» не является правопреемником Совета принимавшего промежуточный отчет. Напрашивается вопрос, для чего тогда вопрос о пересмотре отчета был внесен в повестку дня. В этом аспекте новый состав ННС РК, отклонивший 19 августа 2021 года рассмотрение отклоненного ранее проекта «Международно-правовые и внутригосударственные аспекты в сфере обеспечения продолжительности человеческой жизни», должен был руководствоваться законодательством страны «О науке». Согласно статье 19 Закона Республики Казахстан «О науке» составы национальных научных советов формируются уполномоченным органом и утверждаются Правительством Республики Казахстан, из чего следует, что МОН РК несет ответственность за такую «продуктивную деятельность» ННС Казахстана и обязано принимать срочные меры для устранения таких последствий. В заключении важно отметить, что МОН РК в лице Комитета науки, должно принять радикальные решения по устранению таких негативных явлений, поскольку они снижают авторитет уполномоченных органов страны, поскольку как можно доверять компетентным ученым, которых подбирают по принципу лучшие из лучших в составы ННС РК для определения победителей конкурсных проектов с бюджетом 28 млрд тенге только по грантовому финансированию; Возможно следует рассмотреть вопрос о возвращении к прежней советской системе по распределению и направлению научных исследований, когда ученые советы вузов и научно-исследовательских институтов сами определяют приоритетные научные исследования. Кроме того, следует обратить внимание еще на один аспект, поскольку имеет место быть нарушение конституционного принципа равноправия, т.е. ГНТЭ и ННС РК по интеллектуальному потенциалу выше нежели Ученые советы ВУЗов и НИИ, если привести и другие аналогичные примеры и насколько для бюджета страны необходима такая надстройка?
[1] На конкурс на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2020-2022 годы со сроком реализации 12 месяцев было подано 509 конкурсных заявок. 340 заявок направлены на государственную научно-техническую экспертизу. На экспертизу ННС поступили 73 заявки, то есть, чуть больше 10 процентов поданных заявок получили минимальный проходной балл (согласно подпункту 13 пункта 2 главы 1 Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 891, пороговый балл ГНТЭ равен 21 единице) // Источник: сайт для ознакомления: https://www.ncste.kz/ru/o-konkursah-na-grantovoye-finansirovanie.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |