|
|
|
Предоставление права
Алмас Жайылган, партнер Нуржан Албанов, старший юрист Дентонс Казахстан
В 2013 г. Правительство РК объявило об отмене моратория на предоставление права недропользования, который действовал в течение нескольких лет. Кроме того, в прошлом году Правительство подготовило проект поправок[1] в Закон о недрах[2], который сейчас находится на рассмотрении Парламента. Ввиду данных обстоятельств в настоящей статье рассматривается действующий порядок предоставления Государством[3] права недропользования, а также предлагаемые поправки в Закон о недрах, подготовленные совместно Министерством нефти и газа (МНГ) и Министерством индустрии и новых технологий (МИНТ). В настоящее время право недропользования может быть предоставлено Государством по результатам конкурса либо на основе прямых переговоров. Ниже приводится краткое описание порядка предоставления права и требований для обоих случаев.
1. Предоставление права недропользования на основе конкурса
Действующее законодательство В качестве общего правила, право недропользования предоставляется на основе конкурса. Перечень участков недр, на которые могут быть предоставлены права на проведение разведки/добычи посредством конкурса, утверждается Правительством. Конкурс может быть объявлен только по участкам, включенным в перечень. Последний перечень, утвержденный Правительством в декабре 2013 г., включает 105 месторождений твердых полезных ископаемых и 3 месторождения углеводородного сырья. Извещение о проведении конкурса и его условия должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан. В извещении должны быть перечислены основные условия конкурса, а также (помимо прочего) минимальные требования к подписному бонусу и казахстанскому содержанию. Заинтересованные лица должны подать заявки на участие в конкурсе в течение срока, который должен быть не менее 1 месяца с даты публикации извещения. Конкурс должен быть проведен не ранее чем через 4 месяца с даты публикации. Лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно уплатить невозвратный взнос и подать заявку на участие. После приема заявки заявитель должен направить конкурсное предложение в определенный срок. Конкурсное предложение должно содержать основную информацию о заявителе, предлагаемом подписном бонусе, документы, подтверждающие возможность исполнения участником конкурса обязательства по выплате заявленного подписного бонуса, информацию о предлагаемом размере расходов на социально-экономическое развитие региона, обязательство по обеспечению занятости и обучению казахстанских кадров, информацию о казахстанском содержании в товарах, работах и услугах, размере расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обязательство по присоединению к Меморандуму о взаимопонимании в отношении реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан, а также копию документа, подтверждающего оплату за приобретение геологической информации. По истечении срока подачи предложений конкурсное предложение не может быть отозвано или изменено. Конкурсная комиссия определяет победителя по следующим критериям: (1) сумма подписного бонуса и (2) предлагаемый размер расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры. Победитель конкурса должен быть определен в течение 15 дней (срок может быть продлен) по истечении срока подачи конкурсных предложений. Протокол с указанием победителя подписывается членами конкурсной комиссии.
Предлагаемые изменения В рамках Предлагаемых изменений предлагается ввести новый порядок предоставления права недропользования, основанный на международном опыте. Новая процедура называется «конкурентные торги»; в целях простоты изложения мы будем называть ее «торги». Предполагается, что предоставление права недропользования на основании торгов станет дополнительной, упрощенной формой конкурса. Из текста концепции Предлагаемых изменений мы делаем вывод, что форма торгов вводится по причине имеющихся недостатков конкурсной процедуры: т.е. длительность общего процесса, отсутствие возможности улучшить конкурсное предложение после его подачи и т.д. Согласно Предлагаемым изменениям, единственным критерием для определения победителя торгов будет сумма подписного бонуса, который может быть увеличен в ходе торгов. Лицо, предложившее наибольший подписной бонус (после трехкратного объявления которого от других участников торгов предложений на его повышение не поступило) выигрывает торги и заключает контракт на недропользование. Предполагается, что все прочие условия будут зафиксированы в объявлении о проведении торгов и автоматически включены в контракт на недропользование, заключаемый с победителем. Согласно Предлагаемым изменениям, любое лицо имеет право принять участие в торгах при условии, что оно: (i) произвело оплату за геологическую информацию и (ii) зарегистрировалось как участник торгов до их начала. Срок подачи заявки на участие в торгах может быть не менее 1 месяца с даты объявления. Торги должны быть проведены не позднее 3 месяцев с даты опубликования их условий. Результаты торгов должны быть объявлены в день их проведения с последующей публикацией в официальном издании на казахском и русском языках, а также на официальном веб-сайте государственного органа, проводившего торги. Вопрос о предоставлении конкретного права недропользования посредством тендера либо торгов будет решаться на основании, помимо прочего, соответствующих перечней, утвержденных Правительством. Предположительно, Правительство будет утверждать перечни месторождений, право на которые будут предоставляться посредством тендера либо торгов. В некоторых случаях, однако, конкретное месторождение будет предоставляться только на основании тендера. Согласно Предлагаемым изменениям, если недропользователь (сделавший коммерческое обнаружение в процессе выполнения контракта на разведку и имеющий, соответственно, исключительное право на начало добычи) и МНГ/МИНТ не заключают контракт на добычу по вине недропользователя, недропользователь теряет исключительное право, а соответствующее месторождение предлагается другим лицам посредством тендера или прямых переговоров (если применимо).
2. Предоставление права недропользования на основе прямых переговоров
Действующее законодательство В настоящее время на основании прямых переговоров могут быть заключены только следующие виды контрактов: · на проведение операций по добыче с лицом, имеющим исключительное право на получение права на добычу в связи с коммерческим обнаружением на основании контракта на разведку; · на проведение операций по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей; · на проведение операций по разведке и (или) добыче с национальной компанией; · на проведение операций по разведке и (или) добыче с субъектами индустриально-инновационной деятельности; · контракты с единственным участником конкурса, если повторный конкурс на предоставление права на разведку и (или) добычу признан несостоявшимся по причине наличия только одного не отклоненного конкурсного предложения; · на проведение операций по добыче подземных вод с объемом свыше 2 000 кубических метров в сутки в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, МНГ/МИНТ определяет перечень месторождений, по которым право недропользования может быть предоставлено на основании прямых переговоров. Прямые переговоры проводятся специально созданными рабочими группами МНГ/МИНТ. В соответствии с Законом о недрах, лицо, заинтересованное в проведении прямых переговоров, должно направить заявку в МНГ/МИНТ в установленном законодательством порядке. МНГ/МИНТ должно предоставить ответ в течение 2 месяцев. В случае положительного ответа прямые переговоры проводятся в течение 2 месяцев с даты направления заявки. При необходимости срок может быть продлен МНГ/МИНТ. Результаты прямых переговоров зависят от того, представил ли заявитель доказательства своей возможности исполнить обязательства по контракту на недропользование. Решение должно быть задокументировано в протоколе прямых переговоров, подписанном членами рабочей группы. После этого МНГ/МИНТ обязано уведомить заявителя о результатах прямых переговоров в течение 10 дней. МНГ/МИНТ и заявитель заключают контракт на недропользование в общем порядке, установленном Законом о недрах. Условия, предложенные заявителем в заявке, должны быть отражены в контракте на недропользование.
Предлагаемые изменения В проекте поправок рекомендуется предусмотреть возможность предоставления права на разведку в упрощенном порядке («Упрощенный порядок»). С нашей точки зрения, Упрощенный порядок - одно из важнейших новшеств в Предлагаемых изменениях, направленное на стимулирование операций по разведке в Казахстане. Предлагается, чтобы Правительство утвердило перечень участков недр, по которым право на разведку будет предоставляться в Упрощенном порядке. После утверждения такого перечня МНГ/МИНТ объявит о приеме заявок на данные участки. Любое лицо, получающее геологическую информацию по данным участкам, вправе подать заявку в МНГ/МИНТ о проведении прямых переговоров. Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. После принятия заявки заявитель и компетентный орган начинают прямые переговоры в течение 10 рабочих дней (с возможностью продления указанного периода). В Предлагаемых изменениях приводится исчерпывающий список оснований для отклонения заявки, в т.ч.: · запрашиваемый участок выходит за границы участка недр, по которому была приобретена геологическая информация; · запрашиваемый участок превышает ограничения по размеру, установленные Правительством РК; · МНГ/МИНТ имело негативный опыт работы с заявителем (в частности, если в течение последних трех лет МНГ/МИНТ в одностороннем порядке был расторгнут контракт на недропользование на запрашиваемом участке или его части с заявителем или его аффилированным лицом); · весь или часть запрашиваемого участка находятся в пользовании у другого недропользователя, или МНГ/МИНТ уже получило другую заявку на тот же участок; · в результате предоставления права недропользования заявителю будет нарушено требование по обеспечению национальной безопасности РК, в том числе в случае концентрации прав в рамках контракта на недропользование и (или) концентрации прав на участок недр; · имеются доказательства предоставления государственными должностными лицами незаконных преимуществ определенному заявителю по отношению к другим заявителям. Согласно Предлагаемым изменениям, право на разведку должно предоставляться в Упрощенном порядке по принципу «первый пришел - первый получил». Кроме случаев, когда заявка отклоняется по одному из приведенных выше оснований, заявитель, первый подавший надлежащим образом оформленную заявку, должен получить право на разведку на указанном участке. В результате переговоров стороны заключают типовой[4] контракт на разведку, который будет включать: · обязательство по уплате подписного бонуса в размере стартового, установленного Налоговым кодексом РК; · обязательство по уплате арендной платы за предоставляемую в недропользование территорию с ежегодно возрастающими ставками. Также в Предлагаемых изменениях предлагается освободить недропользователей, заключающих контракт на разведку в Упрощенном порядке, от требования инвестировать в социально-экономическое развитие региона и его инфраструктуры, а также от требований по казахстанскому содержанию.
Как говорилось выше, в настоящее время право недропользования может быть предоставлено только на основании конкурса или - в ограниченных случаях - прямых переговоров. В случае принятия Предлагаемых изменений будут расширены способы направления заявок и получения права недропользования. Мы считаем, что это будет стимулировать увеличение операций по разведке и рост инвестиций в нефтегазовые и горнодобывающие проекты в Казахстане. Кроме того, помимо введения новых упрощенных способов предоставления права недропользования, в случае принятия Предлагаемых изменений будут устранены некоторые противоречия и неясности, присутствующие в действующей редакции Закона о недрах.
[1]Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» по состоянию на 6 ноября 2013 г. («Предлагаемые изменения»). [2]Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 г. (с изменениями и дополнениями; «Закон о недрах»). [3] Право недропользования возникает в результате одного из следующих обстоятельств: 1) предоставления права Государством; 2) передачи права действующим недропользователем; 3) передачи права в результате правопреемства. [4] Предположительно Правительство утвердит новый типовой контракт на разведку, который будет заключаться с лицом, получившим право недропользования в Упрощенном порядке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |