|
|
|
23.06.2025 Апгрейд «криминологического законодательства» для защиты законных интересов
Канатов Алмас К., к.ю.н., асс.профессор исполнительный директор Института парламентаризма e-mail: kahatov_76@mail.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДХОДА В известном смысле, криминология - учение о преступности (и методах её предупреждения), если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen - преступление, logos - учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Конечно, во-первых, криминология не «меганаука», способная давать универсальные рекомендации на все случаи жизни, во-вторых, криминология имеет свой угол зрения, решая проблему борьбы с преступностью в конкретных условиях места и времени. Практически криминолог всегда оказывается в положении критика, указывающего обществу на его социальные язвы и просчеты в социальном управлении, ибо не достижения человечества и не положительные моменты порождают преступность. Но без его рекомендаций нельзя устранить то отрицательное, что стоит за преступностью и нередко просматривается только при взгляде на общество через призму преступности. Учет криминологических рекомендаций - важный шаг на пути научно обоснованного, прогрессивного преобразования общественных отношений без крови и катаклизмов. Порицать криминолога только за то, что он говорит о социальных просчетах, но не достижениях, - это все равно, что ругать врача, который говорит больному о характере его заболевания, причинах болезни и путях ее лечения, но не хвалит внешние данные пациента, его воспитанность и другие положительные качества.
К ЗАКОНОПРОЕКТУ «О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ» Как известно, в 80-е годы профилактика преступности была настолько актуальна, что некоторые ученые стали считать необходимым принятие закона о профилактики. Затем профилактика преступлений неоправданно ушла на второй план и постепенно стала забываться. В настоящее время в Казахстане проведён анализ пула законодательных актов, направленных на предупреждение противоправного поведения. В итоге это позволило путём инкорпорации оптимизировать законодательные начала в этой области. Это коснулось действующих Законов: а) Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы от 1996 года; б) Об участии граждан в обеспечении общественного порядка от 2004 года; в) О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждении детской безнадзорности и беспризорности от 2004 года; г) О профилактике бытового насилия от 2009 года; д) О профилактике правонарушений от 2010 года. Указанные Законы являются по своей природе криминологическими законами. В целях устранения возможности для неоднозначных трактовок законов, исключения их дублирование, обеспечения стабильность законов и в то же время их предсказуемости изменений и нововведений в законодательстве, необходим единый, актуализированный подход к профилактике правонарушений. Необходимо законодательно переориентировать действующее (новое) законодательство по профилактике правонарушений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: 1. Подтверждается (количественно и качественно) необходимость всестороннего криминологического исследования преступных и «фоновых» (около преступных) явлений и выработке на этой основе уголовной политики государства. В связи с этим возрастает роль криминологии в формировании уголовной политики государства. Видится необходимым учёт и реализация на практике теоретических положений и идей криминологов в сфере борьбы с преступностью и, в особенности, в сфере предупреждения преступности. 2. Точное определение терминологии, определяющей собой конкретную форму непременное условие четкости в решении проблемы борьбы с преступностью. Упорядочение понятийного аппарата: уголовная политика, борьба с преступностью, контроль над преступностью, противодействие преступности, предупреждение (упреждение), профилактика преступности, война с преступностью, превенция, предостережение (ближе к науке виктимологии) и другие, является неотъемлемой частью разработки концепции борьбы с преступностью, соответственно, имеет не только научное, но и важное практическое значение. Например, в законопроекте не встречается термин «превенция». В правоприменительной практике Казахстана данный инструмент «застолбила» за собой Антикоррупционная служба, реализующая метод превенции постоянно. Обратите на это внимание. В Конституционном законе «О прокуратуре» не встречается термин «профилактика», но есть «предупреждение». В Конституционном законе «Об УПЧ в РК» достаточно системно применяется инструмент профилактики - НПМ. В Законопроекте об этом ни слова. 3. Участие граждан в борьбе с преступностью в кримино-аксеологической иерархии задач по предупреждению преступлений обнажает проблему жертв преступлений. В законопроекте термин (суть и наполнение явления) жертва подменяется узкопрактическим определением потерпевший. Необходимо ли (проведение работы) корреляция с Законом «О фонде компенсации потерпевшим»? Мы всё знаем О ПРАВОНАРУШИТЕЛЕ (ПРЕСТУПНИКЕ), почти ничего неизвестно О ЖЕРТВЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Тут самый важный вопрос: Так ли важно жертве уголовного правонарушения раскрытие преступления либо уголовного проступка без решения проблемы возмещения причиненного морального, физического или имущественного вреда? Эта проблема, в первую очередь, касается вопроса формирования государственной правовой статистики. 4. Предлагаем в рамках законопроекта «О профилактике правонарушений» рассмотреть и внедрить такой инструмент, как криминологическая экспертиза. Уполномоченным органом определить Генеральную прокуратуру РК, как координатора деятельности правоохранительных и иных государственных органов в защите прав и свобод человека и гражданина, укреплении законности и правопорядка, а также в борьбе с преступностью. Институционализация криминологической экспертизы помогает строить правовое государство и повышать правовую культуру, не допуская правового нигилизма. Главный эффект криминологической экспертизы - это ex ante устранение причин и условий преступности, заложенных в законодательстве. Своевременное выявление и закрытие законодательных уязвимостей снижает возможности для преступников, а значит, приводит к сокращению преступности и числа жертв. Практическая эффективность проявляется, во-первых, в качестве законодательства. Законы, прошедшие криминологическую экспертизу, более продуманы: в них меньше внутренних противоречий, пробелов, они лучше согласованы с другими актами, учитывают реальные криминальные угрозы. Повышение качества законов прямо влияет на состояние преступности, поскольку закон становится эффективным инструментом правоприменения. Во-вторых, эффективность проявляется в снижении затрат на борьбу с преступностью в будущем. Профилактика всегда экономичнее, чем реагирование. Таким образом, криминологическая экспертиза - это инвестиция в «безопасное от преступного» законодательство. Crime proofing экономит ресурсы правоохранительных органов, позволяя «не строить бюрократические барьеры, не оценив эффект законов». В-третьих, существуют качественные примеры предотвращенных негативных последствий. 5. Необходимо, параллельно Закону «О профилактике правонарушений», актуализировать Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно нумерации в Законе 26 статей, который дополнен статьёй 14-1. В итоге фактическое количество статей - 27. Изменения и дополнения внесены в 24 из 27 статей, т.е. в 88% норм анализируемого Закона. И это только количественный показатель. Что касается качественного показателя, то отметим, что с момента принятия (действия) анализируемого Закона (с 15 сентября 1994 года) изменения и дополнения в него вносились 39-ми различными Законами, в которых, подверглись коррекции 112 статей в более чем 230 пунктах. В этой связи следует руководствоваться п.9 статьи 26 Закона РК «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года, который обязывает: «При внесении изменений и (или) дополнений в текст нормативного правового акта в объеме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция». Это единственный Закон «антикриминального цикла» принятый не на основе действующей Конституции 1995 года.
P.S. Профессор Лунеев В.В. отмечал: «Общеизвестно, что содержание законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, должно отражать криминальные реалии страны. Разработка права, особенно уголовного, - искусство. И это искусство, особенно в фундаментальной юридической науке криминального цикла, базируется на данных социологии, статистики и математики, анализе криминологически значимых реалий, политических, социальных, экономических, социально-психологических и уголовно-правовых. А этого-то до сих пор нет и не предвидится, хотя определенная научная, статистическая, социологическая и правовая база для этого уже существует. Преступность растет количественно и изощряется качественно. Между растущей преступностью и ее социально-правовым контролем непрерывно растут «ножницы», и это пространство практически нечем заполнить. Как жестокость уголовного наказания, так и его либеральность непродуктивны. Требуются новые подходы, в том числе и в нашей стране, которые не разрабатываются и на них нет государственного заказа. Эффективность борьбы с преступностью остается на самом низком уровне». Таким образом, следует вести именно борьбу с преступностью в полном ее объеме.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |