|
|
|
Международная и казахстанская практики налогового стимулирования бизнеса в условиях пандемии COVID-19 (сравнительный анализ)
Айдар Масатбаев дипломированный налоговый эксперт LLM, юридический консультант «Палата профессиональных юридических консультантов» Член ОО «Палата налоговых консультантов»
Анализируя инициативы власти обеспечить социальное спокойствие в казахстанском обществе, отдельной строкой читаются гарантии защиты, направленные в адрес работников. В частности, Первый президент в своем обращении 20 марта т.г. сообщил: «Полагаю, что владельцы компаний могут и должны финансово и морально поддержать людей, которые изо дня в день работают с ними. К примеру, оплатить нахождение людей во временных вынужденных отпусках либо ввести в практику укороченные рабочие графики. Призываю представителей отечественного бизнеса не увольнять наемных работников. Сохранив рабочие места, вы проявите свою солидарность с обществом.» [1] Сам Глава государства в своем специальном обращении[2] также кратко отметил: «Это серьезная гарантия сохранения стабильности нашей экономики и выполнения социальных обязательств государства. Мы переориентируем бюджетные расходы на те направления, которые дадут максимальный эффект для обеспечения занятости и бизнеса. На поддержание отечественных предпринимателей и создание новых рабочих мест будет выделено не менее 300 млрд тенге. Нельзя допустить снижение уровня кредитования бизнеса. Для наполнения внутреннего рынка и стимулирования производства будет увеличено финансирование программы «Экономика простых вещей». Однако, в деле налогового стимулирования уполномоченный орган на 19 марта, согласно официальной странице в Facebook ограничился лишь следующими мерами[3]: «В связи с введением чрезвычайного положения в Казахстане, Комитет государственных доходов МФ РК окажет государственную поддержку субъектам бизнеса. Действующим налоговым законодательством предусмотрены различные меры поддержки, такие как инвестиционные налоговые преференции, специальные экономические зоны специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства и агропромышленного комплекса с пониженными ставками налогов. Так, по итогам 2018 года предоставлено освобождений по налогам на сумму 4,5 трлн тенге, аналогичная сумма будет и за 2019 год. С 1 января 2020 года на 3 года введено освобождение от уплаты налогов на доходы субъектов микро- и малого бизнеса, осуществляющих расчеты с бюджетом на основе специальных налоговых режимов. Введен мораторий на проверки этих же субъектов бизнеса. Вместе с тем, учитывая введение чрезвычайного положения, с целью минимизации контактов принято решение о предоставлении отсрочки на 30 календарных дней на декларации юридических и физических лиц, срок представления которых приходится на период действия чрезвычайного положения. Также Налоговым кодексом предусмотрено получение отсрочки по задолженности и приостановление начисления пени при чрезвычайном положении. Однако для получения отсрочки необходимо наличие залогов или банковской гарантии. В связи с этим рассматривается механизм, который упростит получение отсрочки на период действия чрезвычайного положения и позволит не начислять пени на возникающие налоговые обязательства. В части администрирования на период чрезвычайного положения будет приостановлено направление уведомлений по результатам камерального контроля, минимизировано количество налоговых и таможенных проверок с выездом на объекты, вопросы административной ответственности будут рассмотрены после окончания сроков чрезвычайного положения. Другие меры поддержки не рассматриваются. По налогам, возникающим с фонда заработной платы, необходимо отметить, что по заработной плате, выплаченной в марте месяце, налог надо оплатить до 25 апреля. Если, соответственно, заработная плата не начисляется и не выплачивается, налоговые обязательства не возникают. Таким образом, срок представления налоговой отчетности за 2019 год продлен на 30 календарных дней, т.е. до 30 апреля 2020 года, при условии ее представления в электронном виде. Соответственно, декларации, представленные до 30 апреля 2020 года, будут считаться представленными своевременно. Данное продление распространяется на представление следующих форм налоговой отчетности за 2019 год - 100.00, 110.00, 150.00, 220.00, 230.00, 240.00, 700.00, 860.00, 870.00, 871.00, 920.00 Вне зависимости от степени риска компании, абсолютно всем компаниям продлили срок сдачи налоговой отчетности без подачи заявления.». При этом предоставлена отсрочка только в отношении предоставления налоговой отчетности, налоговые платежи должны быть осуществлены своевременно, что существенных послаблений на наш взгляд не содержит. Позднее, Правительство принимает Постановление «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» (далее по тексту «Постановление Правительства»), согласно пункта 2 которого на период до 31 декабря 2020 года включительно введен поправочный коэффициент «0» к ставкам: 1) налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям; 2) земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции; 3) индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения. Согласно пункта 4 Постановления Правительства для налогоплательщиков, указанных в подпунктах 1) (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям) и 2) (плательщики земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции) пункта 2 данного Постановления по всем налогам приостановить начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2020 года и перенести сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2020 года. Вместе с тем, указанные меры носят осторожный характер на наш взгляд и не в полной мере смогут обеспечить просьбу государства не расторгать трудовые отношения с работниками. Хотелось бы обратиться к международному опыту.
Итальянский Указ - Закон за № 18 от 17 марта 2020 года (Cura-Italia)[4]. Для работников физических лиц, итальянский законодатель предусмотрел отсрочку от выплат индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, всех социальных отчислений, а также предоставление налоговой отчетности до 31 мая 2020 года. Для самозанятых предусматривается освобождение от подоходного налога, на сумму, равную 60% от суммы выплаченных арендных платежей (tax credit). Кроме того, самозанятые итальянцы могут рассчитывать на освобождение от подоходного налога на сумму равную 50 % об оплаченных ими услуг по уборке и очистке своих офисов, но не более суммы в 20 000 ЕВРО. Для бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) кроме мягких кредитов, для определенной категории предусмотрена отсрочка уплаты НДС начиная с марта 2020 года. В частности, отсрочкой по уплате НДС до 31 мая 2020 года, могут воспользоваться предприниматели, осуществляющие бизнес в областях туризма и обеспечения путешествий, спортивные клубы и ассоциации, бизнес связанный с театрами, кинотеатрами, ставки и казино, организация досуга и ивентов, рестораны, пабы и пекарни, детские сады, предприниматели занятые в обеспечении работы метро, включая бизнес, осуществляемый на станциях метро. Данные послабления предусмотрены для налогоплательщиков, которые: Имеют налоговое резидентство в Италии; Годовой оборот не превышает двух миллионов евро за 2019 год.
Специальные положения Министерства Финансов Австрии (BMF-Info - IV (IV) GZ.2020-0.178.784)[5] Предприниматели могут рассчитывать на бессрочную отсрочку по оплате НДС, авансовых платежей по корпоративному налогу за 2020 год и зарплатных налогов до завершения пандемии в Австрии при условии, если докажут, что пандемия коронавируса негативно повлияла на их бизнес: например, введения карантина, закрытие образовательных институтов, ограничение пребывания на открытом воздухе, подтверждение может служить отмена спортивных и культурных мероприятий, нарушение сроков поставки были вызваны изменением поведения контрагентов, связанных с пандемией. Предприниматель также сможет претендовать на неприменение к нему положений о принудительном исполнении налоговых обязательств, начислении пени и штрафов за несвоевременное исполнение налогового обязательства при соответствующем обращении в свой налоговый орган с приложением документов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик столкнулся с последствиями пандемии.
Великобританские налоговые меры стимулирования[6]. Канцлер Казначейства Её Величества Королевы Великобритании и Северной Ирландии Риши Сунак 17 марта 2020 года огласил перечень поддержки бизнес общества, из них налоговыми стимулами являются: 1. Отсрочка НДС для всего бизнеса Великобритании с 20 марта по 30 июня 2020; 2. Все самозанятые освобождаются от подоходного налога до 31 января 2021; 3. Предприниматели, вовлеченные в ресторанный бизнес, кафе, кинотеатры, отельный бизнес и кейтеринг будут платить подоходный налог по специальным сниженным ставкам. К сведению, другие меры принимаемые правительством этой страны: 1. Правительство Великобритании намерено возмещать 80 % заработной платы сотрудников (макс. 2 500 GBP) отправленных в вынужденный отпуск или находящиеся в простое; 2. Возмещение больничных расходов работодателя (малый бизнес до 250 сотрудников) за сотрудника в течение 14 дней; 3. Специальные схемы микро-займов.
Налоговое стимулирование Нидерландов[7]. Голландская Налоговая и Таможенная Администрация предпочла точечный подход. В частности, она разрешает отсрочку налогов включая зарплатных налогов, НДС как минимум на три месяца, однако, предприниматель может попросить отсрочку не неопределенный период, до завершения пандемии, но в таком случае, налоговый орган вправе потребовать дополнительных документов. Ставка пени с 4% снижается до 0,1 % от просроченной суммы налога, начиная с 23 марта 2020 года.
Налоговое стимулирование Правительства Хорватии[8] Налоговые службы Хорватии позволят отсрочить или оплатить в рассрочку всех налоговых платежей, социальных отчислений, обязательных неналоговых платежей за следующие шесть месяцев, которые могут быть оплачены в течение последующих 24 месяцев (!), при этом самозанятые освобождаются от подоходного налога на весь период пандемии.
Рекомендации ОЭСР[9] По сведениям Российского центра компетенций и анализа стандарто ОЭСР сообщило «ОЭСР направила делегатам Инклюзивной основы BEPS предложения по мерам налоговой политики и налогового администрирования в условиях пандемии Covid-19. ОЭСР отмечает, что выявленные случаи Covid-19 быстро растут во многих странах. Это влечет за собой серьезные негативные последствия для здоровья людей и роста смертности. Для борьбы с распространением вируса страны вводят беспрецедентные меры. В результате чего во многих странах существенно снизилась экономическая активность. Перед лицом этого кризиса первоочередной задачей является быстрое реагирование, чтобы максимально сохранить производственный потенциал экономик, избегая разрушения экономической базы. В ответ на эту чрезвычайную ситуацию правительства могут рассмотреть ряд мер налоговой политики, а также ответные меры в рамках налогового администрирования. ОЭСР предлагает следующие меры: Корректировка требуемых авансовых платежей на основе пересмотра ожидаемых налоговых обязательств, которые более точно соответствуют вероятным обязательстам налогоплательщика по окончательному налогу, принимая во внимание ожидаемое влияние сложившейся ситуации на коммерческий оборот (вместо принятия во внимание прошлогодних продаж или прибыли). Отмена или отсрочка отчислений работодателей и самозанятых на социальное обеспечение, а также на налоги, связанные с заработной платой. Данное предложение особенно актуально для отраслей, которые понесли значительные экономические последствия в результате введенных ограничений. Охватываемые сектора могут быть расширены по мере того, как экономические последствия станут более широко распространенными. Отсрочка уплаты НДС, таможенных или акцизных сборов за импортные товары (например, продукты питания, лекарства, средства производства), предотвращение злоупотреблений путем эффективного администрирования. Ускорение возврата избыточного входного НДС, сопровождаемое целенаправленными мерами по ограничению рисков мошенничества. Отсрочка или отказ от налогов, которые взимаются с налоговой базы, которая не зависит от непосредственного экономического цикла, например, текущие налоги на имущество предприятий или налоги с оборота предприятий. Корректировка положений, связанных с переносом убытков на следующие налоговые периоды. Превращение переноса убытков на следующие налоговые периоды в перенос убытков на прошедшие периоды, когда компании могут выбрать единовременный денежный платеж, равный накопленным налоговым убыткам, умноженным на установленную ставку корпоративного подоходного налога. Освобождение от налогов сверхурочной работы в здравоохранении и других секторах, связанных с чрезвычайными ситуациями. Чтобы вознаграждать людей за работу в течение дополнительного времени и в потенциально опасных условиях, правительства могли бы частично обеспечить освобождение трудовых доходов от подоходного налогообложения и отчислений на социальное обеспечение. Создание возможности для работников получать частичную выплату пособий по безработице или другие формы частичного замещения дохода, снижая экономическую необходимость для работодателей прибегать к увольнениям. Временное предоставление расширенных социальных пособий лицам и работникам, которые обычно не имеют права на такие выплаты (более широкий доступ к пособиям по безработице, отпуску по болезни или семейному отпуску, в т.ч. для самозанятых; увеличение стандартных денежных пособий, чтобы компенсировать краткосрочные последствия для домохозяйств с низким уровнем дохода). В части налогового администрирования ОЭСР считает возможным рассмотреть ряд мер, чтобы помочь налогоплательщикам. Среди них: предоставление дополнительного времени для подачи налоговых деклараций и выплаты налоговых платежей налогоплательщиками, затронутыми Covid-19, отказ от штрафов и пени за просрочку, сокращение числа проверок, расширение взаимодействия по цифровым каналам связи и др. Представляется, что в перспективе налоговые меры, направленные на минимизацию негативных последствий Covid-19, должны быть расширены». В итоге анализируя приведенные меры налогового стимулирования можно отметить три основных направления, как правительства стремятся стимулировать свой бизнес сектор через налоги: Зарплатные налоги - правительства считают возможным либо их отмену, либо рассрочку; НДС - иностранные власти видят выход в его рассрочке либо в установлении специальной временной пониженной ставки, а часто и рассрочка и специальная ставка используются сразу. Отдельной строкой для Казахстана, автор статьи рекомендует пересмотреть процедуру возврата НДС, как стимула экпортной составляющей экономики Казахстана; Налоги с твердой налоговой базой (налог на имущетство, налог на землю) -при падении спроса на оказываемые работы и услуги и продаваемые товары - становятся особенно болезненными для казахстанского да и не только бизнеса.
В Казахстане вопрос выплаты зарплатного индивидуального подоходного налога (ИПН) и сопутствующих обязательных неналоговых платежей даже и предшествующие началу пандемии стоял крайне остро[10]. Вот простая арифметика налоговых и околоналоговых обязательств, возникающих при выплате в Казахстане заработной платы в сумме 100 000 тенге на руки:
(119 537 тенге (оклад) - (11 954 тенге ОПВ 10%) - 42500 тенге (необлагаемый МЗП)) - ИПН (10%) = 100 000 тенге.
В итоге, формально работник платит 19% от оклада при налогообложении (ОПВ + ИПН) = 19 537 тенге. Работодатель, кроме своей обязанности удержать указанные платежи у источника выплаты обязан из своих собственных средств оплатить следующие обязательства: Социальный налог - 6 342 тенге; Социальные отчисления - 3 765 тенге; Обязательные социальные медицинские отчисления (ОСМС) - 2 391 тенге. В итоге сумма всех налоговых и окологоналоговых обязательств для выплаты «чистыми» 100 000 тенге составит 32 035 тенге. Итого ставка содержания сотрудника с заработной платой на руки в 100 000 тенге, работодатель и работник (хотя по факту платит только работодатель) платят 32 035 тенге или 32 % (эффективная ставка налоговых и околоналоговых потерь для работодателя). Анализируя меры изложенные в Постановлении Правительства, можно смело утверждать, что оно не раскрыло весь свой потенциал, учтены положения торгово-развлекательных центров («ТРЦ») как владельцев недвижимости и следовательно плательщиков налога на имущество (налог с твердой налоговой базой), при этом, надо отметить, что к этой категории Постановление Правительство отнесло и театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, при этом, очевидно, что последних объектов по сравнению с ТРЦ по республике в разы меньше. Предположительно лобби ТРЦ в текущей редакции Постановления Правительства смогло отразить свои интересы. Однако интересы всего предпринимательского сектора, которого Первый президент и Глава Государства призвали не увольнять своих сотрудников Постановлением Правительства все же учтены не были. В связи с чем, предлагается следующая инициатива: В отношении НДС для налогоплательщиков, отвечающим критериям «сабстанса» (или без такового): - снизить ставку НДС до 6-7 %; Указанный критерий «сабстанса» может включать в себя следующие требования: - средний коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год по отрасли; - Наличие в штате более трех сотрудников; - Налогоплательщик зарегистрирован и осуществляет свой бизнес в городах, областях, где объявлен карантин. В отношении зарплатного ИПН и околоналоговых обязательных отчислений и платежей установить ставки «0», однако, разумным будет оставить обязательство по уплате ОСМС в силу их медицинской, а, следовательно, актуальной для условия пандемии направленности. Другими словами, установить ставку «0» на ОПВ, зарплатный ИПН, Социальный налог и социальные отчисления на время карантина. В качестве компромисса, возможно предложить Правительству рассрочку данных обязательств на срок до 24 месяцев, начинающийся сразу за окончанием пандемии. Неоспоримо, что принятие мер налогового стимулирования в части налогов с твердой налоговой базой будет ощутимо, однако, не направлено в пользу всех налогоплательщиков, поэтому скорейшая корректировка НДС и зарплатных обязательств, поможет хозяйствующим субъектам сохранить рабочие места и избежать социальной напряженности в Казахстане.
[1] https://elbasy.kz/ru/news/2020-03/obraschenie-pervogo-prezidenta-respubliki-kazakhstan-elbasy-nursultana-nazarbaeva-k [2] https://www.facebook.com/AkordaPress/videos/1512717622218855/ [3] https://www.facebook.com/kgd.gov.kz/posts/2619548791600744 [5] https://www.crowe-vanas.at/tax-news-en [6] https://www.gov.uk/government/publications/guidance-to-employers-and-businesses-about-covid-19/covid-19-support-for-businesses [7]https://www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/nl/ondernemers/content/coronavirus-belastingmaatregelen-om-ondernemers-te-helpen?fbclid=IwAR0lXNT_5To-R2KSeYXdpxa5wfd2Ifr1FCxgketfsyil37N8GMahRVlaoY8 [8]https://www.crowe.com/hr/news/special-regulations-concerning-the-coronavirus-epidemic?fbclid=IwAR212SisKkTwk8TGKTssAL4J3YBWULvJjmBboBCnjSElWQtA0FNoMf4MefY [9] https://oecd-russia.org/news/kak-byt-s-nalogami-pri-pandemii-.html?fbclid=IwAR3agLyqpPFQKM_6j8zdRnEthGAtj6CxjtKwzvENhfZxl9G0_uF6eny6TkE [10] https://youtu.be/e3Kqbwaym54
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |