|
|
|
Статистический анализ
Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан Омарова Н.Н.
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из важных секторов экономики, который через формирование продовольственной безопасности страны участвует в обеспечении национальной безопасности страны. АПК Республики Казахстан имеет перспективы для дальнейшего развития: существуют рынки сбыта, пашни, есть перспективы развития орошаемых земель, усиливаются экспортные позиции масличного, мясного секторов, а по зерну и муке Казахстан в кратчайшие сроки вошел в число крупнейших стран-экспортеров в мире. Таким образом, улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для страны. В этих целях государство принимает различные меры по обеспечению безопасности пищевой продукции, предусматривая ответственность производителей за обеспечение безопасности своей продукции. Так, были приняты следующие стратегические программы: 1. «Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы» (Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 423). Данная Госпрограмма направлена на повышение производительности труда в АПК и увеличение экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции. 2. Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2018 года № 522). Согласно госпрограмме одним из видов консультационных услуг по вопросам менеджмента качества является внедрение систем безопасности пищевых продуктов. Особенностью современной системы законодательства является ее постоянное развитие и видоизменение, что приводит к осложнению ее структуры. При этом каждая структурная часть такой системы, в том числе и отдельный законодательный акт, имеет свой темп и скорость развития. Поэтому для выявления закономерностей эволюции системы законодательства целесообразно проведение исследований не только с использованием экспертных оценок, но и статистических методов. Так, статистические методы исследования предоставляют сведения о динамике изменений и анализе стабильности закона. Полученные результаты статистического анализа позволяют провести ретроспективный анализ и оценку законодательных актов, в том числе его отдельных положений в рамках исследований, посвященных эффективности законодательных актов, которые в свою очередь используются при проведении правового мониторинга и законотворческой деятельности. В качестве объекта статистического анализа в рамках настоящей работы выступает Закон Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции» (далее - Закон).
1. Общие положения
Закон был принят 21 июля 2007 года. Статистический анализ Закона показывает, что с момента его принятия (за период 133 месяцев) были внесены изменения и дополнения 15 законами (Таблица 1, Диаграмма 1).[1]
Таблица 1
В Диаграмме 1 представлены данные, в какой год (по горизонтали), каким количеством законов (по вертикали) были внесены изменения и дополнения.
Диаграмма 1
Период стабильности по Закону в минимальном значении составляет 4 дня, в максимальном - 2 года, 1 месяц и 3 дня. Значение периода стабильности Закона равное 4 означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Закон, более 24 часов. То есть, за четыре дня двумя законами были внесены поправки. Период стабильности Закона до «1 месяца» приходится на 2011 год. Максимальный период стабильности 2 года, 1 месяц и 3 дня означает, что наибольший период времени между двумя изменениями и дополнениями в Закон равен 2 годам, 1 месяцу и 3 дням. Так, редакция Закона обновилась дважды за неделю в минимальном значении 4 дня в 2011 году. Детальные данные по периодам стабильности Закона представлены в Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Следует отметить, что анализируемый Закон был принят в 2007 году. Сначала действия Закона с 2007-2008, а также в 2010, 2017 гг. изменения и дополнения в Закон не вносились (первые поправки внесены в 2009 году). Необходимо отметить, что из 15 законов только 7 (46%) посвящены исключительно вопросам совершенствования законодательства в сфере пищевой продукции (Таблица 2). Следовательно, 8 или 54% законов, внесших изменения и дополнения в закон, не были прямо связаны с пищевой продукцией (столбец 4 Таблицы 2). Однако именно эта категория законов является преобладающей.
Таблица 2
Как показывает статистический анализ Закон был изменен и дополнен самым большим количеством законов в 2011 году (см. строку 5, графа «2011 год» Таблицы 2). В этот период наблюдалась законотворческая активность, связанная с вопросами государственного управления и предпринимательства. Примечательно, что в 2011 - 2014 года, законы, направленные на совершенствование сферы безопасности пищевой продукции не принимались.
2. Постатейный анализ
В рамках проведенного анализа Закона были выявлены статьи, которые часто подвергались поправкам. Соответствующие данные приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Как видно из представленной в таблице информации, основные статьи, подвергшиеся изменениям, касаются полномочий Правительства и уполномоченного органа в области безопасности пищевой продукции. Данные поправки связаны с изменениями в законодательстве в сферах по вопросам государственного контроля и надзора, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования разрешительной системы, производства органической продукции и развития агропромышленного комплекса.
3. Стабильность Закона
В рамках исследования для Закона был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 4). Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, (Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:
Кстаб.=Т/А Таблица 4
Согласно представленной таблице, среднее значение стабильности Закона [2] составляет 8,8. Это означает, что изменения в Закон принимались в среднем каждые 8 месяцев.
Нестабильность законодательства Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения (Таблица 5). Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся Закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия Закона в месяцах (T), определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:
Кнестаб. = А/Т Таблица 5
При этом представляется целесообразным определение значений коэффициентов нестабильности на отдельные периоды действия Закона: с момента принятия до января 2012 года, с января 2012 года по октябрь 2018 года (Таблица 6).
Таблица 6
Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения Закона. Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение: - коэффициента нестабильности на январь 2012 года (Кнестаб.2012) к коэффициенту нестабильности на октябрь 2018 года (Кнестаб. 2018);
Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2012
Таблица 7
Расчет коэффициента нестабильности привел к выводу о существовании тенденции увеличения роста коэффициента нестабильности Закона. Полученный результат означает, что Закон стал меняться чаще, чем в более ранний период (Таблица 7).
Выводы:
1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что анализируемый Закон является не стабильным. 2. Изменения в законодательстве в сфере пищевой продукции были связаны с особенностями государственного контроля и надзора, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования разрешительной системы, производства органической продукции и развития агропромышленного комплекса.
[1] Подготовлено с использованием результатов статистического обзора законов РГП «Республиканский центр правовой информации» по состоянию на октябрь 2018 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |