|
|
|
28.11.2022 Вопросы совершенствования налогового законодательства
Исенова А.П., магистр экономики специалист отдела финансового, налогового законодательства и законодательства о таможенном регулировании РГП на ПХВ «Институт парламентаризма» УМТО
Налоги являются основным источником доходной части государственного бюджета. В этой связи вопросы совершенствования налоговой системы в целях обеспечения полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет остаются актуальными. Глава государства в своем Послании от 1 сентября текущего года озвучил, что устойчивый экономический рост напрямую зависит от понятной, предсказуемой налоговой политики. В целях перезагрузки фискального регулирования в 2023 году планируется разработка нового Налогового кодекса, (где будет обновлен блок «налоговое администрирование») и обеспечение полной цифровизации налогового контроля, которая исключит любое очное взаимодействие. Анализ законодательных актов Республики Казахстан в сфере налоговых и иных обязательных платежей в бюджет, проведенный Институтом парламентаризма подтвердил необходимость дальнейшего совершенствования налогового законодательства Республики Казахстан, в т.ч. в следующих направлениях: 1. Цифровизация налоговых процессов - внедрение цифровых технологий в налоговой сфере, которое усилит контроль, создаст комфортные условия для налогоплательщиков, предотвратит коррупцию и обеспечит увеличение налоговых поступлений в госбюджет; 2. Внедрение прогрессивного налогообложения в рамках реализации поручения Президента. Основная идея прогрессивного налогообложения состоит в выравнивании доходов среди населения, предполагается поэтапное увеличение налоговой ставки в зависимости от увеличения налоговой базы. Следует отметить, что 11 мая 2020 года, на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению Глава государства поручил Правительству рассмотреть вопрос о введении прогрессивного налогообложения. При этом им были обозначены и конкретные цифры в качестве предложения– до 300000 тенге ставка 7% ИПН, с 300000 до 1,5 млн. тенге ИПН 10%, на доходы свыше 1,5 млн. тенге не более 15%. Однако, до настоящего времени законодательные предложения по установлению прогрессивной шкалы ИПН не выработаны. 3. Ограничение возможности ареста счетов налоговыми органами- возможность предъявить к налоговым органам иск о возмещении убытков, причиненных ввиду неправомерного ареста банковских счетов, а также исключить арест банковских счетов по основанию недоимки при наличии у налогоплательщика переплаты по другим видам налога в 2 и более раза превышающую сумму выявленной недоимки; 4. Внесение изменений в пункт 3 статьи 217 Налогового Кодекса Республики Казахстан (слова «при одновременном выполнении следующих условий» заменить на «при выполнении одного из следующих условий» с целью облегчения условий, необходимых для признания субъектов резидентами в налоговых целях). 5. Привязки суммы штрафа в кратном соотношении к сумме задолженности в бюджет в связи с отсутствием единых пропорций в определении суммы штрафа в статьях 236 и 244 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Названные законодательные меры, на наш взгляд, позволят усилить доверие налогоплательщиков к государству, увеличить доходную часть государственного бюджета и повысить благосостояние граждан Казахстана.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |