|
|
|
Доклад Министра торговли и интеграции Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК по вопросам защиты прав потребителей
Уважаемый Аскар Узакпаевич! Уважаемые коллеги!
В сентябрьском Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев особо отметил важные аспекты повышения качества жизни граждан. Защита прав потребителей и обеспечение внутреннего рынка безопасными и качественными товарами и услугами являются действенными мерами и инструментами реализации этой задачи. С этой целью Министерством осуществляется развитие, совершенствование и регулирование внутренней торговли, в том числе через инструменты технического регулирования и стандартизации, а также межотраслевая координация деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей.
Благодаря принятым в прошлом году поправкам в законодательство по защите прав потребителей, В частности: - создан Межведомственный совет при Правительстве Республики Казахстан; - уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – Комитет) наделен функциями проведения государственного контроля; - введена административная ответственность за нарушения прав потребителей; - построена 3-х ступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей; С 1 января текущего года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» - e-tutynushy. Её задачей является концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте и обеспечение быстрого и беспрепятственного доступа потребителя к любой информации для целей эффективной защиты его прав и законных интересов.
Рост количества обращений граждан о нарушениях прав потребителей говорит не только о наличии проблем в этой сфере, но и постепенном повышении уровня потребительской культуры. Так, если Министерством за 2019 год рассмотрено 5 977 обращений, то их количество за 2020 год возросло 20 919, а за 10 месяцев текущего года перевалило за прошлогодний годовой объем. Данные говорят не только о наличии проблем в этой сфере, но и о постепенном повышении уровня потребительской культуры Аналогичная ситуация роста обращений наблюдается и по иным государственным органам. Так, за 2019 год в государственные органы поступило порядка 30 тыс. обращений, за 2020 год – 48 876, за 6 месяцев текущего года рассмотрено 26 161. Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом, повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, услуг связи, транспорта.
Глава государства отмечает важность независимых социологических опросов. Поэтому хочу отметить результаты социологических опросов по вопросам сферы защиты прав потребителей, к проведению которых Министерством привлечены независимые организаций. По результатам опроса жители страны оказались не удовлетворены оказанными услугами в следующей отрасли: - медицинские услуги – 46%; - услуги связи – 36%; - городской общественный транспорт – 35,7%. Как видно, проблемы сферы защиты прав потребителей в отдельных отраслях носят системный характер. В этой связи появляется потребность проведения анализа корневых причин государственными органами на предмет возникновения недовольства потребителей.
Перед государством стоит задача найти баланс между интересами общества и бизнес-сообществом. В этой связи начата трансформация системы защиты прав потребителей. В этой реформе немаловажную роль играют техническое регулирование и стандартизация, которые неразрывно связаны с системой защиты прав потребителей, так как эти сферы нацелены на обеспечение безопасности и качества продукции и услуг, предоставляемых потребителям. В настоящее время разработаны и действуют порядка 3 тыс. национальных стандартов на показатели качества, безопасности продукций и услуг во всех сферах, однако наблюдается их низкое применение в определенных отраслях. Нуждается в особом внимании отрасли экономики, в которых из года в год увеличивается количество обращений/жалоб, что говорит о необходимости разработки новых и актуализация действующих национальных стандартов, соблюдение которых обеспечит удовлетворенность потребителей по качеству и безопасности товаров и услуг. Отраслевым госорганам необходимо использовать ссылки на действующие национальные стандарты в своих НПА, это является важным аспектом в обеспечении защиты прав потребителей.
Глава государства в своем выступлении 16 ноября текущего года на заседании Национального совета общественного доверия сказал, что законодательство по защите прав потребителей все еще несовершенно и поручил в него внести поправки, направленные на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей. В этой связи Министерством начата работа по внесению изменений поправок в законодательство по защите прав потребителей. Во-первых, прорабатывается вопрос по законодательному закреплению статуса Национальной ассоциации потребителей в Законе в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Во-вторых, в рамках поправок в законодательство будет введен институт Омбудсмена, который будет служить голосом народа и напрямую доводить существующие системные проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государства. По результатам социологического опроса 56% опрошенных из 20 тыс. респондентов поддержали вопрос создания Национальной ассоциации потребителей и института Омбудсмена. Следует отметить, что аналогичные институты существуют в Германии, Швейцарии, Швеции, США и в ряде других стран. В третьих, распространение базовых принципов системы защиты прав потребителей на отраслевое законодательство о защите прав потребителей В четвертых, приняты во внимание пожелания общественных обьединений о необходимости реституции нормы закона о начислении общственным обьединениям потребителей вознаграждения от суммы, возмещаемой потребителю. В пятых, предлагается усовершенствовать правовое регулирование с целью недопущения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли. Разрабатывается социально важный законопроект, направленный на решения актуальных проблем, встречающихся ежедневно каждому казахстанцу. В настоящее время проекты концепций законопроекта по вопросам защиты прав потребителей размещены на интернет-портале открытых НПА и направлены на согласование в гос. органы. Прошу, уважаемый Аскар Узакпаевич, коллеги, поддержать наши законопроекты. Спасибо за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |