|
|
|
Правила пользования социальной сетью Инстаграм
Ахметов Рустам, Кандидат юридических наук Executive MBA Professor of practice Alma University
Я, Ахметов Рустам Салихович, провожу научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Школе Политики и Права Алматы Менеджмент Университет за прошедший период осень-весна 2023 года преподавая предмет «Правовое регулирование информации» для студентов магистрантов. В самом начале данного курса мы со слушателями определили основные задачи изучения данного предмета, наметили гипотезы и поняли, что будет основным вкладом и навыком для них по завершению изучения данного курса. Слушатели выбрали изучение пользовательских соглашений всех популярных социальных сетей на территории Республики Казахстан, в данной статье я хочу показать результат исследования социальной сети Инстаграм. Отдельно отмечу магистра Школы Политики и Права Алматы Менеджмент Университета Гельдт Надежду Викторовну за подготовку данных и актуальную дискуссию при подготовки данного материала. В настоящее время Instagram насчитывает более 2 миллиардов активных пользователей. Ссылка на источник: https://www.websiterating.com/ru/research/instagram-statistics/#chapter-3 Пользователи активно совершают различные действия: публикую фото и видео-материалы, оставляют комментарии, оценивают публикации с помощью лайков, распространяют контент через репосты и переписываются с другими пользователями во внутреннем мессенджере или direct. Проводя аналогию с офлайн-миром, люди также взаимодействуют друг с другом: оказывают услуги, продают товары, общаются друг с другом. Однако, несмотря на схожие формы взаимоотношения пользователей в онлайн и офлайн пространстве, правовое регулирование не является единым и дело не только в Законодательстве. В офлайн-жизни для большинства граждан Законы и правовое регулирование в целом является общепринятой нормой и объективной необходимостью. Например, мы заключаем трудовой договор, чтобы защитить свои трудовые права, а в случае если наши права будут нарушены, мы обращаемся в полицию или органы суда. Люди соблюдают правила дорожного движения, всегда оплачивают товары и услуги при их получении, во избежание уголовной ответственности. Законы являются неотъемлемой частью правового государства. Однако, когда мы рассматриваем отношения людей в рамках Instagram вопрос правового регулирования и законности чаще уходит на последнее место. Этому мы находим следующие обстоятельства: 1.Низкий уровень правовой грамотности населения. 2.Отсутствие актуального медиа-законодательства. 3.Отсутствие прецедентов защиты прав граждан в интернете. Пользователям часто кажется, что Интернет в целом - это пространство, лишенное правового регулирования, в котором невозможно нарушить права человека, так как фактически вместо человека присутствует ее аватар, набор алгоритмов. Но в действительности такое отношение - это большая ошибка, которая негативно сказывается на положении пользователей в том числе и в Instagram. Положение пользователей точно также, как и положение граждан в государстве урегулированы различными Законами, международными конвенциями и внутренними актами сообщества. В данной части раскрою некоторое содержание внутренних актов. Основными из них являются Политика конфиденциальности, Руководство сообщества и Пользовательское соглашение. Согласно Условиям пользования, сервис Instagram является одним из продуктов Meta, предоставляемых компанией Meta Platforms, Inc. Таким образом, настоящие Условия использования представляют собой соглашение между гражданином Республики Казахстан в качестве пользователя и Meta Platforms, Inc. Условия использования регулируют использование Вами Instagram и содержат информацию о Сервисе Instagram. Создавая аккаунт Instagram или используя Instagram, вы принимаете данные условия. Такую формулировку каждый из нас встречал при регистрации, однако многие не читая обычно ставят галочку напротив «Согласен», тем самым принимая права и обязанности, а также ответственность за неправомерное пользование Сервисом. Важно понимать, что внутренние акты Сообщества имеют такую же юридическую силу, как Законы или договоры в реальной жизни, соответственно у пользователей есть реальные права и обязанности, а также ответственность за свои действия. Самым важным условием использования Сервиса является то, что при регистрации вы не платите за использование Instagram. Однако, используя Сервис, вы признаете, что Сервис можем показывать Вам рекламу, за которую им платят компании и организации, продвигающие свои товары и услуги в Продуктах компаний Meta и вне их. Таким образом, Instagram использует ваши персональные данные, например: информацию о ваших действиях и интересах, чтобы показывать вам наиболее актуальную и полезную для вас рекламу посредством того, что передает ваши данные рекламодателям. Конечно, проблема такого условия заключается в том, что фактически у вас нет выбора не передавать данные, если вы отказываетесь передать персональные данные, то вы не получите доступ к Сервису. У пользователей также нет права выбирать объем данных, который они хотят передавать Сервису, а значит и нет права выбирать рекламу, которую вы не хотите смотреть. Вы можете повлиять на это частично: например, вы можете скрывать из ленты рекламу, которая вас не интересует, но это не значит, что Сервис не будет продолжать показывать Вам рекламу. Использование персональных данных регулируется Политикой конфиденциальности. Для начала важно определить, что же такое персональные данные. Согласно Закону Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите», персональные данные - это сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе. Закон выделяет два вида персональных данных: 1. общедоступные персональные данные (биографические справочники, телефонные книги, адресные книги, информация в СМИ, в том числе информация в Интернете); 2. персональные данные ограниченного доступа (например, данные удостоверения личности, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), личные телефоны, адрес места жительства, национальность, место работы, условия трудового договора и другие). Законом также установлено, что сбор, обработка персональных данных осуществляются собственником и (или) оператором, а также третьим лицом с согласия субъекта или его законного представителя в порядке. В нашем случае оператором является Meta и ее продукты, в том числе Instagram, а мы даем согласие на сбор и обработку данных, когда при регистрации ставим галочку напротив «Да, я принимаю условия». В этой связи, с точки зрения казахстанского законодательства действия платформы абсолютно законны. Объем данных которые Пользователь передает Сервису остается загадкой, выделим стандартный перечень: геолокация, время активности и понравившиеся публикации, вы также передаете информацию о состоянии заряда вашего устройства, о том, как и с каким контентом вы взаимодействуйте. Как сообщаете сам сервис, единственной защищенной от сбора данных сферой является переписка в личных сообщениях, однако если вы подадите жалобу на сообщение, Сообщество получает доступ к переписке с целью выявления нарушения норм сообщества и принятие мер в отношении нарушителя. При этом важно знать, что помимо личных данных пользователи часто не задумываясь об этом передают данные третьих лиц без их согласия. Обычно это происходит при регистрации, когда Сервис предлагает вам синхронизировать контакты и передать данные о ваших контактах Сервису для поиска пользователей или потенциальных друзей из вашей контактной книги. Соглашаясь на синхронизацию вы передаете персональные данные ваших знакомых и друзей без их ведома. Пользователю важно знать, что сбор и переработку, и передача в том числе, осуществляется только с согласия собственника информации. Синхронизация контактов не является вашей обязанностью, поэтому рекомендуем не использовать данную функцию. Далее предлагаем ознакомиться с основными правилами сообщества: 1) Публикуйте только те фото или видео, которые вы создали сами, или те, которыми вы имеете право поделиться. Сервис предоставляет защиту авторского права для всех пользователей. Важно знать, что регулирование вопросов авторского контента осуществляется и с помощью казахстанского законодательства, основным источником регулирования является Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года. Предлагаю сделать небольшой экскурс в понимание авторского права. Это определенный набор правовых норм, прав и обязанностей граждан, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Автором всегда является физическое лицо, то есть человек, чьим трудом было создано произведение. Чтобы произведенный Вами объект считался авторским он должен иметь творческий характер создания, а также быть уникальным, то есть не повторять ранее созданные объекты авторского права. Важно знать, что авторское право возникает с момента, когда вы создали объект, то есть Вам не обязательно регистрировать в государственных органах права на объект, чтобы возникли основания для защиты. Например, вы написали пост или сделали фото - в этот момент у вас возникли авторские права на пост и фотографию. На платформе Вы можете быстро и легко восстановить нарушенное авторское право, для этого вам необходимо подать жалобу на публикацию, но учитываете, что лицо, которое использовало ваше фото или пост может обжаловать Ваши действия. Рекомендуем иметь доказательства авторства: скрин с ранней датой публикации, исходные фотографии и другие способы, подтверждающие, что именно вы первым создали объект. Обычно платформа реагирует на жалобы и удаляет не авторский контент, чтобы нарушитель не имел возможности его монетизировать или зарабатывать социальный капитал и активность на странице. Но в рамках казахстанского законодательства вы можете выбрать и альтернативные способы восстановления нарушенных прав. Например, попросить лицо указать Вас в качестве автора, чтобы повысить, например, свою узнаваемость или запросить авторское вознаграждение, то есть сумму денег, которой вы оцениваете свой авторский труд и определяете плату за его использование. Как такие правоотношения можно реализовать на практике? Направить претензию нарушителю. Вы можете написать обычные сообщение, в котором важно указать, что вы являетесь автором, отметить что Закон регулирует Ваше правовое положение и определить условия использования. Также важно указать, что в случае если ваша жалоба не будет рассмотрена в течение, например, 10 дней, то вы имеете право обратиться в суд. Таким образом, ваше сообщение является досудебной претензией. Как защитить свои авторские права в Интернете? В первую очередь, не бойтесь реагировать на нарушения: если вы видите, что кто-то использует Ваши работы без вашего согласия, то подавайте жалобы, пишите претензии и помните, что Закон РК и руководство сообщества всегда на стороне авторов. Указываете пометки при публикации постов. Например, «Использование и распространение публикации разрешено только при указании автора». Используете водяные знаки на фото. Как же не нарушить права других в Интернете? Перед использованием или публикацией чужого контента, то есть автором которого являетесь не вы, попросите у автора разрешение, желательно письменное. Автор имеет право вам отказать или запросить авторский гонорар. В случае если автор вам откажет, использование его творчества будет незаконным. Если вы не знаете, кто автор, укажите источник из которого был получен материал. Но желательно такие объекты авторского права не использовать, чтобы избежать репутационных и правовых рисков. 2) Осмысленное и подлинное взаимодействие: руководство выступает против фейк-аккаунтов, «накрученных» лайков и комментариев для якобы повышения качества продукта, создание видимости спроса для повышения продаж. Согласно руководству сообщества, каждый пользователь обязан создавать один личный аккаунт, но часто это правило нарушается. Самой распространенной причиной нарушения является создание видимой активности засчет фейковых аккаунтов, с целью повышения коммерческой привлекательности профиля, товара или услуг. 3) Уважение пользователей. Запрет на угрозы, пропаганду насилия в отношении определенных групп, враждебные высказывания и так далее. Как правило, сообщество разрешает критическое обсуждение людей, которые упоминаются в новостях или знакомы широкой аудитории в силу своей профессии или деятельности. Обычно алгоритмы сообщества и работа модераторов пресекает подобного рода публикации еще на этапе их публикации, но иногда угрозы и пропаганда насилия могут быть не очевидны или не замечены для платформы, поэтому важно знать, как защитить себя. Непосредственно в Instagram вы можете использовать инструменты жалобы, но будьте внимательны при заполнении и указываете максимально точно причину жалобы, чтобы повысить вероятность удаления публикации или удаления аккаунта. Также не забывайте, что вы можете применить к обидчику меры на уровне действующего законодательства Республики Казахстан. А именно, согласно статьям Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Чтобы защитить себя в судебном порядке, не забывайте обеспечить доказательства: скрины переписок, публикаций, различные фото- и видеоматериалы. 5) Поддержка ЗОЖ, сообщество против селфхарма и других форм нанесения увечий самому себе. Сообщество также запрещает пропаганду суицида и других форм насильственного отношения к себе. Для защиты пользователей Instagram создал функцию психологической поддержки. Такая функция позволяет проявить заботу о психическом здоровье пользователей: теперь каждый может анонимно отправить отчет, если чей-то пост показался ему тревожным или депрессивным, и приложение предложит опубликовавшему этот пост человеку обратиться за поддержкой к друзьям или профессиональным психологами. После отправки анонимного уведомления Instagram предложит автору поста обратиться за поддержкой в службу психологической помощи, поговорить с другом или прочитать ободряющие советы. Кроме того, данная социальная сеть будет автоматически искать подобные записи по тревожным хэштегам и присылать пользователям сообщение со словами «Кто-то увидел ваш пост и подумал, что у вас сейчас сложные времена. Если вам нужна поддержка, мы бы хотели вам помочь». 6) Предупреждение при публикации потенциального шокирующего или жестокого контента. Несмотря на большой перечень публикаций, запрещенных к контенту, Инстаграм всё же не может заблокировать информацию, которая является социально-важной, однако Сервис создает условия для предоставления права выбора просматривать потенциально шокирующий контент. К таком могут относится сцены насилия из точек военных действий, результаты операций и другая информация, которая может стать триггером и вызвать негативные эмоции и ухудшение психологического состояния у пользователей. Как и любой Закон, руководство сообществе определяет права и обязанности пользователей, а также объем ответственности. Далее выделим основные права пользователей: Бесплатно использовать платформу. Осуществлять различные действия, соблюдая нормы сообщества. Передавать аккаунт третьим лицам. Обязанности пользователей: Соблюдать нормы сообщества. Использовать Instagram только по достижению 13 лет. Использовать один аккаунт. Не создавать фейковые аккаунты, вы не можете выдавать себя за другого человека. Способствовать нормальной работе сервиса. То есть запрещается ненадлежащее использование каналов для рассмотрения жалоб, споров и запросов на обжалование, например отправка мошеннических или необоснованных жалоб либо запросов на обжалование. Соблюдать авторские права других пользователей. Получить письменное разрешение сообщества или разрешение в рамках открытой лицензии, прежде чем изменять или декомпилировать исходный код, создавать производные работы на его основе либо пытаться иным образом получить у сервиса этот код. При этом есть нормы где Пользователям запрещено: Использовать несанкционированные способы создания аккаунтов, сбора информации или получения к ней доступа. Сюда относятся создание аккаунтов или сбор информации с помощью автоматизированных средств без нашего прямого разрешения. Продавать, лицензировать или покупать какие-либо аккаунты или данные, полученные от нас или из Сервиса. Сюда относятся любые попытки покупки, продажи или передачи каких-либо данных вашего аккаунта (в том числе вашего имени пользователя); запроса, сбора или использования учетных данных для входа либо специальных значков других пользователей; а также запроса или сбора имен пользователей и паролей в Instagram либо присвоения чужих маркеров доступа. Без разрешения публиковать личную или конфиденциальную информацию пользователей или иным способом нарушать чьи-либо права, в том числе права на интеллектуальную собственность (например, путем нарушения авторского права, права на товарный знак, распространения контрафактных или пиратских товаров). Изменять, переводить на другой язык или реконструировать какие-либо наши продукты или их компоненты, а также пытаться создать на их основе производные работы. Использовать в своем имени пользователя доменное имя или URL без нашего предварительного письменного согласия. Очень важно понимать права социальной сети: Если вы выбираете имя пользователя или аналогичное средство идентификации для своего аккаунта, сервис имеет право изменить его, если сочтут это целесообразным или необходимым (например, если оно нарушает чьи-либо права на интеллектуальную собственность или если вы выдаете себя за другого человека). При создании или публикации контента в Сервисе вы можете использовать предоставляемые сообществом изображения, оформление, видео или звуки, представляющие собой нашу интеллектуальную собственность. В таком случае сообщество имеет права на свой контент, а пользователи — на свой. Вправе удалить любой контент или информацию, которыми вы делитесь в Сервисе, если сочтем, что они нарушают Условия использования или правила (в том числе Руководство сообщества Instagram), либо если это разрешено или предусмотрено требованиями законодательства. Из обязанностей сервиса выделим: Предоставлять сервис для использования зарегистрированными пользователями. Обеспечивать работу системы жалоб. В заключении об ответственности Instagram: Сервис предоставляется «как есть», и не гарантирует его безопасность, надежность и идеальную работу. Сервис отказывается от всех подразумеваемых гарантий, которые могут быть выражены в законах. Сервис не контролирует высказывания и действия людей и других лиц и не несет ответственности за их (или ваши) действия и поведение (в сети Интернет и вне ее) или контент (в том числе незаконный или предосудительный). Также Сервис не несет ответственности за сервисы и функции, предлагаемые другими людьми или компаниями, даже если вы осуществляете доступ к ним через наш Сервис. Ответственность Сервиса за все, что происходит в Сервисе (также именуемая «ответственностью») ограничивается в максимальном объеме, разрешенном законом. В случае возникновения проблем с Сервисом сообщество не в состоянии предсказать все их возможные последствия. Вы соглашаетесь, что Сервис не будет нести ответственность за любую упущенную прибыль или доход, потерянную информацию или данные либо за косвенные, штрафные или побочные убытки, возникающие из настоящих Условий или в связи с ними, даже если нам было известно о возможности их возникновения. Это положение распространяется также на удаление вашего контента, информации или аккаунта. И конечно же опция с порядком разрешения споров. Если вы являетесь потребителем, к любым претензиям, основаниям для иска и спорам между вами и Сервисом обусловленным или связанным с Условиями («претензия»), применяются законы страны вашего проживания, и вы можете разрешить свою претензию в любом компетентном суде этой страны, юрисдикция которого распространяется на такие претензии. Во всех прочих случаях вы соглашаетесь, что претензия должна разрешаться исключительно в Федеральном окружном суде Северного округа штата Калифорния или в суде штата, находящемся в округе Сан-Матео, вы подчиняетесь персональной юрисдикции любого из этих судов в целях рассмотрения любой такой претензии, а настоящие Условия и любая претензия регулируются законодательством штата Калифорния без учета норм коллизионного права. Не ставя под сомнение вышесказанное, вы соглашаетесь, что Meta Platforms, Inc. может по своему усмотрению предъявить вам претензию, связанную с попыткой неправомерного использования наших продуктов, вмешательства в их работу или взаимодействия с ними несанкционированным способом, и передать ее в суд на территории страны вашего проживания, юрисдикция которого распространяется на такие претензии. В заключении, знание основных актов, регулирующих наше положение в социальных сетях, а также умение их использовать на практики, позволит вам избежать возможные риски для личного аккаунта или бренда, а также для компании. Соблюдая руководство сообщества, Вы защищаете себя от удаления публикаций, «бана» аккаунта и других санкций Сервиса, тем самым обеспечивая надежность и гарантии для партнеров и клиентов. В завершении скажу, что в ходе научно-исследовательской и преподавательской работе в Школе Политики и Права Алматы Менеджмент Университет, все курсы мною написаны исходя из потребности рынка, запросов слушателей на овладение экспертными знаниями для целей внедрения в свои проекты и помощи бизнесу создавать свою правовую и рыночную устойчивость и развитие на благо развития общества, культуры потребления, уменьшения невежества и создания изобильной среды. В моем понимании это выглядит как возможность соединения базовых знаний в области юриспруденции с обязательным главным и важном компонентов это – контент, который диктует нам мир, глобализация, искусственный интеллект, ИТ технологии и конечно же влияние социальных сетей и их правовые последствия о чем подробно написано в вышеуказанной статье. Вся данная работа направлена на существующий контент жизни и зачастую играет главную роль в развитии образовательных дисциплин, которые в прикладном характере всегда помогут слушателю стать полезной экономической единицей общества и направить свою энергию на изобильную и комфортную жизнь в существующей среде. Я очень в это верю и вкладываю в это свою энергию и жизненную силу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |