|
|
|
24.11.2021 Международные стандарты по обеспечению верховенства права
Рост недовольства граждан и бизнеса, критический уровень восприятия коррупции являются предпосылками для модернизации судебной системы в целях достижения верховенства права, роста доверия к правосудию, развитие экономики и улучшения благосостояния народа. Под началом главы государства Верховным судом республики осуществляется ряд правовых реформ, которые прошли различные согласования, ряд мероприятий, которые подтвердили их целесообразность и как результат введение административной юстиции на основе западной модели. Административная юстиция – система специальных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления, на основе особого процессуального порядка разрешения административно-правовых споров между гражданином (либо компанией) с одной стороны и органом государственного управления с другой стороны. Данный правовой институт осуществляет функцию судебного контроля посредством административного иска, который рассматривается по правилам административного судопроизводства, для обеспечения соблюдения исполнения законов должностными лицами государственных органов. Имеющийся в настоящее время институт судебного контроля при рассмотрении публично-правовых споров, в рамках гражданского процессуального кодекса, не отвечает ожиданиям общества, поскольку закрепленный принцип равенства сторон и отсутствие должного уровня активности судьи не позволяет достичь необходимой защиты прав граждан против государственных органов (лиц наделенными властными полномочиями). Для обеспечения указанных целей 29 июня 2020 года принят Административный процедурно-процессуальный Кодекс (далее АППК) Республики Казахстан, который вводится в действие с 1 июля 2021 года. Создаются специализированные суды, на которые возложено исполнение задач по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления. Данный кодекс предусматривает новые принципы, по которым осуществляются административные процедуры и административное судопроизводство, принципы гражданского судопроизводства применяются в административном судопроизводстве, если это не противоречит принципам, изложенным в АППК. Принцип соразмерности заключается в обеспечении административным органом, должностным лицом справедливого баланса интересов участника административной процедуры и общества при осуществлении административного усмотрения. При этом административный акт, административное действие (бездействие) должны быть соразмерными, то есть являться пригодными, необходимыми и пропорциональными. Административный акт, административное действие (бездействие) считаются пригодными, если они приемлемы для достижения цели, установленной законами, считаются необходимыми, если в наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы участника административной процедуры, а пропорциональными считаются, если общественное благо, полученное в результате ограничений прав, свобод и законных интересов участника административной процедуры, больше чем вред, причиненный этими ограничениями. Принцип охраны права на доверие. Доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами. Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры. Право на доверие не может быть обоснованием совершения незаконных действий (бездействия). Принцип приоритета прав основан на том, что все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры. Активная роль суда заключается в праве суда, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследовать все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела. Наличие права суда по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирать дополнительные материалы и доказательства, содействовать устранению ошибок, а также выполнять иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства. Разрешение публично-правовых споров будет осуществляться по четырем основным требованиям: иск об оспаривании, где лицо может требовать отменить акт, иск о принуждении, где возможно требование принятие благоприятного акта, иск о признании, где возможно требование признания наличия (отсутствие) какого либо правоотношения, иск о совершении действия. Внедрение административного судопроизводства позволит реализовать справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях. Резюмируя следует сказать, что на Казахстан как полноправного члена мирового сообщества на пути строительства конкурентоспособного государства влияют все изменения в общественных отношениях, поэтому опыт ведущих стран Западной Европы и США является примером и основой, в том числе и во внедрении административной юстиции, которая в данных странах существует и улучшается на протяжении многих лет.
Судья Есильского районного суда Акмолинской области Жилхайдаров С.А.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |