|
|
|
Регистрация юридических лиц: просто о сложном или сложно о простом
Плотникова Кристина Директор юридического департамента Ембергенова Мадина Ведущий юрист ТОО «Просто Бэк-офис» (pbo.kz)
Казахстан может уверенно похвалиться не только своими цифровыми услугами, но и четкими стандартами бумажного (явочного) оказания услуг. Поэтому любой предприниматель при регистрации бизнеса или изменении сведений о своей компании мог по достоинству оценить удобства этого функционала. Но несмотря на то, что к хорошему удается быстро привыкнуть, процесс получения услуг может быть омрачен техническими неполадками на портале, необоснованными придирками к содержанию документов или же изменением самого стандарта по оказанию услуг. Так, с 7 января 2025 года Правила регистрация юридических лиц или изменений регистрационных сведений (далее - «Правила») претерпят определенные изменения[1]: 1. Потребуется заявление на регистрацию малого бизнеса: Если ранее заполнения регистрационной формы было достаточно для открытия юридического лица[2], то теперь же регистрация компаний перешла на заявительный порядок. Что это значит? То, что для открытия компании требуется не только заполнение сведений, но и их одобрение в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - «Правительство для граждан»). При этом, за гражданами и юридическими лицами все еще сохранена возможность как онлайн-регистрации, так и явочного обращения в Правительство для граждан. Чем это может грозить? - Более строгой проверкой регистрационных данных; - Вероятным запретом на регистрацию компаний с уставным капиталом в 0 (ноль) тенге; - Длительными сроками рассмотрения заявлений: регистрация юридического лица на портале будет занимать не 15 минут, а 1 рабочий день. 2. Подтверждение личности заявителя (услугополучателя): Еще до добавления этого требования в Правила, при регистрации бизнеса система запрашивала прохождение видео-идентификации заявителя (одного из учредителей). Теперь законность этого требования нашла своё закрепление в Правилах. Более того, с новыми положениями Правил видео-идентификация будет запрашиваться при перерегистрации компании. На этом фоне реалистичным выглядит риск введения видео-идентификации руководителя и для оказания иных онлайн-услуг по изменению регистрационных сведений юридического лица: напомним, что для регистрации юридического лица видеопроверки проводились уже давно, и только последние изменения в законодательстве закрепили это требование в Правилах. Чем это грозит местным компаниям (без какого-либо иностранного участия)? Например, невозможностью передачи вопросов, связанных с регистрацией юридического лица, или изменения их регистрационных сведений, на аутсорсинг, а также кому-то из своих сотрудников, потому что нужно будет задействовать руководителя для прохождения видеопроверки. А компаниям с иностранным участием или же директором-иностранцем, обращаться за регистрацией, перерегистрацией и, возможно, осуществлением иных регистрационных сведений, нужно будет в Правительство для граждан: согласно нашей практике, сама система Digital ID для проверки биометрии не подразумевает добавление в базу сведений об иностранных гражданах, поэтому иностранцы не смогут пройти видео-идентификацию. Это может также означать, что для регистрации вашего ТОО или же осуществления иных регистрационных действий вам потребует сопровождение юриста в филиале Правительства для граждан или выдача юристу полноценной доверенности - если вы не планируете заниматься данным вопросом самостоятельно. 3. Обязательное предоставление разрешительной документации: С внесением изменений в Правила, документы, подтверждающие законность предпринимательской деятельности иностранных физических и юридических лиц, теперь обязательно предоставлять не только при регистрации компании, но и для осуществления иных пере- или регистрационных действий. К таким документам можно отнести: бизнес-визы или разрешение на временное проживание (РВП) для осуществления предпринимательской деятельности (для иностранных физических лиц), а также выписку из торгового реестра, подтверждающих регистрацию иностранного юридического лица. Таким образом, даже для смены наименования или юридического адреса, потребуется доказательство, что участники компании законно осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Без этих документов в осуществлении регистрационных действий будет отказано. Поэтому компаниям с иностранным участием следует внимательнее относиться к обновлению в Правилах. Более того, с учетом новых требований, вполне логичным будет истребование разрешительных документов на руководителя-иностранца для оказания услуг: РВП для осуществления трудовой деятельности или рабочую визу. На практике, сотрудники Правительства для граждан могут руководствоваться внутренними регламентами, даже при наличии четких требований в Правилах. Полагаем, что без документов, подтверждающих правомерность пребывания руководителя-иностранца в стране, в оказании каких-либо регистрационных услуг будут также приходить отказы. Но напомним, что этот риск может оказаться только предположением.
Так, процедура регистрации или изменения регистрационных сведений юридических лиц была обновлена в части процедуры регистрации, подтверждения личности заявителя и законности деятельности участников-иностранцев. Но все же, даже четко определенный, обновленный перечень требований может породить практику сотрудников Правительства для граждан требовать иную документацию: к примеру, подтверждающую правомерность пребывания в стране руководителя-иностранца. На нашей практике, при обращении в Правительство для граждан, для оказания услуг действительно могут запрашивать иные документы, не предусмотренные действующими Правилами.
Мы понимаем, как рискованно и опасно может быть открывать бизнес, в особенности иностранным гражданам, поэтому подробнее о законных и практических требованиях регистрации юридических лиц вас могут проконсультировать специалисты Просто Бэк-офиса!
Все выводы и предложения (рекомендации), отраженные в настоящем обзоре, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (pbo.kz). Просто Бэк-офис Аутсорсинг бухгалтера, юриста и HR-ассистента №1.
[1] Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66 «Об утверждении правил оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (с изменениями по состоянию на 08.06.2024 г.) [2] Прим.: только для субъектов малого бизнеса
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |