В соответствии с подпунктом 10-6) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утверждены Требования к системе управления рисками и внутреннего контроля в акционерном обществе «Фонд гарантирования страховых выплат» (далее – Требования) согласно приложению к настоящему Постановлению. Риски Фонда классифицируются следующим образом: 1) риск недостаточности резерва гарантирования – риск возникновения недостаточности резерва Фонда по случаям, предусмотренным пунктом 2-2 статьи 12 Закона, вследствие принятия уполномоченным органом решения о лишении лицензии страховой организации-участника(ов). 2) инвестиционные риски – риски, возникающие в процессе инвестиционной деятельности. К инвестиционным рискам относятся: кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие несостоятельности дебиторов, изменения кредитных рейтингов эмитентов облигаций, имеющихся в инвестиционном портфеле (инвестиционных портфелях) Фонда; риск ликвидности – риск, связанный с невозможностью быстрой реализации активов Фонда для исполнения обязательств, в тот числе предусмотренных Законом; рыночный риск – вероятность расходов (убытков), связанных с неблагоприятными движениями финансовых рынков, вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов, процентных ставок, курсов иностранных валют, стоимости драгоценных металлов. К рыночному риску относятся: валютный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют; ценовой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен финансовых инструментов и производных финансовых инструментов под влиянием рыночных факторов; процентный риск - риск возникновения финансовых расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам Фонда; 3) операционный риск – риск возникновения убытков вследствие недостатков (ошибок) в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны руководящих и других работников, ненадлежащего функционирования информационных систем (технологий), а также вследствие внешних событий; 4) стратегический риск – риск возникновения убытков вследствие неверных управленческих решений, ненадлежащей реализации принятых управленческих решений и (или) неспособности Фонда адаптироваться к изменениям бизнес-среды; 5) сопутствующие риски: аудиторский риск – субъективно определяемая аудитором вероятность признания по итогам аудиторской проверки, что финансовая отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности либо содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет; системный риск – риск возникновения недостаточности резервов в результате лишения лицензии страховой организации и (или) нескольких страховых организаций, принудительного прекращения деятельности филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан и (или) нескольких филиалов страховой организации-нерезидента Республики Казахстан; риск мошенничества – риск, связанный с возможностью возникновения расходов (убытков) в результате мошеннических действий работников и третьих лиц; репутационный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к Фонду; страновой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по своим обязательствам. Совет директоров и правление обеспечивают наличие адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля и создают условия для исполнения работниками Фонда своих обязанностей в области управления рисками и внутреннего контроля, а также обеспечивают функциональную и организационную независимость службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора). Совет директоров Фонда исключает конфликт интересов при создании комитетов Совета директоров и иных коллегиальных органов. В целях формирования адекватной системы управления инвестиционными рисками в Фонде создается инвестиционный комитет (инвестиционные комитеты). Решения инвестиционного комитета (инвестиционных комитетов) принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, и оформляются в письменном виде. Решения инвестиционного комитета (инвестиционных комитетов) протоколируются с детальным отражением процесса принятия решения и приложением документов, на основании которых было принято решение, с указанием: перечня и детальным описанием рассматриваемых вопросов; перечня документов, представленных инвестиционному комитету (инвестиционным комитетам) для принятия решения, включая рекомендации подразделения по управлению рисками (риск-менеджера); итоги голосования по каждому рассматриваемому вопросу; мнения членов с обоснованием, в том числе при их несогласии с принятым решением и наличия особого мнения. Протокол подписывается председателем и всеми членами инвестиционного комитета (инвестиционных комитетов), участвовавшими на заседании, и хранится в Фонде. Инвестиционный комитет (инвестиционные комитеты) ежегодно представляет (предоставляют) правлению Фонда отчет о принятии инвестиционных решений в отношении собственных активов Фонда, средств резервов гарантирования, по формам установленным внутренним документом Фонда. Совет директоров оценивает работу инвестиционного комитета (инвестиционных комитетов) и правления на основании их ежегодных отчетов о результатах работы. Процесс управления рисками включает следующие этапы: 1) определение рисков: оценка рискообразующих факторов и риска (систематическое и постоянное отслеживание, анализ всех возможных причин расходов (убытков), их вероятности и размеров); классификация рисков (осуществляется по результатам исследования специфики рисков и факторов, которые приводят к их возникновению, влияют на их развитие, экспертных оценок исторических данных, анализа карты рисков); 2) измерение рисков, периодичность проведения которых устанавливается советом директоров в зависимости от значимости риска, но не реже двух раз в год; 3) осуществление регулярного стресс-тестирования и анализа рисков; 4) выбор и применение метода управления рисками; 5) корректирование системы управления рисками. Система внутреннего контроля представляет собой систему организации, политики, процедур и методов, принятых Фондом для: 1) обеспечения эффективности деятельности Фонда, включая эффективность управления собственными активами и обязательствами Фонда, обеспечение сохранности собственных активов Фонда и средств резервов гарантирования; 2) обеспечения полноты, достоверности и своевременности финансовой и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности; 3) обеспечения выполнения Фондом законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и внутренних документов Фонда, решений органов Фонда; 4) недопущения вовлечения Фонда и его работников в осуществление противоправной деятельности, в том числе мошенничества, ошибок, неточностей, обмана. Фонд для проверки и объективной оценки эффективности функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля по всем аспектам деятельности Фонда обеспечивает проведение внутреннего аудита. Фонд обеспечивает соблюдение требований к внутренним документам системы управления рисками и внутреннего контроля, согласно приложению 1 к Требованиям. Процедуры внутреннего контроля в Фонде осуществляются руководящими работниками Фонда в соответствии с возложенными на них полномочиями. Работники Фонда в рамках своих функциональных обязанностей соблюдают требования к системе управления рисками и внутреннего контроля, норм профессиональной этики и внутренних документов. Фонд ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган сведения об оценке системы управления рисками и внутреннего контроля по форме, разработанной правлением и утвержденной советом директоров. Фонд ежеквартально на основании финансовой и иной отчетности Фонда на отчетную дату осуществляет стресс-тестирование по рискам и представляет для сведения совету директоров стресс-тестирование по рискам по форме, утвержденной правлением Фонда. К стресс-тестированию по рискам прилагается заключение руководителя подразделения по управлению рисками (риск-менеджера), содержащее: анализ подверженности Фонда рискам; определение рисков, влияющих в большей степени на финансовое положение Фонда. Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 6) пункта 17 Требований, который вводится в действие с 1 июля 2023 года. |