|
|
|
Обзор законодательства по налогообложению НКО в государствах бывшего Советского Союза
Данная публикация стала возможной благодаря щедрой поддержке американского народа, осуществляемой через Агентство США по Международному Развитию (USAID). Содержание данной работы отражает взгляды авторов и необязательно совпадает с точкой зрения USAID или Правительства США.
Благодарность
Данное издание «Обзора законодательства по налогообложению НКО в государствах бывшего Советского Союза» стало возможным благодаря неоценимой помощи и экспертизе предоставленной юристами и лидерами НКО этих стран. МЦНП благодарит за вклад в данный проект следующих экспертов: Татчата Степанян (Армения), Махаммада Гулюзаде (Азербайджан), Елену Тонкачеву (Беларусь), Важу Саламадзе (Грузия), Всеволода Овчаренко (Казахстан), Асель Юнусову (Кыргызстан), Илью Тромбитского (Молдова), Дарью Милославскую (Россия), Муатар Хайдарову и Хуршеда Насирова (Таджикистан), Елену Васильеву и Игоря Кагановского (Туркменистан), Александра Винникова (Украина) и Шамиля Асьянова (Узбекистан). Сотрудники МЦНП Наталья Боржелли, Элизабет Уорнер, и Динара Мирзакаримова предоставили экспертизу. Отдельное спасибо Ирине Емшановой (Россия) за помощь в редактировании данного отчета. Было сделано все возможное для того, чтобы информация в данном документе была актуальной. Тем не менее, данный обзор не может отражать тех изменений в законодательстве, которые были сделаны после получения ответов экспертов на анкету, по результатам которой было создано данное издание. Мы будем благодарны за информацию об обнаруженных в тексте неточностях.
Содержание
Подоходный налог (Налог на прибыль) Предпринимательская деятельность Вычет благотворительных пожертвований
Данный обзор рассматривает налоговое законодательство, регулирующее деятельность негосударственных некоммерческих организаций (НКО) 12 стран бывшего Советского Союза, а именно - Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана. Данный обзор базируется на результатах опроса юристов-экспертов по вопросам налогового законодательства, регулирующего деятельность НКО в каждой из вышеуказанных стран. В Разделе I по каждой стране дается информация о подоходном налоге (налоге на прибыль) и льготам для НКО, о налогообложении предпринимательской деятельности, о других налогах, в том числе налоге на добавленную стоимость (НДС), налоге на имущество, а также о льготах по пожертвованиям для юридических и физических лиц. В Разделе II представлены сравнительные таблицы. Целью данной публикации не является предоставление юридического совета или полного охвата всех вопросов налогообложения в странах бывшего Советского Союза. Цель настоящего обзора - познакомить читателей с вопросами налогообложения НКО в данном регионе.
А. Подоходный налог (Налог на прибыль)
1. Основные понятия
Налогообложение доходов или прибыли регулируется Законом Республики Армения о налоге на прибыль («Закон о налоге на прибыль»)1. Согласно данному закону, налог на прибыль в Республике Армения платят все резиденты Республики Армения, а также нерезиденты2. Резидентами, а, следовательно, и налогоплательщиками, считаются созданные и зарегистрированные в Республике Армения юридические лица, за исключением отдельных структурных подразделений нерезидентов3. Объект налогообложения для резидентов - налогооблагаемая прибыль, получаемая на территории Республики Армения и за ее пределами4. Налогооблагаемая прибыль - это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, установленными настоящим Законом о налоге на прибыль5, при этом «валовой доход» определяется как общий доход, полученный налогоплательщиком за отчетный год, независимо от его источника6.
2. Ставка налога на прибыль
Ставка налога на прибыль для резидентов установлена на уровне 20 процентов7.
3. Организации, полностью или частично освобожденные от налогообложения
Некоммерческие организации (НКО) освобождаются от налогообложения средств, полученных в качестве пожертвований8. Законодательство Республики Армения9 (далее - РА) определяет две основные правовые формы НКО: общественные организации и фонды. Закон об общественных организациях10 содержит положение, в котором рассматриваются различные типы общественных объединений и общественных организаций, которые не могут заниматься определенной политической, религиозной или профессиональной деятельностью. И, наконец, Закон РА «О благотворительности» («Закон о благотворительности»)11 устанавливает саму категорию «благотворительных организаций», определяемых как «некоммерческие организации, ведущие благотворительную деятельность». ___________________ 1 Закон Республики Армения о налоге на прибыль был принят 30.09.1997 г. (с последующими поправками, принятыми 9 июля 2008 г.). 2 Статья 4 Закона о налоге на прибыль. В данном обзоре не рассматривается налогообложение нерезидентов. 3 Там же. 4 Статья 5 (1) Закона о налоге на прибыль. 5 Статья 6 Закона о налоге на прибыль. 6 Статья 36 Закона о налоге на прибыль. Среди сумм, вычитаемых из налогооблагаемой суммы, - до 150 процентов от объема зарплаты или аналогичных выплат, сделанных служащим-инвалидам. 7 Существуют особые ставки, которые распространяются на налогоплательщиков, которые избрали упрощенное налогообложение. НКО под упрощенный порядок налогообложения не подпадают. 8 Статья 8 Закона о налоге на прибыль. 9 Закон Республики Армения «Об общественных организациях» был принят 4 декабря 2001 г. («Закон об ОО»); Закон РА «О фондах» был принят 24 декабря 2002 г. («Закон о фондах»). 10 Закон «Об общественных организациях». 11 Закон Республики Армения «О благотворительности» был принят 8 октября 2002 г.
4. Налогообложение дохода, полученного на безвозмездной основе
Согласно Статье 8 Закона о налоге на прибыль, «средства (включая членские взносы) и услуги, полученные НКО на безвозмездной основе, не рассматриваются в качестве налогооблагаемого «дохода».
5. Налогообложение предпринимательской деятельности
Общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь посредством создания коммерческого юридического лица, либо посредством участия в деятельности такового12. В то же время благотворительные фонды, согласно Закону о фондах, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не учреждая отдельного коммерческого юридического лица лишь в тех случаях, когда такая деятельность (i) способствует достижению уставных целей организации, (ii) соответствует данным целям и (iii) предусмотрена в уставе13. Прибыль от предпринимательской деятельности облагается налогами в полном объеме. Закон о налоге на прибыль не дает определения «предпринимательской деятельности», но ее определение содержится в Законе РА «О налоге на добавленную стоимость»14 («Закон об НДС»), где она определяется как «экономическая деятельность, проводимая на регулярной основе в целях получения прибыли. Экономическая деятельность - это любая деятельность, выполняемая за вознаграждение»15. Гражданский кодекс также предлагает определение предпринимательской деятельности, но в его определении недостает критерия регулярности, а деятельность определяется как предпринимательская, когда некое лицо занимается ею «в целях получения прибыли от использования своей собственности, продажи товаров, [или] выполнения работ и предоставления услуг на свой собственный риск»16. Прямое участие общественных организаций в предпринимательской деятельности запрещено законодательно, и нарушение данного положения может привести к санкциям со стороны органов регистрации. Тем не менее, предпринимательская деятельность, похоже, не приводит к утрате налоговых льгот, при получения дохода от пожертвований. То же справедливо и для фондов, занимающихся предпринимательской деятельностью, не связанной с их уставными целями.
6. Налогообложение пассивного (инвестиционного) дохода
Организации-резиденты - коммерческие или некоммерческие - освобождаются от налогообложения таких видов дохода: • дивидендов17; • дохода от приватизационных сертификатов18; • остаточных активов, полученных от ликвидации юридического лица19, а также • дохода от инвестирования в иностранные валюты и ценные бумаги20. __________________ 12 Статья 4 (3) Закона «Об общественных организациях». 13 Статья 19 Закона «Об общественных организациях». 14 Закон РА «О налоге на прибавочную стоимость» был принят 14 мая 1997 г. 15 Статья 2 Закона «Об НДС». 16 Статья 2 Гражданского Кодекса РА. 17 Статья 26 Закона «О налоге на прибыль». 18 Статья 29 Закона «О налоге на прибыль». 19 Статья 28 Закона «О налоге на прибыль». 20 Статья 8 Закона «О налоге на прибыль».
7. Регулирование расходов
Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо требований или ограничений на расходы НКО. Закон «О благотворительности» устанавливает, что благотворительные организации должны использовать не менее 80 процентов переданных им финансовых пожертвований и целевых поступлений в течение года после получения указанных средств, если иное не предусмотрено донором или благотворительной программой.21 Пожертвования и целевые поступления в натуральной форме должны быть полностью переданы по целевому назначению не позднее года после их получения, если иное не предусмотрено донором или благотворительной программой22. Более того, не менее 80 процентов дохода, полученного в течение финансового года, должно быть использовано на финансирование благотворительных программ23.
8. Вычет благотворительных пожертвований
Согласно Закону «О налоге на прибыль», переданные денежные и натуральные пожертвования и услуги, которые были оказаны НКО библиотекам, музеям, государственным школам, приютам, домам престарелых, детским домам, психоневрологическим и туберкулезным диспансерам, а также больницам могут быть списаны в размере, не превышающем 0.25 процента от валового дохода донора24. Превышение этого ежегодного лимита не может быть перенесено для списания в следующем налоговом периоде. Согласно Закону РА «Об индивидуальном подоходном налоге»25 («Закон о подоходном налоге»), переданные денежные средства и натуральные пожертвования, равно как и услуги, оказанные организациям, перечисленным ниже, могут быть вычтены из суммы, подлежащей налогообложению в данном году, при условии, что сумма списания не превышает 5 процентов налогооблагаемого дохода физического лица26: • общественные и религиозные организации, политические партии РА; • кондоминиумы, а также • организации, не ставящие получение прибыли целью своей деятельности и действующие исключительно в области: • религии; • благотворительности; • науки; • [проведения] испытаний в целях общественной безопасности; • защиты окружающей среды; • развития и поддержки литературы, культуры и образования; • защиты прав потребителя; • поддержки и организации любительского спорта; • защиты прав человека, прав женщин, детей и пожилых людей; • поддержки библиотек, музеев, государственных школ, интернатов, домов престарелых, детских домов, а также • психиатрических и туберкулезных диспансеров, больниц. ___________________ 21 Статья 12 Закона «О благотворительности». 22 Статья 12 (3) Закона «О благотворительности». 23 Статья 13 (5) Закона «О благотворительности». Закон не указывает в течение какого периода времени такой доход должен быть реализован. 24 Статья 23 Закона «О налоге на прибыль». 25 Закон РА «О подоходном налоге» был принят 27 декабря 1997 г. 26 Статья 13 Закона «О подоходном налоге».
В. НДС
1. Основные понятия
Юридические лица, занимающиеся «налогооблагаемыми сделками или операциями», обязаны платить НДС. Статья 6 «Закона об НДС» указывает, что «налогооблагаемые сделки или операции» включают: • сбыт (поставку) товаров - сделку, совершаемую путем передачи прав собственности на товары (включая промышленные товары или недвижимость) другому лицу за вознаграждение27; • предоставление услуг - сделка или операция, отличная от сбыта товаров, выполняемая в обмен на любую форму компенсации, включая продажу (передачу) недвижимых активов28; • сбыт товаров или предоставление услуг плательщиками НДС бесплатно, за частичную оплату или значительно дешевле, чем по рыночной стоимости (с некоторыми исключениями)29, а также • импорт товаров, подпадающих под таможенный режим «импорт для бесплатного распространения» - с некоторыми исключениями согласно предписаниям законодательства30. На товары и услуги, о которых идет речь в Статье 6, НДС уплачивается независимо от того, предоставлены ли они в рамках благотворительности или же за вознаграждение, за исключением тех случаев, когда они поставлены в рамках гарантийного периода, определенного государственными контрактами31. Исходным параметром для налогообложения является суммарная стоимость всех налогооблагаемых сделок, совершенных налогоплательщиком на территории Армении. При безвозмездной поставке товаров, безвозмездном оказании услуг, а также в случае, когда за поставленные товары и оказываемые услуги предусматриваются цены значительно более низкие, чем обычно, взимаются за такие же сделки (операции), за основу для расчета принимается рыночная цена на аналогичные операции, в момент поставки этих товаров и оказания услуг.32 Частные лица, импортирующие товары на территорию РА, обязаны платить НДС.
• Ставка НДС
По отношению к большинству сделок применима ставка НДС в 20 процентов. Нулевая ставка применима лишь к некоторым международным сделкам. Какие-либо сниженные ставки законодательством РА не предусмотрены. ________________ 27 Статья 6 (1) Закона «Об НДС». 28 Статья 6 (2) Закона «Об НДС». Согласно положению, содержащемуся в данном пункте, аренда товаров и недвижимости также должны рассматриваться в качестве предоставления услуг. 29 Статья 6 (3) Закона «Об НДС». 30 Статья 6 (4) Закона «Об НДС». Этот пункт дополнительно уточняет то, что для товаров, ввозимых на территорию РА, НДС начисляется и взимается таможней при пересечении границы. Существуют исключения на определенные импортные товары, включенные в установленный законодательством список. На данную группу товаров установлена нулевая ставка НДС и акцизного сбора. 31 Статья 6 Закона «Об НДС». 32 Статья 8 Закона «Об НДС».
• Регистрация
Лица, которые представят соответствующему органу Налоговой инспекции заявление о признании себя плательщиками НДС, со дня представления заявления будут считаться плательщиками НДС, даже если они не определяются в качестве налогооблагаемого лица (т.е. платящие налоги по упрощенной схеме или «предполагаемые» налогоплательщики)33.
• Освобождение определенных категорий организаций от налога с оборота и налога на импорт
Помимо льгот, предоставляемых в рамках международных договоров и соглашений, Армения предоставляет определенные исключения по оплате НДС для конкретных видов юридических лиц или организаций34. В то же время НКО могут обладать льготами в отношении НДС применительно к импортируемым товарам, приобретенным как за границей, так и в РА. Для того, чтобы воспользоваться подобными льготами, НКО должны использовать данные товары в рамках программ «гуманитарной помощи и благотворительности» в порядке, установленном соответствующими постановлениями правительства35 и бюджетным законодательством. В рамках данных программ НДС может быть возвращен лишь в случае, когда правительство примет решение о «совместном финансировании» гуманитарной или благотворительной программы. Для того, чтобы получить возмещение НДС, организация должна получить статус участника гуманитарной или благотворительной программы путем подачи заявления в Центральную Комиссию по гуманитарной помощи (что позволяет уменьшить сумму взимаемых таможенных сборов и иных пошлин). После утверждения гуманитарной или благотворительной программы Центральной Комиссией и заключения договора о государственном «совместном финансировании», организатор программы должен получить в Министерстве финансов «ваучер» на каждую сделку (и для сделок с импортируемыми товарами, и при приобретении их внутри страны). Впоследствии данный ваучер передается либо таможне, либо внутреннему поставщику вместо уплаты НДС.
• Освобождение от уплаты НДС определенных категорий товаров и услуг
Определенные сделки и операции всегда освобождаются от уплаты НДС в РА, независимо от типа организации - коммерческой или некоммерческой36. К ним относятся: • плата за обучение, выплачиваемая средним школам, техникумам, специальным средним и высшим учебным заведениям; • продажа тетрадей, нот, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, образовательных публикаций для школ; продажа исследовательской и образовательной литературы, публикуемой ВУЗами, специализированными научными организациями и Академией наук РА; • научно-исследовательская работа; • услуги, связанные с уходом за детьми в дошкольных учреждениях, уходом за лицами, находящимися в интернатах, детских домах, учреждениях, предоставляющих уход за детьми и взрослыми с физическими или психическими недугами, домах престарелых, а также сбыт товаров или предоставление услуг, произведенных или оказанных лицами, находящимися в указанных заведениях; ___________________ 33 Статья 3 Закона «Об НДС». 34 К примеру, «Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством США об упрощении контроля за гуманитарной и технической помощью», подписанное 15 декабря 1992 г., освобождает от уплаты НДС все организации и граждан, выполняющих программы, финансируемые Правительством США. 35 Постановление Правительства РА № 66 от 16 января 2003 г. «О благотворительных программах» (Статья 2) и Положение «О возмещении уплаты НДС в рамках программ гуманитарной помощи и благотворительности», утвержденное вышеупомянутым Постановлением. 36 Статья 15 Закона «Об НДС».
• продажа газет и журналов; • услуги и продажа товаров, связанных с похоронами и погребением; • религиозные обряды; продажа религиозной утвари, осуществляемая религиозными организациями, или покупка данной утвари религиозными организациями; • продажа лотерейных билетов по номинальной цене, а также • продажа донорской крови, грудного молока, протезных и ортопедических приспособлений, оказание медицинских услуг (включая профилактические диагностические меры), продажа товаров, связанных с лечением и произведенных в рамках оказания медицинской помощи пациентами, находящимися в учреждениях и организациях превентивного ухода, а также услуги, предоставленные данной категорией лиц.
• Порядок возврата переплаты НДС
Переплата НДС может быть зачтена при уплате иных налоговых задолженностей или возвращена37.
C. Налог на имущество, недвижимость и землю
1. Применение
Ежегодно налогом на имущество облагаются строения и средства транспорта38.
2. Налоговые льготы
НКО не обладают какими-либо налоговыми льготами в отношении налогообложения имущества.
D. Разное
1. Другие вычеты и льготы
Согласно Закону «О государственной пошлине»39, НКО предоставлена скидка при оплате пошлины за: • государственную регистрацию и регистрацию поправок к уставам; • правовые действия, направленные на защиту названия организации. ___________________ 37 Статья 25 Закона «Об НДС». 38 Статья 4 Закона «О налоге на имущество». 39 Закон РА «О государственной пошлине» от 27 декабря 1997 г.
А. Подоходный налог (налог на прибыль)
1. Основные понятия
В соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики (Налоговый кодекс)40 плательщиками налога на прибыль являются «предприятия». Под термином «предприятие» подразумеваются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, осуществляющие предпринимательскую деятельность и созданные для такого рода деятельности41. Хотя, исходя из этого, можно предположить, что не предпринимательские организации (т.е. некоммерческие организации, созданные для некоммерческих целей) плательщиками не являются. На практике же некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, облагаются налогом на прибыль. Понятие «прибыль» определяется как разница между доходом налогоплательщика (кроме дохода, освобожденного от налога) и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом42.
2. Ставки налога на прибыль
Прибыль предприятий облагается налогом по ставке 22 процента43. Для некоторых видов пассивного дохода, которые будут рассмотрены ниже, установлены другие ставки налога. Если общий объем облагаемых налогом операций плательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью, за три предшествующих месяца не превышает 22500 манатов, то этот плательщик вправе платить налог по упрощенной системе44. Ставки налога по упрощенной системе45: • в городе Баку - 4 процента; • в других городах и районах, а также в Нахичеванской Автономной Республике - 2 процента; • если предприятия плательщика со своими производственными участками, недвижимым имуществом и рабочей силой функционируют в других городах и районах, за исключением города Баку - 2 процента; • плательщик, состоящий на налоговом учете в других районах, но функционирующий в городе Баку, уплачивает налог по ставке 4 процента. ____________________________ 40 Статья 103.1 Налогового кодекса, утвержденного 11 июля, 2000 г. и вступившего в силу с 1 января 2001 г. (с последующими изменениями на 16 ноября 2008 года). 41 Статья 13.2.39 Налогового кодекса. Под термином «предприятие» также подразумеваются юридические лица нерезиденты, созданные в соответствии с законодательствами других государств, а также их филиалы или постоянные представительства. 42 Статья 104.1 Налогового кодекса. 43 Статья 105.1 Налогового кодекса. 44 Статья 218.1 Налогового кодекса. 45 Статья 220 Налогового кодекса.
3. Организации и доходы, полностью или частично освобожденные от уплаты налога
Некоммерческие организации (НКО) и благотворительные организации, отвечающие определениям Налогового кодекса, освобождаются от уплаты налога на некоторые виды дохода. НКО определяется Налоговым кодексом, как структура, определенная, как таковая, Гражданским кодексом Азербайджанской Республики46. Гражданский кодекс определяет некоммерческую организацию как «организацию, не имеющую в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, и не распределяющую полученную прибыль между своими участниками»47. «Некоммерческая деятельность» определяется в Налоговом Кодексе как «любая не запрещенная законом деятельность, не преследующая цели извлечения дохода и предусматривающая использование полученного дохода в некоммерческих целях, в том числе в своих уставных целях. В противном случае подобная деятельность считается коммерческой»48. От налога на прибыль освобождены доходы НКО, полученные в виде безвозмездных переводов денежных средств, членских взносов и пожертвований49. «Благотворительная организация» определяется Налоговым кодексом как «некоммерческая организация, осуществляющая благотворительную деятельность»50. В свою очередь «благотворительная деятельность» определяется как «деятельность, осуществляемая физическим лицом и (или) благотворительной организацией и состоящая из прямой бескорыстной помощи, включая безвозмездный перевод денежных средств, физическим лицам, нуждающимся в материальной или иной помощи, либо непосредственно организациям, оказывающим подобную помощь, в том числе благотворительным, либо научная, образовательная или иная деятельность, осуществляемая во имя общественных интересов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом»51. Доходы благотворительных организаций, за исключением дохода, полученного от предпринимательской деятельности освобождены от налога на прибыль52. Ни в одном другом законе Азербайджана благотворительные организации подробнее не рассматриваются. Ни в Налоговом кодексе, ни где-либо еще нет объективных критериев определения организации как «благотворительной» на основе ее предполагаемой и/или фактической деятельности. Следует отметить, что из определения Налогового кодекса неясно, должна ли НКО заниматься только благотворительной деятельностью, чтобы считаться благотворительной, или же, с другой стороны, должна ли подпадать под это определение любая НКО, занимающаяся благотворительной деятельностью (в дополнение к любой другой деятельности). _____________________ 46 Статья 13.2.42 Налогового кодекса. 47 Статья 43.5 Гражданского кодекса. 48 Статья 13.2.27 Налогового кодекса. 49 Статья 106.1.2 Налогового кодекса. 50 Статья 13.2.36 Налогового кодекса. 51 Статья 13.2.35 Налогового кодекса. В то же время действует ряд ограничений. Помощь не считается «благотворительной», если лицо, получающее подобную помощь, принимает перед лицом, оказывающим эту помощь, обязательство имущественного или неимущественного характера (кроме обязательств о целевом использовании полученных средств или имущества); если принимающие и оказывающие помощь лица являются взаимозависимыми лицами, либо если подобного рода помощь оказывается для участия в избирательной кампании. 52 Статья 106.1.1 Налогового кодекса.
Освобождены от налога на прибыль также доходы специализированных учебных заведений, созданных для получения образования лицами с ограниченными возможностями, кроме доходов, полученных этими учебными заведениями за счет предпринимательской деятельности53. И наконец, ставка налога на прибыль производственных предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, снижается на 50 процентов при условии, что 50 процентов работников такого предприятия составляют инвалиды. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера54.
4. Налогообложение дохода, полученного на безвозмездной основе
Как отмечалось выше, в соответствии с Налоговым кодексом освобождены от налога три вида дохода, получаемого некоммерческими организациями: благотворительные переводы денежных средств, членские взносы и пожертвования. Определения этих видов дохода в Налоговом кодексе отсутствуют. Кроме того, Гражданский кодекс Азербайджана тоже не дает определения «пожертвований». Четвертый вид дохода - грантовый доход - на практике освобожден от налога на прибыль, хотя конкретного упоминания об освобождении грантов от налогообложения в Налоговом кодексе нет. По Закону о грантах от 17 апреля 1998 г., «грант» определяется как целевая, безвозмездная, не подлежащая возмещению помощь, оказываемая в порядке, предусмотренном Законом о грантах для подготовки и осуществления проектов, полезных для государства и общества55. Чтобы стать получателем гранта, юридическое лицо-резидент должно иметь согласно уставу основной целью своей деятельности либо (1) благотворительность, либо (2) осуществление проектов и программ, которые могут являться предметом грантовых соглашений и не преследуют цели прямого извлечения прибыли от получения гранта56. Предыдущая редакция Закона о грантах освобождала гранты от уплаты налога на прибыль57, но в действующей редакции отмечается, что «вопросы налогообложения, связанные с получением ... гранта либо иной денежной или материальной помощи, регулируются Налоговым кодексом Азербайджанской Республики»58. Поскольку Налоговый кодекс конкретно не освобождает гранты от налога (и запрещает включать вопросы налогообложения и налогового контроля в иные законодательные акты)59, мы можем заключить, что практика освобождения грантов от налогообложения основывается на понимании того, что термин «пожертвования» в том значении, в каком он применяется в Налоговом кодексе, включает также гранты. ___________________ 53 Статья 106.1.7 Налогового кодекса. 54 Статья 106.2 Налогового кодекса. 55 Т.е. гуманитарных, социальных и экологических проектов; работ по восстановлению разрушенных объектов и инфраструктуры производственного и социального назначения на территориях, пострадавших в результате войны и стихийного бедствия; программ в сферах образования, здравоохранения, культуры, консалтинга, информации, издательского дела и спорта, научных, исследовательских, проектных и иных важных для государства и общества программ. Статья 1.1 Закона о грантах. 56 Статья 3 Закона о грантах. 57 В Статье 5.1 Закона о грантах предусматривалось, что денежная и другая материальная помощь, полученная в установленном законом порядке, освобождается от всех налогов, сборов и обязательных платежей в государственный бюджет. 58 Статья 5.1 Закона о грантах. 59 Статья 2.4 Налогового кодекса.
Весь доход, получаемый благотворительными организациями, за исключением дохода от предпринимательской деятельности, освобождается от налога. Таким образом, безвозмездно полученный доход (членские взносы, пожертвования, благотворительные переводы денежных средств) благотворительных организаций должен освобождаться от налога на прибыль как в силу общего освобождения, так и в силу того, что данная организация является некоммерческой.
5. Налогообложение дохода от предпринимательской деятельности (бизнеса)
Предпринимательская деятельность определяется Налоговым кодексом, как деятельность, осуществляемая лицом самостоятельно, при этом ее основной целью является извлечение прибыли от использования имущества, предоставление товаров, выполнения работ или оказания услуг.60 В соответствии с Налоговым кодексом доход от предпринимательской деятельности НКО, в том числе благотворительных организаций, облагается налогом. Закон не проводит различия между доходом, полученным от деятельности, связанной с уставными целями НКО и не связанной с ними. Налоговый кодекс также не ставит условием для освобождения от налога других видов дохода (пожертвований, взносов и т.п.) неосуществление предпринимательской или иной не связанной с уставными целями деятельности. В то же время согласно действующему законодательству НКО разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если она не противоречит целям, предусмотренным их уставами61. Закон о неправительственных организациях требует от НКО вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью62.
6. Освобождение от налога пассивного (инвестиционного) дохода
Налоговый кодекс не содержит прямо сформулированных освобождений от налога для пассивных доходов НКО. Однако общее освобождение благотворительных организаций, применимое ко всем видам дохода, кроме дохода от предпринимательской деятельности, может, по сути, освобождать их и от налога на пассивный доход. Это заключение основано на тех фактах, что: (а) определение «предпринимательской деятельности» в Налоговом кодексе63, судя по всему, не включает пассивного дохода; и (b) согласно Статье 99.3, где рассматриваются доходы физических лиц, к «доходу от непредпринимательской деятельности», в частности, относятся: доход по процентам, дивиденды, доход от сдачи в аренду имущества, роялти, а также выручка от продажи активов, не используемых для предпринимательских целей64. Следовательно пассивный доход, получаемый благотворительными организациями, должен быть освобожден от налога. Независимо от того, освобожден или не освобожден от налога пассивный доход для его получателя, дивиденды65 и проценты66 облагаются налогом у источника выплаты по ставке 10 процентов. Дивиденды юридического лица-резидента, облагаемые налогом у источника выплаты, не подлежат дальнейшему налогообложению при их получении юридическими и физическими лицами. _________________ 60 Статья 13.2.37 Налогового кодекса. 61 Статья 22 Закона о неправительственных организациях от 13 июня 2000 г. (Закон об НПО). 62 Статья 22.3 Закона об НПО. 63 См. А 5. 64 Статья 99.3 Налогового кодекса. 65 Статья 122 Налогового кодекса. 66 Статья 123 Налогового кодекса.
Если юридическое лицо-резидент является фактическим владельцем процентов, с которых уже удержан налог у источника по ставке 10 процентов, сумма этих процентов включается в налогооблагаемый доход. В этом случае, сумма налога, удержанного у источника, может быть вычтена из совокупного налогового обязательства юридического лица за отчетный период, при условии, что удержание налога подтверждается соответствующими документами67.
7. Регулирование расходов
Ни общее, ни налоговое законодательство не содержит требований относительно расходования средств или ограничений административных расходов.
8. Вычет благотворительных пожертвований
Ни юридические, ни физические лица не имеют права на налоговый вычет своих пожертвований в пользу благотворительных или некоммерческих организаций.
В. НДС
1. Основные понятия
Налог на добавленную стоимость (НДС) регулируется Разделом XI Налогового кодекса и «Методическими инструкциями по регистрации плательщиков НДС, порядку исчисления и уплаты НДС»68 (далее - «Инструкция по НДС»), в которых разъясняются положения Налогового кодекса, касающиеся НДС. С 2006 года «плательщиками НДС» являются лица, импортирующие товары в Азербайджан69, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если объем их облагаемых налогом операций за три предшествующих месяца превышает 22500 манатов70. НДС облагаются: • налогооблагаемые операции: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг; • налогооблагаемый импорт71. Операции, осуществляемые на безвозмездной основе, или бартерные операции, являются налогооблагаемыми операциями по их рыночной стоимости (без НДС)72. В то же время безвозмездные перечисления денежных средств, в том числе членские взносы, пожертвования и гранты, НДС не облагаются73. Если налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) с уплатой НДС и вправе получить соответствующий зачет, то использование этих товаров (работ, услуг) в некоммерческих целях признается «налогооблагаемой операцией»74. ___________________ 67 Это относится только к процентному доходу, а не к дивидендам. В последнем случае после уплаты 10-процентного налога дивиденды более не облагаются налогом. 68 Утверждены 26 декабря 2000 г. 69 Статья 154.3 Налогового кодекса. 70 Статья 155.1 Налогового кодекса. 71 Статья 159 Налогового кодекса. 72 Статьи 159.4 и 161.2 Налогового кодекса; Раздел IV (4) «Объект налогообложения» «Инструкции по НДС». 73 Хотя в самом Налоговом кодексе положений на этот счет нет, это следует из Раздела IV (9) «Объект налогообложения» «Инструкции по НДС». 74 Статья 159.5 Налогового кодекса, Раздел IV (5) «Объект налогообложения» «Инструкции по НДС».
«Налогооблагаемый оборот» состоит из общей стоимости налогооблагаемых операций в течение отчетного периода. Отчетным периодом по НДС является календарный месяц75.
2. Ставки НДС
Налоговый кодекс Азербайджана устанавливает единую ставку НДС в размере 18 процентов76. По нулевой ставке облагаются операции, перечисленные в Статье 165 Налогового кодекса, в том числе77 «ввоз товаров, предоставление товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет безвозмездной финансовой помощи, полученной из-за рубежа (гранты)»78. Нулевая ставка применяется только к иностранным грантам79. Таким образом, нулевая ставка применяется к закупкам товаров (работ, услуг) получателями иностранных грантов, если такая закупка оплачивается из средств гранта. Следует отметить, что нулевая ставка фактически предоставляется поставщику этих товаров (работ и услуг), а не самому получателю гранта (если он зарегистрирован как налогоплательщик), если последний поставляет товары (работы, услуги) за счет средств гранта80.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |