|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2019 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 2 апреля 2019 года (введены в действие с 14 апреля 2019 года)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Статья 6. Компетенция государственных органов Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора Статья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги) Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги) Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги) Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей Статья 21. Право на возмещение морального вреда Статья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ) Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ) Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги) Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 38. Выполнение работы из материала потребителя Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги) Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Статья 40. Общественные объединения потребителей Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) Статья 42. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации; 2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению; 3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.) 4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем); Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 5) гарантийный срок - период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения; 6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 7) срок службы - период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению; 8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору; Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 9) срок хранения - период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре; 10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 11) товар - продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; 12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги); 13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя; 14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе); Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 15) потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 16) общественное объединение потребителей - организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей; Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V 17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей 1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан. 3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов: 1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов; 2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах); 4) обеспечения защиты законных интересов потребителей; 5) участия общественных объединений потребителей в обеспечении защиты прав потребителей; 6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей
Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 1-1), 1-2) исключены в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей; 5) проводит полугодовой, годовой анализ жалоб потребителей и ежегодный анализ деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей; 6) вносит предложение (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей; 7) осуществляет информирование, консультирование и просвещение потребителей; 8) возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях; 9) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 10) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу; 11) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 12) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам защиты прав потребителей; Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 13.06.18 г. № 160-VI (см. стар. ред.) 13) осуществляет формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по проведению исследований, информационно-просветительской работы и оказанию консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей; 14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция государственных органов Государственные органы в пределах своей компетенции: 1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей; 2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; 3) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; 4) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей; 5) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности; 6) представляют в уполномоченный орган не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, ежегодную и не позднее 1 сентября текущего года полугодовую информацию по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей и деятельности в сфере защиты прав потребителей; 7) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу; 8) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей; 9) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов; 10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
Глава 3. Права потребителей и их защита
Статья 7. Права потребителей 1. Потребители имеют право на: 1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг); Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 2) просвещение в сфере защиты прав потребителей; 3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе); 4) приобретение безопасного товара (работы, услуги); 5) свободный выбор товара (работы, услуги); 6) надлежащее качество товара (работы, услуги); 7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; 8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги); 9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги); 10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша; 11) создание общественных объединений потребителей; 12) возмещение морального вреда; 13) защиту прав и законных интересов; 14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг) Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).
Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора 1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. 2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора: 1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя; 2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств; 3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам); Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам; 5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора; 6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора; 7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор; 8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора; 9) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями; 10) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств; 11) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве; 12) иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей. 3. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. 4. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом (исполнителем, изготовителем) в связи с использованием последним преимуществ своего положения. 5. Любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний.
Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) Статья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные общеобязательные стандарты образования и образовательные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) 1. Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) в соответствии со статьей 25 настоящего Закона. 2. Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло: приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления в течение трех календарных дней со дня приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) надлежащей информации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков; причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные статьями 16 и 31 настоящего Закона.
Статья 11 изложена в редакции Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.) Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги) Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги) Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги), не изъятого из гражданского оборота или не ограниченного в обороте, в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).
Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги) 1. Если в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям. 2. Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара. 3. Если потребитель при заключении договора поставил в известность продавца (исполнителя) о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), он имеет право на получение товара (работы, услуги) надлежащего качества, пригодного для использования в соответствии с этими целями. 4. При продаже товара по образцу и (или) описанию потребитель имеет право на получение товара, который соответствует образцу и (или) описанию.
Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона. 2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. 3. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара. В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; 4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); 5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта. 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара, если иное не предусмотрено договором. 3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящим Законом.
Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги) 1. Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме. 2. Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет. См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 года № 7 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей»
Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 1. В отношении товара, на который установлен срок годности, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 2. Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает истекать одновременно с гарантийным сроком на основное изделие. При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново, если иное не предусмотрено договором. В случае, когда на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие. Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие. При продаже товаров по образцам, по почте, путем электронной торговли, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара исчисляется со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, - со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (изготовителя), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара не исчисляется до устранения продавцом (изготовителем) таких обстоятельств. Если день передачи (доставки), установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V 3. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.
В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) Потребитель имеет право на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги). Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара.
Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша Инициатор (организатор) игр в течение двадцати календарных дней должен удовлетворить требования потребителя путем обращения к продавцу (изготовителю, исполнителю) по устранению недостатков товара (работы, услуги), если не докажет, что недостатки в товаре (работе, услуге) возникли после их передачи (выполнения, оказания) потребителю вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей Потребители вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.
Статья 21. Право на возмещение морального вреда Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей, подлежит возмещению при наличии вины продавца (изготовителя, исполнителя) в размере, определяемом судом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 7 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда»
Статья 22 изложена в редакции Закона РК от 17.11.14 г. № 254-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.16 г. № 489-V (см. стар. ред.) Статья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов Защита прав и законных интересов потребителей осуществляется в пределах компетенции соответствующими государственными органами, судом и арбитражем. Потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан о защитеСтатья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙСтатья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителейСтатья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителейСтатья 5. Компетенция уполномоченного органаСтатья 6. Компетенция государственных органовСтатья 6-1. Исключена Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТАСтатья 7. Права потребителейСтатья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договораСтатья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителейСтатья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги)Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги)Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качестваСтатья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качестваСтатья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товараСтатья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрышаСтатья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителейСтатья 21. Право на возмещение морального вредаСтатья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ)Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срокаСтатья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги)Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги)Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качестваСтатья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товараСтатья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточку Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ)Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги)Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителяСтатья 38. Выполнение работы из материала потребителяСтатья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги) Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙСтатья 40. Общественные объединения потребителейСтатья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)Статья 42. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |