|
|
|
Правовой мониторинг
Климкин С.И., к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
Показатель 1. Общая информация 1.1. Предмет правового мониторинга Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 г. № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (далее - Закон, анализируемый Закон). Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, развитием предпринимательства в Республике Казахстан. Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан: - от 02 июля 2014 г. № 225-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления»; - от 07 ноября 2014 г. № 248-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления»; - от 29 декабря 2014 г. № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»; - от 29 октября 2015 г. № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»; - от 12 ноября 2015 г. № 391-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования»; - от 23 ноября 2015 г. № 415-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования труда»; - от 06 апреля 2016 г. № 481-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правовых актов»; - от 08 апреля 2016 г. № 489-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам арбитража»; - от 26 декабря 2017 г. № 124-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования»; - от 24 мая 2018 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»; - от 13 июня 2018 г. № 160-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций»; - 05 октября 2018 г. № 184-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации»; - от 26 декабря 2018 г. № 202-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора»; - от 28 декабря 2018 г. № 210-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан и противодействия теневой экономике»; - от 21 января 2019 г. № 217-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства»; - от 19 апреля 2019 г. № 250-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи функций центральных и (или) местных исполнительных органов Республики Казахстан в конкурентную среду»; - от 28 октября 2019 г. № 268-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса»; - от 04 мая 2020 г. № 321-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда»; - от 30 декабря 2020 г. № 397-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей».
1.2. Отрасль законодательства В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 250.000.000. Законодательство о предпринимательской деятельности, в частности, институту 250.005.000. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан.
1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства В Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» указывалось, в том числе, что в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Назарбаев Н.А. отметил, что «... для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса... Анализ международного опыта показывает, что консолидация предпринимателей в палатах - одна из важных факторов эффективности экономики, там, где это сделано, на деле воплотится принцип «сильный бизнес - сильное государство...». Учитывая изложенное, законопроект разработан во исполнение пункта 28 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449, а также пункта 50 Плана законопроектных работ Правительства на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1778. Законопроектом предусматривается консолидация субъектов предпринимательства, использования ими своей мобильности и перспективного видения своего места в инновационной экономике суверенного Казахстана, а также в рамках Единого экономического пространства и предстоящего вступления во Всемирную Торговую Организацию. В свою очередь, в пояснительной записке Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 17/П-592 к проекту Закона было отмечено, что законопроектом будут реализованы дополнительные возможности для решения задач развития предпринимательства. Сфера предпринимательства приобретет более благоприятные условия хозяйствования и дополнительные гарантии осуществления своей деятельности. Институционально оформленные отношения государства с бизнесом на законодательном уровне будут содействовать консолидации ресурсов сторон, создающей основу для реализации приоритетов социально-экономического развития страны. Принятие законопроекта послужит дополнительной гарантией в реализации права на осуществление предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан Согласно пункту 4 ст. 26 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается. Таким образом, анализируемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан.
Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.
Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено. При этом, однако, представляется некорректно сформулированным подпункт 3) п. 1 ст. 5 Закона (как и сам факт его нахождения в нем), согласно которому Правительство Республики Казахстан выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Во-первых, общие положения о Правительстве Республики Казахстан содержатся в Разделе V Конституции Республики Казахстан и раскрываются в Конституционном законе Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан»; во-вторых, в Конституционном законе Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» нами не обнаружено каких-либо компетенций этого государственного органа, особо связанных с Национальной палатой предпринимателей. В этой связи данный вопрос подпадает под подпункт 16) ст. 9 указанного Конституционного закона: «16) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента»; в-третьих, в этой связи анализируемый Закон с точки зрения иерархии нормативных правовых актов не может возлагать на Правительство выполнение конкретно не определенных «иных функций»; в-четвертых, по вопросам компетенции Правительства он также не может отсылать к «иным законам Республики Казахстан и актам Президента Республики Казахстан».
Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан 5.1. Согласно части первой п. 3 ст. 34 ГК РК, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Пунктами 2, 3 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в иной организационно-правовой форме могут быть образованы автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, адвокатские конторы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, Палата судебных экспертов Республики Казахстан, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир, объединения собственников имущества многоквартирных жилых домов и другие некоммерческие организации. Особенности правового положения иных организационно-правовых форм регулируются законодательными актами. Согласно пункту 2 ст. 15 анализируемого Закона, региональные палаты создаются Национальной палатой в каждой области, городе республиканского значения и столице. На территории области, города республиканского значения и столицы может создаваться и действовать только одна региональная палата. При этом правовой статус (организационно-правовая форма) региональной палаты Законом не определен. В соответствии с подпунктом 10) п. 3 ст. 21 анализируемого Закона, к исключительной компетенции президиума Национальной палаты относится утверждение типового устава региональных палат и типового положения о филиалах региональных палат. В этой связи решением Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан от 8 октября 2013 г. (Протокол № 2) утвержден Типовой устав Палаты предпринимателей области (города республиканского значения, столицы). В соответствии с пунктами 2.1 - 2.4 Типового устава, Региональная палата создается в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации, особенности правового положения которой регулируются Законом «О НПП РК» и иными законодательными актами Республики Казахстан. Региональная палата является юридическим лицом, имеет на праве собственности обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Региональная палата имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в национальной и иностранной валюте в банках, эмблему, зарегистрированную в установленном порядке, флаг, печать, штамп и бланки с указанием своего наименования на государственном и русском языках, а также на государственном и английском языках. Единственным учредителем Региональной палаты является Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее - Национальная палата). Решения, относящиеся к компетенции Единственного учредителя Региональной палаты, принимаются Национальной палатой единолично и оформляются письменно. На основании изложенного считаем, что тем самым Президиум Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан ввел в систему некоммерческих организаций новую организационно-правовую форму - «Палата предпринимателей области (города республиканского значения, столицы)», чем нарушил требование части первой пункта 3 ст. 34 ГК РК и пункта 3 ст. 17 Закона РК «О некоммерческих организациях» о возможности создания некоммерческих юридических лиц в иных организационно-правовых формах, предусмотренных лишь на уровне законодательных актов. 5.2. При этом другие дочерние организации ТПП РК «Атамекен» созданы ею в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан /2/: - ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана»; - ТОО «Центр исследований развития предпринимательства»; - ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка»; - ЧУ «Арбитражный центр Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».
Показатель 6. Соответствие Закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого Закона 6.1. В развитие и исполнение положений анализируемого Закона приняты: - Постановление Правительства РК от 29 августа 2013 г. № 897 «Об образовании Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан»; - Постановление Правительства РК от 31 декабря 2013 г. № 1560 «Об утверждении предельных размеров обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан». 6.2. В соответствии с подпунктом 7) ст. 14 Закона, Национальная палата осуществляет оформление, удостоверение, выдачу сертификата о происхождении товара и отмену его действия в порядке, установленном уполномоченным органом в области технического регулирования. В этой связи Правилами по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, утвержденными приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 г. № 155, уполномоченной организацией признана Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, осуществляющая оформление, удостоверение и выдачу сертификата о происхождении товара, а также уполномоченная на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения.
Показатель 7. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов 7.1. Вызывает вопросы сам факт принятия специального закона, посвященному конкретному субъекту. 29 августа 2013 г. Правительство Республики Казахстан в целях реализации пунктов 2 и 3 ст. 32 анализируемого Закона постановило образовать совместно с объединением юридических лиц «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» некоммерческую организацию в иной организационно-правовой форме «Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан» (постановление № 897). Между тем, согласно подпункту 4) ст. 1 Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах», закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан. В соответствии с подпунктом 18) ст. 1 данного Закона, норма права - общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений. Однако при этом отметим, что законодательству Республики Казахстан известны и другие случаи, когда одному, конкретному субъекту правоотношений посвящены отдельные (специальные) Законы: - Конституционный закон РК от 20 июля 2000 г. № 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы»; - Закон РК от 30 марта 1995 г. № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан»; - Закон РК от 1 февраля 2012 г. № 550-IV «О Фонде национального благосостояния». Такое положение, вероятно, продиктовано особой важностью указанных институтов в жизни страны. 7.2. В соответствии с частью первой п. 1 ст. 15 Закона, Национальная палата создается в иной организационно-правовой форме некоммерческий организации. Данное положение нами ранее уже оценивалось критически. Так, в статье «Правовой мониторинг Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях» мы отмечали следующее: «Учитывая, что статья 17 анализируемого Закона называет несколько организационно-правовых форм некоммерческих организаций, перечень которых является открытым, целесообразно в названии статьи использовать множественное число («Иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций»). Использование же единственного числа приводит к тому неверному пониманию, что «иная» организационно-правовая форма рассматривается как самостоятельная форма некоммерческой организации, особо не указанная в ГК РК. По крайней мере, такой подход наблюдается в Законе РК от 4 июля 2013 г. № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», согласно части первой п. 1 ст. 15 которого Национальная палата создается в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации» /3/. На самом же деле в данном случае слово «иная» следует понимать как синоним слова «другая». 7.3. Также см. пункты 5.1, 13.2 настоящей Справки.
Показатель 8. Наличие устаревших норм закона 8.1. В соответствии с подпунктом 4) п. 7 ст. 6 Закона, Национальная палата взаимодействует с саморегулируемыми организациями по вопросам саморегулирования, в том числе предоставляет услуги третейского суда и арбитража для разрешения споров, возникающих между членами (участниками) саморегулируемой организации в сфере предпринимательской деятельности, а также между ними и потребителями произведенных членами (участниками) саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Однако с введением в действие Закона РК от 8 апреля 2016 г. № 488-V «Об арбитраже» Закон РК от 28 декабря 2004 г. «О третейских судах» утратил силу. Также Законом РК от 8 апреля 2016 г. № 489-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам арбитража» в текстах ряда законодательных актов термин «третейский суд» был исключен. Примечательно, что указанным Законом подпункт 6) п. 2 статьи 9 анализируемого Закона изложен в новой (действующей) редакции, без использования в нем термина «третейский суд». 8.2. В ряде случаев (пункт 2 ст. 15, подпункт 3) п. 3 ст. 19, пункт 1 ст. 25) в Законе используется словосочетание «город республиканского значения». Между тем, Указом Президента РК от 19 июня 2018 г. № 702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» город Шымкент также отнесен к категории города республиканского значения. В этой связи в указанных нормах слово «город» следует изложить во множественном числе (в подлежащих падежах). Здесь же отметим, что Законом РК от 28 декабря 2018 г. № 210-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан и противодействия теневой экономике» в подпункте 4) части второй п. 1 ст. 21 анализируемого Закона слово «шестнадцати» заменено словом «семнадцати», что соответствует общему числу Региональных палат в Казахстане.
Показатель 9. Наличие дублирующих норм закона В Законе обнаружено положение, дублирующее нормы иных НПА. Так, согласно пункту 2 ст. 2 Закона, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Данное положение дублирует пункт 3 ст. 4 Конституции РК, а также пункт 2 ст. 6 Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах».
Показатель 10. Наличие пробелов в законе 10.1. Вопросам реорганизации и ликвидации НПП в Законе посвящена лишь одна, бланкетная статья 17: «Реорганизация и ликвидация Национальной палаты осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан». Такой подход представляется ошибочным, поскольку, как нами отмечалось в пункте 7.1 настоящей Справки, анализируемый Закон посвящен конкретному, индивидуальному субъекту, поэтому должен самостоятельно, безотсылочно регулировать данный вопрос. Более того, в соответствии с частью первой п. 5 ст. 41 ГК РК, в уставе юридического лица определяются: его наименование, местонахождение, порядок формирования и компетенция его органов, условия реорганизации и ликвидации. Таким образом, если законодатель, все же, не счел возможным (или целесообразным) регламентировать данный вопрос в самом Законе о НПП, то он (Закон) должен содержать норму, отсылающую не к «законам Республики Казахстан», а уставу Национальной палаты предпринимателей. 10.2. Кроме этого, в Законе мы не обнаружили указания на орган НПП, в компетенцию которого входит принятие решения о реорганизации и ликвидации Палаты. Частью первой п. 1 ст. 45 ГК РК установлено, что реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственников органа, учредителей (участников), а также органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Согласно части первой п. 1 ст. 49 ГК РК, по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию. В соответствии с пунктом 22.1 Устава Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», утвержденного совместным решением учредителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан от 4 сентября 2013 г. № 223/НҚ, № 04-02/303-п (по состоянию на 24 октября 2019 г.), реорганизация и ликвидация Национальной палаты производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан на основании решения Съезда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. В этой связи пункт 3 ст. 19 анализируемого Закона следует дополнить подпунктом 13) следующего содержания: «13) принятие решения о добровольной реорганизации или ликвидации Национальной палаты». 10.3. В соответствии с частью первой п. 3 ст. 16 Закона, учредители Национальной палаты не имеют имущественных прав на имущество Национальной палаты. Согласно пункту 8 ст. 50 ГК РК, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах. Пунктом 22.2 Устава НПП РК «Атамекен» установлено, что при ликвидации Национальной палаты оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в настоящем Уставе, если иной порядок не предусмотрен законодательством Республики Казахстан. При этом в уставе НПП РК «Атамекен» не указаны конкретные цели, на которые будет направлено имущество в случае ликвидации Палаты. В этой связи пункт 3 ст. 19 анализируемого Закона целесообразно дополнить подпунктом 14) следующего содержания: «14) определение целей, на которые направляется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в случае ликвидации Национальной палаты».
Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм закона В Законе обнаружено не менее 12 отсылочных и 55 бланкетных норм.
Показатель 12. Наличие в законе коррупциогенных норм Коррупциогенных норм в анализируемом Законе не обнаружено.
Показатель 13. Наличие иных недостатков Закона 13.1. Вызывает недоумение часть вторая п. 1 ст. 15 Закона, согласно которой Национальная палата не вправе заниматься политической деятельностью, создавать и реорганизовываться в политическую партию. В соответствии с частью первой п. 3 ст. 41 ГК РК, в учредительных документах некоммерческой организации и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Данное требование обусловлено тем обстоятельством, что указанные юридические лица обладают специальной (ограниченной, целевой) правосубъектностью, и их деятельность направлена на выполнение четко определенных задач. Пунктами 1, 2 ст. 3 анализируемого Закона установлено, что целью создания Национальной палаты является формирование институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательства в Республике Казахстан. Задачами Национальной палаты являются: 1) консолидация предпринимательского сообщества; 2) представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства; 3) организация эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и их ассоциаций (союзов) с государственными органами; 4) содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан; 5) участие в процессе совершенствования законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы предпринимательства; 6) иные задачи, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. Соответствующие положения содержатся в разделе 3 Устава Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». Очевидно, что указанные цели и задачи никоим образом не связаны (и не могут быть связаны) с какой-либо политической деятельностью. С таким же успехом в анализируемом Законе можно было предусмотреть запрет для Национальной палаты на занятие религиозной деятельностью. 13.2. Более того, согласно пункту 1 ст. 1 Закона РК от 15 июля 2002 г. № 344-II «О политических партиях», политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. Пунктами 1, 2 ст. 8 данного Закона установлено, что членом политической партии может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцатилетнего возраста. Членство иностранцев, лиц без гражданства, а также коллективное членство в политической партии не допускаются. При этом, согласно пункту 1 ст. 28 Закона о НПП, членами Национальной палаты являются субъекты предпринимательства, если иное не установлено настоящим Законом. В соответствии с подпунктом 1-1) статьи 1 Закона, субъекты предпринимательства - коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан. По нашему мнению, уже лишь указанных формальных требований к членству, с одной стороны - в политической партии, и в НПП - с другой, достаточно для того, чтобы считать бессмысленным положение анализируемого Закона, запрещающее Национальной палате создавать и реорганизовываться в политическую партию.
__________
Сноски: 1. Сокращенную версию материала см.: Zanger, 2021, № 1. 2. https://atameken.kz/ru/departments/43-too-centr-monitoringa-і-ekspertizy-rynka 3. Zakon.kz, 17 сентября 2019 г. // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34713097
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |