|
|
|
Доклад Министра экологии, геологии и природных ресурсов по вопросу водной безопасности
Уважаемый Аскар Оразалиевич, депутаты, участники слушаний!
Прежде всего, позвольте поблагодарить за предоставленную возможность еще раз обсудить вопросы водной безопасности. Вода является одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильное развитие экономики страны. Именно поэтому вопросы водной безопасности имеют первостепенное значение. Располагаемые водные ресурсы Казахстана состоят из запасов подземных вод и речного стока. Фактические показатели ресурсов речного стока за последние годы составляют 90-100 км3, из которых 50,8 км3 - местный сток, 39,2 км3 поступают по трансграничным рекам из Китая, стран Центральной Азии и России. Из которых переток в Российскую Федерацию составляет в среднем 16,5 км3/год. При этом, на экологические нужды требуется около 50 км3. Кроме того, имеются подтвержденные запасы подземных вод в объеме 15,5 км3 в год, на 3,5 тыс. месторождений вод. Территориально они распределены неравномерно: менее 20% на западе, 30% в центральном, северном и восточном регионах, и около 50% на юге страны. Общий объем водозабора составляет около 25 км3. Из них на сельское хозяйство приходится 15 км3 (65%), промышленность - 6 км3 (30%) и коммунальное хозяйство - 1 км3 (5%). Потери при транспортировке составляют 3 км3. Уважаемые депутаты, на прошлогодних парламентских слушаниях были обсуждены состояние и проблемы водной отрасли. Вами даны 19 рекомендаций. Из которых 10 исполнены, остальные 9 находятся на исполнении в силу долгосрочного характера реализации. Реализуемые рекомендации мы условно разделили на 4 блока. Первое. Это трансграничное сотрудничество. Второе. Модернизация водохозяйственной инфраструктуры. Третье. Совершенствование водного законодательства. Четвертое. Совершенствование образовательной и научно-исследовательской базы. Позвольте более подробно рассказать по каждому блоку рекомендаций. Начну с вопросов трансграничного сотрудничества. Семь из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана - трансграничные, вследствие чего Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран: Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Российской Федерацией. Кратко расскажу о проводимой работе с каждой из стран.
С Китайской Народной Республикой Водные отношения между Казахстаном и Китайской Народной Республикой регулируются Межправительственным Соглашением о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек (12.09.2001 года, г. Астана). В целях реализации данного Соглашения создана казахстанско-китайская Совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек, а также рабочая группа экспертов. За период с 2003 по 2020 гг. проведено 17 заседаний Совместной комиссии и 16 заседаний Рабочей группы экспертов. На сегодня основной проблемой является отсутствие Соглашения по делению водных ресурсов трансграничных рек. Работа над Соглашением начата с 2015 года. Согласована единая структура, состоящая из преамбулы и 31-й статьи. Переговоры с КНР очень сложные. Хочу особо подчеркнуть, что Китай не ведет переговоров по вододелению ни с одной приграничной страной. Казахстан является первой и единственной страной с которой КНР проводит переговоры. Справочно: 2013 году на трансграничной р.Коргас построен совместный гидроузел и подписано межправительственное Соглашение о совместной эксплуатации. На сегодня гидроузел успешно эксплуатируется сторонами. Также, в конце 2019 года была завершена реконструкция совместного гидротехнического сооружения на реке Сумбе. В ближайшее время будет подписано межправительственное Соглашение о совместной эксплуатации данного сооружения. Что касается Узбекистана, водохозяйственные отношения осуществляются по бассейну р.Сырдарья и регулируются в рамках пятистороннего Соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (от 18.02.1992 г.). В рамках Соглашения действует Межведомственная координационная водохозяйственная комиссия. Основной проблемой по бассейну р.Сырдарья является нарушение ранее установленного в советское время порядка распределения водных ресурсов. С обретением независимости, страны проводят самостоятельную водохозяйственную политику, и во многих случаях, без учета интересов стран низовья. Страны верховья Кыргызстан и Таджикистан, где расположены основные водохранилища, заинтересованы в получении выгоды от выработки электроэнергии, а страны низовья Казахстан и Узбекистан заинтересованы в получении выгоды от сельскохозяйственного производства. В свою очередь, Казахстан как страна, расположенная в нижнем течении, остро ощущает дефицит поливной воды в период вегетации. В этой связи, для получения необходимых объемов поливной воды мы вынуждены с каждой из сторон вести отдельные переговоры. Так, в этом году был подписан отдельный протокол с кыргызской стороной по осуществлению товарообмена электроэнергией для обеспечения дополнительного сброса воды из Токтогульского водохранилища в объеме 330 млн.м3. Также, был подписан трехсторонний протокол между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном о режиме работы водохранилища Бакри Точик и подачи воды по каналу Достык. Благодаря принятым мерам, в вегетационный период потребности в поливной воде Жетыйского и Мактааральского районов Туркестанской области были удовлетворены в полном объеме. Следует отметить, что с Республикой Узбекистан в этом году проведена значительная работа. Летом этого года подписана Дорожная карта по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений, охватывающая весь спектр проблемных вопросов с определением сроков их решения. В рамках подписанной Дорожной карты проведен совместный осмотр водохозяйственных сооружений, построенных и реконструированных после 1991 года. Это было сделано для того, чтобы определить те водохранилища, которые ранее не учитывались в водном балансе. Кроме этого, разработан проект Соглашения о совместном управлении, использовании и охране трансграничных водных объектов. На сегодня текст Соглашения сторонами согласован на 80%. Переговорный процесс продолжается. Успешное подписание соглашения позволит в будущем обеспечить прозрачность распределения водных ресурсов на основных водохозяйственных участках, расположенных на территории Узбекистана. Сотрудничество с Кыргызстаном в сфере трансграничных рек осуществляется по рекам Шу и Талас. Деление водных ресурсов которых регулируются Положениями от 1983 года. Пропорция в процентном соотношении: р.Талас - 50% на 50%, р.Чу - 42% -Казахстан и 58% - Кыргызстан. Также с 2000 года действует Межправительственное Соглашение об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас. Справочно: соответствии с Соглашением ряд водохозяйственных объектов, расположенных на территории Кыргызстана, отнесены к объектам межгосударственного пользования. Также, стороны в зависимости от получаемого объема воды выделяют финансовые средства на эксплуатацию и техническое обслуживание водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования. Казахстан свои обязательства по данному Соглашению выполняет в полном объеме (в последние четыре года Казахстан выделяет 75 млн.тенге). Вместе с тем, кыргызской стороной периодически не соблюдаются графики подачи воды казахстанской стороне по межгосударственным каналам, в основном расположенных в бассейне р. Шу. При этом, хочу отметить, что в последние годы, наш регион находится в цикле маловодья. Вместе с тем, все причины несоблюдения графика подачи воды будут обсуждены на предстоящем в конце ноября заседании Комиссии.
С Российской Федерацией Водные отношения между Казахстаном и Российской Федерацией регулируются Соглашением о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 2010 года (взамен Соглашении от 1992 года). В целях реализации соглашения создана Казахстанско-Российская межправительственная комиссия, также 6 отдельных рабочих групп по рекам Жайык, Ертис, Есиль, Тобол, Кигач, Большой (Караозен) и Малый Узени (Сарыозен). На заседаниях Комиссии и рабочих групп рассматриваются все вопросы, связанные с водохозяйственной деятельностью сторон, а также результаты мониторинга состояния водных объектов. В последние годы особую обеспокоенность вызывает экологическое состояние р.Жайык, связанное с уменьшением ее водности. В ходе XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в г. Омск была достигнута договоренность о разработке совместной программы оздоровления бассейна р.Жайык. Также, было принято решение по разработке аналогичной программы по бассейну р.Ертис. В настоящее время проводятся процедуры согласования проектов указанных Программ. Кроме того, в октябре этого года была утверждена Единая дорожная карта по совместным гидрологическим исследованиям всех трансграничных рек между РК и РФ, в рамках которой предусмотрены мероприятия по изучению гидрологического режима р.Жайык. Уважаемые депутаты, понимая, что водная дипломатия необходима, работа в этом направлении была усилена. Уважаемые депутаты, позвольте отдельно доложить об итогах прошедшего вегетационного периода этого года. Согласно проведенному анализу по бассейнам рек, Казахстан находится в цикле маловодья, а общий сток в 2019 году составил 83 км3. При этом, в последние годы он находился на уровне 90-100 км3. График по основным бассейнам вы можете видеть на экране. В этой связи, водообеспечение орошаемых земель было напряженным, особенно в южных областях страны, так как 90% орошаемой площадей расположено в данном регионе, а общий водозабор составляет 97% от республиканского. По итогам вегетационного периода в Алматинской области по сравнению с предыдущими годами снежный покров был на 35% меньше. В Жамбылской области водность составила ниже среднемноголетних данных на 15-20%. Похожие проблемы мы испытывали в Туркестанской и Кызылординской областях. Однако, несмотря на неблагоприятную водохозяйственную обстановку, благодаря тому, что Глава Государства поднимал эти вопросы при встречах с коллегами с сопредельных стран, план водоподачи выполнен на 90-100%. Кроме этого, практиковалась повторное использование коллекторно-дренажных вод, а также проведены работы по мехочистке (787 км) каналов. Далее, по второму блоку разрешите доложить о проделанной работе по восстановлению водохозяйственной инфраструктуры и увеличению орошаемых площадей. Следует отметить, что орошаемое земледелие является основным водопотребителем. На сегодня площадь орошаемых земель составляет 1,6 млн. га. Согласно поручению Ел басы Нурсултана Абишевича Назарбаева нам необходимо довести площадь орошаемых земель в течении 3-х лет до 2,0 млн. га. В период 2021-2023 годы будут продолжены работы по восстановлению 492 тыс.га орошаемых земель в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской и Актюбинской областях.
Справочно: Проект Всемирного Банка (проект ПУИД-2) - 106,9 млрд. тенге; Проект Европейского Банка Реконструкции - 60,8 млрд. тенге; Проект Исламского Банка Развития - 53,2 млрд. тенге; Дорожная карта занятости и бюджетные инвестпроекты - 53 млрд.тг. Всего будет создано 88 тыс. рабочих мест. В период строительства будет создано 11 тыс. рабочих мест. Но самое важное, введение в оборот восстановленных орошаемых земель позволит создать 77 тыс. постоянных рабочих мест в сельском хозяйстве. В свою очередь, это создаст дальнейший мультипликативный эффект в сферах торговли и переработки сельхозпродукции. Далее, с 2023 по 2030 годы будет введено в оборот 1,0 млн. га орошаемых земель. В результате будет создано 500 тыс. рабочих мест, с ежегодным дополнительным объемом сельскохозяйственной продукции в 570 млрд. тг. Теперь остановлюсь о состоянии ирригационной инфраструктуры. На сегодня по республике насчитывается 5894 гидротехнических сооружений, большая часть которых были построены еще в советские времена, и на данный момент они как физически, так и морально имеют большой процент изношенности. Каналы на 60-80%; плотины - 40%; скважины вертикального дренажа - до 75 %. В целом в республиканской собственности находятся 3 298 оросительных сетей протяженностью 19 772 км, в т.ч. с бетонной облицовкой - 4 341 км, в земляном русле - 15 431 км. Из них в неудовлетворительном состоянии находится 11 881 км. Именно неудовлетворительное состояние оросительной сети является первоочередной причиной высоких потерь при транспортировке воды до конечных потребителей. В этом году была запланирована реконструкция 813 км оросительной сети, из которых по состоянию на конец октября выполнено 661 км (81%). Это позволит ввести в оборот востребованные орошаемые земли площадью 53,5 тыс. га.
Справочно: За счет средств бюджетных программ на площади 23,7 тыс. га, ЕБРР - 2,9 тыс.га, ПУИД-2 - 20 тыс. га, по Дорожной карте занятости - 6,9 тыс. га. В итоге будет создано 26 тыс. постоянных рабочих мест, увеличено сельхозпродукции на сумму более 30 млрд. тг./год и потери воды снизятся с 40 до 17%. До 2023 года планируется реконструировать более 2,0 тыс. км оросительных сетей. В Госпрограмме по развитию агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы предусмотрено восстановление 41 аварийного водохранилища, из которых в период с 2017-2019 годы сданы в эксплуатацию 10 объектов, а 2 будут завершены в этом году. В 2021 году планируется завершить еще 8 объектов. Остальные 21 объект будут реализованы до 2025 года (разрабатывается финансово-экономическое обоснование). Кроме того, запланировано строительство 39 новых водохранилищ в 9-и регионах с общим объемом 3,6 млрд. м3 в год. Для их реализации необходимо 115 млрд. тенге.
Справочно: На стадии реализации 31 водохранилище, из них: по 1 ведется строительство (Кенсай-Коскорган), по 28 ведется разработка ТЭО, по 3 разработка ПСД (Караузяк, Кумискеткен, Бузулук). Строительство водохранилищ позволит снизить угрозу паводковых явлений для 70 населенных пунктов; ввести в оборот новые орошаемые земли - 394 тыс. га; создать более 129 тысяч рабочих мест в сельском хозяйстве; снять зависимость от объемов воды трансграничных рек: до 30% - Кыргызстан, до 25% - Узбекистан, до 15% - Российская Федерация. Уважаемые депутаты, хотел поделиться хорошей новостью. Так, в этом году реализован первый пилотный проект по цифровизации магистрального канала К-19, где установлена система учета и контроля воды, протяженностью 12,0 км в Махтаральском районе Туркестанской области с подвешенной площадью орошаемых земель более 3,6 тыс. га, на которых находятся 328 крестьянских хозяйств. Запуск данного оборудования позволил обнаружить перерасход поливной воды до 45 % от режима орошения. Для ведения достоверного учета и экономии водных ресурсов в течении ближайших 5 лет планируем поэтапно оцифровать основные каналы по стране. Теперь, позвольте вкратце остановиться на вопросе водоснабжения питьевой водой. В целом эту работу ведет Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Мы же по данному вопросу обеспечиваем эксплуатацию и развитие групповых водоводов, находящихся в республиканской собственности. На сегодня по республике насчитывается 74 групповых водопровода общей протяженностью 15,5 тысяч километров, из которых 37 находятся в республиканской собственности, и 37 в собственности акиматов. В 2019 году введены в эксплуатацию Майский и Беловодский групповые водопроводы в Павлодарской области, а также Жайрем-Каражалский в Карагандинской области. В этом году будут завершены работы по групповым водопроводам Каскеленский в Алматинской области, Талапский и Жиделинский в Кызылординской области, Пресновский (2 очередь) в Северо-Казахстанской области, Жымпитинский в Западно-Казахстанской области. В результате около 46 тыс. жителей в 37 сельских населенных пунктах будут обеспечены чистой питьевой водой. Кроме того, в одном городе и 39 сельских населенных пунктах с 287 тысячами жителей будет реконструирована старая система подачи воды. Также в этом году начато строительство 3 групповых водопроводов. Это групповые водопроводы Макинск в Акмолинской области, Жаныс би в Актюбинской области и новая часть Эскулинского группового водопровода в Карагандинской области. Данные групповые водопроводы будут введены в эксплуатацию до конца 2021 года. В результате будут обеспечены качественной питьевой водой 1 300 человек в 3 сельских населенных пунктах. Кроме того, будут обновлены трубопроводы, обеспечивающие водой 3 города с 94 тысячами жителей. До 2025 года планируется реконструировать и отремонтировать 11 групповых водопроводов, в т.ч. с увеличением протяженности ряда водопроводных сетей. Благодаря этому 87 сельских населенных пунктов с 104 тысячами жителей, будут обеспечены чистой питьевой водой. Кроме того, будет обновлена система подачи питьевой воды в 321 сельском населенном пункте с 525 тысячами жителей. Всего за 5 лет будет построено более 3 тыс. километров групповых водопроводов. Планируется довести показатель обеспеченности питьевой водой до ста (100%) процентов. По блоку совершенствования водного законодательства. По оценкам многих экспертов водное законодательство требует дальнейшего совершенствования. За семнадцать лет применения существующего Кодекса изменения и дополнения в него вносились 62 раза (в среднем за год - чуть больше 3 раз). В результате наблюдается потеря последовательности правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях водного хозяйства. В тоже время Кодекс не регламентирует технические вопросы проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных сооружений. Эти вопросы регулируются различными строительными нормами и правилами, приказами министерств и ведомств, тогда как вопросы безопасности ГТС должны регламентироваться специальным законом о безопасности ГТС. С учетом этого на 2021 год запланирована разработка концепций нового Водного кодекса и закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Кроме того, сформирован научный блок, направленный на исследование возможности использования альтернативных путей увеличения водных ресурсов, повышения эффективности использования воды в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также переброски водных ресурсов в вододефицитные регионы страны. Уважаемые депутаты, решение всех вышеуказанных вопросов нашли свое отражение в разработанной Государственной программе по управлению водными ресурсами на 2021-2030 годы, которая находится на согласовании в Администрации Президента. Основной целью Госпрограммы является: Первое. Максимально сохранить действующий водный баланс за счет снижения потерь воды в первую очередь при регулярном орошении (с 4 км3 в 2020 году до 1,2 км3 в 2030 году). путем реконструкции и строительства новых ирригационных систем для увеличения орошаемых земель с 1,6 до 3,0 млн. га. Второе. Обеспечить дополнительные регулируемые объемы воды путем реконструкции действующих и строительства новых водохранилищ. Уважаемые депутаты, разрешите еще раз поблагодарить Вас за возможность обсудить вопросы водной безопасности, и мы рассчитываем на Вашу поддержку в реализации намеченных мероприятий.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |