|
|
|
С целью исключения бюрократии
Ерлан Хасенов, руководитель Департамента госдоходов по Акмолинской области
Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из приоритетов государственной политики. Ее результаты отразились в изменениях восприятия уровня коррупции самими госслужащими. Не случайно для определения основных направлений антикоррупционной политики разработана и принята Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением. Коррупция оказывает негативное влияние на имидж государственных органов, подрывает доверие предпринимателей и налогоплательщиков, угрожает развитию рыночной экономики государства. В борьбе с коррупцией основное внимание следует уделять своевременному принятию предупредительных и профилактических мер. Работа в данном направлении в органах государственных доходов имеет системный и комплексный характер. Финансовое ведомство оказывает значительный объем госуслуг, имеет тесные взаимоотношения с бизнесом, гражданами, именно поэтому не достаточно ограничиваться только контролем за поведением его сотрудников, необходимо проводить разъяснительно-профилактическую работу. Меры, направленные на предупреждение и профилактику коррупционных рисков, воспитание новой антикоррупционной культуры, антикоррупционное образование сотрудников, воспитание высоких морально-этических норм и «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции признаны приоритетными в нашей деятельности. Соблюдение сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиками путей «ускорения» получения услуги. Например, получить свидетельство индивидуального предпринимателя или патент сегодня можно за один рабочий день, справку об отсутствии задолженности - по истечении трех дней и т.д. Понятно, что при таких минимальных сроках налогоплательщик не будет искать альтернативные пути получения государственной услуги. В настоящее время Департамент стремится к минимизации контактов работников органов госдоходов с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых и таможенных услуг. Реализован пилотный проект по передаче части услуг в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Органами госдоходов оказываются 52 вида госуслуг: 32 - услуги по налоговому направлению, 20 - по таможенному, 25 услуг налогового направления оказываются на альтернативной основе через корпорацию «Правительство для граждан». В 2015 году общее количество оказанных госуслуг составило 671 889, из них в электронном виде - 543 тысячи. Следует отметить, что 34 из 52 услуг полностью автоматизированы. На стадии тестирования находится представление таможенной декларации с использованием электронно-цифровой подписи через «Кабинет налогоплательщика». Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник внешнеэкономической деятельности может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки пошлин. Создаются максимально комфортные условия для получения налогоплательщиками услуг. Системы электронного обмена информацией между налогоплательщиком и органами госдоходов постоянно совершенствуются, добавляются новые функции предоставления услуг, во всех структурных подразделениях органов госдоходов Акмолинской области имеются терминалы, в которых любой налогоплательщик может воспользоваться услугами «Кабинета налогоплательщика», а также программами электронного обмена: СОНО, ЭФНО, ИСИД, НДС - все услуги в терминале производятся на бесплатной основе. Регулярно проводится разъяснительная работа среди населения о возможности представления налоговой отчетности в электронном виде, принимаются меры по развитию современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. В целом принцип прозрачности является ключевым фактором в противодействии коррупции, поэтому работа по его внедрению проводится на постоянной, системной основе, в том числе путем мониторинга качества и доступности оказания госуслуг. Во всех центрах приема и обработки документов установлены web-камеры, что позволяет проводить мониторинг деятельности в режиме реального времени, контролировать степень профессиональной этики сотрудников, а также снизить уровень коррупционных проявлений. Предупреждение о проведении видеоаудиозаписи также дисциплинирует самих налогоплательщиков, не дает возможности подачи ложной и недостоверной информации, что приводит к снижению количества жалоб с их стороны на действия сотрудников центра приема и обработки документов. Наряду с повышением качества государственных услуг, меняются подходы и к методам контроля. Прежде всего, это касается отмены плановых проверок и перехода на Систему управления рисками. Количество проверок сократится за счет расширения возможностей использования СУР объединенных ведомств. Тем самым, в значительной мере снизится давление на бизнес, повысится эффективность проверок, В целях дальнейшего укрепления доверия граждан и своевременного обращения по фактам злоупотребления должностными полномочиями и нарушения норм Этического кодекса, совершения правонарушений или преступлений и для оперативного реагирования на информацию о коррупционных правонарушениях в каждом территориальном подразделении Департамента установлены телефоны доверия и ящики для жалоб и предложений. В Департаменте госдоходов и территориальных управлениях установлены камеры видеонаблюдения, позволяющие осуществлять контроль за сотрудниками. Осуществлен анализ деятельности службы, по результатам которого установлен перечень наиболее коррупциогенных сфер в налогообложении и таможенном контроле, регулярно проводятся профилактические беседы с сотрудниками, направленные на повышение уровня антикоррупционной культуры, недопущение фактов халатности и неправомерных действий при исполнении служебных обязанностей, пропагандируется строгое соблюдение служебной этики, патриотизм и скромность, профессионализм и честность, беспристрастность и вежливость.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |