|
|
|
Правовое регулирование споров, вытекающих из инвестиционного договора
Сейдалина Сабина Мараловна, студентка 4 курса ВШП «Әділет» Каспийского Университета
Инвестиционная активность является ключевым стимулом экономического роста и развития для многих стран, включая Казахстан. Для обеспечения устойчивости и привлечения иностранных инвестиций, Казахстан активно разрабатывает и совершенствует правовые механизмы, регулирующие инвестиционные правоотношения. Вопреки всем усилиям, в инвестиционной сфере часто возникают споры, решение которых требует компетентного правового подхода. По мнению С.П. Мороз: «Главным основанием возникновения, изменения или прекращения инвестиционных правоотношений является договор». В целом понятие и сущность договора в нашем законодательстве регулируется Гражданским кодексом РК. В соответствии со ст. 378 ГК РК, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязательств. Согласно утверждениям М.К. Сулейменова и Б.В. Покровского, «договор как юридический факт служит основанием возникновения договора как правоотношения или договорного правоотношения». Инвестиционные договоры в Казахстане часто включают в себя соглашения между правительством и инвестором, гарантирующие определенные права и обязанности сторон. Эти договоры могут касаться различных аспектов, таких как налогообложение, защита прав на интеллектуальную собственность, регулирование трудовых отношений и другие вопросы, влияющие на инвестиционную деятельность. Созревает вопрос «кто же такой инвестор»? Как выделено в ст. 274 Предпринимательского кодекса, под инвестором понимается физическое и юридическое лицо, осуществляющие инвестиции в Республики Казахстан, в том числе посредством участия в уставном капитале коммерческих организаций либо созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта. Соответственно, инвесторами могут выступать физические и юридические лица, но также субъектом может быть и государство. Какую же роль играет государство, являясь субъектом инвестиционных правоотношений? Государство имеет определенное преимущество, так как оно на законодательном уровне создает инвесторам среду для осуществления инвестиционной деятельности с предоставлением правового статуса. В случае возникновения споров между инвесторами и правительством Республики Казахстан, опирается на международные и национальные законодательные акты для разрешения конфликтов. Без сомнения, в нашей стране ведется активная законотворческая работа по улучшению правовых механизмов защиты прав инвесторов и минимализации возникновения инвестиционных споров. В Казахстане на текущий момент специализируются компетентные суды и арбитраж, рассматривающие споры, связанные с договорными правоотношениями между инвесторами и государством. Для начала нужно разобраться какие дела подведомственны компетентным судам, когда один из субъектов договора является иностранным лицом. В соответствии с п. 5 ст. 23 ГПК РК, судам подведомственны дела с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, а также с участием международных организаций, если иное не предусмотрено законом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или соглашением сторон. Согласно п. 1-2 ст. 27 ГПК РК, специализированный межрайонный экономический суд столицы также имеет компетенцию рассматривать гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных специализированному межрайонному административному суду столицы, а также иски государственных органов к инвесторам, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием: 1) иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан; 2) юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору; 3) инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций. Следующий механизм, который имеет компетенцию в разрешениях инвестиционных споров, это - арбитраж. Согласно Закону РК «Об арбитраже», арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие арбитражи могут образовываться физическими и (или) юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Арбитраж для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в суд. По вышеупомянутому Закону, главным условием для обращения и передаче дела в арбитражный суд может быть арбитражное соглашение между сторонами. Помимо вышеупомянутых в нашей стране был создан Международный финансовый центр Астана (МФЦА), с целью стать финансовым хабом, аналогичным мировым финансовым центрам. Он предлагает особые правовые, налоговые и регуляторные условия для привлечения международных инвестиций и финансовых учреждений. В соответствии со ст. 24 ГПК РК, подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, суда МФЦА в случаях, когда это не запрещено законом. Как известно, наше законодательство основано на романо-германском праве. Соответственно, МФЦА имеет свою правовую независимость, так как имеет собственное законодательство, которое относится к англосаксонской правовой семье, отличающее от основного законодательства Казахстана. Законодательные акты МФЦА создаются с учетом лучших международных практик, поэтому, можно отметить, что МФЦА предлагает стабильные правила для защиты инвестиций, включая гарантии недопущения национализации и конфискации без справедливой компенсации. Существенную роль играют международные арбитражи и мировой банк данных по инвестиционным спорам, такие как Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Правила ЮНСИТРАЛ. Эти инструменты предоставляют сторонам возможность рассмотрения дела независимыми и профессиональными арбитрами. МЦУИС был учрежден Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, принятой в 1965 году, и действует в соответствии с положениями данной Конвенции. Учреждение предоставляет основные принципы и процедуры для разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами, т.е. услуги по проведению арбитражных процедур и медиации. Решения, выносимые арбитражными трибуналами, обязательны для сторон спора и являются окончательными и подлежащими исполнению. Можно добавить, что МЦУИС обеспечивает защиту инвестиций от действий государств, которые могут привести к ущемлению прав и интересов иностранных инвесторов. Конечно, исход инвестиционных споров зависит от конкретных фактов и обстоятельств каждого случая, а решение МЦУИС может как признать правомерность требований инвестора, так и подтвердить действия государства как соответствующие международным нормам. Однако, как и в случае многих инвестиционных споров, рассмотрение дела в МЦУИС представляет собой сложный процесс, включающий в себя представление аргументов сторонами, анализ доказательств и вынесение окончательного решения арбитражного трибунала. Следует отметить, что, как видно из судебной практики, большинство споров, в которые вовлекаются как иностранные, так и отечественные инвесторы, связаны с деятельностью фискальных органов, т.е. налоговой и таможенной службы, и уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, а также с разногласиями в интерпретации законодательства и изменениями в инвестиционной политике. В результате таких ситуаций инвесторы испытывают угрозу нарушения своих прав и дисбаланса интересов между государством и инвесторами. В заключении могу сказать, что правовое регулирование споров, вытекающих из инвестиционных договоров в Казахстане, играет ключевую роль в обеспечении устойчивости инвестиционной среды. Примеры инвестиционных споров свидетельствуют о том, что важно подчеркнуть сложность инвестиционных споров в целом и значимость правильного исследования и применения соответствующего национального и международного законодательства в контексте инвестиционных отношений между государством и инвесторами. Так как тщательный и сбалансированный подход разрешения споров помогает создать предсказуемое и стабильное инвестиционное окружение для всех сторон. Как защищать права инвесторов на территории Республики Казахстан? В ст. 13 Конституции РК, которая обладает высшей юридической силой в иерархии нормативных правовых актах, гласит, что каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы; каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод; каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Это закрепление распространяется и на инвесторов, которые осуществляют свою деятельность на территории страны. Так как инвестор является одним из субъектов инвестиционных правоотношений, он обладает правом самостоятельно выбрать орган из вышеуказанных для защиты своих прав в случае их нарушения. В Предпринимательском кодексе РК указано, что инвесторам даны ряд гарантий, которые включает в себя гарантию правовой защиты (ст.276), гарантию использования доходов (ст.277) и гарантию прав при национализации и реквизиции (ст.279). На законодательном уровне для инвесторов нет определений в виде прав и обязанностей, они определяются инвестиционным договором. Но, выделяя вышеуказанные гарантии, можно сказать, что государство при подписании инвестиционного договора с инвестором гарантирует стабильность условий договора. В Предпринимательском кодексе РК существует понятие как принцип «одного окна». Опираясь на указанный принцип, хотелось бы отметить, что в Казахстане функционирует АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST». Компания действует на основе данного принципа, привлекая иностранных инвесторов и оказывая им всяческую государственную поддержку на всех этапах процесса. Думаю, что такие действия как сопровождение и содействие от лица государства дает инвесторам безопасную гарантию и доверительное отношение к будущему сотрудничеству. С момента обретения нашей страной независимости значительно продвинулись вопросы регулирования инвестиционной деятельности. Однако, на сегодняшний день для усовершенствования инвестиционного законодательства в Казахстане полагаю уместным внести свои предложения. Проанализировав Законы РК «Об иностранных инвестициях», «О государственной поддержке прямых инвестиций», «Об инвестициях», которые ранее утратили свою юридическую силу, могу сказать, что регулирование инвестиций менялось в соответствии с новыми тенденциями и решениями в стране. На данный момент реализация инвестиционной деятельности регулируется Предпринимательским кодексом РК. Конечно, для того, чтобы инвестор мог выбрать Казахстан для вложений, он должен чувствовать стабильность инвестиционного законодательства и инвестиционной среды в целом. В стране уже функционирует компания (агентство) по привлечению инвестиций Республики Казахстан и координации по обеспечению оперативных решений вопросов инвесторов. Поэтому одним из ключевых предложений является внедрение электронных систем и сокращение административных барьеров. Такой подход может сделать путь от идеи до реализации инвестиционного проекта более прозрачным. Создание эффективной системы разрешения инвестиционных споров становится приоритетом в улучшении инвестиционного законодательства РК с целью обеспечения более высокого уровня правовой защиты инвесторов.
Список использованной литературы: 1 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) // https://online.zakon.kz (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) 2 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года // https://online.zakon.kz (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2024 г.) 3 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года // https://online.zakon.kz (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.) 4 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года // https://online.zakon.kz (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.) 5 Право и иностранные инвестиции в Республики Казахстан // Ответственный редактор М.К. Сулейменов - Алматы: Жеті жарғы, 1997. - 244 с. 6 Мороз С.П. Инвестиционное право: учебник. - 4- изд., перераб. и доп. / С.П. Мороз. - Алматы: Каспийский университет. 2019. - 342 с. 7 https://sud.gov.kz/eng/node/48581 9 https://icsid.worldbank.org/About/ICSID 11 https://invest.gov.kz/ru/about-us/kazakh-invest/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |