|
|
|
Законодательные требования по реализации права недропользования в нефтегазовом секторе и ответственность недропользователей за разработку, согласование и утверждение обязательных документов
Суесинов А.К. Заместитель Директора департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан
V международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 6 апреля 2007 г.)
Конференции такого уровня оказывают значительное влияние на развитие казахстанских предприятий во всех сферах нефтегазовой отрасли и смежных с ней отраслей экономики. Несомненно, Казахстан достиг огромных успехов в развитии нефтегазовой отрасли. Мы стремимся достичь грамотного, цивилизованного и эффективного управления нефтегазовой промышленностью. Республика Казахстан стремиться к соблюдению следующих основных принципов инвестиционной политики государства: - стабильность и предсказуемость; - отвечающие мировым стандартам четкие, прозрачные и однозначные правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность; - защита законных прав инвесторов; - равные условия для деятельности иностранных и отечественных инвесторов; - соблюдение условий контрактов и международных соглашений; - прибыльность и результативность прямых инвестиций; - стимулирование прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики; - сохранение окружающей среды. В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 28 июня 1995 года № 2350 «О нефти» Правительством Республики Казахстан от 18 июня 1996 года за № 745 утверждены «Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений Республики Казахстан». Правила подготовлены в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона «О лицензировании», «О нефти», «О недрах и недропользовании» и другими законодательными и нормативными актами. Правила устанавливают основные нормы и требования ко всем этапам освоения и промышленной разработки нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Республике Казахстан, к геологическому изучению месторождений, подсчету и учету запасов, проектированию и созданию на месторождениях рациональных систем разработки, строительству и эксплуатации скважин всех категорий и необходимых промысловых сооружений, управлению процессами разработки, охране недр и окружающей среды. Последовательность работ по проектированию и соответствующему выполнению операций по промышленной разработке месторождений определена в Правилах, исходя из объективных условий постепенного получения информации и детализации представлений о залежах в течении всего длительного периода, начиная с поисков и кончая завершением их разработки. В связи с этим предусматривается необходимость двух-трех кратного проектирования, выполнение авторского надзора и анализов разработки с изменением, при необходимости, ранее принятых технологических решений и внесением соответствующих коррективов в контракты.
1. Подготовка месторождений углеводородов к разработке. Подготовка месторождений к разработке предусматривает: - наличие контракта; - проведение разведочных работ; - проведение пробной эксплуатации; - построение статистических геологических моделей залежей углеводородов; - подсчет запасов углеводородов.
Разведка включает полевые геолого-геофизические исследования, структурное бурение, бурение, опробование и испытание поисковых и разведочных скважин. В процессе разведки на нефтяных и газонефтяных месторождениях проводится пробная эксплуатация скважин. В процессе этих работ осуществляется сбор и накопление исходной информации для построения статических моделей залежей углеводородов, подсчета запасов и последующего проектирования промышленной разработки залежей и месторождений. Требования к геологоразведочным работам и изученности месторождений и залежей углеводородов при подготовке их к разработке определяются Инструкцией о содержании, оформлении и порядке представления в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов и Классификацией запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и природного газа. Разведка ведется по специально утвержденному проекту, в котором обосновываются количество, местоположение и сроки бурения скважин, решаемые ими задачи, комплекс и объемы необходимых исследований. Виды исследований в процессе бурения определяются геолого-техническим нарядом, составляемым для каждой разведочной скважины индивидуально. Полученные данные должны быть достаточны для надежного обоснования кондиций, подсчета запасов с их утверждением в установленном порядке и для проектирования разработки. Ввод в промышленную разработку месторождений (залежей) нефти и газа допускается, если: Выполнены работы по разведке нефтяного месторождения, при необходимости проведена пробная эксплуатация залежей или опытно-промышленная разработка представленных участков месторождения, а по газовому месторождению - опытно-промышленная эксплуатация месторождения; проведена государственная экспертиза запасов нефти, газа, конденсата и содержащихся в них других попутных компонентов; имеются горные и земельные отводы; недропользователями получены контракты на добычу; имеются заключения экспертизы от соответствующих государственных органов Республики Казахстан на проектные документы на разработку.
2. Проектирование разработки нефтяных месторождений
Проектирование разработки нефтяного месторождения базируется на результатах разведки и на запасах, подсчитанных в соответствии с действующей инструкцией и утвержденных государственной экспертизой. Проектирование разработки нефтяных месторождений осуществляется согласно Регламенту по составлению технологических схем и проектов разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений. При необходимости проводится опытно-промышленная разработка нефтяных и газонефтяных месторождений, которая предусматривает ввод в эксплуатацию небольших залежей или участков крупных залежей на разведуемых или промышленно разрабатываемых месторождениях. Опытно-промышленная разработка нефтяных и газонефтяных месторождений проводится для испытания новых или ранее известных технологий, но требующих апробации в геологофизических условиях рассматриваемого месторождения в соответствии со специальным, утвержденным в установленном порядке проектом.
3. Промышленная разработка нефтяных месторождений
Отечественными и иностранными научно-исследовательскими и проектными институтами разрабатываются Технические проекты, которые согласовываются в установленном порядке с соответствующими государственными органами. Технический проект разрабатывается на основании задания на проектирование строительства скважин, которое составляется заказчиком на основе проекта геологоразведочных работ и технологического проекта (схемы) разработки месторождения. Ответственность за полноту и достоверность исходных данных на проектирование несет заказчик, а за качество проекта - проектная организация. Авторский надзор, анализ разработки месторождений углеводородов Авторский надзор за реализацией принятых проектных решений ежегодно ведет научно-исследовательская организация, составлявшая проектный документ на разработку месторождения углеводородов, контролируя реализацию принятых технических и технологических решений, которая, наряду с нефтегазодобывающим управлением, несет ответственность за достижение проектных уровней добычи и соблюдение технологических условиям проектного документа. Анализ разработки месторождения углеводородов представляет собой целенаправленное изучение текущего состояния его эксплуатационных объектов для установления характера и направленности процессов, протекающих в продуктивных пластах, и изменения структуры его запасов. Анализ разработки является основание для определения мер по управлению процессами нефтегазоизвлечения и совершенствованию применяемых систем разработки, направленных на достижение проектных показателей. Периодичность работ определяется производственной необходимостью, вытекающей из результатов авторского надзора или обусловливающейся потребностью составления очередного проектного документа. По крупным и сложным месторождениям целесообразно анализ их разработки проводить через два-три года.
4. Проектирование и разработка газовых и газоконденсатных месторождений
Разработка газовых и газоконденсатных месторождений, как правило, начинается с опытно-промышленной эксплуатации. Она является первой стадией проектирования газовых и газоконденсатных месторождений и проводится на: месторождениях, расположенных в районах действующих магистральных газопроводов и имеющих развитую инфраструктуру после завершения стадии поиска и оценки месторождения с целью ускорения разведки и освоения месторождений, подсчета запасов газа, конденсата и других компонентов по промышленным категориям, получения необходимых исходных данных для составления проектов разработки и обустройства промысла; крупных и уникальных месторождениях для получения фактических данных по оценке динамики дебитов эксплуатационных скважин в различных их частях, пластового давления, а также для уточнения других данных, необходимых для составления проекта разработки; нефтегазоконденсатных месторождениях для уточнения промышленной ценности нефтяных оторочек и возможных путей их разработки. Проект опытно-промышленной эксплуатации может составляться в целом для месторождения или для отдельных залежей, или их участков (блоков). Промышленная разработка газовых и газоконденсатных месторождений Проекты промышленной разработки газовых и газоконденсатных месторождений составляются на весь срок разработки месторождений. В проекте промышленной разработки газовых и газоконденсатных месторождений должно быть дано комплексное решение основных технологических и технико-экономических вопросов, связанных с максимальным извлечением и использованием газа, конденсата и попутных компонентов.
6. Охрана недр и окружающей природной среды при разработке нефтяных и газовых месторождений
Охрана окружающей природной среды предусматривает мероприятия, направленные в первую очередь, на охрану здоровья и условий жизни работников и населения, рациональное использование земель и вод, предотвращение загрязнения водных и земельных ресурсов, воздушного бассейна, животного и растительного мира, а также на ликвидацию последствии загрязнений и восстановление природных ресурсов. Охрана окружающей природной среды должна осуществляться в соответствии с природоохранным законодательством Республики Казахстан и соответствовать международным нормам и правилам.
7. Ведение документации по разработке нефтяных и газовых месторождений и эксплуатации скважин
Документации по разработке нефтяных и газовых месторождений и эксплуатации скважин ведется во всех звеньях управления нефтедобывающей промышленности с целью систематизации и хранения информации, необходимой для: - перспективного и оперативного планирования технико-экономических показателей разработки месторождений и составления отчетных документов по выполнению планов; - проектирования разработки нефтяных месторождений; - обоснования и планирования мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки залежей (объектов), а также работы отдельных скважин, установок и оборудования, используемых в технологическом процессе добычи нефти и газа; - контроля и анализа разработки залежей (объектов), оценки эффективности мероприятий по совершенствованию и регулированию процесса разработки; - планирования и контроля эффективности мероприятий по охране недр и окружающей природной среды. ________________________________
В 2007 году В Законы «О недрах и недропользовании» и «О нефти» были внесены изменения следующего характера. Основные изменения были направлены на совершенствование процедур предоставления прав на использование подземных вод, организации и проведения конкурса на предоставление права недропользования и заключения контрактов, а также на обеспечение прозрачности при приобретении товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию. Также упрощается порядок предоставления права недропользования на добычу подземных производственно-технических вод, необходимых для закачки в пласт в ходе добычи нефти, на добычу подземных питьевых вод организациям, ранее осуществляющим их добычу на основании разрешений на водопользование (ст. 13 Закона «О недрах»). Поправки в закон «О недрах», касающиеся норм, регулирующих вопросы организации и проведения конкурсов на предоставление права недропользования и заключения контрактов, будут способствовать повышению прозрачности конкурсных процедур и их дальнейшему совершенствованию, упорядочению отношений между субъектами в процессе заключения контрактов, обеспечению национальной безопасности при предоставлении права недропользования. Другой блок поправок, затрагивающий вопросы обеспечения прозрачности закупок товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, предусматривает расширение функций уполномоченного органа в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики (Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан) по мониторингу производимых недропользователями закупок товаров, работ и услуг, контролю за выполнением требований законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций. Порядок закупа товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию предлагается усовершенствовать с учетом принятой мировой и национальной практики. Кроме того, внесены поправки, направленные на приведение отдельных норм в соответствие с другими законодательными актами Республики Казахстан. В том числе: 1) изменены определения отдельных терминов по казахстанскому содержанию, в частности статья 1 Закона «О недрах» дополнена новым термином «товары казахстанского происхождения»; 2) разрешительный порядок передачи права недропользования (статья 14 «Передача права недропользования») предложено распространить на случаи передачи права недропользования путем отчуждения доли участия (пакета акций) юридического лица, являющегося недропользователем; 3) статья 14 дополнена нормой согласно которой передача права недропользования не допускается в течение 2 лет с момента заключения контракта; 4) сокращены сроки проведения конкурса в отношении общераспространенных полезных ископаемых; 5) в статью 41-5 «Конкурсное предложение на получение права недропользования» внесены поправки, согласно которым условием предоставления права недропользования является принятие участником конкурса обязательства по присоединению к Меморандуму о взаимопонимании в отношении реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей в Республике Казахстан до заключения контракта на недропользование. Данное условие не распространяется на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды. В этой связи пункт 1 статьи 63 «Обязанности недропользователя» дополнен новыми обязательствами в части соблюдения условий указанного Меморандума, а также предоставлению недропользователями отчетов, подтвержденных аудитором, содеражине которых будет определяться правительством. В этой же статье вводится запрет на отзыв конкурсного предложения после истечения даты завершения подачи конкурсных предложений; 6) в статье 41-7 «Подведение итогов конкурса» установлены максимальные сроки представления проекта контракта и его заключения, которые составляют 7 и 18 месяцев соответственно. В случае не соблюдения данных сроков решение о признании лица победителем подлежит отмене; 7) в статье 42 «Виды контрактов» Закона «О недрах» пункт 3 изложен в новом редакции, согласно ему условия контракта должны предусматривать обязательства недропользователей по обеспечению равных условий и оплаты труда для казахстанского персонала по отношению к иностранному персоналу, включая персонал, занятый на субподрядных работ. Также в новой редакции предусмотрены переходные положения. До принятия новой редакции Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года использование подземных вод для питьевых и производственно-хозяйственных нужд осуществлялось на основании специальных разрешений. В связи с принятием новой редакции Водного кодекса Республики Казахстан разрешительный порядок был ограничен объемами изъятия от 50 до 2000 кубических метров в сутки. В этой связи, предусмотрены переходные положения для переоформления права на специальное водопользование лицами, осуществлявшими добычу подземных вод до принятия указанных поправок, в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования» от 29 декабря 2006 года внесены изменении в Закон «О недрах и недропользовании». Данные изменения касаются исключения из Закона «О недрах и недропользовании» ст. 45-1, ранее предусматривающей приостановление операций по недропользованию в случаях нарушения недропользователем контрактных обязательств. Таким образом, в случаях нарушения недропользователем контрактных обязательств, законом не предусмотрена процедура приостановления операций по недропользованию, перед расторжением контракта в одностороннем порядке Компетентным органом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |