|
|
|
Системные решения - бизнесу
Д. Ергожин, Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, образованный в августе прошлого года, объединил в себе ключевые компоненты экономической безопасности государства - налоговую и таможенную службы, а также службу экономических расследований. Главной задачей реорганизованного государственного органа стало формирование успешной бизнес-среды, в которой легко и удобно платить налоги.
Миссия выполнима
Основная миссия органов госдоходов заключается в повышении уровня добровольной уплаты налогов и таможенных платежей, для чего должна быть обеспечена защита прав и законных интересов предпринимателей, сформированы подобающие условия для развития бизнеса. Не случайно из ряда законодательных инициатив в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» 8 направлены на улучшение таможенного и налогового администрирования. Благодаря поправкам в законодательство по налоговому и таможенному администрированию были приняты меры по сокращению налоговых проверок и совершенствованию оказания государственных услуг. В результате максимально сокращен перечень требуемых таможенными органами документов при совершении экспортно-импортных операций. При экспорте товаров это транспортная накладная, коммерческий инвойс и таможенная декларация на экспорт, а при импорте из третьих стран названные документы дополняются сертификатом соответствия и документом на транзит. На сайте Комитета реализован онлайн-сервис для определения кода ТНВЭД, который ранее был платным и закупался декларантами у коммерческих организаций. С июля текущего года упрощена работа бухгалтеров - сокращено больше половины кодов бюджетной классификации. Понимая необходимость упрощения процедур для ведения бизнеса, КГД на постоянной основе проводит работу по пересмотру форм налоговой отчетности, концентрируясь на их простоте и лаконичности, где максимум информации отражается в минимуме строк для заполнения. В рамках снижения уровня контроля для участников внешнеэкономической деятельности реализован проект «Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков», название которого говорит само за себя. По нему без применения отдельных форм таможенного контроля уже проходит почти половина всего импорта. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» реализуется проект «Доверие»: добросовестные импортеры проходят таможенный контроль на посттаможенном этапе, а не на этапе очистки товара. Эти новации внедряются системно, на основе постоянного изучения и моделирования бизнес-процессов. По рекомендации международных экспертов в рамках совместного с Всемирным банком проекта реформирования налогового администрирования в структуре КГД создано подразделение по моделированию процессов. В его работе используется специализированное программное обеспечение ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). Указанный продукт является разработкой немецкой компании Software AG. В методологии ARIS предприятие рассматривается с пяти точек зрения: организационной (кто выполняет), функциональной (что выполняет), данных (на основе чего выполняется), процессов (каким образом выполняется), продуктов и услуг (конечный результат). Конечными задачами всех этих управленческих и технологических новаций является моделирование процесса «как есть», проведение его стоимостного и временного анализа, выработка предложений по совершенствованию процесса, моделирование процесса «как должно быть», разработка ключевых показателей эффективности и дальнейший мониторинг результатов внедрения.
Управляя рисками
Противодействие уклонению от уплаты налогов и другим видам экономической преступности строится на базе внедряемой за счет модернизации информационных ресурсов системы управления рисками (СУР). Она содержит огромный совокупный объем информации и интегрирована с базами данных других государственных органов. Все это позволяет фискальным службам увеличивать массив обрабатываемых данных и обеспечивать качество процесса аналитики СУР. Результаты не заставили себя ждать: благодаря использованию системы количество уведомлений в отношении налогоплательщиков сократилось на 70%, но обеспечены дополнительные доначисления налогов в размере более 29 млрд. тенге. Несмотря на уменьшение общего объема импорта, вырос объем таможенных платежей и налогов, уплачиваемых с одного транспортного средства. Работа новой системы управления рисками в таможенной сфере на треть сократила долю деклараций на товары, в отношении которых сработали профили риска, еще почти в 2 раза уменьшено количество досмотров, проводимых по рекомендациям СУР. Структурным подразделением по защите прав бизнеса были восстановлены права налогоплательщиков и отменены решения территориальных органов государственных доходов на сумму более 7,8 млрд. тенге. Еще одним итогом работы в новом формате стали предложенные поправки в законодательство об отмене обязательного предоставления налогоплательщиками в госорганы справки об отсутствии или наличии налоговой задолженности. Если по итогам 2014 года выдано почти 700 тыс. таких документов (74% из них - в электронном виде), то теперь необходимые сведения будут передаваться в автоматизированном порядке, а справка выдаваться лишь по добровольному запросу. Благодаря объединению трех функций по защите экономических интересов государства в одной структуре существенно повышена эффективность работы оперативных подразделений КГД. Это достигнуто за счет объединения баз данных налоговой и таможенной служб, автоматизации и унификации процедур по выявлению и пресечению фактов лжепредпринимательства, уклонения от уплаты налогов и других видов противоправных деяний. Налажено взаимодействие с различными ведомствами по обмену оперативной информацией, в том числе с Комитетом финансового мониторинга, по подозрительным финансовым операциям. За счет этого оптимизировано взаимодействие оперативных сотрудников с представителями бизнеса. Таким образом, реализован принцип невмешательства в деятельность предпринимателей: если бизнес работает в соответствии с требованиями закона, без необходимости его никто не проверяет.
Оперативные действия и аналитика
Новые принципы оперативной работы позволяют органам государственных доходов своевременно обнаруживать угрозы экономических преступлений, проведения незаконных операций с наличностью, увеличить поступление налогов и платежей в бюджет, а также защитить права потребителей. Так, за 7 месяцев 2015 года службой экономических расследований зарегистрировано 1 628 фактов фальшивомонетничества, пресечена деятельность 22 подпольных казино, 74 электронных казино, 51 зала игровых автоматов. У организаторов незаконного игорного бизнеса изъяты 1 131 игровой автомат и терминалы, 774 единицы компьютерной техники и другие принадлежности для азартных игр, а также более 15 млн. тенге наличных денег. Еще одним хорошим показателем является сокращение обналичивания денег на сумму 154 млрд. тенге (по данным Национального Банка Республики Казахстан). Приняты существенные меры по снижению потребления и сокращению теневого оборота алкогольной продукции. В результате введения нормы минимального процента использования производственных мощностей у 19 из 30 заводов - производителей этилового спирта и водки приостановлено действие лицензий, а у 14 предприятий лицензии аннулированы. Для выявления нелегальной алкогольной продукции внедрено специальное мобильное приложение Wipon, скачать и воспользоваться которым может любой гражданин уже сейчас. С 1 июля 2015 года внедрено обязательное применение контрольно-кассовых машин (ККМ) с онлайн-передачей информации об оптовой и розничной реализации бензина, дизтоплива и алкогольной продукции в базу данных органов госдоходов. При этом для предпринимателей предусмотрена возможность не приобретать новые ККМ, а модернизировать старые модели. Вся эта работа направлена на дальнейшее снижение оборота теневой и контрафактной подакцизной продукции и имеет значение не только для защиты экономических интересов, но и с точки зрения сохранения здоровья и жизней наших граждан. Это же справедливо и в отношении противодействия трансграничному наркотрафику. Так, с начала 2015 года органами таможенной службы зарегистрировано 56 наркопреступлений, в том числе 25 фактов контрабанды наркотиков. Изъято почти 40 кг наркотических средств, причем основная масса изъятых органами государственных доходов наркотиков - это почти 39,5 кг героина.
Контроль и профилактика
Один из наиболее ярких примеров синергии трех функций в рамках КГД, а также внедрения принципов работы по-новому - контрольно-профилактические мероприятия, в том числе в зоне деятельности МЦПС «Хоргос». Их результаты не могут не впечатлять: за несколько месяцев выявлены признаки сокрытия доходов отдельными компаниями на сумму более 38,5 млрд. тенге при декларировании доходов, дополнительно начислено 285 млн. тенге таможенных платежей и 6,1 млрд. тенге налогов в результате корректировки таможенной стоимости и доходов в налоговой отчетности. Обеспечена уплата налогов физическими лицами (при импорте товаров с превышением норм провоза) на сумму 80 млн. тенге, выявлено свыше 6 тыс. случаев занятия предпринимательской деятельностью без регистрации. Выявленные преступные схемы послужили основанием для принятия ряда системных решений. Так, в рамках информационного взаимодействия в области таможенной статистики внешней торговли между Главным таможенным управлением КНР и Комитетом государственных доходов Казахстана были получены и проанализированы сведения об объемах китайского экспорта на предмет сопоставления с данными импортных таможенных деклараций. В результате получен конкретный список участников внешнеэкономической деятельности, которыми при таможенном оформлении либо существенно занижена стоимость ввезенных товаров, либо задекларированы товары не в полном объеме. Помимо этого усилен сквозной контроль - от импортера до реализатора, а также достигнута договоренность с уполномоченным органом КНР о ведении зеркальной статистики. Аналогичные меры принимаются и на других направлениях. В частности, по результатам присвоения СУР повышенного уровня внимания потоку товаров совместно с турецкими коллегами создается комитет по борьбе с контрабандой. По тем же причинам прорабатывается возможность функционирования аналогичного органа с Германией. Существенно повышена эффективность службы экономических расследований как правоохранительной структуры: только за 7 месяцев зарегистрированы уголовные дела более чем по 5,5 тыс. правонарушений. Окончено производством с учетом соединенных эпизодов свыше 3,7 тыс. уголовных дел. Особое внимание уделяется противодействию лжепредпринимательству. В структуре зарегистрированных уголовных правонарушений за истекший период 2015 года выявлено 949 эпизодов лжепредпринимательства. В результате их расследования сторнировано налогов с контрагентов лжепредприятий на сумму свыше 1,8 млрд. тенге. Дополнительно по расследуемым уголовным делам планируется взыскать еще порядка 5 млрд. тенге.
Антикоррупционная философия
Не менее важным остается искоренение коррупции в собственных рядах. Так, за первое полугодие 2015 года из зарегистрированных 123 уголовных правонарушений коррупционного характера, совершенных работниками системы КГД, 70 фактов выявлено с участием подразделений внутренней безопасности, 18 случаев - на основе совместных мероприятий с антикоррупционной службой. Сегодня сама философия работы органов государственных доходов ориентирована на профилактику экономических правонарушений и коррупционных проступков. С внедрением современных информационных технологий любой гражданин имеет возможность принять активное участие в борьбе с теневой экономикой, внеся тем самым свой вклад в защиту экономических интересов государства. В этих целях создан аккаунт мобильного приложения WhatsApp по номеру +7 700 102 02 02, посредством которого принимаются сведения о правонарушениях в экономической сфере. По одному из поступивших на него сообщений проведена оперативная разработка, в результате которой выявлено и ликвидировано подпольное казино, с размахом действовавшее в столице. Прекращена деятельность ряда подпольных букмекерских контор в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской. Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях. Виды коммуникационных технологий внедряются таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно отработать критерии системы управления рисками. Так, например, СУР подпитывается информацией из социальных сетей или из Instagram, где сейчас стало популярным вести интернет-торговлю. Итоги этой работы - задержание в аэропорту Астаны контрабандного груза с брендовыми сумками в начале года или совсем недавно - пресечение контрабандного ввоза 373 норковых шуб. Еще один факт: выявлен интернет-ресурс, предлагавший приобрести игровые автоматы, замаскированные под автоматизированное лотерейное оборудование. Реклама на сайте наглядно демонстрирует и позиционирует такие азартные игры, как «Победа», «Кено», «Курортлото», «Фруктомания», «Дай пять», «Золото» и тому подобные, как анимационное сопровождение процесса розыгрыша лотерейных билетов. Согласно заключению экспертов, данный аппаратно-программный комплекс выполняет функции игорного, а не лотерейного оборудования.
Принцип исполнения закона
Проводимая КГД работа значительно укрепила фискальную дисциплину: торговцы на рынках и в торговых домах переходят к цивилизованной форме торговли с выдачей чеков. Там, где чеки не выдают, своевременно реагируют органы государственных доходов. В СМИ уделялось внимание ситуации с тем, что ряд ресторанов и развлекательных заведений Астаны и Алматы не исполняют свои налоговые обязательства. В результате были приняты определенные меры и те заведения увеличили свои платежи до адекватных размеров. Еще один пример: ситуация в Алматы с парковщиками, которые собирают плату почти на каждой стоянке, но при этом не уплачивают налоги и не выдают фискальные чеки. КГД обратился в адрес акима города Алматы с предложением расторгнуть договор с соответствующим предприятием для ликвидации схемы незаконного обогащения. В целом изменения в формах и порядке фискального контроля обществом воспринимаются позитивно. При этом принимаемые КГД меры направлены только на создание благоприятных условий для добросовестных бизнесменов, поскольку те, кто не платит налогов, нарушают принципы честной конкуренции. Выражая благодарность бизнесу, который работает без нарушений, и тем, кто самостоятельно осознал необходимость изменений, руководство органов государственных доходов заявляет о готовности жестко придерживаться принципа «кто не нарушает, тот не проверяется». Поскольку увеличение числа добросовестных предпринимателей позволяет сконцентрировать внимание на нарушителях, то последним следует понимать: население Республики Казахстан составляет всего 17,5 млн. человек. С учетом развития социальных сетей, а также специфики деятельности КГД система управления рисками узнает об экономических нарушениях в течение двух или трех дней, в том числе благодаря гражданам с активной гражданской позицией. Все принятые сообщения включаются в СУР, чтобы назначенная проверка была результативной. В конечном итоге главная задача фискальных органов - обеспечить работу на принципах верховенства закона, создать благоприятные условия для развития экономики и частной инициативы, стимулировать бизнес в условиях острой и прозрачной конкуренции. В соответствии с поставленными задачами органами государственных доходов прилагаются все усилия для решения задачи вхождения Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |