|
|
|
Основные НПА РК, принятые, опубликованные и введенные в действие за период с 02.12.2019 г. по 08.12.2019 г.
Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 274-VI «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2020-2022 годы» Утверждены следующие размеры гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на 2020-2022 годы: 2020 год - 2 700 000 000 тысяч тенге; 2021 год - 2 700 000 000 тысяч тенге; 2022 год - 2 600 000 000 тысяч тенге. Принят: 04.12.2019 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 5 декабря 2019 г., № 235. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 275-VI «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2020-2022 годы» Закон определяет объемы трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы в абсолютном выражении на трехлетний период 2020-2022 годов с разбивкой по годам. Принят: 04.12.2019 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 5 декабря 2019 г., № 235. Вводится в действие: 01.01.2020 г. (Подробно см. статью 4)
Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» С 1 января 2020 года: 1) минимальный размер заработной платы - 42 500 тенге; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 16 839 тенге; 3) минимальный размер пенсии - 38 636 тенге; 4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 2 651 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 31 183 тенге. Принят: 04.12.2019 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 5 декабря 2019 г., № 235. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Указ Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2019 года № 154 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2002 года № 828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти» Перечень должностей политических государственных служащих и иных должностных лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан или по согласованию с ним, избираемых по его представлению, а также назначаемых по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан дополнен строкой - Руководитель Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. Принят: 18.09.2019 г. Опубликован: САПП Республики Казахстан, 2019 г., № 36-37. Вводится в действие: 18.09.2019 г.
Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Реорганизован Национальный Банк РК путем выделения из него Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка - государственного органа Республики Казахстан, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан. Агентство определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка РК в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями. Общая штатная численность Агентства утверждена в количестве 547 единиц. Указом утверждены: 1) Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка; 2) структура Агентства. Миссия Агентства: регулирование и развитие финансового рынка, содействие обеспечению финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций, поддержание доверия к финансовой системе в целом и создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке. Задачи: 1) регулирование и развитие финансового рынка, в том числе установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций; 2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы; 3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности; 4) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения; 5) иные задачи в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее - Закон), другими законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Также вносятся изменения и дополнения в следующие Указы Президента РК: 1) от 29 марта 2002 года № 828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти»; 2) от 31 декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан»; 3) от 11 марта 2008 года № 552 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Республики Казахстан»; 4) от 19 марта 2010 года № 954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы»; 5) от 29 декабря 2015 года № 151 «О некоторых вопросах поступления граждан на административную государственную службу корпуса «А»; 6) от 16 августа 2017 года № 532 «Об утверждении Правил принесения присяги государственными служащими и депутатами Парламента Республики Казахстан». Принят: 11.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 20 ноября 2019 г. Вводится в действие: 11.11.2019 г. (Подробно см. пункт 8)
Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 8 ноября 2019 года № 539 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 сентября 2018 года № 1455 «Об утверждении типового договора страхования профессиональной ответственности адвокатов» Согласно дополнению в Типовой договор, страховой интерес - имущественный интерес страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) в предотвращении рисков и недопущении наступления страхового случая, за исключением событий, которые могут быть предусмотрены по договору накопительного страхования. Согласно изменениям в Типовой договор, под профессиональными ошибками понимаются: 1) пропуск процессуальных сроков; 2) неправильное оформление документов; 3) неизвещение лица, которому в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, о последствиях совершаемых юридических действий, повлекших причинение ему вреда; 4) утрата или порча документов, полученных Страхователем (Застрахованным лицом) от клиента для оказания юридической помощи; 5) неправомерное разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну. Доказывание наступления страхового случая, а также причиненных им убытков лежит на страхователе (выгодоприобретателе, застрахованном). Принят: 08.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 19 ноября 2019 г. Вводится в действие: 30.11.2019 г.
Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 8 ноября 2019 года № 540 «О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министра юстиции Республики Казахстан» Изменения и дополнения вносятся в следующие приказы Министра юстиции РК: 1) от 24 апреля 2015 года № 231 «Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам адвокатской деятельности». Изменения вносятся в стандарт государственной услуги «Проведение аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью». 2) от 24 апреля 2015 года № 232 «Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам нотариальной деятельности». Изменения и дополнение вносятся в следующие стандарты государственных услуг: «Проведение аттестации на право занятия нотариальной деятельностью»; «Выдача лицензии на право занятия нотариальной деятельностью»; «Принятие заявлений, регистрация и выдача печатей нотариусов». Принят: 08.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 19 ноября 2019 г. Вводится в действие: 30.11.2019 г.
Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 28 октября 2019 года № 806 «О внесении дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 147 «Об утверждении перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки судами» Дополнен Перечень опасных грузов, предназначенных для перевозки судами. Принят: 28.10.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 21 ноября 2019 г. Вводится в действие: 02.12.2019 г.
Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 5 ноября 2019 года № 826 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 557 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере автомобильного транспорта» В новой редакции изложены следующие стандарты государственных услуг: 1) «Выдача международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств»; 2) «Выдача удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок и карточки допуска»; 3) «Выдача лицензии на право занятия деятельностью по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях, а также регулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении»; 4) «Выдача специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (включая иностранные) по территории Республики Казахстан»; 5) «Выдача разрешения на проезд по территории иностранного государства перевозчикам Республики Казахстан в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан»; 6) «Выдача специального разрешения на перевозку опасного груза классов 1, 6 и 7»; Также приказ дополнен следующими стандартами государственных услуг: 1) «Выдача разрешения на въезд (выезд) на территорию (с территории) иностранного государства перевозчикам Республики Казахстан, осуществляющим регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении»; 2) «Согласование графика проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним в пределах региона деятельности». Принят: 05.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 19 ноября 2019 г. Вводится в действие: 11.12.2019 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 ноября 2019 года № 176 «Об утверждении Правил выдачи лицензии юридическим лицам, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей» Для получения лицензии на инкассацию банкнот, монет и ценностей требуется соответствие юридического лица следующим квалификационным требованиям: 1) наличие помещений, необходимых для осуществления инкассации банкнот, монет и ценностей в соответствии с требованиями Правил организации охраны и устройства помещений банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов, Национального оператора почты, юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей, и юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, утверждаемых Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 11) части второй статьи 15 Закона о Национальном Банке; 2) наличие на праве собственности не менее двух транспортных средств, необходимых для осуществления инкассации банкнот, монет и ценностей. В период осуществления деятельности по инкассации банкнот, монет и ценностей юридическое лицо обеспечивает соответствие используемых транспортных средств требованиям Инструкции по организации автомобильных инкассаторских перевозок в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 159; 3) руководитель исполнительного органа юридического лица: является резидентом Республики Казахстан; имеет высшее образование; имеет стаж работы не менее трех лет в сфере предоставления финансовых услуг; не имеет неснятой или непогашенной судимости. Для получения лицензии на инкассацию банкнот, монет и ценностей юридическое лицо представляет в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» следующие документы: 1) электронное заявление о выдаче лицензии на инкассацию банкнот, монет и ценностей по форме согласно приложению 1 к Правилам; 2) электронную копию устава; 3) электронные копии правоустанавливающих документов на помещения, необходимые для осуществления инкассации банкнот, монет и ценностей; 4) электронные копии свидетельств о регистрации транспортных средств, указанных в подпункте 2) пункта 2 Правил; 5) электронную копию сведений о руководителе исполнительного органа по форме согласно приложению 2 к Правилам; Принят: 08.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 25 ноября 2019 г. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 178 «Об утверждении Правил введения и отмены Национальным Банком Республики Казахстан особого режима регулирования, осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования платежными организациями и (или) иными юридическими лицами, не являющимися финансовыми организациями, критериев отбора Национальным Банком Республики Казахстан и Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования» Постановлением утверждены: 1) Правила введения и отмены Национальным Банком Республики Казахстана особого режима регулирования, осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования платежными организациями и (или) иными юридическими лицами, не являющимися финансовыми организациями Особый режим регулирования вводится для достижения целей, определенных пунктом 2 статьи 51-4 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» (далее - Закон). Деятельность в рамках особого режима регулирования осуществляется на основании договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования, заключаемого между Национальным Банком и участником по типовой форме согласно приложению к Правилам. Срок действия договора определяется по соглашению сторон, но не превышает срока, установленного пунктом 4 статьи 51-4 Закона. Специальные условия осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования, связанные с платежными услугами, срок действия договора, количество потребителей, объем обязательств, пределы действия норм Закона Республики Казахстан от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах» и нормативных правовых актов Национального Банка, принимаемых в соответствии с указанным законом, на участников особого режима регулирования определяются Национальным Банком в отношении каждого участника индивидуально. Особый режим регулирования отменяется: при прекращении участниками оказания (осуществления) платежной услуги и (или) деятельности, связанной с платежными услугами в рамках особого режима регулирования; при истечении срока и досрочном расторжении Национальным Банком договора с участником особого режима регулирования. Национальный Банк расторгает договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 51-5 Закона; при исключении платежной организации из реестра платежных организаций; в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством или договором. 2) Правила рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования Рассмотрение документов для заключения договора осуществляется Национальным Банком с учетом соответствия заявителя критериям отбора. Критерии отбора Национальным Банком Республики Казахстан для участия в особом режиме регулирования: 1) заявитель является платежной организацией - резидентом Республики Казахстан, и (или) иным юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан, не являющимся финансовой организацией; 2) у учредителя - физического лица либо первого руководителя исполнительного органа или органа управления учредителя - юридического лица заявителя отсутствует неснятая или непогашенная судимость и (или) в отношении них не осуществлялось уголовное преследование за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности; 3) у заявителя - платежной организации отсутствуют на дату подачи заявления для участия в рамках особого режима регулирования, действующие ограниченные меры воздействия и санкции, примененные Национальным Банком Республики Казахстан; 4) деятельность (услуга) заявителя, планируемая к осуществлению (предоставлению) в рамках особого режима регулирования, соответствует одному или нескольким из нижеперечисленных условий: способствует повышению конкуренции на рынке платежных услуг; способствует развитию рынка платежных услуг и соответствует интересам потребителей; способствует повышению географической доступности платежных услуг; предусматривает внедрение новых технологий и услуг (бизнес-процессов) на рынке платежных услуг; направлено на снижение издержек и рисков для потребителей платежных услуг и участников рынка; 5) представленный заявителем для участия в особом режиме регулирования бизнес-план соответствует целям особого режима регулирования. Принят: 11.11.2019 г. Опубликован: «Эталонный контрольный банк НПА РК» от 22 ноября 2019 г. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 180 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 21 августа 2004 года № 259 «Об утверждении Правил определения стоимости активов инвестиционного фонда, чистых активов инвестиционного фонда, расчетной стоимости пая паевого инвестиционного фонда и цены выкупа акции акционерного инвестиционного фонда» Заголовок постановления изложен в следующей редакции: «Об установлении Правил, условий и методики определения стоимости активов инвестиционного фонда, чистых активов инвестиционного фонда, расчетной стоимости пая паевого инвестиционного фонда и цены выкупа акции акционерного инвестиционного фонда». Согласно изменениям в Правила, финансовый инструмент, составляющий активы инвестиционного фонда и входящий в список фондовой биржи, оценивается по рыночной стоимости в соответствии с методикой оценки ценных бумаг фондовой биржи, в список которой он входит либо по данным информационно-аналитических систем Bloomberg или Reuters. Финансовые инструменты, выпущенные в соответствии с законодательством иных, помимо Республики Казахстан, государств, оцениваются на конец рабочего дня по цене закрытия торгового дня, за который производится оценка, по данным информационно-аналитических систем Bloomberg или Reuters. Неликвидные долговые ценные бумаги организаций-резидентов Республики Казахстан, критерии определения которых установлены методикой оценки ценных бумаг фондовой биржи, учитываются по справедливой стоимости, опубликованной на официальном интернет-ресурсе фондовой биржи. Справедливая стоимость долговых ценных бумаг, оценка которых не предусмотрена методикой оценки ценных бумаг фондовой биржи и Правилами, определяется посредством учета по амортизированной стоимости еженедельно на конец первого рабочего дня текущей недели. Управляющая компания ежемесячно проводит тесты на обесценение финансовых инструментов, составляющих активы инвестиционного фонда, и формирует размер необходимого обесценения или осуществляет отрицательную корректировку стоимости, связанные с обесценением (уменьшением стоимости) данных активов при потере стоимости вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом обязательств по финансовым инструментам. Тестам на обесценение подлежат все финансовые инструменты, составляющие активы инвестиционного фонда. По финансовым инструментам, составляющим активы, которые отнесены в категорию «финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток», и не входят в список ценных бумаг первого класса ликвидности, определенный в соответствии с Методикой определения показателей ликвидности ценных бумаг фондовой биржи, уменьшение стоимости осуществляется в случаях объявления эмитентом дефолта по своим обязательствам, либо делистинга ценных бумаг эмитента, и (или) банкротства эмитента, и (или) факта неисполнения эмитентом обязательств по иным финансовым инструментам. Обесценение или уменьшение стоимости финансовых инструментов осуществляется согласно методике обесценения. Стоимость неликвидных акций определяется по балансовой стоимости. При этом акция признается неликвидной, если на дату переоценки активов инвестиционного фонда, данная ценная бумага не входила в список ценных бумаг первого класса ликвидности, определенный в соответствии с Методикой определения показателей ликвидности ценных бумаг фондовой биржи. Для целей Правил под балансовой стоимостью простых акций и балансовой стоимостью привилегированных акций понимается стоимость простых акций и стоимость привилегированных акций, соответственно, определяемые на основании финансовой отчетности эмитента, публикуемой в соответствии с требованиями статьи 79 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах». Паи, которые были исключены из списка фондовой биржи по причинам, не связанным с ухудшением финансового состояния эмитента, оцениваются по стоимости чистых активов. Расчетная стоимость пая паевого инвестиционного фонда определяется на дату определения стоимости чистых активов такого фонда путем деления данной стоимости на количество паев, находящихся в обращении на ту же дату, согласно данным центрального депозитария, осуществляющего ведение системы реестров держателей паев паевого инвестиционного фонда. Согласно дополнению в Правила, операции РЕПО и обратное РЕПО, размещенные вклады, займы, полученные и выданные инвестиционным фондом, оцениваются по амортизированной стоимости. Процентные доходы и расходы по финансовым инструментам рассчитываются с использованием метода эффективной процентной ставки. Также изменения вносятся в Критерии признания обесценения или уменьшения стоимости ценных бумаг. Принят: 11.11.2019 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 185 «О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2012 года № 282 «Об утверждении Правил публикации финансовой отчетности акционерными обществами и финансовыми организациями» Согласно изменению в Правила, Финансовые организации, за исключением банков второго уровня и Акционерного общества «Банк Развития Казахстана», в срок не позднее десяти календарных дней после дня опубликования финансовой отчетности представляют в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций сведения об исполнении Правил. Принят: 11.11.2019 г. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня» Целью Правил является определение требований к формированию банком систем управления рисками и внутреннего контроля путем обеспечения: 1) эффективного управления рисками банка посредством своевременного их выявления, измерения, контроля и мониторинга для обеспечения соответствия собственного капитала банка уровню принимаемых им рисков и наличия соответствующего уровня ликвидности; 2) надлежащей практики корпоративного управления и надлежащего уровня деловой этики и риск-культуры; 3) соблюдения банком и его работниками требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, внутренних политик, процедур и иных внутренних документов банка; 4) своевременного обнаружения и устранения недостатков в деятельности банка и его работников; 5) создания в банке адекватных механизмов для решения непредвиденных или чрезвычайных ситуаций. Система управления рисками обеспечивает: 1) оптимальное соотношение между доходностью основных направлений деятельности банка и уровнем принимаемых рисков, основанное на выборе жизнеспособной и устойчивой бизнес модели, эффективном процессе планирования стратегии и бюджета с учетом стратегии риск-аппетита; 2) объективную оценку размера рисков банка, полноту и документирование процессов управления рисками, их превентивного выявления, измерения и оценки, мониторинга и контроля, минимизацию существенных видов рисков на каждом уровне организационной структуры с оптимальным использованием финансовых ресурсов, персонала и информационных систем в целях поддержания достаточного объема собственного капитала банка и ликвидности; 3) охват всех видов деятельности банка, подверженных существенным рискам, на всех уровнях организационной структуры, полноту оценки отдельных существенных видов рисков, их взаимного влияния в целях определения риск-профиля банка и построения стратегии риск-аппетита; 4) наличие уровней риск-аппетита по всем видам существенных рисков и алгоритм действий в случаях нарушения установленных уровней, включая ответственность за принятие рисков, уровень которых определен как высокий, процедуры по информированию совета директоров, комитетов при совете директоров и правления банка в рамках стратегии риск-аппетита; 5) осведомленность уполномоченных коллегиальных органов банка, принимающих решения, несущие за собой риски, посредством построения эффективной системы корпоративного управления, наличия полной, достоверной и своевременной управленческой информации о существенных рисках, присущих деятельности банка; 6) рациональное принятие решений и действие в интересах банка на основании всесторонней оценки предоставляемой информации добросовестно, с должной осмотрительностью и заботливостью (duty of care). Обязанность проявлять осмотрительность и заботливость не распространяется на ошибки в процессе принятия бизнес-решений, если только работники и должностные лица банка не проявили при этом грубую небрежность; 7) принятие решений работниками и должностными лицами банка и действие добросовестно в интересах банка, не учитывая личные выгоды, интересы лиц, связанных с банком особыми отношениями, в ущерб интересов банка (duty of loyalty); 8) четкое распределение функций, обязанностей и полномочий управления рисками между всеми структурными подразделениями и работниками банка, и их ответственности с учетом минимизации конфликта интересов; 9) разделение функции управления рисками и внутреннего контроля от операционной деятельности банка посредством построения системы трех линий защиты, которая включает: первую линию - на уровне структурных подразделений банка; вторую линию - на уровне подразделений по управлению рисками и выполняющих контрольные функции; третью линию - на уровне подразделения внутреннего аудита в части оценки эффективности функционирования системы управления рисками; 10) наличие документов, разработанных в целях регламентирования деятельности банка, создания и функционирования в банке эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля и соответствующих стратегии, организационной структуре, профилю рисков банка и требованиям гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, а также их периодический пересмотр и актуализацию; 11) соблюдение требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах; 12) соблюдение действующих процедур, процессов, политик и иных внутренних документов банка по управлению рисками посредством построения эффективной системы внутреннего контроля. Принят: 12.11.2019 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 189 «Об утверждении Правил формирования и использования мотивированного суждения» Мотивированное суждение - обоснованное профессиональное мнение коллегиального органа уполномоченного органа, которое является основанием для применения мер надзорного реагирования и принятия решений в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее - Закон) и законами от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», от 23 декабря 1995 года «Об ипотеке недвижимого имущества», от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности», от 3 июня 2003 года «О Фонде гарантирования страховых выплат», от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг». Мотивированное суждение формируется и используется уполномоченным органом в отношении лиц, указанных в пункте 1 статьи 13-5 Закона, в целях защиты законных интересов депозиторов, кредиторов, страхователей, клиентов, инвесторов и корреспондентов финансовых организаций, обеспечения финансовой устойчивости, недопущения ухудшения финансового положения и увеличения рисков, связанных с деятельностью финансовых организаций, указанных в пункте 1 статьи 13-5 Закона, а также раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий. При использовании мотивированного суждения соблюдаются принципы, предусмотренные частью второй пункта 3 статьи 13-5 Закона. Мотивированное суждение используется уполномоченным органом в случаях, предусмотренных частью второй пункта 2 статьи 13-5 Закона. Также признано утратившим силу постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 271 «Об утверждении Правил формирования и использования мотивированного суждения». Принят: 12.11.2019 г. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 203 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка» Изменения вносятся в следующие постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан: 1) от 26 декабря 2016 года № 312 «Об утверждении Правил управления стабилизационным банком, заключения сделок, в отношении совершения которых установлены особые условия, проведения операции по передаче активов и обязательств неплатежеспособного банка стабилизационному банку, передачи стабилизационным банком активов и обязательств другому банку, определяемому уполномоченным органом»; 2) от 22 декабря 2017 года № 264 «Об утверждении Правил выпуска и обращения банковских депозитных сертификатов; 3) от 27 марта 2018 года № 48 «Об утверждении Требований к обеспечению информационной безопасности банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, Правил и сроков предоставления информации об инцидентах информационной безопасности, включая сведения о нарушениях, сбоях в информационных системах»; 4) от 27 августа 2018 года № 194 «Об утверждении Правил исчисления, условий действия плавающей ставки вознаграждения по договорам банковского вклада». Принят: 19.11.2019 г. Вводится в действие: 01.01.2020 г.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 205 «О внесении изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 40 «Об утверждении Правил принудительной ликвидации банков в Республике Казахстан» Заголовок постановления изложен в следующей редакции: «Об утверждении Правил осуществления ликвидации и требований к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых банков». Согласно изменениям в Правила, текущие счета ликвидируемого банка открываются в тенге и при необходимости в иностранной валюте в Национальном Банке Республики Казахстан. Ликвидационная комиссия банка-участника после составления расчета, необходимого для исполнения обязательств по выплате возмещения депозиторам, включает организацию по гарантированию во вторую очередь реестра требований кредиторов в размере возмещения, подлежащего выплате вкладчикам с одновременным списанием с баланса переданной суммы обязательств и зачислением ее на соответствующий счет учета обязательств перед организацией по гарантированию в ликвидируемом банке. В случае предъявления организацией по гарантированию требований по сумме выплаченного ею гарантийного возмещения лицам, не включенным ликвидационной комиссией в список депозиторов, обязательства по возврату депозитов которых гарантируются, и в расчет возмещения по депозитам, ликвидационной комиссией банка рассматривается вопрос о признании требований организации по гарантированию бесспорными. При признании указанных требований бесспорными они исполняются в порядке очередности, установленной для организации по гарантированию. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований кредиторов очереди, с которой производились расчеты, приостанавливается. Полномочия ликвидационной комиссии прекращаются после внесения сведений о прекращении деятельности банка в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, сдачи документов банка для хранения в архив и уведомления об этом уполномоченного органа.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |