|
|
|
О развитии института «зеленых» государственных закупок в Республике Казахстан
К.К. Ахметов, магистр права, Начальник отдела законодательства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, а также законодательства об охране окружающей среды и использования природных ресурсов Института парламентаризма М.А. Шакенов, к.ю.н., Главный специалист отдела финансового, налогового законодательства и законодательства о таможенном регулировании Института парламентаризма
Внедрение в национальное законодательство принципов и механизмов ОЭСР является одним из важных аспектов правовой политики государства, которые, в том числе, направлены на развитие «зеленой» и инновационной экономики. Имплементация передовых правовых механизмов развитых европейских стран может быть усилена путем внедрения института «зеленых» государственных закупок. Данное направление является одним из ключевых в исследовательской деятельности Института парламентаризма в 2022 году, которое уже сегодня позволило прийти к определенным аналитическим результатам. Так, проведенный специалистами Института анализ действующего законодательства показал, что одним из основных направлений деятельности в области развития зеленых государственных закупок является законодательное признание и стимулирование экологической маркировки в Казахстане. Существенным препятствием для развития экомаркировки стала отмена стимулов для хозяйствующих субъектов сертифицироваться и получать экомаркировку. Альтернативным сценарием развития экомаркировки в Казахстане может быть параллельное существование нескольких центров экомаркировки, что создавало бы здоровую конкуренцию в данной сфере и соответствовало международной практике. Справочно: США и ФРГ имеют по два центра экомаркировки, при этом предприниматели Германии могут получить и экомаркировку ЕС. В КНР функционируют три центра экомаркировки. Кроме того, отраслевым ведомствам необходимо рекомендовать для развития зеленой экономики в Казахстане внедрять элементы «soft law». Данные нормативы после прохождения стадии «рекомендательного характера» в дальнейшем могут быть усовершенствованы с учетом замечаний хозяйствующих субъектов и получить «более обязательную форму». Следующим шагом в развитии зеленых государственных закупок может стать разработка списков товаров, работ и услуг, на которые будут действовать обязательные экологические требования для участия в конкурсе государственных закупок. Данный механизм в реализации зеленых государственных закупок соответствует в передовой практике стран ЕС и предполагает закрепить за профильными государственными органами, в отношении конкретных видов товаров, работ и услуг, следующие компетенции: 1. Определять список товаров, работ и услуг, по которым будут определяться критерии экологичности для целей государственного закупа. 2. Определять критерии экологичности в отношении определенных товаров, работ и услуг. 3. Определять минимальные пороговые показания объема государственного закупа товаров, работ и услуг, по которым были определены экологические критерии. Кроме того, немаловажно вернуть существовавший механизм предоставления условных скидок при наличии экологической маркировки типа І. На начальном этапе размер скидок может быть идентичным с предыдущей практикой, в дальнейшем эта скидка может быть увеличена до 3% поставщикам товаров, работ и услуг, которые имеют документы, подтверждающие соответствие системы экологического менеджмента национальным стандартам и до 2% по наличии у потенциального поставщика документа, подтверждающего соответствие предлагаемых товаров стандарту экологической чистой продукции, выданного производителю в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Конкурсы в отношении отдельных товаров, по которым будут определены требования экологической безопасности и/или использованию вторичного сырья при их изготовлении и по которым будут установлены условные скидки могут быть впоследствии закреплены в рамках конкурсов, с применением рейтингово-бальной системы и рамочных соглашений, что может привести к снижению доли государственных закупок с одного источника. Указанные предложения по внедрению в действующее законодательство могут способствовать развитию института «зеленых» государственных закупок, а впоследствии иметь долгосрочный положительный эффект на окружающую среду и на качество жизни казахстанцев.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |