|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
ПРАВОМЕРНО ЛИ ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ПРОВЕДЕНИИ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ?
С налогового органа пришло уведомление, о том что нужно провести индексацию з/платы работников исходя из уровня инфляции, ссылаются на ст.124 ТК РК и об административной ответственности ст. 14 ТК РК. Дело в том что у нас три сотрудника работают на полставки, и оклады у них 40000,30000. 25000, тенге. 1. по какой ставке должны сделать индексацию з/платы? 2.если работники работают на полставки, то должны ли делать индексацию,?3. они требуют увеличить з/платы с января 2015 г., насколько правомерно это требование? если можно на нормативные документы.
В соответствии со статьей 121 Трудового кодекса размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного законом Республики Казахстан. В соответствии со статьей 122 Трудового кодекса минимальный размер месячной заработной платы, устанавливаемый ежегодно законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, не должен быть ниже прожиточного минимума и не включает в себя доплат и надбавок, компенсационных и социальных выплат, премий и других стимулирующих выплат и выплачивается пропорционально отработанному времени. Статьей 17 Закона Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» определен минимальный социальный стандарт «Величина прожиточного минимума», который содержит норматив величины прожиточного минимума, определяемой и устанавливаемой ежегодно с учетом прогнозного уровня инфляции законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, и является основой для установления: 1) минимального размера месячной заработной платы; 2) государственной базовой пенсионной выплаты; 3) государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Согласно статье 124 Трудового кодекса индексация заработной платы производится работодателем в порядке, установленном соглашениями, коллективным договором или актом работодателя, исходя из уровня инфляции, определенного на соответствующий период нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Вывод. Работодатель в соответствии с нормами Трудового кодекса должен устанавливать размер заработной платы своим сотрудникам не ниже размера минимальной заработной платы и величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума и размер МЗП на 2015 утверждены в размере 21 364 тенге. При этом уровень инфляции был предусмотрен при определении и утверждении величины прожиточного минимума. Таким образом, размер заработной платы ваших сотрудников превышает установленный минимум, и никаких нарушений трудового законодательства здесь нельзя предъявить. Что касается индексации заработной платы, то порядок, необходимость и возможность ее проведения, размер коэффициента индексации устанавливается работодателем самостоятельно, и утверждается в системе оплаты труда, либо в соглашениях и договорах. Индексация основывается на показателях величины прожиточного минимума и размера МЗП. Поэтому в системе оплаты труда по компании можете предусмотреть, в каких случаях проводится индексация заработной платы, и как будет определяться коэффициент повышения в зависимости от изменения размера МЗП. В целях определения порядка проведения индексации следует применить Методические рекомендации по разработке системы оплаты труда работников организаций частной формы собственности, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 ноября 2013 года № 572-ө-м. Вопросы повышения и индексации заработной платы рассмотрены в 4 разделе Рекомендаций, где сказано: «26. Вопросы повышения заработной платы, периодичности, порядка и т.п. регулируются условиями коллективного, трудового договоров и (или) актами работодателя. Вместе с тем, в соответствии со Кодекса повышение заработной платы включает индексацию заработной платы, производимую работодателем, в порядке, установленном соглашениями, коллективным договором или актом работодателя, исходя из уровня инфляции, определенного на соответствующий период нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Также, в Кодекса определено, что в коллективный договор должны включаться наряду с другими положения о порядке индексации заработной платы. Из этого следует, что в коллективных договорах организаций должны содержаться положения, предусматривающие вопрос регулирования размеров заработной платы работников. Посредством индексации заработной платы осуществляется поддержание уровня жизни работников, создается возможность отдельным категориям работников сохранить сложившийся уровень потребления. Учитывая, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий уровень инфляции на соответствующий период, организации могут руководствоваться социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий пятилетний период. 27. Следует отметить, что индексация заработной платы должна распространяться на всех работников, так как основанием является изменение цен на потребляемые товары (работы, услуги), т.е. нет прямой связи с производственным процессом, тогда как повышение заработной платы может быть произведено не всем работникам, в зависимости от тех или иных условий, которые должны быть четко оговорены в вышеуказанных актах. Вместе с тем, механизм повышения уровня заработной платы работников должен быть построен на основе результатов производительности труда и темпов ее роста». Таким образом, уведомление налоговых органов о необходимости проведении обязательной индексации, тем более ретроспективно, может носить только рекомендательный характер, а не требование, так как государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требования по безопасности и охране труда, законодательства Республики Казахстан о занятости населения, относится к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (статья 16 Трудового кодекса, Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан»). Задачами налоговых органов являются обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан (статья 18 Налогового кодекса, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № 417 «Об утверждении Положения о Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан»). Предположительно, именно с целью увеличения поступления налогов и платежей в бюджет Вашей компании было направлено уведомление о необходимости проведения индексации заработной платы, так как после повышения размера заработной платы увеличивается и размер ИПН, социального налога, ОПВ и социальных отчислений, и, соответственно, поступления в бюджет. На уведомление Вы вправе ответить, что примите данную рекомендацию к сведению, представите на рассмотрение руководству и, проанализировав ситуацию, примите соответствующие меры. Предъявление административных взысканий в соответствии со статьей 14 Трудового кодекса не входит в полномочия налоговых органов.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |