|
|
|
Думан Ахметов Партнер
Алмас Бектасов Младший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
Многие юридические лица, в том числе и юридические лица-нерезиденты («Юридические лица»), осуществляя свою деятельность, часто сталкиваются с необходимостью расширения своего бизнеса путем присутствия в различных регионах, как внутри страны инкорпорации, так и за ее пределами. Казахстанское законодательство предусматривает возможность учетной регистрации филиалов и представительств компаний-нерезидентов на территории республики. Правовые аспекты, связанные с регистрацией филиалов и представительств, регулируются Гражданским кодексом РК («ГК РК») и Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов и представительств» («Закон»). Процедура регистрации детально регламентируется Инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств («Инструкция»). Таким образом, при необходимости создания филиала или представительства иностранного юридического лица на территории РК, юридическому лицу необходимо руководствоваться процедурами и положениями, предусмотренными вышеуказанными нормативными правовыми актами. С завершением тех или иных бизнес-проектов не менее часто компании сталкиваются с необходимостью ликвидации ранее созданного структурного подразделения, в качестве которых могут выступать либо филиал либо представительство. Процедура учетной регистрации структурного подразделения юридического лица является достаточно ясной, в то время как добровольная ликвидация структурного подразделения, по нашему мнению, требует внесения ряда уточнений. Полагаем, что важным будет являться рассмотрение некоторых аспектов, связанных с процедурными действиями, которые должны быть предприняты заинтересованным лицом с целью снятия с учетной регистрации структурного подразделения юридического лица (ликвидацией). Так, согласно регламентированной процедуре добровольной ликвидации структурного подразделения юридического лица в регистрирующий орган предоставляются: Ø Заявление установленной формы согласно существующему приложению к Инструкции; Ø Положение о филиале (представительстве); Ø Квитанции или иной документ, подтверждающий уплату в бюджет регистрационного сбора за снятие с учетной регистрации филиала (представительства). Полагаем, что указанный перечень является неполным и подлежит дополнению по следующим причинам. Во-первых, филиалы и представительства не являются юридическими лицами и соответственно не уполномочены на принятие решения о собственной ликвидации. Такое решение должно приниматься непосредственно юридическим лицом, которым принималось решение об учреждении филиала (представительства). При применении существующего порядка и предоставления указанного в Инструкции перечня документов, у заявителя может сложиться мнение о том, что структурное подразделение юридического лица может быть снято с учетной регистрации без одобрения со стороны юридического лица. Однако, поскольку речь идет о филиале или представительстве, которые обладают ограниченной правосубъектностью, такого рода вывод является ошибочным. Во-вторых, в качестве одного из атрибутов индивидуализации структурное подразделение может обладать печатью. При ликвидации структурного подразделения печать также должна быть уничтожена, о чем составляется соответствующий акт. Тем не менее, Инструкция не регламентирует этот аспект в рамках ликвидационных мероприятий. В-третьих, полагаем, что кредиторы и контрагенты юридического лица должны быть осведомлены о ликвидации структурного подразделения юридического лица, так как коммерческие операции между юридическим лицом и кредиторами в той или иной степени могут осуществляться посредством ликвидируемого структурного подразделения. В-четвертых, следует отметить, что Инструкцией также предусмотрено, что налоговые органы на основании сведений Национального реестра бизнес идентификационных номеров в течение двух рабочих дней представляют сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям по прекращающему деятельность филиалу (представительству) иностранного юридического лица либо отказывают в представлении указанных сведений о задолженности в случае неисполнения таким филиалом (представительством) иностранного юридического лица налогового обязательства в порядке, установленном Налоговым кодексом. При ознакомлении с данным положением Инструкции у заявителя может сложиться впечатление о том, что органы налоговой службы самостоятельно предпринимают действия по предоставлению сведений об отсутствии (наличии) задолженностей со стороны структурного подразделения юридического лица по предусмотренным Налоговым Кодексом РК обязательным платежам в бюджет. Более того, при буквальном толковании данного положения, складывается мнение о том, что органы налоговой службы осуществляют данные действия исключительно на основании сведений Национального реестра бизнес идентификационных номеров, в который, как мы понимаем, регистрирующий орган предварительно вносит сведения о ликвидации структурного подразделения юридического лица. Тем не менее, положениями Налогового кодекса Республики Казахстан («Налоговый кодекс»), предусмотрены некоторые существенные моменты, которые связанные с ликвидацией. Так, статьей 37 Налогового кодекса предусмотрен порядок исполнения налогового обязательства ликвидируемого юридического лица, а также прекращение деятельности в Республике Казахстан структурного подразделения юридического лица-нерезидента. Положением п. 13 комментируемой статьи предусмотрено, что исполнение налогового обязательства прекращающего деятельность в Республике Казахстан структурного подразделения юридического лица-нерезидента производится в установленном порядке, что предполагает подачу налогового заявления о проведении документальной проверки. Таким образом, налоговые органы осуществляют налоговую проверку не на основании информации в Национальном реестре бизнес- идентификационных номеров, а на основании упомянутого налогового заявление о проведении документальной проверки. Согласно положениям пп.1 п.5 ст. 627 Налогового кодекса, в которой изложены понятие, типы и виды налоговых проверок, проверка, предусмотренная упомянутой ст. 37 Налогового кодекса, является ликвидационной и относится к комплексной налоговой проверке. Следует учитывать, что согласно пп.2 п.9 ст. 627 Налогового кодекса, подобная проверка относится к внеплановым и осуществляется в случае ликвидации структурного подразделения юридического лица-нерезидента. Руководствуясь всеми приведенными нормами и доводами, полагаем, что является правомерным констатировать необходимость проведения ликвидационной налоговой проверки в отношении ликвидируемого структурного подразделения юридического лица- нерезидента, о чем с достаточной и должной ясностью не указывается в Инструкции. В пятых, при осуществлении добровольной ликвидации юридического лица, помимо предоставления справки об отсутствии задолженности по налогам, Инструкцией также предусмотрено предоставление справки об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам и таможенным сборам. Подобная справка предоставляется на основании заявления, в дальнейшем направляемого в территориальные подразделения Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Считаем важным отметить, что при ликвидации структурного подразделения юридического лица, Инструкцией не предусмотрено предоставления подобной справки. Тем не менее, на практике могут встречаться случаи, когда структурное подразделение юридического лица в процессе своей деятельности может осуществлять таможенные операции. Таким образом, мы усматриваем неполноту и неясность в содержании Инструкции, предусматривающей порядок снятия с учетной регистрации структурного подразделения иностранного юридического лица, и считаем целесообразным рекомендовать внесение соответствующих изменений и дополнений в данное положение Инструкции, а именно, более детально регламентировать перечень документов, необходимых для осуществления добровольной ликвидации структурного подразделения юридического лица в следующей редакции: «Для снятия филиала (представительства) с учетной регистрации в регистрирующий орган предоставляются: 1) заявление по форме согласно приложению к настоящей Инструкции; 2) положения о филиале (представительстве); 3) квитанция или иной документ, подтверждающий уплату в бюджет регистрационного сбора за снятие с учетной регистрации филиала (представительства). 4) решение собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации филиала (представительства) юридического лица, скрепленное печатью юридического лица; 5) документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации филиала (представительства) юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами; 6) справка (акт) о результатах проведенной ликвидационной налоговой проверки; 7) справка об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам и таможенным сборам; 8) документ об уничтожении печати филиала (представительства) юридического лица.» Таким образом, полагаем, что внесение предложенных изменений в редакцию Инструкции позволит защитить интересы всех заинтересованных лиц в большей степени, а также позволит избежать задержек в процессе ликвидации структурного подразделения юридического лица, риск появления которых обусловлен изложенными в настоящей статье обстоятельствами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |