|
|
|
Перспективы взаимоотношений нефтегазового сектора с таможенной системой
Буршакбаев Нурлан Рафикович Президент Казахстанского Союза Таможенных декларантов (КСТД)
VI международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 11 апреля 2008 г.) Время настоятельно диктует внедрение автоматизированных систем по контролю над экспортом-импортом, четкому и быстрому оформлению документов в таможенную систему Казахстана. Это не какая-то там дань моде или ничем не подкрепленная и не аргументированная блажь какого-нибудь рьяного реформиста, а жизненно важная необходимость. При этом сама система контроля должна стать унифицировано-автоматизированной, гибкой, чтобы исключить не всегда положительное влияние человеческого фактора. Что примечательно, в этом плане мы все еще отстаем от России, где Федеральная Таможенная Служба еще в 2006 году внедрила систему управления рисками и создала современную систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств, исходя из принципа выборочности. Прежде, из-за отсутствия подобной системы часто допускались неоднократные досмотры одних и тех же импортируемых и экспортируемых грузов. ПОЧЕМУ ТАМОЖНЯ ДОЛЖНА СТАТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ? О создании электронной таможни всерьез подумывают и на Украине. В частности, Президент Украины Виктор Ющенко в своем недавнем выступлении на встрече с активом и представителями деловых кругов Харьковской области отметил, что надо максимально отстранить чиновников от контактов с импортерами и экспортерами, что, по его мнению, будет способствовать борьбе с коррупцией. А в виде эксперимента предложил создать автоматизированную таможню в Харькове. Говоря об отношениях бизнеса с Государственной таможенной службой и Государственной налоговой администрацией, глава государства отметил, что эти оба органа власти является институтами, предоставляющими государственные услуги. «Есть клиент, и вы его обслуживаете, не наоборот», - подчеркнул он при этом. А ведь мы у нас, в Казахстане, в реальной жизни уже не первый день сталкиваемся с весьма показательными положительными прецедентами, доказавшими на деле свою эффективность и состоятельность. Взять, к примеру, электронное правительство. Да и в сфере бизнеса примеров более, чем предостаточно. К слову, сейчас немало крупных казахстанских компаний активно применяют автоматизированную (компьютеризированную) систему управления, как персоналом, так и производственными процессами. Уже на протяжении доброго десятка лет на предприятиях и организациях внедряется система менеджмента качества. Все это позволяет говорить об автоматизации и функционировании целых систем в отдельно взятых отраслях экономики. Так, налоговая и банковская сфера со всеми ее отчетно-расчетными операциями давно уже является электронной, по сути, и позволяет клиенту, практически не выходя из офиса, производить те или иные расчеты. Тогда почему таможня, являющаяся форпостом экономики в вопросах контроля экспортно-импортных операций, то есть всей внешнеэкономической деятельности в стране, должна отставать от указанных сфер?! К тому же от решения этой проблемы во многом зависит и пополнение государственной казны налогами. А если учесть, что их весомая часть поступает от экспорта нефти, тогда становится актуальной проблема внедрения автоматизированных систем контроля и оказания услуг в таможенной системе для нефтегазового сектора. Даже, несмотря на то, что Казахстан активизирует свою деятельность по увеличению доли готовых изделий в своем экспорте, все же экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем одним из основных источников внешнеторговых валютных поступлений. Последние в свою очередь необходимы не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров. Так что, нефтяная промышленность сегодня - это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Не будем забывать, что нефть - национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики. А раз уж налоги от эксплуатации нефтегазовых месторождений приносят государственной казне нашей страны существенные доходы, то это обстоятельство обязывает нас иметь достоверную информацию об экспорте нефтепродуктов, а в основном это сырье, и об импорте продуктов нефтехимии, произведенных путем переработки из этого же сырья. Для этого актуально было бы применить технологии, обеспечивающие четкое и прозрачное декларирование товаров, от которого зависит начисление и взимание таможенных платежей и налогов.
ЧТО ЭТО ДАСТ ЭКОНОМИКЕ?
Автоматизация процесса проведения таможенных услуг позволит добиться строгого контроля над операциями по экспорту сырой нефти по подобию тех же счетчиков, установленных на нефтепроводах. Подобными контрольными автоматами необходимо оснастить специальные пограничные КПП (таможенные терминалы) на суше и в морских портах, так как нефть и газ транспортируется в значительном количестве морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Приняв во внимание перечисленные мною обстоятельства, можно установить все возможные точки экспортного выхода нефтегазовой продукции. А далее, в зависимости от технологий транспортировки, адаптировать систему фиксирования объемов вывозимого сырья, таможенного декларирования, контроля и статистики, к транспортным схемам. Эффективное проведение подобных мероприятий возможно только при условии применения прогрессивных продвинутых технологий таможенного контроля, системы защиты источников достоверной информации для таможенной внешнеэкономической статистики. Все это позволит обеспечить контроль над реальной валютной выручкой от экспорта, что будет способствовать росту национальной экономики. Поэтому Казахстанский Союз Таможенных декларантов и выходит с инициативой создания усовершенствованной государственной автоматизированной системы таможенного контроля над экспортом нефтегазового сырья. Члены Ассоциации убеждены, что работа эта должна вестись в рамках специальной Государственной программы по разумному, рациональному и рачительному использованию нефтегазовых ресурсов страны. Она включает в себя комплекс мероприятий по организации глубокой безотходной переработки углеводородов на основе резервирования получаемых ныне прибылей для создания перспективных энергетических и промышленных технологий. Что же, на наш взгляд, нужно предпринять для этого на официальном государственном уровне? Считаем, что подавляющая доля экспорта нефти и газа должна осуществляться не просто по валютным контрактам, а, в первую очередь, по контрактам о реализации совместных проектов по созданию высокотехнологичных перерабатывающих производств по выпуску наиболее востребованных на сегодня продуктов нефтехимии, по разработке новых, синтезированных из сырья, промышленных продуктов, строительству перерабатывающих заводов. Часть многомиллиардных доходов, полученных от экспорта углеводородов, нужно инвестировать в научно-исследовательскую работу по изысканию альтернативных и в то же время перспективных источников энергии. Последнее направление можно развивать в тесном контакте с ведущими учеными в области химии, энергетики и других, которых в Казахстане немало. И мы опять вынуждены обратиться к опыту россиян, которые не желают более оставаться сырьевым придатком международного рынка. Так, в конце прошлого года правительство РФ одобрило стратегию развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, которая предусматривает увеличение доли переработанных углеводородов с 30 до 70% от всего объема добытой нефти. Правда, неясно одно, как этого можно достичь в нынешних условиях, когда основные объемы нефти и газа уже законтрактованы и расписаны в непереработанном виде на многие годы вперед. И все же Россия намерена в течение ближайших восьми лет изменить соотношение объемов экспорта и переработки углеводородного сырья самым коренным образом. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года предполагает коренное изменение нынешнего соотношения, при котором предприятия отрасли используют всего 30% нефти и газа, добываемых в России, для производства продукции высоких переделов, а 70% углеводородов идет на экспорт в виде сырья или полуфабрикатов. У нас же в Казахстане этот показатель пока еще значительно ниже. МИССИЯ И РОЛЬ АССОЦИАЦИИ КСТД
Но в то же время даже автоматизация таможенной сферы никоим образом не должна освобождать самих участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) от приобретения необходимых знаний по правильному, быстрому оформлению различных документов. И кому, как не Ассоциации «Казахстанский Союз таможенных декларантов» (КСТД), заниматься решением этой немаловажной на сегодня проблемы. Тем более, что организация эта, защищающая законные интересы свыше трехсот компаний - импортеров и экспортеров вот уже на протяжении семи лет, сама готова оказывать реальную помощь перспективной, стремительно развивающейся и наиболее доходной в нашей стране нефтегазовой отрасли в консультативно-экспертной и образовательной аспектах ВЭД и логистике. Какая же роль отводится КСТД в решении проблем взаимоотношения нефтегазового сектора с таможенной системой и почему? За время своего существования Ассоциация КСТД доказала, что является действенной силой. Так, последней ее победой является отмена обязательного предоставления экспортной декларации, которое воздвигало на пути деятельности импортеров и экспортеров бюрократические барьеры. А до этого определенные структуры хотели лоббировать документ контроля доставки, преподнося ее как необходимое условие железнодорожных перевозок. Наша ассоциация добилась его отмены. Еще ранее мы пресекли попытку обязательного оформления процедуры растамаживания грузов только в Алматы, что ущемляло права участников ВЭД. Ассоциация принимала участие в доработке законопроектов Таможенного Кодекса (2003 год). Внесенные нами поправки были учтены и в недавно принятой новой редакции. В настоящее время мы активно участвуем в принятии единого документооборота (унификации) на всем евразийском пространстве с целью упрощения торговых процедур между всеми участниками ВЭД, как внутренними, так и внешними. КСТД участвовал в рабочих и консультационных встречах с представителями ПРОООН, ОБСЕ. Помимо юридического решения спорных вопросов между компаниями и таможней, консультаций и рекомендаций по вопросам таможенного оформления и контроля, подготовки предложений в госорганы по совершенствования таможенного законодательства и прочих важных мероприятий, сегодня она конкретным и действенным образом способствует ликвидации безграмотности в сфере оформления таможенных документов. И здесь мы повсеместно наблюдаем во всех отраслях экономики пока еще острую нехватку топ-менеджеров, которые бы грамотно и четко разбирались в процедуре правильного и беспроблемного оформления внешнеэкономической деятельности своих компаний. КСТД решает данную проблему путем проведения для отечественных бизнесменов и предпринимателей не просто «таможенного ликбеза», а повышения уровня их практических знаний (без углубления в дебри теории, порой не всегда увязанной с действительностью) на базе открытого два года назад Центра Внешнеэкономической деятельности. Данное ТОО преследует своей целью повышение профессионального уровня участников ВЭД и уменьшение препятствий в процессе осуществления внешнеторговых сделок. Зачем набивать в этой сфере шишки, терпя ощутимые убытки, тратя нервы, время и средства на выплату штрафов, когда в течение месяца можно изучить и познать всю, казалось бы, сложную на первый взгляд кухню ведения ВЭД. Азы же внешнеэкономической деятельности, без которых просто немыслимо успешное проведение любых операций на внешнем рынке, в доступной для восприятия форме преподнесут преподаватели и наставники центра ВЭД: практики, известные ученые, действующие работники Комитета Таможенного Контроля Министерства Финансов РК, имеющие за своими плечами многолетний опыт экспортно-импортных операций. Занятия в Центре ВЭД, проводимые как в дневное, так и в вечернее время, обильно сдобрены тестовыми и практическими заданиями. Поэтому слушатели, пройдя, к примеру, практический курс по таможенной логистике, смогут, в свою очередь, оперативно и эффективно решить архиважную для любой развивающейся и постоянно расширяющейся растущей компании или же крупной солидной корпорации задачу доставки груза из-за рубежа или же отправки экспортной продукции в кратчайшие, сжатые сроки с минимальными затратами. И, что очень важно, они могут успешно вести свой бизнес в сфере ВЭД. Для получения подробной информации по обучающим курсам достаточно зайти на сайт www.ved.kz. Всего этих курсов пять: Таможенная логистика, Практический курс по таможенному оформлению, Складская логистика, Внешнеторговые сделки и Секреты успешного экспорта. Что касается личностей преподавателей, то достаточно остановиться подробно на двух из них. Это тренер Ералы Ташпулатов, имеющий многочисленные сертификаты, среди которых несколько модулей MBA и курсы «Японский маркетинг как средство достижения доступной цены при сохранении качества» в Japan Center и кандидат юридических наук, MBA, директор департамента национальной компании Айжан Амангельды. Среди компаний, персонал которых прошел обучение в Центре ВЭД, такие как «Казахтелеком», Академия финансовой полиции, DHL, «Кеден транзит Лимитед», STS LOGISTICS, Алкон Фармасютикалс Лтд., Акцепт-Терминал, Атлас Копко Центральная Азия, Кар-тел (Beeline), АО Казпочта, Caspian Offshore Construction LLP (COC) и другие. Примечателен тематический диапазон курсов таможенной логистики (практикума по таможенному оформлению) и внешнеторговых сделок. Первый охватывает такие актуальные вопросы, как таможенные процедуры и таможенное регулирование, оформление внешнеторговых контрактов, условий поставок, система таможенного контроля в РК таможенные тарифы и платежи, декларирование и порядок заполнения документов ГТД, ДТС, КТС. Второй, самый короткий и интенсивный из всех курсов, помогает руководителям и топ-менеджерам компаний овладеть в течение двух дней основами гражданского права, грамотным составлением внешнеторговых контрактов. На занятиях разбираются кейсы, анализируются проблемы, чтобы с пользой применять полученные знания на практике. Особняком стоит учебная программа «Секреты успешного экспорта», которая разработана АО «Центр Маркетингово-Аналитических Исследований» (ЦМАИ) совместно с KOICA (Корейским агентством по международному сотрудничеству) и Центром внешнеэкономической деятельности (ЦВЭД) в рамках Программы продвижения экспорта и усовершенствования специальных экономических зон в Казахстане. Организационная, законотворческая, юридическая и образовательная (просветительская) деятельность КСТД с его Центром ВЭД, таким образом, направлена на дальнейшее укрепление экономики Казахстана в целом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |