|
|
|
К вопросу о правовом обеспечении противодействия торговле людьми
Гульнар Сулейменова - профессор кафедры публично-правовых дисциплин ВШП «Әділет»
Тезисы выступления
1. Торговля людьми одна из наиболее глобальных проблем, с которой сталкивается большинство стран мира. Кардинальные изменения, которые произошли в Казахстане, начиная с 1990 г., привели, с одной стороны, к возможности пользоваться большей свободой и открытостью в обществе, а с другой стороны, они сопровождались некоторыми разрушительными социальными последствиями для населения. За годы проводимой в республике реформы регионы страны столкнулись с неимоверными экономическими трудностями, что способствовало созданию условий для торговли людьми. Причиной расширения торговли людьми служат также сохраняющиеся диспропорции социально-экономического развития отдельных стран. Поэтому борьба с бедностью и повышение уровня жизни населения являются первостепенным фактором в ключевой стратегии по противодействию этой проблеме. 2. Казахстан является страной-источником, страной транзита и страной назначения для лиц, продаваемых, в основном, из Кыргызской Республики, Узбекистана и Таджикистана с целью принудительного труда и Торговля осуществляется через Казахстан и из Казахстана в Россию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Израиль, Грецию, Южную Корею, Чешскую Республику, Румынию, Сирию, Германию, Испанию, Италию, Кипр, Нидерланды, Португалию и Ирландию. Имеет место также и внутренняя торговля между сельскими районами и городами. 3. Международное сотрудничество правоохранительных органов пока отстает от транснациональных связей торговцев людьми. Хотя принимаются важные политические меры по поиску новых, более эффективных подходов в борьбе с с этим криминальным бизнесом; и Казахстан, по признанию международных экспертов, в этой ответственной работе демонстрирует серьезные намерения. Подтверждением тому ряд нормативных правовых актов, принятых Казахстаном за последние годы. Так, Казахстан является участником 66 международных договоров по правам человека. К 11 из них он присоединился за последние 4 года. В соответствии с рекомендацией Комитета CEDAW в 2001 г. был ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В этому же году были ратифицированы Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также участия детей в вооруженных конфликтах. В 2002 г. была ратифицирована Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. В 2005 г. ратифицирована Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительного протокола. В целях реализации положений международных документов Постановлением Правительства РК от 26 сентября 2003 г. № 983 создана и действует Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми при Правительстве РК. Министерством юстиции РК совместно с другими государственными органами разработан План мероприятий Правительства РК по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений по торговле людьми на 2006-2008 годы, утвержденный постановлением Правительства РК от 10 апреля 2006 г. № 261. В целях дальнейшего совершенствования работы по противодействию незаконному вывозу несовершеннолетних в республике созданы подразделения органов внутренних дел по борьбе с трафиком людей. Приказом Министерства внутренних дел создан Международный учебный центр подготовки специалистов по борьбе с торговлей людьми и нелегальной миграцией. В соответствии с Законом РК от 31 декабря 2003 г. № 513-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» предусмотрено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности туристских организаций, осуществляющих деятельность по оказанию туристских услуг. Согласно этому закону туроператоры и турагенты обязаны осуществить предупредительные меры, обеспечивающие безопасность туристов. Уголовное законодательство Казахстана содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за конкретные виды деяний, связанных с торговлей людьми (ст.ст. 125, 126, 128, 133, 330 УК РК). 4. Вместе с тем, хотя Правительство Казахстана предпринимает определенные шаги в противодействии торговле людьми, но не обеспечивает полного соблюдения минимальных стандартов ликвидации этого противоправного деяния. Необходима разработка законодательных, организационных и иных механизмов противодействия торговле людьми, являющейся комплексной проблемой. Ее разрешение предполагает разработку не только юридической, но и социальной, медико-психологической помощи жертвам торговли людьми, а также целый ряд других мер. Представляется, что первоочередной мерой должна стать разработка и принятие двух законов - о противодействии торговле людьми (1) и об оказании государственной социальной помощи потерпевшим (2). 5. Особенности преступлений, связанных с торговлей людьми, обусловлены тем, что они носят транснациональный характер и вследствие этого их расследование требует широких познаний не только в различных сферах юриспруденции, но и законодательства зарубежных стран (особенно в части международных договоров, соглашений и иных обязательств, в том числе об экстрадиции), а также международных документов. Кроме того, необходим комплекс определенных тактических навыков для расследования подобных преступлений и практический опыт их применения. При этом особую проблему представляет отказ жертв преступлений от сотрудничества с правоохранительными органами и особенно от участия в судебных заседаниях. Наряду с растущим в общественном сознании недоверием к правоохранительным органам, доминирующей причиной является боязнь потерпевших актов мести со стороны самих преступников, их родственников или соучастников. В этой ситуации для преодоления растущих угроз безопасности личности, государства и национальной экономики особенно важным становятся как эффективное использование существующих возможностей международно-правового сотрудничества, так и принятие на национальном и международном уровнях мер совершенствования механизмов обеспечения личной безопасности граждан. Анализ практики международного полицейского сотрудничества показывает, что в последние годы в данной сфере большую актуальность приобретают также проблемы защиты участников уголовного судопроизводства и прав жертв преступлений. В этой связи следует указать, проблема расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, еще не достаточно исследована на теоретическом уровне: отсутствуют какие-либо фундаментальные теоретические исследования, попытки освещения данной темы сводятся преимущественно к экстенсивному изложению нормативного материала. Давая общую оценку концептуальных положений национальной правовой теории в сфере защиты жертв криминального бизнеса, отмечу, что на данном этапе она находится только на стадии постановки проблемы. Важным аспектом этой проблемы является также то, что расследование и обеспечение государственной защиты жертв торговли людьми, а также других участников уголовного судопроизводства, проходящих по делам, носящим международных характер, является важной составной частью сотрудничества Казахстана с зарубежными государствами в правоохранительной сфере. При рассмотрении вопроса о приведении отечественного законодательства в области защиты прав потерпевших в соответствие с современными насущными потребностями общества и общепризнанными нормами международного права необходимо учитывать, что основные принципы государственной защиты прав потерпевших должны быть не просто продекларированы - необходим определенный механизм их реализации через конкретные правовые нормы, в данном случае регулирующие деятельность судов и прокуратуры, правоохранительных органов, социального обеспечения и других государственных структур, имеющих непосредственное отношение к проблеме защиты прав жертв преступлений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |