Консультативный документ регуляторной политики
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
(МНЭ РК, 27 декабря 2021 года)
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:
Первое. Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики (далее – КДРП) является Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» (далее – Послание).
Так, в данном Послании поручено нагрузку на фонд оплаты труда сделать более понятной и простой.
Внедрить для микро-и малого предпринимательства бизнеса единый платеж с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%.
Второе. Во исполнение пункта 2 Протокола заседания Консультационного совета по вопросам налогообложения
от 22 июня 2021 года № Д-3891//Б-386 «в целях исчисления НДС оборотом по реализации лотерейных билетов, квитанций и иных документов признается положительная разница между выручкой от реализации лотерейных билетов, квитанций и иных документов и выплаченными участникам лотереи выигрышами, а также невостребованными выигрышами, подлежащими зачислению в бюджет в виде неналогового платежа».
Третье. 30 апреля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности» (далее – Закон).
В рамках данного Закона внесены поправки в статью 38 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» - средства природоохранных учреждений также формируются за счет:
взимания платы за въезд автомобильного транспортного средства на территорию природоохранных учреждений;
взимания платы с туристов, за исключением платы с пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранов труда, детей дошкольного возраста.
В связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в статьи 590 и 591 Налогового кодекса Республики Казахстан.
За использование особо охраняемых природных территорий взимается плата с пешехода и автомобильного транспорта.
Четвертое. Стимулирование развития практики создания благотворительных фондов и их функционирования на территории Республики Казахстан.
Пятое. В своем послании Глава государства также отметил о важности реализации потенциала агропромышленного комплекса и горизонтальной кооперации без которой не может быть речи о развитии сельского хозяйства, высокой производительности и качестве продукции.
Пунктом 6 протокола семинара-совещания от 24 сентября 2020 года в городе Шардаре Туркестанской области по вопросу развития рыбного хозяйства с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Министерству национальной экономики Республики Казахстан совместно с министерствами финансов, экологии, геологии и природных ресурсов, сельского хозяйства поручено рассмотреть вопрос предоставления субъектам рыбного хозяйства, занимающихся переработкой рыбы, льгот на 70 % от налога на добавленную стоимость.
Кроме того Президентом Республики Казахстан по итогам поездки в Мангистаускую область по вопросам социально-экономического развития Мангистауской области на 2021 - 2025 годы Протоколом совещания от
22 сентября 2021 года № 21-01-7.17 Министерству экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно с министерствами национальной экономики, финансов и акиматом Мангистауской области поручено создать благоприятные условия для открытия предприятий по выращиванию и переработке рыбы с предоставлением земельных участков, инженерной инфраструктуры и продвижения продукции на местном и международном рынках.
Шестое. В послании Президентом Республики Казахстан отмечено о развитии науки как о важнейшем приоритете развития страны. Для решения накопившихся проблем в этой сфере нужно до конца года внести изменения в законодательство.
В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача - не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды.
В действующем Налоговом кодексе Республики Казахстан отсутствуют ставки платы за пользование видами животных, внесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, что негативно отражается на качестве развития отраслевой науки в исследования по оценке состояния рыбных ресурсов. Ученые не имеют возможность извлекать из природной среды и изучать виды рыб, находящихся под угрозой исчезновения, для рекомендации в части улучшения их среды обитания и других условий восстановления их численности.
По сути, научные исследования краснокнижных рыб являются неотъемлемой частью мер по сохранению водных биологических ресурсов и напрямую влияют на потенциал развития рыбопромышленной отрасли, обеспеченность рыбопосадочным материалом предприятий воспроизводственного комплекса, обеспеченность рыбоперерабатывающих предприятий сырьем.
Седьмое. Поручения Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан Койшыбаева Г.К. от 21 декабря и 31 декабря 2020 года № 23-6/7193зп, о проработке проекта заключения Правительства по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в области миграции населения», инициированному депутатами Мажилиса Парламента, в части увеличения количества страниц паспорта гражданина Республики Казахстан до 48 листов для часто выезжающих за рубеж и уменьшения государственной пошлины за паспорта для детей до 16 лет с 8 МРП до 4 МРП, а также увеличения государственной пошлины за выдачу удостоверений личности в связи с их утратой, допущенной повторно в течение года со дня первичной утраты до 1 МРП.
В связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в статью 615 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:
№ п/п | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
1. | Исчисление налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда. | На сегодняшний день существует пять различных налогов и платежей на фонд оплаты труда (далее – ФОТ). | На сегодня с заработной платы работника удерживаются индивидуальный подоходный налог у источника выплаты (ИПН), обязательные пенсионные взносы (ОПВ), взносы на обязательное социальное медиционское страхование (ОСМС), а также работодателями уплачиваются отчисления на ОСМС, социальные отчисления (СО) и социальный налог (СН). Номинальная нагрузка на ФОТ составляет 33,5% (в 2022 году 34,5%). Данная номинальная нагрузка расчитана в общеустановленном порядке налогообложения. При этом, номинальная нагрузка в специальных налоговых режимах разная. Следует отметить, что отсутствует единый объект налогообложения. Объекты по платежам отличаются. Также, один вид платежа исчисляется по разному в разных налоговых режимах. Существуют разные способы исчисления: ИПН, ОПВ и взносы на ОСМС удерживаются с дохода работника, а СН, СО в ГФСС и отчисления на ОСМС начисляются работодателем дополнительно от заработной платы. Кроме того, процесс перечисления социальных платежей является достаточно трудоемким, так по каждому платежному поручению необходимо формировать список с разбивкой по каждому работнику. При этом расходы налогоплательщиков при перечислении социальных платежей увеличиваются на сумму комиссии банков. |
2. | Функционирование рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС. | В соответствии со статьей 71 Договора о ЕАЭС государства осуществляют гармонизацию законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам. | Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Соглашение) предусматривается установление с 2024 года единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию и диапазонов отклонений от нее в целях гармонизации акцизов в государствах-членах ЕАЭС. Соглашение подписано государствами-членами ЕАЭС 19 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге. Целью Соглашения является обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию. Величина индикативной ставки рассчитана как усредненная предполагаемой ставки акцизов в 2024 году в государствах ЕАЭС, с учетом темпа роста ставок акцизов в каждом государстве. При прогнозном расчете ставок акцизов в государствах-членах ЕАЭС экспертами определено, что в 2024 году ставка акцизов составит около 35 евро (плюс, минус 20% максимум). |
3. | Многократно вырос импорт алкогольной продукции под видом коньяка и коньячного дистиллята (псевдо-коньяк), произошёл переток потребления водки на псевдо-коньяк (крашенную водку). | Согласно информации Ассоциации производителей и импортеров, алкогольной продукции «QazSpirits» производство коньяка из импортного дистиллята сохранилось, многократно вырос импорт алкогольной продукции под видом коньяка и коньячного дистиллята (псевдо-коньяк), произошёл переток потребления водки на псевдо-коньяк (крашенную водку). | Коньяком называют крепкий алкогольный напиток с характерным букетом и вкусом, приготовленный из выдержанного коньячного спирта, воды и сахара. С учетом применения специальной технологии для приготовления простого ординарного коньяка требуется выдержка коньячных спиртов от трех до пяти лет. Действующая ставка акциза на коньяк (бренди) была принята в связи с необходимостью сохранить производство коньяка в Казахстане и развития виноградарства, с учетом его технологически сложного трехлетнего периода изготовления. В целях поддержки добросовестных отечественных производителей предлагается увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди) за литр 100% спирта. |
4. | Урегулирование обложения НДС у оператора лотереи. | В редакции Налогового кодекса, действовавшего в период 2018-2020 годы, не предусмотрена возможность уменьшения общего оборота по реализации лотерей на сумму призового фонда при расчете НДС. Следует отметить, что порядок определения размера оборота при реализации лотерейных должен быть урегулирован в установленном законодательством порядке. | Пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» предусмотрено, что оператор лотереи обязан обеспечить формирование призового фонда в размере не менее пятидесяти процентов от выручки от реализованных лотерейных билетов. Исходя из указанной нормы, следует, что правом владения и распоряжения денежными средствами, формирующими призовой фонд, оператор лотереи не обладает, так как данные денежные средства могут быть использованы им исключительно на цели исполнения обязательств по выплате выигрыша. Также законодательство предусматривает, что невостребованные выигрыши хранятся оператором лотереи в течение трех лет, после чего зачисляются в доход бюджета в виде неналогового платежа. |
5. | Отсутствие платы за въезд автомобильного транспортного средства на особо охраняемые природные территории. | Учитывая бесплатный въезд на особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) количество авто-мототранспортных средств, въезжающих на ООПТ, ежегодно увеличивается в следствии отсутствия каких-либо ограничений для них. Владельцы автомототранспортных средств не несут ответственности за загрязнение окружающей среды. | Автомототранспорт наносит больше вреда окружающей среде, чем человек (создает шум, загазованность воздуха, выделяет вредные химические вещества, издаваемый шум отпугивает диких животных). - мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП. - легковые автомобили – 0,3 МРП. 80 % посетителей посещают ООПТ на автотранспортных средствах, с целью семейного и коллективного отдыха. В этой связи с учетом максимальной вместительности автотранспорта рассчитанного на 5-7 мест, предлагается взять расчет за среднее количество – 3 человека. - микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП. На ООПТ проводятся организованные туры, предоставляемые туроператорами. Туры проводятся при заполняемости от 70-80%. Поэтому предлагается взимать среднюю плату с расчетом на 10 человек (60%). - автобусы до 32 мест – 2,0 МРП. Предлагается взимать плату с расчетом на 30 человек (60%). - автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП. Предлагается взимать плату с расчетом на 30 человек. Также считаем, что данные нормы будут способствовать стимулированию перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится в сохранении уникальных природных комплексов. |
6. | Отсутствие скидок и льгот при посещении ООПТ. | Взимание платы с льготных категорий граждан. | Введение платы за въезд автомото транспорта на ООПТ позволит освободить от платы за использование ООПТ следующие категории граждан: пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветераны труда, дети дошкольного возраста. Установить скидки для детей школьного возраста из расчета 0,05 МРП, для студентов – 0,075 МРП. |
7. | При выплате благотворительной помощи у юридического лица, возникает обязательство удержать ИПН у источника выплаты, также у физического лица – получателя благотворительной помощи, пострадавшего в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в Республики Казахстан, возникает обязательство по уплате ИПН, если благотворительная помощь была получена не от налогового агента. В любом случае, возникает обязательство уплаты ИПН в государственный бюджет по ставке 10%, тогда как данная сумма могла быть направлена на увеличение помощи физическому лицу, пострадавшему в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. | В соответствии со статьей 325 Налогового кодекса благотворительная помощь, предоставляемая физическому лицу на безвозмездной основе, признается его доходом и облагается ИПН. При оказании благотворительной помощи некоммерческими организациями у некоммерческих организаций в качестве налоговых агентов возникает обязательство по исчислению и перечислению ИПН у источника выплаты, так как Налоговым кодексом не предусмотрены налоговые льготы в отношении благотворительной помощи. При этом некоммерческие организации (благотворительные фонды) не производят выплату доходов, а предоставляют благотворительную помощь (имущество) на безвозмездной основе | Возникновение налоговых последствий по ИПН в виде удержания 10% от стоимости безвозмездно полученного имущества у граждан Республики Казахстан, пострадавших в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в Республики Казахстан, не является экономически обоснованным. Наличие налоговых обязательств по ИПН у физических лиц существенно препятствует предоставлению гражданам Республики Казахстан благотворительной помощи, которые пострадали в результате возникновения стихийных бедствий или различных чрезвычайных ситуаций, то есть приводит к сокращению объемов оказываемой благотворительной помощи. У указанной категории налогоплательщиков не должны возникать дополнительные налоговые последствия при получении ими благотворительной помощи. |
8. | Последствия по КПН у юридического лица со сто процентным участием государства в уставном капитале при получении благотворительной помощи (стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности) безвозмездно от благотворительной организации (фонда). | В соответствии со статьей 238 Налогового кодекса благотворительная помощь, предоставляемая юридическому лицу на безвозмездной основе, признается его доходом и облагается корпоративным подоходным налогом. | Возникновение налоговых последствий по КПН может служить существенным препятствием для оказания благотворительной помощи со стороны благотворительных фондов в адрес государственных предприятий. |
9. | Последствия по НДС у некоммерческой организации (благотворительного фонда) при предоставлении им благотворительной помощи. | При оказании благотворительной помощи (передачи безвозмездно товаров, работ и услуг) у благотворительных фондов возникают обязательства по постановке на учет в качестве плательщика НДС и уплате НДС. | Некоммерческие организации (фонды), чья деятельность не является коммерческой, передавая имущество в рамках благотворительной деятельности, в случае превышения предусмотренного законодательством порога для регистрации в качестве плательщика НДС, обязаны встать на учет в качестве плательщика НДС. Следовательно, такие фонды, после регистрации, должны будут уплачивать НДС с объемов предоставляемой благотворительной помощи при передаче имущества на безвозмездной основе. Такой подход не является экономически обоснованным, так как, во-первых, благотворительная деятельность не является предпринимательской деятельностью, во-вторых, при осуществлении благотворительной деятельности отсутствует добавочная стоимость, которая является объектом обложения НДС, в-третьих, возникновение НДС является серьезным препятствием в осуществлении и развитии благотворительной деятельности в Республике Казахстан. |
10. | Низкая конкурентоспособность отечественной рыбной продукции, высокая доля импорта рыбной продукции. Недостаточный уровень налогового стимулирования для привлечения инвестиций в рыбоперерабатывающую отрасль. Большие затраты субъектов рыбного хозяйства занятых переработкой рыбной продукции. Недостаточно реализованный потенциал экспортных возможностей Казахстана по производству и выпуску рыбной продукции глубокой переработки обладающей высокой добавленной стоимостью. | Основные проблемы кроются в затратности мероприятий, связанных с переработкой рыбной продукции вызванной высокой стоимостью технологического оборудования, соответствующего стандартам международного качества, высокой стоимостью коммунальных тарифов и других сопутствующих расходов. В настоящее время для субъектов, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции и аквакультуры, предусмотрены меры налогового стимулирования, однако отсутствуют меры налогового стимулирования субъектов, занятых переработкой рыбной продукции добытой на водоемах страны. | Статистика показывает, что доля рыбной продукции с высокой степенью переработки остается на низком уровне. Преобладает экспорт охлажденной и замороженной рыбы. Вместе с тем основным источником насыщения казахстанского рынка рыбной продукции глубокой переработки является продукция, ввозимая из-за рубежа (импорт), представляющая из себя продукцию морского и океанического промысла. В свою очередь в Казахстане морское (промышленное) рыболовство, является стратегически важным сектором для экономики, способствующим обеспечению продовольственной безопасности и наполнению доходной части бюджета. При ежегодном лимите вылова рыбы в Республике 65-70 тысяч тонн рыбы, лимит на морские виды рыб в Каспийском море составляет 15-20% и ежегодно не осваивается по причине фактического отсутствия морского рыболовства в Республике. Развитие морского промысла сдерживается отсутствием современного специализированного флота (морских траулеров) для эффективного ведения промысла, имеющего технологическое оборудование по первичной переработке рыбы, а также отсутствием инфраструктуры рыбного хозяйства в этих районах (морские порты, заводы по переработке, и т.д.). Промысел морских и частиковых видов рыб в казахстанской части Каспийского моря способен обеспечить уловы в объеме не менее 50 тысяч тонн. Необходимы также меры государственной поддержки развития морского рыболовства. |
11. | Изменение ставки госпошлины за выдачу паспорта детям до 16-ти лет (с 8 до 4 МРП). | В настоящее время практически во все страны въезд независимо от возраста осуществляется по национальному паспорту. В этой связи, в целях обеспечения прав несовершеннолетних граждан Республики Казахстан по свободному перемещению границ других стран (чтобы дети могли безпрепятственно выезжать с родителями в любое иностранное государство), в законодательство внесены поправки, согласно которым с 2020 года исключена норма по вклеиванию фотографий детей в возрасте до 16-ти лет в паспорта родителей в случаях выезда совместно с родителями за границу. Теперь при выезде за границу для ребенка требуется оформление отдельного паспорта, что влечет финансовую нагрузку на их семьи, особенно при наличии нескольких детей в семье. Инициируется вопрос уменьшения государственной пошлины за паспорта для детей до 16 лет с 8 МРП до 4 МРП с уменьшением страниц в паспорте до 22 листов. Кроме того изменение внешности детей также влечет замену паспорта на новый до окончания срока действия, что влечет дополнительные финансовые затраты и нагрузку на семейный бюджет. | Инициирование поправки в статью 615 Налогового кодекса, в части установления государственной пошлины за выдачу паспорта детям до 16 лет в размере 4 месячных расчетных показателей, в первую очередь направлены на исключение излишних затрат для родителей при получении паспорта гражданина Республики Казахстан детям. За последние 3 года детям до 16 лет изготовлено паспортов: в 2018 году – 109 472 ед., в 2019 году – 190 955 ед., в 2020 году – 64 006 ед. Ежегодный прирост показателя выдачи паспортов детям до 16 лет составил 104% (в 2019 году в сравнении с 2018 годом прирост 174%=190655/109472*100, напротив в 2019 году в сравнении с 2020 годом снижение составило 34%=64006/190955*100, средний показатель прироста 104% =174%+34%=208/2). Соответственно, при снижении ставки государственной пошлины за паспорт детям до 16 лет до 4 МРП, стоимость паспорта составит: 2022 год – 12 252 тенге, 2023 год – 12 804 тенге. |
12. | Необходимость увеличения размера государственной пошлины за паспорта с большим количеством листов (48 листов). | Принимая во внимание категорию наиболее активных граждан, деловых кругов, представителей научной и культурной общественности, выезжающих часто за границу, которым приходится по нескольку раз в течение срока его действия переоформлять паспорт, в связи с использованием всех страниц паспорта для виз и пограничных отметок, наряду с действующим образцом паспорта с 36 страницами, предлагается для удобства граждан, часто посещающих иностранные государства, ввести также паспорт с большим количеством листов до 48 страниц. | Себестоимость паспорта гражданам Республики Казахстан с 48 страницами для наиболее активных граждан деловых кругов, представителей научной и культурной общественности, выезжающих часто за рубеж (561 ед.) составит 52 909,84 тенге, государственную пошлину для данной категории предлагается увеличить до 12 МРП. Ежегодно для получения паспорта обращается порядка 600 тысяч граждан Республики Казахстан, из них для замены паспорта по 2 и более раз, в том числе в связи с использованием всех страниц для виз – в среднем 561 человек. |
13. | Стоимость удостоверения личности гражданина Республики Казахстан - 0,2 МРП. Увеличение стоимости удостоверения личности до 1 МРП при выдаче удостоверения личности в связи с его утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности. | Затраты государства на изготовление одного удостоверения личности (себестоимость) составляет 4 533,21 тенге, что многократно превышает установленную государственную пошлину (0,2 МРП или 583,40 тенге), которая оплачивается гражданами. Вместе с тем, наблюдается тенденция роста граждан, обращающихся за получением удостоверения личности более 2 раз в течение года, что указывает на небрежное отношение к документу, удостоверяющему личность, который является собственностью государства в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность». В данном случае, увеличение государственной пошлины при повторности переооформления документа будет стимулировать граждан более бережнее относиться к документам, удостоверяющим личность. | Ежегодно в среднем по вопросу восстановления утерянных документов, удостоверяющих личность, обращается более 350 тысяч человек (удостоверений личности – 335 тыс., паспортов – 15,6 тыс.), из них в связи с восстановлением удостоверений личности – 335 тысяч граждан или 25% от общего количества документированных лиц (в 2019 году – 346 106, в 2018 году – 323896). Из 335 тысяч граждан, оформляющих ежегодно удостоверения личности, в связи с утратой, в среднем 7 806 граждан обращаются более 2 раз в течение года. Так по вопросу восстановления утерянного удостоверения личности от 2 до 5 раз в течение года обратилось: в 2019 годы – 8 740 человек, в 2018 году – 7605 человек, в 2017 году – 7072 человек. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
Видение разработчика
1. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда и уплата единым платежом
Возможные положительные последствия: единая ставка заменит громоздкую систему вычетов и корректировок и будет автоматически распределяться по фондам и в соответствующий бюджет.
Сумма единого платежа будет распределяться по фондам и бюджету по механизму единого совокупного платежа.
Это позволит снизить нагрузку на работодателей, сократить трудозатраты налогоплательщиков, оптимизировать расходы на комиссии банков, а также минимизировать ошибки при формировании платежных списков.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
2. Гармонизация ставок акциза на табачные изделия
Возможные положительные последствия: гармонизация ставок акциза на табачные изделия положительным образом скажется на конкурентоспособности отечественного производства.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
3. Увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди)
Возможные положительные последствия: увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди) направлено на поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
4. Урегулирование обложения НДС у оператора лотереи
Возможные положительные последствия: позволит осуществить корректировку облагаемого оборота по НДС на сумму выплаченных участникам лотереи выигрышей, а также невостребованных выигрышей, подлежащих зачислению в бюджет в виде неналогового платежа.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
5. Взимание платы по использованию ООПТ с автомобильного транспорта
Возможные положительные последствия: сохранение биологического разнообразия - стимулирование перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится на сохранении уникальных природных комплексов, увеличение поступления налоговых платежей в бюджет.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
6. Расширение определения «благотворительной помощи» путем включения благотворительной помощи, предоставляемой физическим лицам, пострадавшим в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных и экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций
Возможные положительные последствия: развитие благотворительной деятельности благотворительных фондов на территории Республики Казахстан, устранение бедности населения за счет оказания благотворительной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
7. Исключение от обложения НДС благотворительной деятельности
Возможные положительные последствия: стимулирование развития благотворительных фондов и их функционирования на территории Республики Казахстан.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
8. Исключение налогообложения республиканских государственных предприятий или иных государственных предприятий в случае получения безвозмездно денежных средств или иного имущества в качестве капитального вложения от благотворительных фондов в рамках благотворительной помощи
Возможные положительные последствия: увеличение возможностей предоставления на безвозмездной основе специализированным государственным предприятиям благотворительной помощи капитального характера, которые существенно позволят сэкономить бюджетные средства.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
9. Введение налоговых льгот для рыбодобывающих предприятий
Возможные положительные последствия: налоговые льготы для рыбодобывающих предприятий позволят снизить налоговую нагрузку, повысить долю экспорта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и будут способствовать модернизации высокоэффективного технологического оборудования.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
10. Обеспечить возможность осуществления научных исследований посредством ставки платы для всех видов рыб
Возможные положительные последствия: повышение потенциала развития рыбопромышленной отрасли, обеспеченности рыбопосадочным материалом предприятий воспроизводственного комплекса, обеспеченности рыбоперерабатывающих предприятий сырьем посредством принятия полноценных мер по сохранению водных биологических ресурсов.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
11. Снижение государственной пошлины за паспорта, выдаваемые несовершеннолетним детям до 16-ти дет с 8 МРП до 4 МРП
Возможные положительные последствия: позволят сократить расходы населения (снижение финансовой нагрузки на семейный бюджет).
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
12. Увеличение размера государственной пошлины за паспорта с большим количеством листов (48 страниц)
Возможные положительные последствия: предоставление возможности получения паспорта с большим количеством листов путем уплаты государственной пошлины позволит создать удобства категории граждан, активно посещающей иностранные государства, с целью исключения частой замены паспорта в связи с окончанием страниц для виз.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
13. Увеличение размера госпошлины за выдачу удостоверения личности при обращении для восстановления утраченного удостоверения личности от 2 и более раз в течение календарного года с момента первичной утраты документа – до 1 МРП
Возможные положительные последствия: уменьшение расходов государства на изготовление бланков удостоверений личности. Стимулирование граждан более бережнее относиться к документам, удостоверяющим личность.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив): отсутствуют.
5. Целевые группы для публичного обсуждения: государственные органы, некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Государственные органы являются ключевыми участниками по реализации вводимых норм.
Некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.
Консультации будут проводиться с представителями государственных органов, некоммерческих организаций и налогоплательщиками.
6. Способы уведомления целевых групп: пресс-релиз на сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан и обсуждения на портале «Открытых НПА».
7. Способ публичного обсуждения: размещение КДРП и прилагающих к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.
8. Анализ текущей ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:
№ п/п | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
1. | В настоящее время в Республике Казахстан пять различных налогов и платежей на фонд оплаты труда. | В Армении нагрузка на фонд оплаты труда (далее – ФОТ) формируется за счет подоходного налогообложения, а также взносов на социальное обеспечение. Нагрузка по уплате подоходного налога установлена в размере 23% для налогооблагаемого дохода до 150 тыс. драм. Доход от 150 тысяч до 2 миллионов драмов облагается суммой 34,5 тысяч драмов плюс 28% налогооблагаемого дохода, превышающего 150 тысяч драм. При доходе более 2 миллионов драмов взимается 552,5 тысяч драмов плюс 36% налогооблагаемого дохода, превышающего 2 млн. драмов. Нагрузка на работников по социальным платежам: при ежемесячной валовой заработной плате до 500 тысяч драмов размер социального платежа составляет 5% от ФОТ; в случае превышения 500 тысяч драмов работник должен внести взнос в размере разницы в 10% от дохода и 25 тысяч драм. До 1 июля 2020 года максимальный размер ежемесячного социального платежа ограничен на уровне 25 тысяч драм. Нагрузка на работодателей, участвующих в схеме социального страхования, формируется в соответствии со следующими ставками: предприниматель, основной годовой доход которого не превышает 6 миллионов драмов, должен ежемесячно выплачивать социальные выплаты в размере 5% от валового дохода; если годовой валовой доход индивидуального предпринимателя превышает 6 миллионов драмов, то размер взноса составляет 10%. До 1 июля 2020 года максимальный размер ежегодного социального платежа ограничен на уровне 300 тысяч драм. Таким образом, нагрузка на ФОТ в Армении: по подоходному налогу – от 23% до 36%, нагрузка на работника – 5%, нагрузка на работодателя – 5% от ФОТ. Налоговая нагрузка на ФОТ в Республике Беларусь формируется за счет подоходного налога для физических лиц, ставка по которому составляет 13%. Большинство плательщиков подоходного налога являются наемными работниками на предприятиях. При расчете суммы подоходного налога применяется система налоговых вычетов. Кроме того к нагрузке на ФОТ относится обязательство по уплате взносов в систему социального страхования как работодателя, так и работников. Нагрузка работодателя формируется за счет обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), размеры взносов по которому составляют: для работодателей – 28%; для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции, – 24%; для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5%; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29%. Помимо этого к нагрузке работодателя следует относить обязательные страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) в размере 6%. Плательщиками являются работодатели, физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, Белгосстрах (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности). Нагрузка на работника по взносам на социальное обеспечение формируется за счет взносов в пенсионную систему, составляющих 1% от ФОТ. Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда производится единым платежом. От уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами І и II группы. Нагрузка на ФОТ в Беларуси: подоходный налог – 13%, нагрузка на работника - 1%, нагрузка на работодателя – от 11% до 34% в зависимости от сферы деятельности. В Российской Федерации к числу основных налогов, обязательных к отчислению с ФОТ, относится налог на доходы физических лиц, ставка которого составляет 13% от заработной платы. Нагрузка на ФОТ по уплате страховых взносов полностью оплачивается работодателем. Страховые взносы представлены отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд), из которого осуществляется последующая выплата пенсий, оплата больничных и декретных отпусков. Применяются следующие тарифы страховых взносов: 1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%. Отметим, что по взносам на пенсионное страхование установлен размер предельной величины, с которой начисляются страховые взносы, который в 2018 году составляет 1 021 тысяч рублей; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации - 1,8%; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1%. Предельная величина, с которой начисляются социальные страховые взносы в 2018 году, составляет 815 тыс. рублей. Кроме того нагрузкой на ФОТ являются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. Помимо вышеперечисленных взносов, к нагрузке на работодателя относятся дополнительные страховые взносы для отдельных категорий плательщиков, предусмотренные для компаний с нестандартными (вредными, опасными) условиями труда. В отношении таких взносов установлены следующие тарифы: на обязательное пенсионное страхование в зависимости от вида деятельности, класса условий труда, а также подкласса условий труда - в размере от 0% до 9 %; на социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – в размере 14%, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности – в размере 6,7%. Вместе с тем может применяться пониженная ставка взноса к: работникам сельского хозяйства; индивидуальным предпринимателям; организациям народных художественных промыслов; предприятиям, имеющим работников с инвалидностью 1, 2 и 3-й групп; общественным организациям инвалидов; другим предприятиям, предусмотренным законодательством. В период с 2001-2010 годы в Российской Федерации взимался единый социальный налог (далее – ЕСН), объединяющий в себе страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений: ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет; ЕСН, уплачиваемый в Фонд социального страхования; ЕСН, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования; страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования; страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд. Таким образом нагрузка на ФОТ в России составляет следующий уровень: налоговая нагрузка по подоходному налогу 13%, нагрузка на работодателя – 30%, с прибавлением страхования от несчастных случаев на производстве от 0,2% до 8,5%. Следует отметить, что нагрузка на ФОТ может быть как понижена, так и увеличена для определенных сфер деятельности. Нагрузка на ФОТ в Кыргызстане сформирована также из налоговой нагрузки в форме подоходного налога, а также взносов на социальное обеспечение. Налоговая ставка подоходного налога устанавливается на уровне от 10% получаемого дохода. Кроме того работодатели и работники уплачивают взносы в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд занятости. Нагрузка на работодателя по ФОТ в пользу нанятых работников составляет 17,25%. Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах: взносы в Пенсионный фонд - 15%; взносы в Фонд обязательного медицинского страхования - 2%; взносы в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25%; Нагрузка на работника в Кыргызстане составляет 10% от ФОТ, из которых взносы в Пенсионный фонд составляют 8%, в Государственный накопительный пенсионный фонд - 2%. Таким образом нагрузка на ФОТ для работодателя по взносам на социальное обеспечение составляет 17,25%, для работника – 10% по взносам социального страхования и 10% по подоходному налогу. | Введение единой ставки заменит громоздкую систему вычетов и корректировок по ФОТ и будет автоматически распределяться по фондам и в бюджет. Распределение суммы единого платежа по фондам и бюджету Государственной корпорацией «Правительство для граждан» по механизму единого совокупного платежа. |