|
|
|
О госпошлине, взимаемой при подаче ходатайства в суд кассационной инстанции: справедливо или не справедливо
Геннадий Нам - адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов
Государственная пошлина - это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с выдачей документов (их копий, дубликатов) уполномоченными государственными органами и должностными лицами (п. 1 ст. 607 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 г. (далее - Налоговой кодекс). Плательщиками государственной пошлины являются лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий в уполномоченные государственные органы или должностным лицам (п. 1 ст. 608 Налогового кодекса). Пункт 1 ст. 609 Налогового кодекса содержит полный перечень объектов взимания государственной пошлины, в том числе при обращении в суды о выдаче юридических документов. В данном перечне отсутствует ходатайство, как самостоятельный объект взимания госпошлины при ее подаче, в кассационную инстанцию Верховного Суда РК. Тем не менее, он подпадает под понятие «иных документов», которое использовано в тексте нормы данной статьи. Ставки (размеры) госпошлины установлены в ст. 610 Налогового кодекса. Поскольку предметом данного исследования является госпошлина, которая подлежит уплате при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, то все внимание сконцентрируем на этом вопросе и все что связано с ней. В соответствии с п. 2 ст. 610 Налогового кодекса, госпошлина при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, уплачивается в размере 50 процентов от суммы, подлежащей уплате при подаче в суд искового заявления или заявления предусмотренного п. 1 данной статьи. В п. 1 вышеуказанной статьи Налогового кодекса, предусмотрено множество объектов и размеров ставок госпошлины, уплата которых дифференцирована в зависимости от субъектов, которые должны их уплачивать. Для удобства и конкретики, возьмем только размеры госпошлины с исковых заявлений имущественного характера для физических и юридических лиц. Все остальные размеры ставок госпошлины и объекты их взимания оставим, т.к. все что будет касаться физических и юридических лиц, подходит и к другим лицам и объектам, которые обязаны уплатить пошлины. В соответствии с пп. 1) п. 1 ст. 610 Налогового кодекса, размер госпошлины при подаче в суд искового заявления имущественного характера для физических лиц, составляет 1 процент от суммы заявленного иска, для юридических лиц - 3 процента от суммы иска. С учетом вышеизложенного следует, что при подаче ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции вступивших в законную силу в суд кассационной инстанции, то госпошлина взимается в половинном размере от суммы госпошлины, которая была уплачена истцом при подаче искового заявления, т.е. это составит 50 процентов. При этом, следует иметь ввиду, что кассационная инстанция не рассматривает в порядке кассации имущественные споры, если цена иска для физических лиц будет менее 2 000 месячных расчетных показателей (МРП), для юридических лиц менее 30 000 МРП (п. 3) ч. 2 ст. 434 ГПК РК). Необходимо отметить, что норма изложена в императивной форме и расширительному толкованию не подлежит. Например, при цене иска 80 000 000 тенге, что больше 30 000 МРП (1 МРП в 2018 г. составляет 2 405 тенге): - госпошлина при подаче искового заявления для юридического лица из расчета в 3 процента, составит 2 400 000 тенге (80 000 000:100х3=2 400 000); - госпошлина при обращении в кассационную инстанцию для юридического лица составит 1 200 000 тенге (2 400 000:2=1 200 000), т.е. 50 процентов от суммы в 2 400 000 тенге. Здесь уместно отметить, что уплата пошлины при подаче жалобы в суд апелляционной инстанции, на решение суда первой инстанции, Налоговым кодексом не предусмотрена. Государственная пошлина подлежит оплате до подачи ходатайства. Подтверждением такой уплаты будет квитанция банка или платежное поручение банка о перечислении конкретной суммы, чеки и другие бумажные и электронные документы, выдаваемые при осуществлении платежей с соблюдением требований Закона РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 г., в том числе посредством платежного шлюза «электронного правительства», электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств, с помощью которых осуществляются платежи, на соответствующий бюджетный счет. Неуплата госпошлины, отсутствие квитанции, платежного поручения, чека и др. бумажных или электронных документов подтверждающих уплату госпошлины, будет основанием для отказа в принятии ходатайства, следовательно отказа в его рассмотрении. При рассмотрении дела в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК (кассационной инстанции) и вынесении соответствующего постановления, госпошлина будет считаться списанной в доход государства. Если же стороны заключат мировое либо партисипативное соглашение, то госпошлина возвращается из госбюджета в половинном размере (50 процентов) от суммы уплаченной пошлины, при подаче ходатайства в кассационную инстанцию стороне, которая ее уплатила (п. 2 ст. 115 ГПК РК). В нашем примере, возврату подлежит 600 000 тенге (1 200 000:2=600 000). Вторая половина суммы, а это будет 600 000 тенге, то это плата за оказание содействия судом сторонам процесса в их примирении. В связи с этим возникает вопрос, почему за оказание содействия примирения в суде кассационной инстанции, необходимо платить госпошлину. Ведь в соответствии с той же ч. 2 ст. 115 ГПК РК, в случае примирения сторон конфликта в суде первой или апелляционной инстанции, ранее уплаченная госпошлина возвращается в полном размере. Полагаю, что взыскание госпошлины за примирение сторон на стадии кассации, не совсем справедливо. Тем не менее, посредством возврата госпошлины, хотя и частично, государство стимулирует стороны процесса, в частности ту сторону, не в пользу которой вынесены судебные акты местными судами, к разрешению дела миром. При заключении мирового либо партисипативного соглашения на стадии кассации, до ухода состава суда в совещательную комнату, судом выносится постановление которым утверждается то или иное соглашение и в ней же указывается об отмене всех вынесенных по делу судебных актов, о прекращении судебного разбирательства в связи с заключением соответствующего соглашения и о возврате госпошлины в размере 50 процентов, от суммы пошлины уплаченной при подаче ходатайства. Однако, в большинстве случаев, ходатайства лиц о пересмотре судебных актов вынесенных местными судами и вступивших в законную силу, не доходят до соответствующей судебной коллегии (инстанции). Дело в том, что согласно ст. 443 ГПК РК, кассационные ходатайства предварительно рассматриваются одним из судьей этой инстанции, единолично. В ходе такого предварительного рассмотрения ходатайства, судья которому распределено к рассмотрению то или иное ходатайство, после его прочтения определяет следующее: - наличие оснований для возвращения ходатайства лицу, подавшему его (ч. 1 ст. 442 ГПК РК); - наличие или отсутствие оснований к истребованию судебного дела (гражданского дела) (ст. 443 ГПК РК). При этом, судья принимает то или иное решение, особенно об истребовании гражданского дела исходя из личного восприятия и субъективной оценки содержания кассационного ходатайства, прочтения решения суда и постановления апелляционной судебной коллегии. Как правило, судья отдает предпочтение содержанию решения суда исходя из того, что оно прошло проверку через суд апелляционной инстанции. Хотя лицо подавшее ходатайство либо его представитель приводит в ходатайстве доводы о том, что именно в решении суда искажены факты или взяты за основу одни доказательства, при этом другие доказательства проигнорированы, что показания свидетелей изложены не верно либо неправильно интерпретированы нормы материального права судьей, что привело к неверному выводу и постановлению незаконного акта. Суд же апелляционной инстанции не дал должной оценки доводам апеллятора, в силу чего неправосудное решение вступило в законную силу. Подтвердить же эти доводы возможно только при изучении протокола судебных заседаний. Однако, поскольку протоколы судебных заседаний в суде первой инстанции не ведутся в бумажном носителе, а в электронном виде (аудио,-видео запись), они зачастую не прилагаются как к ходатайству, так и к материалам дела, то приводимые доводы подтвердить средствами аудио,-видео фиксации, не возможно. Если же они прилагаются, то их судья кассационной инстанции не прослушивает, поэтому доводы подателя ходатайства воспринимаются с предубеждением (недоверием). Полномочия судьи в процессе предварительного рассмотрения ходатайства предусмотрены в ст. 443 ГПК РК и они весьма ограничены. Допустим, что судья принял решение истребовать из местного суда само гражданское дело для изучения и сопоставления с доводами изложенными в ходатайстве. После этого, он назначает дату и время рассмотрения ходатайства с вызовом в Верховный Суд РК лица, подавшего ходатайство либо его представителя. Как правило, судья не выслушивает доводы лица подавшего ходатайство мотивируя тем, что он уже ознакомился с содержанием ходатайства. Поэтому предлагает ему изложить новые доводы, которые не изложены были ранее в ходатайстве. Если нет дополнительных доводов, судья просит его покинуть зал (комнату) в которой провел предварительное слушание. Оставшись один, через непродолжительное время приглашает это лицо войти в комнату и объявляет, какое решение он принял. При этом, оглашение принятого им постановления, присутствующий должен выслушать стоя. Наблюдая за этим ритуалом, не понятен смысл уединения судьи. Ведь решение для себя, он уже принял. Во всяком случае, до начала слушания, у него уже сложилось готовое мнение. Проведя же слушание формально и затем оставаясь наедине, тем самым создает видимость того, что раздумывал над тем, какое решение следует принять. Полагаю, что соблюдение данного ритуала заменяет соблюдение беспристрастности, поскольку оставаясь наедине якобы в совещательной комнате, судья принимает объективное и справедливое решение, без какого-либо воздействия из вне. Считаю, что все эти действия ни к чему, тем более что ГПК РК подобное от судьи не требует. Также нет правового обоснования для выслушивания принятого судьей постановления стоя. Если только исходя из вежливости. Но вежливость - категория нравственная, а не правовая. ГПК РК не содержит норм, регламентирующих порядок проведения предварительного рассмотрения ходатайства судьей. В ст. 443 ГПК РК который называется «Предварительное рассмотрение ходатайства», даже не употребляется понятие «заседание». Заседание - это форма проведения какого-либо мероприятия на котором обсуждаются те или иные вопросы. Как правило, порядок заседания и принимаемое на ней решение, детально регламентируется определенными нормами. Особенно, если это касается судебного заседания. Из изложенного можно сделать вывод, что процедура предварительного рассмотрения ходатайства четко не формализована, в силу чего ее можно проводить по усмотрению самого судьи. Фактически, это нечто похожее на личный прием должностным лицом государства очередного просителя. Только в роли должностного лица, выступает судья. Однако, чтобы показать в чем отличие между должностным лицом государства и судьей, то последний проводит слушание подобно тому, как это делает суд кассационной инстанции, но в сильно упрощенном виде. Не определен в ГПК РК и правовой статус лица подавшего ходатайство или его представителя. В частности, какие у него имеются права и обязанности, что может и чего не может делать в ходе рассмотрения его ходатайства, а также о его юридической ответственности. Например, может ли это лицо быть привлечено к административной ответственности за неуважение к суду, если он будет пререкаться с судьей, спорить с ним или выскажет недовольство принятым им решением и пр. (ст. 653 КоАП РК). Далее, а как надлежит именовать такое лицо. Именовать его кассатором не правильно, т.к. таковым будет лицо прошедшее предварительное рассмотрение ходатайства и допущенное в суд кассационной инстанции. Наиболее подходящее и приемлемое ему имя, это ходатай. Синоним этому слову - проситель. Не определена и правовая природа выносимого судьей постановления. В частности, решение принятое судье по результатам предварительного рассмотрения ходатайства, окончательное или нет. А с какого момента оно вступает в юридическую силу, с момента оглашения или спустя определенное время. И главное, подлежит ли обжалованию это постановление. Если подлежит, то в течении какого срока и в какую судебную инстанцию и пр.? Если исходить из смыслового содержания того, что судья предварительно рассматривает ходатайство, то исходя из логики следует, что принимаемое им решение, также предварительное, т.е. не окончательное. Поскольку оно не окончательное, то должен быть какой-то орган стоящий над ним, правомочный пересмотреть принятое им постановление. Одним словом, институт предварительного рассмотрения ходатайства судьей кассационной инстанции не совсем продуман и не вписывается трехзвенную модель судопроизводства к которой перешел Казахстан. Бывая в Верховном Суде РК и наблюдая за работой судей по рассмотрению ходатайств, примерно из десяти таких предварительных рассмотрений, пропускаются в кассационную инстанцию только одно ходатайство. Остальные девять ходатайств, отклоняются. В связи с этим возникает вопрос, а почему в таком случае не возвращаются госпошлины всем тем лицам, которым отказано в принятии и рассмотрении ходатайств о пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, поскольку по существу их дело не рассмотрено в порядке кассации. Как было сказано выше, госпошлина это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий уполномоченными государственными органами и должностными лицами. В нашем случае уполномоченным государственным органом будет Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК, а юридически значимым действием - это сама процедура рассмотрения дела с вынесением постановления этой судебной коллегией (кассационной инстанцией). Судья же, который предварительно рассмотрел ходатайство, не является ни уполномоченным органом, т.е. судом кассационной инстанции, ни тем более должностным лицом, правомочным рассматривать само гражданское дело и разрешать спорный вопрос по существу. Его постановление не обладает такой же юридической силой, как постановление суда кассационной инстанции. К слову, если он вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, то имеется способ преодолеть этот барьер. Например, подать другое ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК или Генеральному прокурору РК о принесении ими представления или протеста на предмет пересмотра судебных актов местных судов (ч. 2 ст. 435 ГПК РК). Поданные этими лицами представления или протесты, не подлежат предварительному рассмотрению судьей кассационной инстанции. По ним сразу же выносится постановление о принятии представления или протеста и о начале рассмотрения судом кассационной инстанции оспариваемых судебных актов местных судов, по существу. Правда и в данном вопросе не все отрегулировано и четко прописано в ГПК РК. Так, в практике автора имел место такой случай. Было подано ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК о внесение им представления в кассационную инстанцию на предмет отмены судебных актов местных судов. Однако, вместо ожидаемого постановления, получен был обычный письменный ответ-уведомление от председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК о том, что поводов и оснований к принятию и рассмотрению ходатайства нет. Подобным ответом был сильно обескуражен. Во-первых, поскольку ходатайство было адресовано не ему, а процессуальному лицу которым является Председатель Верховного Суда РК, то почему именно последний не подготовил ответ. Во-вторых, это было не постановление, а обычное письмо-уведомление, правда на официальном бланке. Вместе с тем возник вопрос, а почему госпошлина не возвращена? Ответа нет и никто не знает, как он подлежит разрешению практически и в соответствии с какими правовыми актами. Не регламентировано это и Нормативным постановлением Верховного Суда РК «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» от 2006 г. с изменениями и дополнениями. К слову, в данном Нормативном постановлении даются ссылки на статьи Налогового кодекса в редакции от 10 декабря 2008 г., который утратил юридическую силу 01 января 2018 г. С 01 января 2018 г. действует новый Налоговый кодекс, нумерация статей которого не совпадает с нумерацией и содержанием статей старого Налогового кодекса. Более того, такой нормы как ст. 548 Налогового кодекса 2008 г., регламентировавшей возврат уплаченных сумм государственной пошлины, в новом Налоговом кодексе, нет. Поэтому вышеуказанное Нормативное постановление Верховного Суда РК, надлежит привести в соответствии с положениями нового Налогового кодекса. Поскольку предварительное рассмотрение ходатайства одним из судей кассационной инстанции не является юридически и фактически рассмотрением гражданского дела по существу, тогда непонятно почему за это должна взыматься госпошлина. Более того, в ГПК РК используется понятие «предварительное рассмотрение ходатайства» судьей кассационной инстанции, т.е. единолично. Но это не тождественно другому понятию - «проведение судебного заседания коллегиально». Процедура проведения судебного заседания кассационной инстанции прописана в ст. 450 ГПК РК. В частности, дело рассматривается коллегиально, в составе не менее 3 судей (ч. 1 ст. 437 ГПК РК). В исключительных случаях предусмотренными ч. 2 ст. 435 и ч. 6 ст. 438 ГПК РК, дело рассматривается коллегиальным составом не менее 7 судей (ч. 2 ст. 437 ГПК РК). Как правило, председательствует на ней сам председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК либо по его распоряжению, один из судей этой коллегии. Судебное заседание проходит в режиме состязательности, с особенностями для суда этой инстанции. Это означает, что подлежит вызову и выслушивается мнение другой стороны гражданского дела, а также третьего лица с самостоятельным требованием (интересом) на предмет спора либо не имеющего такого интереса, если таковые имеются, в том числе любое лицо чьи интересы затрагиваются оспариваемыми судебными актами. Данные лица готовят и представляют в суд письменные отзывы, в которых высказывают свое мнение и правовые основания опровергающие доводы изложенные в ходатайстве (ст. 446 ГПК РК). В обязательном порядке участвует в заседании суда представитель надзорного органа (Генеральной прокуратуры РК). Он, после заслушивания мнений сторон процесса и заинтересованных лиц, дает свое заключение. Несмотря на то, что его заключение не имеет для суда обязательной силы, тем не менее, он с позиции незаинтересованного лица, высказывает объективное мнение относительно того, правовая позиция какой из сторон процесса является правильной и соответствует положениям примененного закона (материального и процессуального), а также подлежит ли удовлетворению ходатайство или нет. Как правило, к мнению прокурора суд прислушивается. Особенностью суда кассационной инстанции является и то, что он «в интересах законности вправе выйти за пределы ходатайства … и проверить законность обжалованного, опротестованного судебного акта в полном объеме» (ч. 2 ст. 449 ГПК РК). Это гарантия того, что дело тщательно изучается не только с позиции сторон процесса, но и на предмет не было ли иных нарушений действующего законодательства местными судами, которые влекут отмену постановленных ими судебных актов, либо изменение принятых этими судами актов и пр. Как было сказано выше, процедура проведения судебного заседания носит не формальный, а обязательный характер. Не соблюдение этой процедуры, влечет за собой определенные правовые последствия. Так, открывая судебное заседание, председательствующий объявляет, какое дело рассматривается, по чьей инициативе оно начато, состав коллегии и кто ее возглавляет, доверяют ли стороны процесса коллегии и имеются ли отводы и пр. В обязательном порядке разъясняется сторонам процесса их права и обязанности, в том числе их право завершить дело миром, с заключением мирового или партисипативного соглашения, со всеми вытекающими из этого последствиями (ст. 447, ч. 1 ст. 450 ГПК РК). В частности, возврата половины суммы от размера уплаченной пошлины. И только при отказе от этого предложения, суд продолжает рассматривать дело по существу, начатое по ходатайству кассатора оспаривающего судебные акты, вынесенные местными судами. Ничего из вышеперечисленного не полномочен делать судья, который рассматривает ходатайство, причем предварительно. К слову, использование в тексте статьи слова «предварительно» означает, что выводы и принимаемое им решение неокончательное. Такой, который может быть изменен, пересмотрен и отмен (См.: Т.В. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000, в 2 т.). Фактически, судья выступает в статусе контролера-распределителя, который осуществляет отсев субъектов обращения в кассационную инстанцию с тем, чтобы снизить нагрузку на нее либо отсечь ходатайства с явными юридическими пороками или подлежащие возвращению адресату, по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 442 ГПК РК. Поскольку ходатайство не удовлетворено и дело не рассмотрено судом, т.е. кассационной инстанцией и отклонено на этапе предварительного рассмотрения, то по логике и справедливости, госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее уплатил. Ведь судья, который выставил преграду и заблокировал дальнейшее продвижение ходатайства, тем самым не допустил ходатая либо представляемое им лицо в кассационную инстанцию. Этим он фактически отказал этим лицам в получении юридической услуги, т.е. в пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, в порядке кассации. Поскольку такая услуга не оказана, то и оставлять в бюджете госпошлину, оснований нет. Подобные сборы именуемые госпошлиной, составляют сотни миллионов тенге в год. Это не только не справедливо, но и не соответствует принципу общей законности. Полагаю, что с позиций указанных выше принципов, надлежит внести соответствующие изменения и дополнения в ГПК РК и Налоговый кодекс. Так, при отказе судьи предварительно рассмотревшего ходатайство о передаче самого ходатайства вместе с гражданским делом в кассационную инстанцию, уплаченная госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее оплатил в полном размере. Также предусмотреть, что подлежит возврату госпошлина в полном размере, при заключении сторонами конфликта мирового или партисипативного соглашения в суде кассационной инстанции. Это будет не только законно, но и по житейски разумно и справедливо.
19 октября 2018 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |