|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ УСТАНОВЛЕНЫ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ИП В ОБЩЕУСТАНОВЛЕННОМ РЕЖИМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
ИП на ОУР, вид деятельности - розничная и оптовая торговля. Есть ли какие-то утвержденные ведомости ведения бухгалтерского учета в данном случае (кроме утвержденных ведомости по зарплате, основным средствам) или налогоплательщик самостоятельно разрабатывает форму налоговых регистров?
В соответствии со статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) индивидуальные предприниматели, осуществляющие исчисление и уплату налогов в общеустановленном режиме налогообложения обязаны осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Требования к бухгалтерской документации установлены статьей 7 Закона, которая содержит следующие положения: 1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. 2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления; 7) идентификационный номер. 3-1. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. 4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. 5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность. 6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений. Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно Правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241. На основании изложенного, индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, обязаны осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности согласно Правилам ведения бухгалтерского учета, при этом должны соблюдаться требования в отношении первичных документов, установленные статьей 7 Закона. Требования к ведению налогового учета и учетной документации установлены статьей 56 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 1 данной статьи определено, что налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности. Пунктом 2 данной статьи установлено, что если иное не установлено пунктом 2-1 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом пунктом 2-1 настоящей статьи установлены требования к ведению налогового учета для индивидуальных предпринимателей в специальном налоговом режиме, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности имеют право не осуществлять ведение бухгалтерского учета. Пунктом 3 данной статьи определено, что налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно …. организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить: 1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода; 2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности; 3) достоверное составление налоговой отчетности; 4) предоставление информации налоговым органам для налогового контроля. Согласно пункту 4 данной статьи установлено, что налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику, если иное не установлено настоящим пунктом, которая является документом, устанавливающим порядок ведения налогового учета с соблюдением требований настоящего Кодекса. Пунктом 6 данной статьи установлено, что учетная документация включает в себя: 1) бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению; 1-1) первичные учетные документы - для индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2-1 настоящей статьи; 2); 3) налоговую учетную политику; 4) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства. На основании изложенного, налоговый учет ведется в соответствии с принятой налоговой политикой, при этом данные налогового учета об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением должны быть систематизированы в налоговых регистрах и должны основывается на данных бухгалтерского учета на основании бухгалтерской документации, требования к которой установлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |