|
|
|
«Human Rights Focus: women and children» «Фокус прав человека: женщины и дети»
Обзор ситуации с соблюдением права женщины на участие в делах государства в Республике Казахстан «Участие в делах государства - право каждой женщины»
Байсакова Зульфия председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров» kzsoyuz@gmail.com
Республика Казахстан, как государство-член ООН, в 2015 году приняла на себя обязательства, ратифицировав ряд международных договор по реализации глобальной повестки до 2030 года, Пекинская платформа действий по улучшению положения женщин (1995 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) (1998 г.)1, Конвенция о политических правах женщин (2000 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (2000 г.), Конвенция МОТ о равном вознаграждении труда мужчин и женщин за труд равной ценности (2000 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах2 (1996 г.) и достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Документом определены 17 целей, неотъемлемой частью каждой из этих целей устойчивого развития - достижение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин. Казахстан обязался предоставлять достаточное финансирование инициативам, направленным на обеспечение тендерного равенства, установление устойчивых и прозрачных государственных механизмов отчетности и использование сопоставимых тендерных данных по всем аспектам тендерного равенства. Гендерное равенство как положение о запрете на дискриминацию по признаку пола закреплено в Конституции Республики Казахстан. В Конституции провозглашается «равенство всех перед законом и судом» и указывается, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».3 К тому же, Уголовный Кодекс Казахстана определяет, что «нарушение равенства прав граждан», в том числе по половому признаку, считается уголовным преступлением. В «План первоочередных мер в области прав человека»4 также подчеркивается необходимость обеспечения тендерного равенства и ликвидации дискриминации в отношении женщин. В 2009 году Правительство РК приняло Закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»5, который устанавливает юридические принципы равноправия. В законе определены основные положения дискриминации по признаку пола и вновь подтверждены государственные гарантии в ряде сфер, включая государственную службу, рынок труда, здравоохранение, образование и семейную жизнь. В законе также указывается, что все, без исключения, государственные учреждения несут ответственность за осуществление тендерной политики в сфере своей» деятельности. В Казахстане также предпринимаются шаги к тому, чтобы тендерные вопросы учитывались в процессе законотворчества. ________________________ 1 Статья 7 Конвенции предусматривает, что все государства, ратифицировавшие ее, обязаны принять меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни, и, в частности, обеспечивать женщинам право: голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы; участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны. 2 Комитет по правам человека ООН 1510 заседание (пятьдесят седьмая сессия) 12 июля 1996 года провозгласил Статью 25 Пакта о гражданских и политических правах обязывает: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации (...) и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». 3 Правительство Республики Казахстан. 1995 г. Конституция Республики Казахстан. Алматы. Статья 14, часть 2. 4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2021 года № 405 https://adilet.zan.kz/ras/docs/P2100000405 5 https://adiletzan.kz/rus/docs/Z090000223_/z090223.htm Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV
Агентство по стратегическому планированию и реформам РК приводит статистику о женщинах в Казахстане, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан на начало 2022 года в Казахстане проживает 9,8 млн. женщин, из них в городе - 6 млн., на селе - 3,8 млн.6 Согласно статьи 25 Пакта о гражданских и политических правах обязывает: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации (...) и без необоснованных ограничений право и возможность» на разные формы участия граждан в политической жизни страны: выборы, референдумы, государственную службу, обращения в органы власти, митинги, собрания, демонстрации, общественные организации, политические партии, объединения.
Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей
Если рассматривать состав госслужащих, то согласно официальным данным на 2018 год, доля женщин на государственной службе составляла 55%. Однако такой высокий показатель держится за счет женщин на административной службе, но не на политической. При этом даже на административных должностях, управленческие позиции занимают крайне мало женщин - лишь 4,1%. Среди политических госслужащих же, доля женщин в 2018 году была на уровне 9,3%, а в 2019 году и вовсе упала до 7,5%7. Доля женщин в маслихатах, органах местной власти также небольшая. Так, например, в 2019 году из более чем трех тысяч представителей маслихатов, лишь 700 были женщинами (22%). При этом, есть значительная разница в представленности между регионами. К 2016 году только три области (Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская) приблизились к 30% порогу, в то время как Южно-Казахстанская область достигла лишь 5%. При этом согласно данным социологического исследования Фонда им. Фридриха Эберта, почти 60% казахстанцев считают, что женщины обязательно должны участвовать в политике8. Значительная часть респондентов данного исследования также считает, что женщины, участвуя в общественной жизни страны, способны сделать социальную политику более эффективной, а также, что именно женщины более осведомлены о насущных проблемах общества. Стереотипное мышление в казахстанском обществе по-прежнему сохраняется, результаты опроса, представленные выше, указывают на то, что общество скорее готово и не сопротивляются тому, чтобы женщины активно участвовали в политической жизни страны. Официальная статистика, в свою очередь, указывает на неготовность властей к реальным переменам, к определению и следованию действующей тендерной политики, которая как раз-таки и соответствовала бы международным нормам. Несмотря на неоднократные рекомендации ООН, Казахстан не вводил квоты и/или специальные меры для повышения участия женщин в политике до 2020 года. В заключительных замечаниях 75-сессии КЛДЖ ООН9 выразил обеспокоенность по поводу не достижения целей стратегии тендерного равенства 2006-2016 гг и задачи V в области Цели устойчивого развития10, предусматривающие обеспечение тендерного равенства и расширение прав, и возможностей всех женщин и девочек. ________________________ 6 https://infonnburo.kz/novosti/skolko-zenshhin-rabotaet-v-parlamente-i-pravitelstve-kazaxstana https://www.gov.kz/memleket/entities/aspr?lang=ra 7 https://gender.stat.gov.kz/ru/categorv/9 8 https://library .fes.de/pdf-files/bueros/kasachstan/1 3622.pdf 10 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals
С конца 2019 года Казахстан впервые начал официально рассматривать квоту для женщин и молодежи в партийных списках кандидатов в Маслихаты и Мажилис Парламента РК. В Казахстане в плане преодоления тендерного разрыва ситуация в местных выборных органах изменилась в результате г по поручения Президента РК 24 мая 2021 в законы РК «О выборах в Республике Казахстан»11 и «О политических партиях»12 были представлены нормы, благодаря которым введена 30-процентная квота в партийных списках для женщин и молодежи. В результате квотирования женщин в Сенате Парламента РК стало 9 депутатов, в Мажилисе Парламента РК - 28 депутатов, что составляет 26%. Несмотря на данную норму, представленность женщин не достигла даже трети. В международной политике тендерное квотирование доказало свою эффективность как инструмент усиления роли женщин, это важный шаг для увеличения представленности женщин в парламентах, дает женщинам возможность формировать общественную повестку, участвовать в дискуссиях и оказывать реальное влияние на принятие решений. Квоты также помогают открыть доступ к руководящим должностям и увеличить количество женщин на лидерских позициях в будущем. Казахстанский дизайн системы квотирования вряд ли поможет достичь усиления тендерного равенства в политической жизни страны, так как включение в 30% квоту и молодежь служит сдерживающим фактором доступа женщин в политику. Пропорция женщин в партийных списках полностью зависит от политики партий и вполне может оказаться так, что квоты будут заполнены молодыми людьми, среди которых женщин окажется совсем мало. Как показали результаты выборов в законодательные органы 2021 году данную квоту для женщин соблюла только партия Nur Otan (Аманат) - в Мажилисе 31% женщин, партия Ак жол 17% тем самым сдала позиции, т.к. в прошлом созыве в партии было 42% женщин, Народная Партия Казахстана избрала в Мажилис Парламент РК - 20% женщин. Данный результат ожидаем, так как в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года13 целевым индикатором полного достижения 30-процентной представленности женщин «в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений» определен 2030 год. И до сих пор не разработан механизм контроля или санкций за несоблюдение квоты, что позволит партиям не обеспечить сохранения депутатских кресел за женщинами. Более того, как показывает практика, что через некоторое время после выборов, женщины-депутаты по разным причинам покидали парламент, а на их место снова приходили мужчины (так 14 марта 2022 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан Сулейменова Зульфия Булатовна назначена на должность вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов РК вместо нее пришел по партийному списку Саясат Нурбек). ________________________ 11 Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464. https://adilet.zan.kz/ras/docs/Z950002464_/z952464.htm 12 Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000344 /z020344.htm 13 Об утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384. https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000384
30-процентная квота в партийных списках для женщин и молодежи - норма, которая служит механизмом вовлечения женщин в том числе в работу маслихатов. В целом количество женщин в представительных органах увеличилось. К примеру, в 2016 году женское представительство в целом в маслихатах по стране составляло примерно 22%. По данным журналистского исследования Айгерим Мекишева фактчекингового ресурса Factcheck.kz: «В предыдущие созывы, маслихаты южных регионов были аутсайдерами в плане количества женщин-депутатов. Например, в маслихате ЮКО их было всего около 5%. Теперь Туркестанская область уже не антилидер (24% женщин), зато антилидером стал маслихат Жамбылской области, где сейчас женщин 14%, хотя в предыдущем созыве было 17%. Похожие цифры в маслихатах крупнейших городов, где женщины составляют около 26,7%. При этом рост женского представительства не равномерен. Например, в Алматы, количество женщин возросло с 16% до 26%, в то время как в Нур-Султане сократилось с 32% до 25%». Каждый пятый депутат в областных и городских маслихатах - женщина, что составляет 22,2%: в маслихатах областного уровня - 15,72%, городского - 22,82%, районного - 23,70%14. Таким образом, - гендерная квота в Казахстане была введена лишь для формального соблюдения международных стандартов и соглашений; - по данным исследований Finprom.kz15 на 05 марта 2021 год, в Казахстане гораздо больше женщин, имеющих высшее и послевузовское образование, чем мужчин. Большая часть занятых женщин (47,3%) имеют высшее и послевузовское образование, в то время как среди мужчин доля высокообразованных составляет всего 38,1%. Несмотря на это - продвижение женщин в политике и на уровень принятия решения образовательный уровень женщин не влияет.
Доля мест, занимаемых женщинами в Парламенте Республики Казахстан (Мажилис)
Право принимать участие в ведении государственных дел, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе
В Казахстане нет системного подхода к вопросу предоставления государством равных возможностей, как для мужчин, так и для женщин. Анализ официальной статистики по вовлечению женщин в общественную жизнь и процессы принятия решений16 становится ясно, что Казахстан мало продвинулся в предоставлении женщинам возможность влиять на государственную политику, продвижения своей повестки в правительстве и представительных органах власти. Несмотря на видимые усилия государства по уменьшению тендерного разрыва, наблюдается низкий уровень представленности женщин на всех уровнях принятия решений. В Правительстве РК - 1 министр; Гульшара Абдыкаликова - единственная женщина на посту акима области. Гендерный состав областных руководителей на уровне акимов и их заместителей всего 10% женщин17, 8 женщин среди заместителей акимов в Акмолинской, Костанайской и Мангыстауской областях и в г Алматы по одному заместителю акима женского пола, в Атырауской и Павлодарской по 2. _______________________ 14 strategy2050.kz: https://strategy2050.kz/ru/news/gendernaya-politika-v-kazakhstane-sostoyanie-і-perspektivy/ 15 http://nv.kz/2021/03/05/254708/ 16 https://gender.stat.gov.kz/ru/category/9 17 09.03.2021 Айгерим Мекишева https://factcheck.kz/fact-checking/skolko-zhenshhin-v-realnoi-politike-kazaxstana-v-akimatax-i-maslixatax/
В Казахстане на государственной службе на 01.02.2022 работают около 50 тысяч женщин, что составляет примерно 55% от общего числа госслужащих или 50 491, то есть больше половины18. Но при этом их доля на руководящих должностях выглядит более скромно - 39,5% (9569 из 24 209). Доля женщин среди политических государственных служащих еще меньше - 9,3%, среди административных госслужащих корпуса А - 4,1%, корпуса Б - 55,3%. «Это 49 584 женщины из 89 тысяч действующих государственных служащих. Это превышает аналогичный показатель таких стран ОЭСР, как Италия, Бельгия и Испания. Доля женщин среди лиц, занимающих руководящие должности, составляет 40%. А это более 9,5 тысячи женщин-руководителей. Это из всех 23 818 руководящих должностей», отметил заместитель директора департамента государственной службы агентства по делам госслужбы Казахстана Думан Абилев19. Таким образом, - назначение женщин на кабинетные посты не всегда означает наличие равного доступа к политической власти. Равный доступ определяется тем, какие именно кабинетные посты женщины занимают, и какая степень власти и престижа ассоциируется с этими постами; - женщин до сих пор назначают преимущественно по признаку «женственности». Как правило, женщины возглавляют социальную деятельность, а не экономическую.
Доля женщин, занимающих руководящие позиции
____________________ 18 https://forbes.kz/woman/jenschinyi_u_vlasti_l555046103/ 19 https://ru.sputnik.kz/20200$5/kazakhstanskie-gossluzhaschie-zhenschini-12999838.html
Участие в митингах, собраниях, демонстрациях
Женщины Казахстана принимают участие в организации, проведении митингов, собраний и демонстраций. Существует свобода на проведение лишь мирных собраний, митингов и демонстраций, т. е. только таких, которые не создают угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. О проведении собраний, митингов и демонстраций заранее предупреждают органы власти. Из года в год количество митингующих возрастает по поводу жизненно важных, в основном политических вопросов. В 2021 году в женском марше участвовало около 500 человек. Участники и участницы марша прошли по улице Шевченко - от парка имени Махатмы Ганди до памятника Шокану Уалиханову, где состоялся мирный митинг. Марширующие скандировали лозунги и выступали за права женщин. Всё это время полицейские перекрывали движение по маршруту шествия, но в происходящее не вмешивались. Марш и митинг прошли мирно20. 08 марта 2022 году состоялся митинг за права женщин в г Алматы, за участие женщин в управлении делами государства. Который собрал более 1000 человек. «Этот митинг - реализация нашего с вами конституционного права мирно и безоружно собираться вместе. Мы помним, что цензура в нашей стране запрещается, а свобода слова и творчества - гарантируется, - сказала активистка21. В митинге принимали участие и мужчины, большинство которых просто наблюдало за происходящим. 12.03. 2022 г в г Алматы проходил митинг в поддержку семейных ценностей, собралось около 40 человек - как мужчины, так и женщины. На плакатах были их требования - не допускать уроков секс просвета в школах, убрать психологические тесты UNICEF для детей, а также сохранить приверженность национальным культурным традициям22. В этот же день прошел митинг в г. Нур-Султан с целью привлечь внимание общества к проблемам женщин. Это вопросы и криминализации бытового насилия, и сексуального домогательства на рабочих местах или в учебных заведениях, и навязывание стереотипных ролей. В митинге приняли участие более 100 человек. Но несмотря на действие Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года № 333-VI ЗРК, Акимат г. Алматы не согласовал марш и митинг за права женщин 8 марта 2022 года, якобы по причине дорожных работ на улице Шевченко, по которой должны были пройти митингующие. Татьяна Чернобиль: «На самом деле нам отказали по надуманной причине. Предполагалось, что вдоль всей улицы Шевченко будут проводиться ремонтно-монтажные работы, но мы нарочно прошлись сегодня по Шевченко и не увидели ничего подобного.» Как правило, съемку митингов ведут не только журналисты, но и полицейские. Сотрудники полиции для обеспечения правопорядка патрульными машинами перекрывают место проведения митингов, среди участников митингов ходят сотрудники правоохранительных органов в штатском. В конце мая 2021 года соосновательницы группы «Феминита» Гульзада Сержан и Жанар Секербаева были задержаны в Шымкенте после того, как на них совершили нападение, их встреча о правах лесбиянок, бисексуалок, трансгендерных персон с жительницами города была сорвана23. В июле толпа агрессивно настроенных мужчин не дала им завершить аналогичную встречу в Караганде. Таким образом, - ситуация с выражением своего мнения женщинам через митинги и шествия в Казахстане остаётся тревожной, находится под постоянным контролем правоохранительных органов и местных органов власти; - повестка дня обсуждается, вносятся коррективы со стороны местных органов власти.
20 https://ras.azattyq.org/a/kazakhstan-almaty-march-for-gender-equality -photos/31139664.html 21 https://ras.azattyq.org/a/kazakhstan-almaty-womens-rally-reportage-2022 -03-08/31742901.html 23 https://ras.azattyq.org/a/31280673.html
Участие в работе общественных организаций
В глобальной Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года особо отмечена необходимость обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и их равные возможности для руководства на всех уровнях принятия решений, в том числе в общественной жизни. Важными элементами гражданского общества являются различные общественные объединения, в том числе некоммерческие организации, число которых за годы независимости значительно возросло. Активная гражданская позиция, социальная ответственность, приверженность традиционным ценностям - обязательные качества женщин - лидеров этих организаций. Женщины инициируют социально значимые проекты, создают коммуникационную среду для обмена успешным опытом, тем самым способствуя укреплению взаимоотношений между государственными и общественными институтами. В страновом масштабе путь гражданского сектора начинался с пары десятков малоизвестных НПО и вырос до самого развитого в Центральной Азии общественного института. Аида Балаева24 «ярким свидетельством успешного функционирования гражданского общества является тот факт, что от инициации до регистрации НПО сегодня требуется всего 7 - 10 дней. Ежегодно ряды казахстанского третьего сектора пополняются в среднем на 150 новых участников или 12 - 13 НПО в месяц»25. Женщины широко представлены в общественных организациях, и многие НПО на национальном и областном уровнях активно участвуют в улучшении положения женщин, особенно в экономической сфере и бизнесе. Большинство руководителей и сотрудников НПО - женщины, и руководители отдельных НПО активно выступают за продвижение тендерного равенства и других целей социального развития и, более того, работают на добровольной основе. Характерным признаком современного женского движения является то, что ряд женских общественных организаций за время своей деятельности смогли создать ресурсную основу для обширной региональной сети по всему Казахстану. В сложившихся условиях НПО являются для женщин основными каналами политического образования и социализации, формирующими навыки политической борьбы, конкуренции и избирательных кампаний. На сегодняшний день активное участие в решении вопросов защиты прав и интересов женщин принимает около 300 неправительственных организаций. 32,4% руководящих позиций в профсоюзах и НПО занимают женщины26. Правительство предприняло меры по регулированию регистрации НПО, что привело к некоторым ограничениям в деятельности и отстаивании интересов организаций гражданского общества. Следует отметить, что есть организации, которые не могут пройти регистрацию в органах юстиции, т.к. «цели деятельности организации и цели и задачи благотворительности в целом имеет различный предмет правового регулирования, а регистрация и деятельность «Феминиты» не является предметом регулирования Закона «О благотворительности». Термин «секс-работникицы» является легально используемым международным термином в документах ООН по правам человека. Уставная цель «совершать изменения в политических сферах», не вошедшая в финальную редакцию Устава входит в правовое понятие «защиты политических прав», реализация которой не запрещено законодательством РК, юридическим лицам, образованных в форме общественного фонда»27. Однако, поскольку гражданское общество стало объединяться в ассоциации и федерации, правительство стало более активно инициировать взаимодействие с ними или участвовать в их форумах, для того чтобы узнать мнение НПО в отношении политических инициатив, включая гендерную политику. Учитывая низкую представленность женщин в политике, наличие таких форумов создает для женщин важную отправную точку, которая позволяет повысить весомость голоса женщин при принятии политических решений, касающихся их жизни. Несмотря на такие открывающиеся возможности уровень их влиятельности недостаточен, и правительство по-прежнему взаимодействует лишь с небольшой группой представителей НПО и квази-НПО, которые участвуют также в реализации государственных программ. _________________________ 24 Министр информации и общественного развития РК, в данный момент назначена заместителем руководителя Администрации Президента РК 25 strategy2050.kz: httpsV/strategy2050.kz/ru/news/kakuvu-pomoshch-okazvvavut-npo-v-razvitii-grazhdanskogo-obshchestva-strany/ 26 strategy2050.kz: https://strategv2050.kz/ru/news/gendemava-politika-v-kazakhstane-sostovanie-і-perspektivy/ 27 https://feminita.kz/2019/06/feminita-registration-issues/
Среди НПО Казахстана 42% предлагают услуги в социальной сфере (образование, здравоохранение и культура), 24% - в сфере социальной защиты уязвимых групп и 34% занимаются проблемами прав человека, охраны окружающей среды и гендерной политики28. Более 200 тысяч человек заняты в секторе НПО и примерно два миллиона граждан пользуются их услугами, которые включают обеспечение благополучия женщин, поощрение экономического развития женщин и помощь женщинам, ставших жертвами насилия. Для того, чтобы женское движение стало влиятельной политической силой необходима дальнейшая консолидация, особенно для проведения будущей избирательной кампании. В настоящее время расширению консолидации препятствуют такие причины, как женский консерватизм, женская конкуренция, нежелание уступить сопернице, даже если она выдвигает благородную задачу, ради решения которой можно было бы объединить усилия. Таким образом, - женщины широко представлены в общественных организациях, и многие НПО на национальном и областном уровнях активно участвуют в улучшении положения женщин, особенно в экономической сфере и бизнесе; - у руководителей общественных организаций наблюдается отсутствие четких политических позиций по проблемам политического и социально-экономического развития общества; - имеется недостаточный уровень политической консолидации среди организаций, продвигающие интересы и права женщин; - неразработанность общенациональной женской идеи, способной консолидировать как женские организации, так и женское население; - имеется дискриминационный подход при регистрации неправительственных организаций; - местные органы власти через государственный социальный заказ продвигают свои принципы и задачи тендерной политики через квази НПО.
Доля женщин среди руководителей профессиональных союзов и неправительственных организаций
Участие в работе политических партий, объединений
Политическая практика, сформированная предвыборными кампаниями 1994, 1999, 2021 гг., позволила накопить и аккумулировать достаточный политический опыт как условие влияния женского движения на государственную политику и общественные процессы. Шесть политических партий зарегистрированы в Казахстане по состоянию на октябрь 2020 года согласно Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров: Партия Аманат, Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Народно-демократическая партия «Ауыл», Политическая партия «Бірлік», Общенациональная социал-демократическая партия. Как отмечают члены партий «внутри партий не практикуется имение внутрипартийного женского блока, нет никаких планов и программ поддержки женщин в продвижении», отмечает 3. Батталова руководитель женский блока в партии ОСДП29. Из опроса женщин-депутатов разного уровня Гүлзада Сержан в «ОТЧЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ «Женщины в политике и на уровне принятия решения в Казахстане» приводит мнение отдельных активисток «низкую конкурентоспособность женщин, отсутствие амбиций для того, чтобы преодолеть и выдержать конкуренцию». Начиная с января 2016 года, в Казахстане на всех уровнях были образованы общественные советы, которые выполняют общественный контроль, как эффективный и действенный инструмент в обеспечении открытости и прозрачности в работе государственных органов. Более того, общественный контроль играет важную роль в повышении эффективности использования бюджетных средств, качества государственных услуг, в борьбе с коррупцией. Это избираемый рабочей группой орган, при анализе тендерного соотношения составов общественных советов наблюдается существенный перевес в сторону мужского представительства в советах 25% - женщины и 75% мужчины.30 Таким образом, - участие женщин в процессе влияния на политику все еще осталось ограничено; - женщины - лидеры не владеют навыкам политического руководства, проведения кампаний и ведения переговоров; - нет активности среди женщин - членов партии в создании внутрипартийных женских блоков, коалиций по продвижению прав и интересов женщин; - не разработаны внутрипартийные стратегии, программы по поддержке и продвижению женщин на уровень принятия решений.
Обращение в органы власти
В Казахстане женщины не всегда могут защитить свое право на равенство перед законом, нередки случаи дискриминации женщин. В законе РК «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин», который является основой тендерной политики страны, огромный пробел существует в том, что определение дискриминации недостаточно четкое и полное, а запрет на дискриминацию и на неравенство и вовсе отсутствует. Вместо этого закон пестрит множеством положений, направленных на продвижение равенства, обязанность за исполнение которых не разграничена. Какой из государственных органов отвечает за контроль соблюдения положений этого закона также не ясно. Классификация дискриминации как уголовного преступления, требующего доказательства о намерении, не соответствует международным нормам, согласно которым (і) дискриминация не предполагает намерения и может быть совершена непреднамеренно; (іі) бремя доказывания не возлагается полностью на истца; и (iii) судебное решение нацелено на принятие мер по устранению допущенного нарушения в пользу истца, а не на наказание. При отсутствии четкого механизма рассмотрения случаев дискриминации и эффективных корректирующих мер женщинам сложно противодействовать дискриминации или нарушению гарантированных им прав. ________________________ 29 https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2021/09/Отчет-Women-In-Politics.pdf 30 http://www.kisi.kz/uploads/33/files/4IKv9NEx.pdf
Анна Белоусова31 11 лет работала гардеробщицей в сельской школе Костанайской области. Предложения интимного характера со стороны директора школы продолжались неоднократно, за отказ трудовой договор был расторгнут. В 2012 году через Костанайский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Белоусова написала в Комитет ООН по ликвидации и дискриминации в отношении женщин. В 2015 году Комитет вынес решение в ее пользу и призвал Казахстан предоставить Анне Белоусовой компенсацию в виде 17 млн. тенге в течение шести месяцев, а также отметил необходимость внести изменения в законодательство Казахстана для защиты жертв сексуального домогательства. До сих пор Казахстан не выполнил рекомендаций ООН. Таким образом, - в НПА РК нет определения «дискриминация» с идентификационными признаками; - классификация дискриминации как уголовного преступления, требующего доказательства о намерении, не соответствует международным нормам; - отсутствует механизм выполнения решений Комитет ООН по ликвидации и дискриминации в отношении женщин.
Рекомендации:
1. Казахстанская десятилетняя стратегия гендерного равенства свидетельствует об активном и ответственном участии правительства в деятельности по достижению гендерного равенства. Тем не менее, многие запланированные элементы гендерной политики реализованы лишь частично, что зачастую обусловлено неравномерным внедрением показателей и нехваткой у Правительства РК возможности оценки текущих результатов работы по обеспечению тендерного равенства. 2. В Казахстане предприняты лишь несколько узконаправленных инициатив, и женщины все еще составляют меньшинство среди депутатов Парламента РК, министров, официальных лиц исполнительной ветви власти (представителей Президента РК) и руководителей акиматов (районных или областных исполнительных органов власти). В связи с этим, мнения женщин по волнующим их вопросам не учитываются при разработке политик, т.к. низкий процент женщин среди ответственных лиц, принимающие решения. Женщины в Казахстане не вовлечены во все этапы планирования, формирования и реализации государственной политики. 3. Ввести в Концепцию семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года 50-процентную квоту представленности женщин во всех сферах жизни. Система квотирования должна быть направлена на женщин и отделена от квот для других групп населения. 4. Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года сочетает в себе гендерное равенство и вопросы семьи, и гендерные отношения в семье представляют собой основу для достижения гендерного равенства в других сферах. Необходимо, чтобы принимаемая политика сохраняла четко определенные цели, относящиеся к расширению возможностей женщин в политической и экономической сферах, и четко разграничивала задачи семейной политики, чтобы не допустить ограничения роли женщин семейной сферой. _______________________ 31 https://vlast.kz/obsshestvo/25618-cto-znacit-seksualnoe-domogatelstvo-v-kazahstane.html
5. Внести изменения в Закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»32 - определения понятий «временные специальные меры» и «гендерные квоты». 6. Разработать механизм мониторинга осуществления временных специальных мер и оценки их воздействия. 7. Обязать партии соблюдать квоту по итогам выборов, установить механизм, позволяющий заменять ушедших из парламента депутатов на парламентариев того же пола. 8. Предусмотреть равную представленность женщин и во главе постоянных парламентских комитетов. 9. Соблюдать представленность женщин на местном уровне и в органах исполнительной власти. 10. Создать тендерный актив или резерв женщин политиков, которые могли бы в будущем стать депутатами всех уровней (маслихатов, парламента). 11. Изучить механизм квотирования для того, чтобы вести на уровне структур судебных и законодательных органов, для квазигосударственных структур. 12. Проводить обучение и повышать потенциал женщин, которые выбраны на уровне принятия решений и сопровождать (менторство, наставничество, создание кабинетов для вопросов и ответов потенциальных женщин лидеров). 13. Развивать женское движение возможно с участием ныне действующих женщин-депутатов, которые бы объединяли и направляли женщин лидеров, которые могли бы выступить в будущем на уровне принятия решений. 14. Объединить женские НПО, представительниц партий для выработки единой гендерной политики. 15. Создать объединения женщин депутатов разного уровня, разного партийного взгляда для продвижения женщин в политику, привлечения женщин к процедуре принятия решений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |