|
|
|
Правовое регулирование деятельности сервисных центров по обслуживанию единиц электронной техники
Алмас Бектасов Младший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
Довольно часто встречаются случаи, когда приобретенный покупателем электронный прибор («Товар») выходит из строя в течение определенного времени его эксплуатации. Законодательством РК предусмотрено применение норм ст. 425 Гражданского Кодекса Республики Казахстан («ГК РК») в случаях, если товар, в период действия гарантии качества, теряет свойства или часть свойств, препятствующих его применению в целях изначального приобретения. Иными словами, продавец предоставляет покупателю гарантию качества приобретаемого покупателем товара. Гарантия качества товара позволяет покупателю в случае утери свойств товара, препятствующих его применению в целях изначального приобретения, обратиться в авторизованный сервисный центр с целью получения услуг в виде ремонта/восстановления Товара. Как правило, основанием и подтверждением действия гарантии качества является выданный продавцом в момент продажи гарантийный талон с указанием наименования товара и его отличительного регистрационного номера, либо кассовый чек, на котором указаны наименование продавца, приобретаемый Товар, дата сделки и стоимость. Данные документы являются подтверждением факта предоставления продавцом гарантии качества Товара, а кассовый чек, в частности, является свидетельством заключения договора розничной купли-продажи (ст.445 ГК РК), по которому после оплаты стоимости Товара покупатель обретает право собственности на товар. Срок гарантии устанавливается продавцом и может варьироваться. Считаем, что для покупателя будет целесообразным истребовать у продавца документ, в котором будут ясно указаны как срок действия гарантии качества приобретенного товара, так и условия данной гарантии. С целью информирования владельца Товара об аспектах, связанных с его законными правами, в данной статье будут исследованы такие вопросы, как: 1. Рассмотрение вопроса о субъектах правоотношений, возникающих при обращении в авторизованные сервисные центры; 2. Понятия, предусмотренные законодательством РК, применимые к подобным правоотношениям; 3. Ответственность авторизованных сервис центров перед потребителями предоставляемых ими услуг; 4. Рассмотрение действий, которые необходимо предпринять владельцу техники с целью защиты своих законных прав в случае, если техника была повреждена сотрудниками авторизованных сервисных центров. При покупке товара в центре его реализации продавцом, покупатель, оплачивая установленную стоимость товара, заключает с продавцом договор розничной купли продажи. Согласно положению ст. 446 Гражданского кодекса Республики Казахстан («ГК РК»), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. По совершению данного договора, покупатель приобретает право собственности на купленный товар. Таким образом, имея в наличии подтверждение приобретения товара, который уже находится в собственности покупателя, последний имеет право (предусмотренное положениями ст. 425 ГК РК) обратиться в сервисный центр с целью произведения ремонта товара в случае выхода последнего из строя. Целесообразным будет рассмотреть само понятие сервисного центра и его правовой статус. Как правило, сервисные центры оказывают услуги по ремонту единиц электронной техники. Ремонт производится на безвозмездной основе и на условиях договора на гарантийное обслуживание, подтверждаемого выданным гарантийным талоном. В случае, если на момент обращения в сервисный центр срок гарантии истек, в качестве компенсации за оказание услуг по ремонту техники сервисные центры получают установленную оплату от потребителя данных услуг. Таким образом, сервисные центры осуществляют коммерческую деятельность, связанную с получением прибыли, и, согласно положениям ст.34 ГК РК, являются юридическими лицами. Наиболее часто сервисные центры организованы по форме товарищества с ограниченной ответственностью. Также, довольно часто, деятельность сервисных центров заключается в ремонте и обслуживании единиц техники определенных производителей (Siemens, Indesit, Nokia и.т.д). Поэтому, как правило, каждый сервисный центр должен иметь заключенный договор с производителем той техники, обслуживанием и ремонтом которой он занимается. При наличии подобного договора, сервисный центр считается авторизованным, а именно наделенным правом осуществлять ремонт и обслуживание Товаров, производимых той либо иной компанией-производителем. Таким образом, при обращении в сервисный центр с целью получения услуги в виде ремонта Товара, участниками данных правоотношений будут являться владелец товара, выступающий как потребитель, и сервисный центр - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступающее исполнителем. На практике встречаются случаи, когда, в ходе ремонта, сотрудниками сервисных центров наносится ущерб собственности потребителя. При этом, имеют место случаи, при которых сервисные центры отказываются признавать факт нанесения ущерба мотивируя тем, что ущерб уже имел место на момент приема Товара в ремонт. При этом, не всегда подобный ущерб может быть косметическим. Он также может выражаться в ненадлежащем функционировании техники. В дальнейшем, определить является ли ненадлежащие функционирование результатом повреждения, нанесенного сервисным центром, либо же результатом неправильного использования техники самим собственником может оказаться проблематичным. Поэтому, задачей собственника, при сдаче товара в ремонт, является осведомление сотрудников сервисного центра в полной мере о состоянии товара. При этом, необходимо потребовать от сервисного центра подтверждение факта приема техники именно в том состоянии, в котором она находится на момент передачи. В свою очередь, сервисный центр должен обладать соответствующей типовой документацией для фиксирования подобных фактов. Поэтому, считаем важным рассмотреть содержание документации приема-передачи техники собственником представителям сервисного центра. Первое, что должна содержать документация о приеме товара - это дату обращения собственника с требованием о ремонте, а также заявленное повреждение единицы техники. Кроме того, должен быть заполнен раздел, отражающий внешний вид товара. Царапины, потертости, и другие следы использования необходимо детально изложить в данном документе. Также, в документе должен быть раздел, где указывалось бы, что кроме заявленных повреждений, иные повреждения отсутствуют. Подписывая данный документ, сотрудник сервисного центра подтверждает, что товар принят в таком состоянии, в котором он находился у собственника. Подобные меры с довольно высокой вероятностью позволят в дальнейшем исключить возможность заявлений сервисного центра о том, что какие-либо повреждения, возможно нанесенные в ходе ремонта, уже имели место до сдачи Товара в ремонт. Также, считаем необходимым отметить, что при приемке товара в ремонт, сотрудники сервисного центра со своей стороны должны также провести должное обследование принимаемого в ремонт Товара. Данная процедура должна основываться на согласовании с обеих сторон - как покупателя (потребителя услуг), так и сервисного центра. Правоотношения, возникающие между собственником товара и сервисным центром, регулируются Гражданским Кодексом РК, и, в частности, Законом РК «О защите прав потребителей» («Закон»). При получении услуги в виде ремонта товара, собственник выступает потребителем данной услуги. Сервисный центр, при оказании услуги, обязан оказать ее с надлежащим качеством, а именно - вернуть товар в состоянии, которое позволяет использовать товар в целях изначального приобретения. Данная обязанность сервисного центра как исполнителя закреплена положением п. 4 ст. 24 Закона. В случае, если услуга была предоставлена исполнителем с ненадлежащим качеством (например, если товар поврежден, и произведенный ремонт не позволяет использовать товар в целях изначального приобретения в полной мере), потребитель, согласно п. 8 ст.7 Закона, имеет право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных имуществу вследствие недостатков услуги. Таким образом, потребитель, имеет полное право потребовать надлежащее оказание услуги по ремонту Товара либо потребовать возмещение расходов, связанных с повреждением Товара в ходе оказания услуг по его ремонту. В случае обнаружения факта повреждения товара сервисным центром, потребитель имеет право составить претензию к исполнителю в письменном виде, при этом потребовав ее регистрации в реестре входящей документации сервисного центра с присвоением регистрационного номера. В случае, если требования потребителя, изложенные в претензии, остаются без удовлетворения, следует истребовать от исполнителя предоставить регистрационный номер претензии для дальнейшего направления жалобы в компетентную организацию, государственные органы либо органы судебной власти. Данные меры также позволят засвидетельствовать факт уведомления представителей сервисного центра о нарушенных правах потребителя услуг. В случае, если сервисный центр откажется признать факт нарушения прав потребителя, а составленная потребителем претензия будет оставлена без рассмотрения, или сервисным центром будет представлен мотивированный ответ, не предусматривающий устранения нарушения прав потребителя, то потребитель вправе обратиться суд с целью защиты своих законных прав (что предусмотрено п.2 ст.13 Конституции РК). Порядок обращения в суд предусматривает составление искового заявления в письменной форме либо электронной форме (требования к содержанию искового заявления закреплены положением ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан («ГПК РК»). В содержании статьи 151 ГПК РК изложен перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению. В исковом заявлении необходимо максимально точно, полно, юридически корректно и обоснованно изложить суть нарушения прав, свобод или законных интересов потребителя, а также исковые требования потребителя. Таким образом, правовое регулирование деятельности сервисных центров осуществляется ГК РК, Законом, а также (если применимо) Законом Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Являясь юридическими лицами, организованными по форме товариществ с ограниченной ответственностью, сервисные центры имеют гражданские права и несут связанные с их деятельностью обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Иными словами, являясь участниками гражданско-правовых отношений, сервисные центры обязаны соблюдать положения законодательства Республики Казахстан, а следовательно, несут гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан, и Законом в частности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |