|
|
|
В. Зубку, аудитор РК, профессиональный бухгалтер РК, САР
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ ТРЕБОВАТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ, ЕСЛИ БЕЗДЕЙСТВУЮЩИМ ПОКУПАТЕЛЕМ ДВАЖДЫ ОТРАЖЕН СЧЕТ-ФАКТУРА?
По каким критериям налоговые органы определяют (устанавливают), что предприятие бездействующее? Если определен контрагент-покупатель бездействующим предприятием в 2015 г., а взаимодействие и расчеты с ним завершены еще в 2013 году, есть подписанные акты сверок и счета-фактуры на оказанные услуги, подтверждающие доходную часть, имеет ли право Управление госдоходов требовать увеличения доходной части, только потому, что контрагент-покупатель где то-сам допустил ошибку (например, 2 раза провел один и тот же счет-фактуру) при сдаче 300.00 формы?
По первому вопросу. Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 579 Налогового кодекса к бездействующим налогоплательщикам относятся бездействующие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Согласно пунктам 2 и 3 данной статьи бездействующим юридическим лицом признаются юридическое лицо-резидент, юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также структурное подразделение юридического лица-нерезидента, не представившие за налоговый период по истечении одного года после установленного настоящим Кодексом срока представления декларацию: 1) по корпоративному подоходному налогу; 2) по налогу на игорный бизнес, по фиксированному налогу, упрощенную декларацию при условии, если за три налоговых периода, последующих за указанным налоговым периодом, такая декларация не представлена. Действие пунктов 2, 3 настоящей статьи не распространяется на юридические лица-резиденты, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, структурные подразделения юридического лица-нерезидента, и индивидуальных предпринимателей, которые приостановили деятельность, на период ее приостановления. Налоговые органы ежегодно не позднее 30 апреля выносят приказ о признании налогоплательщиков бездействующими, сведения о которых публикуются на Интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты вынесения такого приказа. Комментарии. Отсюда следует, что критерием признания бездействующего юридического лица и индивидуального предпринимателя является не представление за налоговый период по истечении одного года, после установленного настоящим Кодексом срока представления налоговой отчетности указанной в пунктах 2 и 3 статьи 579 Налогового кодекса. По второму вопросу. Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 587 Налогового кодекса исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов: 1) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; 2) пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным настоящей статьей; 3) жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению такого уведомления. В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в налоговые органы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения. В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет один из следующих документов: 1) пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе - в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля; 2) жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - в вышестоящий налоговый орган. Согласно пункту 2-1 данной статьи пояснение должно содержать: 1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); 2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения); 3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); 4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля; 5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями; 6) перечень прилагаемых документов. В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению. Комментарии. Отсюда следует, что в случае несогласия с нарушениями указанными в уведомлении компания вправе представить в налоговый орган пояснение и приложить копии актов сверок и актов выполненных работ с данной бездействующей компанией. Так же в пояснении рекомендуется указать, что для получения дополнительных доказательств об отсутствии нарушений требуется сверка представленного бездействующей Компании реестра счетов-фактур. Сумма выявленных нарушений при сверки возможна не только при отражении в реестре к декларации по НДС документа дважды, но и при ошибочно указанного РНН или БИН Компании при отражении счетов-фактур от других поставщиков. Вывод. Таким образом, при наличии подтверждающих документов требования налогового органа об увеличение доходной части в налоговой отчетности Компании являются неправомерными.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |