|
|
|
Анализ Закона Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества»
Рахмитов Ф.М. Старший научный сотрудник Отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», к.ю.н.
Ахметов Е.К. Научный сотрудник Центра правового мониторинга ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан»
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1999 года № 353-I «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» (далее - Закон) определяет правовые основы деятельности специальных учреждений, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества, а также устанавливает права и обязанности содержащихся в них лиц. Рассматриваемый законодательный акт в полной мере соответствует уголовной политике нашего государства. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, которая, в свою очередь, корреспондируется с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики Казахстан. Концепция является основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики. Согласно вышеуказанной Концепции правовой политики, в целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо создать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. При этом в законодательстве и судебной практике следует вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы, прежде всего на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности. Учитывая, что лишение свободы все еще остается основным видом уголовного наказания, необходимо принимать меры, повышающие воспитательный компонент лишения свободы, в котором пока преобладает компонент кары. В частности, необходимо дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных на основе принципа индивидуализации исполнения наказания. Актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности. Наряду с сохранением и обеспечением высоких требований к дисциплине и порядку в учреждениях уголовно-исполнительной системы, необходимо усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения, (отбывания) уголовных наказаний, по повышению статуса и обеспечению социально-правовой защиты персонала уголовно-исполнительной системы. Наряду с этим для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания. В числе наиболее перспективных направлений в этой сфере необходим постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении. Сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению их прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить внимание. Также важным является повышение качества медицинского обслуживания лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенно системы профилактики заболеваний лиц, отбывающих уголовное наказание. В целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандартам. Закон отвечает основным положениям Указа Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан», которым в рамках совершенствования уголовно-правовых мер расширена сфера применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Таким образом, можно констатировать, что анализируемый Закон соответствует стратегическим целям государства. Необходимо отметить, что при анализе Закона были изучены и использованы эксклюзивные интервью Регионального директора Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Азамата Шамбилова, материалы расширенного совещания с участием сотрудников департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Алматинской области, личного состава Учреждений ДУИС и департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Алматинской области, основные тенденции развития уголовно-исполнительного права государств содружества стран СНГ (Федеральный Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обсуждение со структурными подразделениями Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и др. В ходе анализа Закона был выявлен ряд коллизий, пробелов, неэффективно реализуемых норм и других недостатков, в связи с чем, выработаны соответствующие выводы и рекомендации. В частности: 1. Пункт 3 статьи 44 Закона предусматривает, что запрещается применять специальные средства, газовое оружие и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления. Тогда как Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» прямо устанавливает вышеуказанный запрет и в отношении малолетних. Аналогичный запрет устанавливает и пункт 4 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», где предусмотрено, что запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими группового и (или) вооруженного нападения (насилия). В связи с этим органу-разработчику необходимо устранить данную коллизию путем приведения в соответствие с другими законами, изложив формулировку в следующей редакции: «Запрещается применять специальные средства, газовое оружие и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления». 2. Пункт 7 статьи 20 Закона устанавливает: «Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращения с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Указанная норма является неэффективной и реализуется не в полной мере. К примеру, на практике складываются ситуации, когда подозреваемыми и обвиняемыми подаются заявления или жалобы на действия администрации или сотрудников учреждения. Данные обращения регистрируются специальным отделом и проходят через самих сотрудников учреждения. То есть те лица, которые подают жалобу, остаются среди тех, на кого жалуются, поэтому даже если и подадут жалобу, то в последующем под страхом отказываются от нее во избежание чреватых последствий. В результате чего, уголовные дела, возбужденные по заявлению, прекращаются на основании того, что жертва отказалась от своей жалобы. Для решения этой проблемы необходимо создать механизм обеспечения безопасности жертвы в закрытых учреждениях и безопасную систему подачи жалоб для лиц, содержащихся в специальных учреждениях путем: - ужесточения ответственности должностных лиц мест содержания под стражей, виновных в таком преследовании; - предоставления права внезапного контроля, посещения подозреваемых и обвиняемых адвокатами и общественными объединениями при осуществлении общественного контроля в любое время суток;[1] - увеличения количества видеокамер и обеспечения сотрудников видеорегистраторами в целях открытости в тюремной системе.[2] 3. В соответствии с анализируемым Законом за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до пятнадцати суток; 4) водворение в помещение временной изоляции несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на срок до семидесяти двух часов. Согласно пункту 4 статьи 38 Закона взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме. К примеру, за совершение нарушения при исполнении подозреваемыми и обвиняемыми трудовых обязанностей руководитель администрации места содержания под стражей или его заместитель имеет право наложить меру взыскания в виде выговора в устной форме согласно Закону. Между тем, вышеуказанное положение противоречит трудовому законодательству. Так, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя (то есть письменно). Аналогичная норма предусматривается и в пункте 4 статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, где взыскание налагается мотивированным постановлением должностного лица учреждения (то есть письменно). Таким образом, пункт 4 статьи 38 Закона позволяет администрации использовать свое право не с учетом обстоятельств совершения нарушения, а по своему усмотрению, что допускает возможное предвзятое отношение к тому или иному подозреваемому и обвиняемому. Предлагается пересмотреть данную норму на предмет его соответствия УИК РК и иным законодательным актам. 4. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона установлено, что с момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально. Однако анализируемый Закон не запрещает сотрудникам мест содержания под стражей прослушивать. В целях рекомендации предлагается статью 17 Закона дополнить поправкой по аналогии с законодательством стран СНГ. Например, согласно статье 18 Федерального Закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», свидания подозреваемого и обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. Внедрение вышеотмеченной рекомендации в анализируемый Закон не ослабит контроль сотрудников мест содержания под стражей за подозреваемыми и обвиняемыми, более того, оно искоренит возможное использование или разглашение адвокатской тайны.[3] 5. Основным пробелом действующего законодательства является отсутствие четкого законодательного регулирования правового положения лиц, подвергнутых административному задержанию, а также по их перемещению в специально отведенные для этого помещения. В соответствии со статьей 788 КоАП РК лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления. Однако анализируемый Закон, определяющий правовые основы деятельности специальных учреждений, а также устанавливающий права и обязанности содержащихся в них лиц, регламентирует общие положения в отношении лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному аресту либо не имеющих определенного места жительства. Иными словами правовое положение лиц, подвергнутых административному задержанию, не урегулировано данным законом. Следует отметить, что в законодательстве имеются отдельные нормы о требованиях и оборудовании помещений для содержания задержанных лиц при нарушении режима государственной границы. Так, например, приказ Председателя Комитета национальной безопасности от 25 июня 2013 года «О правилах содержания в специально оборудованных помещениях лиц, подвернутых административному задержанию». Урегулирование данной проблемы является важной задачей, направленной на обеспечение законности административного задержания, защиты прав, свобод задержанных, и в то же время посредством четкого обозначения обязанностей задержанных - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В этой связи полагаем, необходимо предусмотреть сооружение (образование) специальных помещений для помещения вышеназванной категории лиц, в связи с чем внести соответствующие поправки в Законы Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» и «Об органах внутренних дел». Полагаем, что вышеуказанные поправки анализируемого Закона позволят привести деятельность специальных учреждений, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества, в соответствие с фундаментальными международными и конституционными правами личности.
[1]https://www.zakon.kz/4851682- Для расследования пыток в Казахстане нужно создать отдельное ведомство. [2]https://www.nur.kz/1728497-borba-s-korrupciej-na-mestah-lisenia-svobody-v-almatinskoj-oblasti-idet-polnym-hodom.html [3]Федеральный Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |