В целях социально-экономического развития города Алматы Правительство Республики Казахстан утвержден Комплексный план «Новый Алматы» на 2020 - 2024 годы (далее - План). Город Алматы является крупнейшим городом страны, донором республиканского бюджета, занимая на протяжении продолжительного периода лидирующее положение среди других регионов страны по объему ВРП, за первое полугодие 2019 года, который составил 5 358,7 млрд.тенге. Так, за первое полугодие 2019 года удельный вес города в ВВП республики составил 19,2 %, в поступлениях налогов и платежей за 10 месяцев текущего года - 23,5%. По состоянию на 1 ноября 2019 года население города составляет 1 902 тысяч человек, плотность населения - 2 715,5 человек на 1 кв. км. Город с сервисной экономикой. В структуре ВРП на первое полугодие 2019 года доля сферы услуг и торговли занимает 84,6%. Сектор оптовой и розничной торговли вносит наибольший вклад в экономику города и составляет 30,4%. Удельный вес секторов в общем объеме ВРП на первое полугодие 2019 года: промышленность - 5,8%, сельское хозяйство - 0,06%, строительство - 2%, торговля - 30,4%, финансовая и страховая деятельность - 8,6%, транспорт и складирование - 5,7%, операции с недвижимым имуществом -9,8%. Город Алматы является лидером страны по объему производства реальной продукции малого и среднего предпринимательства. Выпуск продукции МСП за 6 месяцев 2019 года составил 3 414,4 млрд тенге, это номинально на 27,5% больше показателя аналогичного периода 2018 года. Город Алматы является образовательным центром республики, располагает развитой сетью образовательных учреждений, обеспечивающей реальную возможность получить образование соответствующего уровня. Город Алматы - город с развитой, многоуровневой системой здравоохранения. В последние годы проведена переориентация сети объектов здравоохранения в сторону развития амбулаторно-поликлинической помощи. Город Алматы, являясь крупным финансовым и экономическим центром не только Республики Казахстан, но и Центральной Азии, а также большим рынком труда, остается привлекательным как для бизнеса, так и для незаконной миграции и криминальных структур. В 2019 году за 10 месяцев на долю города Алматы приходится 24,1 % регистрируемых в республике уголовных правонарушений - 46 528, по республике - 192 764. Анализируя оперативную обстановку на территории города Алматы, необходимо отметить, что за последние годы криминогенная ситуация стабилизировалась. В сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия паводкам и наводнениям, селям, оползням, землетрясениям, пожарам увеличился с 48,5 % до 56 % в 2014-2018 г.г. Деятельность по уровню обеспеченности инфраструктурой предупреждения ЧС направлена на достижение целей создания условий по снижению рисков и минимизации ущерба от техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Ведутся работы в рамках цифровизации и создания умного города «Smart-city» по созданию автоматизированного мониторинга селевой опасности. За последние 10 лет в результате присоединения к городу новых территорий площадь города выросла более чем в 2 раза. При этом резко возросла потребность в обеспечении новых районов инфраструктурой. Среди наиболее острых инфраструктурных проблем необходимо отметить следующее: 1) износ инженерных сетей превышает 60 %; 2) центральное водоснабжение и водоотведение отсутствует в 23 микрорайонах Наурызбайского, Алатауского, Медеуского, Турксибского, Бостандыкского и Жетысуского районов; 3) 30% улиц города не освещены или освещены частично (в районах с присоединенными территориями - Наурызбайском, Алатауском, Медеуском и Бостандыкском - не освещено почти 40% улиц); 4) 30% дорог из более чем 3 тыс. км улично-дорожной сети города, в основном в «Новый Алматы», находится в плохом состоянии; 5) часть районов, прежде всего, Турксибский, Жетысуйский, Ауэзовский - недостаточно обеспечены жильем и школами (обеспеченность школами в 1,5 раза ниже в «Новый Алматы»); 6) серьезные дисбалансы в жилищной политике (за 6 лет общее число многоквартирных домов в Алматы увеличилось на 13%, а число ИЖС - более чем в 2 раза, происходит субурбанизация - расползание города и рост расходов на инфраструктуру); 7) в городе Алматы самый крупный в стране жилищный фонд - 8,4 тыс. МЖД (при этом 24,5 тыс. семей стоят в очереди на жилье (прирост 10% с прошлого года), не хватает доступного благоустроенного жилья (более 80% горожан не могут себе позволить приобретение благоустроенного жилья в ипотеку); 8) в городе Алматы живет лишь 10% населения страны, но совершаются 20% преступлений в разрезе республики, треть привлеченных к уголовной ответственности; 9) город испытывает серьезную миграционную нагрузку. Так с 2012 года население города выросло на 30%. С учетом незарегистрированного и «дневного» населения влияние миграции еще выше. Так, при официальной численности населения почти 1,9 млн. человек к поликлиникам прикреплено почти на 110 тысяч человек больше. При плане 735 тысяч вызовов скорой помощи фактические выезды превышают на 112 тысяч ежегодно. При сохранении текущих темпов прироста населения в 2030 году число алматинцев может достичь 3 млн. человек. Ожидается, что основное расселение будет происходить на окраинах города. В этой связи самый принципиальный вопрос - устранить дисбалансы в развитии центра и окраин мегаполиса. При этом фактически развит только центр города, где расположено порядка 70% всей социальной инфраструктуры Алматы. Видение реализации Комплексного плана «Новый Алматы» на 2020 - 2024 годы Реализация политической платформы Главы государства по развитию окраин городов жизненно необходима для решения острых социальных проблем Алматы. Комплексный план «Новый Алматы» на 2020 - 2024 годы направлен на реализацию первого принципа Стратегии развития города Алматы до 2050 года «Город без окраин» с высокими стандартами жизни во всех районах и полицентрической планировкой и удобным транспортом. Во всех районах будет создана красивая, удобная, безопасная и благоустроенная городская среда, соответствующая современным стандартам и максимально отвечающая ожиданиям жителей и гостей Алматы, но вместе с тем, сохранившая историческую индивидуальность. Цели и стратегические задачи В ответ на вызовы, на основе политической платформы Главы государства разработан Комплексный план «Новый Алматы» на 2020 - 2024 годы, главной целью которого является решение вопросов социальной обеспеченности, наличия инфраструктуры, улучшения качества жизни населения. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих стратегических задач: 1) развитие инфраструктурной обеспеченности; 2) модернизация ЖКХ; 3) строительство многоэтажных домов и развитие объектов социального обеспечения; 4) развитие благоустройства; 5) обеспечение общественного правопорядка и гражданской защиты; 6) бизнес-среда и развитие предпринимательства. Постановление вводится в действие со дня его подписания. |