|
|
|
Какие изменения ждут казахстанцев в ЯНВАРЕ 2025 года
МРП, МЗП и другие расчетные показатели на 2025 год Утверждены размеры МЗП, МРП и других расчетных показателей на 2025 год Законом РК от 4 декабря 2024 года № 141-VІIІ «О республиканском бюджете на 2025 - 2027 годы» с 1 января 2025 года установлены: 1) минимальный размер заработной платы (МЗП) - 85 000 тенге (в 2024 г. - 85 000 тенге); 2) месячный расчетный показатель (МРП) - 3 932 тенге (в 2024 г. - 3 692 тенге); 3) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 32 360 тенге (в 2024 г. - 28 215 тенге); 4) минимальный размер пенсии - 62 771 тенге (в 2024 г. - 57 853 тенге); 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат (ВПМ) - 46 228 тенге (в 2024 г. - 43 407 тенге). Пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысят на 8,5 %. Также установлен размер взносов государства на ОСМС - 2% от объекта исчисления взносов государства. С 1 января 2025 года на 6,5% увеличатся выплаты из Государственного фонда социального страхования по утрате трудоспособности и потере кормильца. С 1 января изменилась черта бедности: она составляет 35% от медианного дохода, но не ниже 70% от регионального прожиточного минимума.
Нацфонд 2 трлн тенге из Нацфонда направят на социально значимые проекты Утвержден размер гарантированного трансферта из Национального фонда РК в республиканский бюджет на 2025-2027 годы: - 2025 год - 2 трлн тенге; - 2026 год - 2 трлн тенге; - 2027 год - 2 трлн тенге. Установлен размер цены отсечения на нефть по поступлениям в Нацфонд РК от организаций нефтяного сектора на 2025-2027 годы: - 2025 год - 42,3 доллара за баррель; - 2026 год - 41 доллар за баррель; - 2027 год - 39,4 доллара за баррель.
Государственные закупки С 1 января 2025 года в Казахстане начнет действовать новый Закон «О государственных закупках» Закон направлен на оптимизацию процедур закупочного процесса, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции. Первый блок новелл Закона направлен на упрощение и сокращение процедур закупок. В целях оперативного проведения закупок, предоставления больших полномочий заказчикам, а также исключения затягивания процедур закупок теперь жалобы будут рассматриваться непосредственно самим организатором закупок. Обжалование итогов закупок будет осуществляться посредством веб-портала и только по закупкам, где победитель определен конкурсной комиссией. В целях сокращения сроков проведения процедур закупок прямо установленные в Законе сроки перенесены на уровень Правил осуществления госзакупок. Пересмотрены основания признания госзакупок несостоявшимися для упрощения процедур и исключения коррупционных рисков. Ранее закупки могли признаваться несостоявшимися, когда в них участвовал только 1 поставщик. Теперь же допускается заключать договор с таким поставщиком, в случае признания его соответствующим квалификационным требованиям. В целях ускоренного приобретения заказчиками товаров, работ и услуг и предоставления им большей самостоятельности предусмотрено право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов порог приобретения таких товаров, работ и услуг увеличен с 3000 до 4000 МРП. Также установлена возможность приобретения из одного источника товаров, работ и услуг, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций (сейчас только для ликвидации последствий ЧС). Второй блок новелл направлен на повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг. Для повышения квалификации участников закупок и развития неценовых критериев выбора поставщика внедрен реестр потенциальных поставщиков, который позволит осуществлять закупки среди поставщиков, имеющих положительную репутацию, и перейти к выбору поставщиков с комбинированием ценовых и качественных критериев по всем видам закупок. Информация о поставщике будет формироваться путем широкого использования данных информсистем госорганов (опыт работы, финустойчивость, отсутствие налоговых задолженностей, размещение финотчетности в открытом доступе и др.). Законом установлена возможность заключения договора о строительстве под «ключ», предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации проекта от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию, а также сопутствующие указанным работам поставка товаров и оказание услуг. Третий блок новелл направлен на усиление ответственности поставщиков. Внедрена возможность общественного мониторинга госзакупок. Установлен запрет для участия в госзакупках потенциального поставщика, руководитель или учредитель, которого ранее совершили коррупционные правонарушения. К госзакупкам также не будут допущены потенциальные поставщики, имеющие просроченную задолженность по заработной плате. Сокращены с 50 до 30% предельные объемы работ и услуг, передаваемые поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг. Четвертый блок новелл направлен на развитие конкуренции. Законодательно установлена возможность перевода на единую платформу закупок всех государственных и квазигосударственных организаций. Исключен способ закупа через товарные биржи. Закупки из одного источника путем прямого заключения договора с конкретным поставщиком, определенным Правительством, теперь будут осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для реализации критически важных объектов и проектов общестранового значения. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей определен отдельный перечень ТРУ, которые должны закупаться исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Также начнут действовать новые Правила осуществления государственных закупок. Документ определяет порядок осуществления государственных закупок и не распространяется на государственные закупки с применением особого порядка. Меняется процедура оспаривания итогов государственных закупок По административным делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, принятого в рамках рассмотрения жалоб на итоги государственных закупок, а также действий (бездействия) судебных исполнителей, предварительное слушание осуществляется не позднее 20 рабочих дней со дня предъявления иска в суд. Указанные дела рассматриваются и разрешаются в течение 10 рабочих дней со дня назначения его к разбирательству в судебном заседании. Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора по административным делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, принятого в рамках рассмотрения жалоб на итоги государственных закупок, и действий (бездействия) судебных исполнителей могут быть поданы в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения в окончательной форме, которое изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня оглашения решения. Усилена адмответственность за нарушение законодательства РК о государственных закупках Необращение или несвоевременное обращение заказчика, организатора государственных закупок либо единого организатора государственных закупок в суд с иском о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок в случае предоставления потенциальным поставщиком или поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, - влечет штраф на должностных лиц в размере 30 МРП. Непредставление или несвоевременное представление заказчиком в уполномоченный орган в сфере государственных закупок сведений об уклонении поставщика от заключения договора о государственных закупках путем невнесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках и (или) антидемпинговой суммы в соответствии с законодательством РК о государственных закупках - влечет штраф на должностных лиц в размере 30 МРП. Необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК о государственных закупках, - влечет штраф на должностных лиц в размере 30 МРП. Вводятся новые Правила установления изъятий из национального режима при осуществлении государственных закупок. Изъятие из национального режима при осуществлении государственных закупок - установленное актом правительства одного государства - члена ЕАЭС ограничение доступа потенциальных поставщиков (подрядчиков, соисполнителей) других государств - членов к участию в процедурах государственных закупок конкретных товаров (работ, услуг) либо ограничение доступа к государственным закупкам, осуществляемым в определенных отраслях экономики. Правительство РК в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных производителей товаров устанавливает изъятия из национального режима на срок не более двух лет. Начнут действовать новые Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок Реестры в сфере государственных закупок (далее - реестры) подразделяются на следующие виды: 1) реестр потенциальных поставщиков; 2) реестр заказчиков; 3) реестр договоров о государственных закупках; 4) реестр недобросовестных участников государственных закупок; 5) реестр жалоб; 6) реестр опыта работы потенциальных поставщиков. Реестры в сфере государственных закупок формирует и ведет уполномоченный орган в сфере государственных закупок на казахском и русском языках, в электронном виде посредством единой платформы закупок. Сведения размещаются на веб-портале и доступны для ознакомления заинтересованным лицам без взимания платы. Какие товары, работы, услуги будут закупать у малого и среднего бизнеса в рамках ГЗ В перечень закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ) включили: · товары, закупаемые у физических и юридических лиц, находящихся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг; · работы, не связанные со строительством, выполняемые физическими и юридическими лицами РК; · услуги, оказываемые физическими и юридическими лицами РК. При этом стоимость указанных ТРУ не должна превышать 50 тыс.МРП Правила не распространяются на госзакупки ТРУ, осуществляемых в соответствии с перечнем ТРУ, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом, а также на государственные закупки ТРУ, на которые решением правительства установлены изъятия из национального режима.
Также Минфин утвердил Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка. Государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в случаях приобретения: 1) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения; 2) товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах. Решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана. При этом госзакупки осуществляются одним из следующих способов: 1) конкурса; 2) из одного источника. Обновлены Правила использования единой платформы закупок с 1 января 2025 года Единая платформа закупок (веб-портал) - информационная система уполномоченного органа в сфере государственных закупок, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок и закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора. Для работы на веб-портале нужно: · установить аппаратно-программное обеспечение для возможности использования сертификатов (открытый и закрытый ключ) ЭЦП; · получить сертификаты (открытый и закрытый ключ) ЭЦП; · пройти процедуры регистрации на веб-портале. Услуги пользователям по использованию веб-портала оказываются на платной основе. Посмотреть сведения по опубликованным закупкам можно бесплатно. Какие функции доступны на веб-портале: · подача заявки на участие в госзакупках и закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора; · подача соглашения об участии в закупках способом из одного источника; · предоставление ценового предложения; · согласование и подписание договора о госзакупках и договора о закупках отдельных субъектов квазигоссектора. Расширен Перечень услуг по госзакупкам с дополнительными требованиями к поставщикам Минфин утвердил Перечень отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования В перечень включены услуги: · по медицинскому осмотру, · по организации питания, · по утилизации медицинских отходов, · по независимой оценке корпоративного управления, · по посадке цветов и их содержанию (ранее речь шла о приобретении цветов и услуг по их содержанию) Также в перечень входят работы по содержанию автомобильных дорог. Минфин утвердил новый перечень товаров по госзакупкам с типовыми конкурсными документациями Новый «Перечень видов товаров, работ, услуг, государственные закупки которых осуществляются в соответствии с типовыми конкурсными документациями, аукционными документациями» включает в себя: товары легкой и мебельной промышленности; организационную технику; автомобильное транспортное средство; дизельное топливо. А также услуги периодических печатных изданий и услуги связи. Утвержден Перечень ТРУ ежедневной и еженедельной потребности в госзакупках Перечень товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса, аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках будет применяться с 1 января 2025 года. Новый Перечень по содержанию не изменился и полностью соответствует ранее утвержденному перечню действующему по 31 декабря 2024 года. Государственные закупки по Перечню осуществляются в объеме, не превышающем объема государственных закупок таких товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца. Обновлены перечни товаров, работ, услуг для госзакупок едиными организаторами
В новой редакции изложены перечни товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются единым организатором государственных закупок: · республиканского значения; · области; · города республиканского значения и столицы; · района области, города областного значения, района в городе областного значения. Обновлен Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений лиц с инвалидностью В частности, в перечне производимых товаров каждому товару присвоена отдельная позиция. Также всем товарам, работам и услугам добавлены коды по единому номенклатурному справочнику товаров, работ и услуг. Утвержден Перечень товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом: Способом конкурса приобретаются: · Работы по разработке технико-экономического обоснования и градостроительных проектов; · Работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов, осуществляемые аккредитованными экспертными организациями. Способом конкурса с использованием рейтингово-балльной системы приобретаются: · Строительно-монтажные работы; · Работы по разработке проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации; · Инжиниринговые услуги по техническому надзору и (или) управлению проектами по строительно-монтажным работам. МНВО утвердило Правила приобретения научно-исследовательскими институтами и вузами товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения научных исследований и научных работ Основными задачами закупа являются: 1) повышение качества научных исследований через обеспечение научно-исследовательских институтов, организаций высшего и (или) послевузовского образования качественными товарами и услугами, необходимыми для проведения научных исследований; 2) эффективное использование бюджетных средств через обеспечение экономически целесообразного расходования бюджетных средств при закупе товаров, работ и услуг; 3) обеспечение конкуренции через создание условий для честной и добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, что способствует улучшению качества товаров, услуг, работ и снижению их стоимости; 4) эффективное использование научного оборудования через представление субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступа к совместному (коллективному) использованию приобретенного оборудования через E-lab; 5) обеспечение прозрачности и открытости закупок, через установление четких и прозрачных процедур закупок, в целях исключения коррупционных рисков и злоупотребления.
Медицина, здравоохранение Казахстанцы будут давать согласие или отказ на прививки в электронном виде Кроме того, медицинский работник, получивший вызов к привитому лицу, немедленно обслуживает данный вызов, оказывает неотложную медицинскую помощь и при показаниях госпитализирует его. При подозрении на неблагоприятные проявления после иммунизации медработник немедленно передает электронное экстренное извещение в территориальное подразделение государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Минздрав утвердил перечень документов, которые нужны, чтобы установить факт причинения вреда жизни и здоровью пациента В независимую экспертную комиссию предоставляются копии следующих документов (нарочно в бумажном варианте и (или) электронном варианте): · обращение пациента либо его супруга (супруги), близкого родственника или законного представителя; · согласие пациента либо его супруга (супруги), близкого родственника или законного представителя на сбор и обработку персональных медицинских данных и обработку персональных данных; · сертификат специалиста для допуска к клинической практике медицинского работника, в отношении которого проводится экспертиза; · документы, подтверждающие трудовую деятельность работника, в отношении которого проводится экспертиза; · история болезни пациента; · медицинская документация; · свидетельство или справка о смерти (при их наличии); · патологоанатомическое заключение о причине смерти и диагнозе заболевания (при их наличии); · результаты исследований патологоанатомической диагностики; · заключение медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности и (или) степени утраты трудоспособности (при их наличии); · финансовый документ, подтверждающий оплату фактических расходов пациента, связанных с заболеванием (при их наличии); · результаты лабораторных и инструментальных исследовании (при их наличии); · документы на оказание платных услуг (при их наличии). С 1 января в Казахстане сокращен перечень лекарств, полагающихся гражданам в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Исключены следующие препараты: · «Фуросемид, таблетка», «Ивабрадин, таблетка»; · «Олодатерол и Тиотропия бромид, раствор для ингаляций»; · «Софосбувир, таблетка». · «Прегабалин, капсулы»; · «Амисульприд, таблетка», раствор для приема внутрь»; · «Эмтрицитабин, Тенофовира дизопроксил и Эфавиренз, таблетка», «Эмтрицитабин, Тенофовира дизопроксил и Рилпивирин, таблетка»"; · «Прегабалин, капсула»; · «Валганцикловир, таблетка», «Эверолимус, таблетка». С 1 января 2025 года в РК действуют новые Правила выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек Личная медицинская книжка (ЛМК) - персональный документ, в который заносятся результаты обязательных медицинских осмотров с отметкой о допуске к работе, полностью воспроизводящий вид и информацию (данные) в электронно-цифровой форме. ЛМК выдается с отметкой о допуске к работе и удостоверяется посредством ЭЦП сотрудника и QR-кода субъекта здравоохранения. Выдача ЛМК осуществляется медицинскими организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющими лицензию на медицинскую деятельность и зарегистрированными в информационной системе Система управления ресурсами. Учет ЛМК производится в электронном журнале учета в медицинской информационной системе (МИС). ЛМК заполняется по выбору владельца ЛМК на казахском или русском языках. Фотография владельца ЛМК переносятся в ЛМК путем синхронизации из соответствующих государственных информационных систем, закрепляется QR-кодом субъекта здравоохранения, где осуществляется медицинский осмотр. При отсутствии фотографии в информационных системах вносится в ручную с носителей. В сведениях о владельце ЛМК указываются профессия и должность, место работы, дата рождения, место жительства. Результаты врачебных осмотров и лабораторных исследований переносятся в модуль ЛМК путем синхронизации из МИС. Сведения о положительных итогах сдачи экзамена после прохождения гигиенического обучения работников будут вносить в информационную систему государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Напомним, гигиеническое обучение проходят декретированные группы населения (работники общепита, педагоги, воспитатели, медицинские работники, проводники, стюардессы, работники сферы бытовых услуг).
Реестр экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ) начнут вести в 2025 году МТСЗН утвердило правила ведения реестра независимых экспертов медико-социальной экспертизы. Принятие правил связано с тем, что с 1 января 2025 года начнет действовать ст.156 Социального кодекса, которая регламентирует порядок установления инвалидности и степени утраты трудоспособности в заочном проактивном формате. В частности, говорится, что уполномоченным госорганом к проведению медико-социальной экспертизы в указанных случаях привлекаются независимые эксперты медико-социальной экспертизы на основе контракта на оказание экспертных услуг. Для включения в реестр нужно подать заявление и приложить ряд подтверждающих документов, а затем пройти тестирование. Тесты состоят из 90 вопросов по законодательству РК в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью, по основам проведения МСЭ, по оценке потребностей освидетельствуемого лица в мерах соцзащиты.
Утверждены Правила и критерии оценки результатов работы независимых экспертов медико-социальной экспертизы Критерии оценки: · своевременность вынесения экспертного решения; · соответствие категории инвалидности (группы инвалидности) к степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности; · установление степени УОТ участнику системы обязательного социального страхования при первичном освидетельствовании; · установление степени УОТ при повторном освидетельствовании; · разработка социальной части индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (ИПР) Оценка проводится в автоматизированном режиме в информационной системе «Централизованный банк данных лиц, имеющих инвалидность», итоги отражаются в личном кабинете эксперта. При неудовлетворительной годовой оценке работы эксперта его могут исключить из реестра независимых экспертов МСЭ. Как будут оплачивать услуги независимых экспертов медико-социальной экспертизы Независимый эксперт МСЭ ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в ведомство уполномоченного органа подписанный акт выполненных работ. Ведомство уполномоченного органа в течении 5 рабочих дней со дня получения АВР: 1) проверяет правильность и достоверность его заполнения; 2) в случае неправильного и недостоверного заполнения возвращает на доработку независимому эксперту МСЭ посредством электронной почты или нарочно с указанием замечаний. Независимый эксперт МСЭ в течение двух рабочих дней дорабатывает его и повторно направляет в ведомство уполномоченнного органа для рассмотрения; 3) в случае правильного и достоверного заполнения подписывает АВР и производит оплату услуг независимого эксперта МСЭ. Министерство труда утвердило правила и методику формирования тарифов на специальные социальные услуги Формирование тарифов на специальные социальные услуги осуществляется в следующем порядке: 1) сбор финансово-экономической и статистической информации для расчета тарифов; 2) отбор субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги рабочим органом; 3) расчет и моделирование тарифов на основе предоставленных субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги, данных по финансово-экономической деятельности и статистической информации; 4) рассмотрение, согласование и утверждение размера тарифов. При расчете тарифа на оказание гарантированного объема специальных социальных услуг используются следующие общие показатели: 1) базовый должностной оклад (БДО), 3) количество часов в день на оказание специальных социальных услуг; 4) нормы приобретения мягкого инвентаря.
Энергетические напитки, алкогольная продукция, пиво С 1 января вводится запрет на продажу энергетиков молодым казахстанцам В кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» добавлено понятие «энергетический напиток» - безалкогольный и слабоалкогольный напиток, имеющий в своем составе кофеин и содержащие его растения (растительные экстракты), таурин, гуарану, мате, а также лекарственные растения и их экстракты, оказывающие тонизирующее действие, сахар, минеральные вещества, легко усвояемые углеводы, витамины и витаминоподобные вещества, субстраты и стимуляторы энергетического обмена, оказывающий негативное влияние на организм человека при его чрезмерном употреблении, за исключением кофе и чая. Вводятся меры по профилактике и ограничению употребления энергетиков. В частности, установлено, что профилактика и ограничение потребления энергетических напитков направлены на защиту здоровья населения от последствий их потребления и предупреждение возникновения неинфекционных заболеваний. Запрещается реализация энергетических напитков: 1) лицам в возрасте до 21 года; 2) без непосредственного участия продавца посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств; 3) без наличия документов об оценке (о подтверждении) соответствия.
Ставка акциза на пивоваренную продукцию составит 90 тенге за 1 литр. Техрегламент «О безопасности алкогольной продукции» утвердили в Минздраве Документ устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории РК требования к алкогольной продукции, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения. Разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей алкогольной продукции относительно её назначения и безопасности.
Образование В перечень организаций образования в зависимости от реализуемых образовательных программ добавлены образовательно-оздоровительные организации образования. В Номенклатуре видов организаций образования к специализированным организациям образования добавлены сетевые школы. Работу детских профильных лагерей регламентировало Министерство просвещения В Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей добавлена одноименная глава. Детский профильный лагерь является организацией дополнительного образования, в которой создаются благоприятные условия для полноценного физического, психологического и морально-нравственного развития личности ребенка. Профильными направлениями лагерей являются спортивное, оборонно-спортивное, военно-патриотическое, физкультурно-оздоровительное, языковое, лингвистическое, дебатное, ораторское мастерство, национально-культурное, этническое, театральное, актерское, трудовое, техническое, робототехника, STEM, искусственный интеллект, IT, туристическое, археологическое, экологическое, краеведческое, развитие лидерства, литературное, художественно-эстетическое или волонтерское направления, направление по выбору или многопрофильное направление. Основные виды детских профильных лагерей: · лагеря дневного пребывания - создаются на базе общеобразовательных школ во время каникул; · палаточные, юрточные лагеря. Согласно возрастным и психологическим особенностям детей в лагере создаются группы, отряды, профильные объединения по 10-30 человек. Одновозрастные и разновозрастные дети в лагере объединяются по интересам в студию, ансамбль, группу, кружок, театр (группы). Группы формируются в соответствии с добровольным выбором самих детей. Лагерь функционирует в каникулярное время и обеспечивает физкультурно-оздоровительную, военно-патриотическую, этно-культурную, туристско-краеведческую и экскурсионную деятельность, природоохранную и экологическую работу, отдых и развлечение детей. Образовательная деятельность осуществляется согласно программам и учебным планам соответствующей ступени. Для занятий кружков предусматривается 2 часа в день. Занятия проводятся по группам, всем составом объединения в соответствии с программой. В каждой группе количество детей не менее 15 человек. Новые квоты при поступлении в вузы вводят в Казахстане с 1 января 2025 года Установлены квоты приема на учебу в вузы от утвержденного государственного образовательного заказа для: · граждан из числа лиц с инвалидностью первой или второй группы, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью - 2%; (было 1%) · ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, - 0,2%; (было - 0,5%) · детей из семей, воспитывающих детей с инвалидностью с детства, лиц с инвалидностью первой или второй группы, - 2%; (было - 1%) · граждан РК, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву, - 2,5%. (ранее данной квоты не было) Остальные квоты остались без изменения. С 1 января вводятся новые правила оказания госуслуг по выдаче лицензии на занятие образовательной деятельностью в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, духовного образования, образовательно-оздоровительных услуг несовершеннолетним Нововведением является регламентация выдачи лицензии на оказание образовательно-оздоровительных услуг несовершеннолетним. Услугу оказывает Комитет по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК и территориальные департаменты Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК. Для получения государственной услуги услугополучатель направляет заявление услугодателю через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz, документы по перечню. Также утверждена форма Проверочного листа за системой образования в части предоставления образовательно-оздоровительных услуг несовершеннолетним. Обновлены Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности организаций, предоставляющих начальное, основное среднее, общее среднее, техническое и профессиональное, послесреднее, духовное образование, образовательно-оздоровительные услуги несовершеннолетним.
Транспорт С 1 января 2025 года меняются правила работы агрегаторов такси и таксистов Физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, индивидуальные предприниматели или юридические лица перед началом осуществления деятельности в качестве перевозчика такси обязаны направить в местный исполнительный орган уведомление о начале деятельности. Агрегаторы такси смогут допускать водителя к управлению легковым такси после заключения с ним трудового договора. Подача уведомления осуществляется автоматически. Контроль за соблюдением данных требований возлагается на информационно-диспетчерскую службу такси.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |