| ||||||||||||||||||||
|
|
|
18.12.2024 Дробление бизнеса в Казахстане: опыт России и наше потенциальное будущее
Бисултанова Жанерке Ерболовна, Заместитель Директора Юридического Департамента «Просто Бэк-офис»
Предприниматели Казахстана с тревогой восприняли новости о принятии новой редакции Налогового кодекса Республики Казахстан (НК РК 2025[1]). Особое беспокойство вызывает тема дробления бизнеса, которая часто используется для снижения налоговой нагрузки. Проект НК РК прошел несколько этапов разработки, и в каждом из них вносились существенные изменения. В редакции проекта документа от июля 2024 года мы впервые официально увидели потенциальные нормы, регулирующие дробление. Однако в версии НК РК 2025 от сентября 2024 года они были исключены.
Отсутствие в законе, но не в практике: как КГД может бороться с дроблением бизнеса Наши специалисты всё же проанализировали опыт России и сравнили его с той самой редакцией налогового кодекса, где были положения о дроблении бизнеса.
Опыт России В Российской Федерации дробление бизнеса не закреплено в Налоговом кодексе напрямую. Вместо этого регулирование осуществляется через письма и разъяснения Федеральной налоговой службы[2]. В РФ дробление определяется как схема разделения бизнеса на несколько формально независимых субъектов для минимизации налогов. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 6 000[3] судебных дел разного характера и этапа по вопросам дробления бизнеса. · Налоговая РФ выделяет несколько признаков дробления в своих письмах: · Единое руководство компании; · Наличие общих участников и бенефициаров; · Использование одних и тех же ресурсов (сотрудники, помещения, оборудование); · Разделение бизнеса на несколько лиц, использующих разные налоговые режимы для минимизации налоговой нагрузки. Если добросовестный предприниматель соответствует критериям и признакам, это не обязательно означает, что он пострадает. Всё зависит от доказательной базы налогового органа, а также аргументов ответчика и доказательств в опровержение вывода налоговиков, так как описаны статьями (https://kontur.ru/articles/5384) случаи, когда суды РФ не удовлетворяли требования налоговиков. Например: 1) Для усиления бизнеса привлекался новый акционер, но его не было экономически целесообразно вводить в состав действующего бизнеса, поэтому для его привлечения был открыт иной субъект; 2) Фарм.компания намеренно выделила из главной компании несколько юр. лиц, так как имела негативный опыт с тем, что по ошибке одного фармацевта у всей крупной компании отобрали лицензию, и бизнес долго «стоял», поэтому выделили юр. лица под разные точки, чтобы подобные форс-мажоры не тормозили компанию; 3) Создание иных юр. лиц с целью эффективности управления, что обозначалось утверждённым бизнес-планом, который подробно описывал план по доведению до «идеала» одной компании и проведения работ по повышению эффективности в других компаниях до уровня «идеальной компании».
Сравнение с Казахстаном и выводы Нормы, которые были в редакции проекта Нового Налогового кодекса от июля 2024 года (в последних редакциях этих норм нет) полностью соответствуют критериям и признакам дробления, которые Налоговая РФ выделяет в своих письмах и разъяснениях. Но в отличии от писем Налоговой РФ, в нашей редакции Нового Налогового кодекса были отражены только сами критерии без разъяснений и уточнений к ним. При отсутствии судебной практики и разъяснений к нормам предпринимателю сложнее понимать, как будет трактоваться его случай при спорах с КГД. Учитывая фискальные цели КГД по пополнению бюджета и международный опыт и практику соседних стран, таких как Россия, Казахстан, вероятно, начнёт регулировать дробление через Новый Налоговый кодекс или без него через подзаконные акты и официальные письма, аналогичные российским, потому что сама суть кодифицированного акта (кодекса) в том, что он скорее отражает обобщённые нормы в определённой правовой сфере, когда иные нормативные правовые акты описывают и регулируют точечные вопросы. Наши специалисты сомневаются, что данный вопрос потеряет свою актуальность. Скорее, налоговые органы исследуют практику выявления подобных ситуаций и разработают методы борьбы. В целом, налоговая РК уже имеет инструменты получения информации в виде системы управления рисками (СУР), она направлена на глубокий анализ, основанный на открытых и закрытых (конфиденциальных для предпринимателей) критериях оценки рисков.
Для того, чтобы продемонстрировать заинтересованному читателю сравнение норм проекта НК РК, где присутствовало дробление, мнения специалистов в Казахстане, а также практику в РФ, предлагаем вам ознакомиться подробно с таблицей (ниже текста статьи).
Просто Бэк-офис Аутсорсинг бухгалтера, юриста и HR-ассистента №1.
[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35232438&pos=4;-121#pos=4;-121 [2] Перечень писем: 1) Письмо Федеральной налоговой службы от 2 мая 2023 г. N КЧ-4-7/5569 2) Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2024 г. N БВ-4-7/8051@ О правовых позициях, сформированных судебной практикой и применяемых арбитражными судами при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков дробления бизнеса 3) Письмо Федеральной налоговой службы от 2 мая 2023 г. N КЧ-4-7/5569 О выявлении в ходе налоговой проверки схемы в виде «дробления бизнеса» и необоснованного применения управляющими компаниями освобождения от уплаты НДС [3] Поиск дел можно осуществить здесь: https://ras.arbitr.ru/.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||