| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.12.2025 Принудительный труд при ограничении свободы: уголовно-правовые и пенитенциарные аспекты
Филипец Оксана Борисовна, к.ю.н., ассоциированный профессор (доцент), доцент Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции
Уголовные наказания - это один из механизмов противодействия преступности в любом государстве. Эта категория изменчивая, на которую влияет политический курс государства, экономическое и социальное развитие. Наказания в Уголовном кодексе Республики Казахстан (далее - УК РК) имеют четкую систему построения (расположены по степени строгости с учетом вида уголовного правонарушения). Одним из строгих наказаний за совершение преступлений, на ступень ниже, чем лишение свободы является ограничение свободы. В уголовном и пенитенциарном законодательстве советского периода (Уголовный кодекс Казахской ССР 1959 года и Исправительно-трудовой кодекс Казахской ССР 1971 года) наказание в виде ограничения свободы отсутствовало. Ограничение свободы как основное наказание было впервые введено в уголовное законодательство Казахстана в 1997 году, как мера, позволяющая лицу, преступившему уголовный закон, оставаться в условиях свободы. В Концепции по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 - 2030 годы указано: «За последние пять лет в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня преступности. Общий показатель зарегистрированных уголовных правонарушений ежегодно сокращается»[i]. В этой связи лишение свободы перестает быть преобладающей формой реагирования на преступность в стране и актуальным представляется дальнейшее развитие наказаний, не предполагающих изоляцию от общества, в частности ограничение свободы. За годы правовых реформ национальное законодательство об ограничении свободы в части юридической природы претерпело серьезные изменения - от отбывания наказания «в специальном учреждении без изоляции от общества, в условиях осуществления за ним надзора» (в редакции УК РК 1997 года) до условий, когда «ограничение свободы состоит в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту его жительства под надзором специализированного органа без изоляции от общества» (в редакции УК РК 2002 года)[ii]; изменились сроки наказания - в сторону снижения минимального срока ограничения свободы от одного года (в редакции УК РК 1997 года) до шести месяцев (в редакции УК РК 2014 года); введен обязательный компонент - принудительный труд (в редакции УК РК 2014 года)[iii]. Действующий УК РК (ч.2 ст. 40 УК РК) признал ограничение свободы основным наказанием, назначаемым исключительно при совершении преступления. Часть 6 ст. 81 УК РК закрепляет особенности назначения этого наказания в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (далее - УИК РК) регламентирует порядок и условия отбывания и исполнения данного наказания. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан 2015 года «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» как составная часть уголовного законодательства разъясняет отдельные вопросы назначения судами республики ограничения свободы в отношении лиц, совершивших преступления. Обязательным компонентом ограничения свободы является принудительный труд, который применяется в целях исправления лица, ограниченного в свободе посредством трудовой занятости. Конвенция о принудительном или обязательном труде Международной организации труда 1930 года закрепляет следующее положение: «термин «принудительный или обязательный труд» для целей настоящей Конвенции не включает в себя: любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ» (п.2 ст. 2)[iv]. В статье 24 Конституции Республики Казахстан указано, что «принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения»[v]. Действующие уголовно-исполнительное законодательство соответствует международным стандартам т конституционным нормам о трудовом воздействии в отношении осужденных. Согласно УИК РК по вопросам трудового воздействия на осужденных нашли свое закрепление следующие положения: - общественно полезный труд признается основным средством исправления осужденных (п.4 ч.1 ст. 7 УИК РК) - право на безопасность труда осужденных (п.11 ч.1 ст. 10 УИК РК); - обязанность осужденных добросовестно относиться к труду (п.7 ч.1 ст.11 УИК РК) и другие нормы. Теоретические позиции рассматривают принудительный труд при осуждении лица как исправительно-карательный элемент наказания. Так, О.И. Новикова предлагает принудительный труд рассматривать как «выполнение работы при отсутствии добровольного волеизъявления работника, а также под угрозой применения к нему какого-либо наказания (в том числе насильственного воздействия)»[vi]. Признаками принудительного труда при ограничении свободы являются: 1. размер - 100 часов ежегодно в течение всего срока отбывания наказания; 2. организуется местными исполнительными органами; 3. исполняется в общественном месте не свыше четырех часов в день. В уголовном законе конкретно определен круг лиц, которым суд при ограничении свободы принудительный труд назначать не вправе: осужденные, имеющие постоянное место работы или занятые на учебе; несовершеннолетние; беременные женщины; женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до трех лет; мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет; женщины в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет; мужчины в возрасте шестидесяти трех и свыше лет; лица с инвалидностью первой или второй группы; осужденные, которым наказание заменено на ограничение свободы сроком менее шести месяцев. Если обратится к юридической технике и правилам толкования правовых норм, то следует отметить, что ст. 44 УК РК не отражает правовую природу наказания в виде ограничения свободы. Суть ограничения свободы состоит не только в том, что осужденный за преступление остается в условиях свободы, но и в об обязательном привлечении его к принудительному труду (здесь прослеживается серьезное сходство с привлечением к общественным работам) как необходимого элемента этого наказания. Полагаем справедливым внести изменение в наименование ст. 44 УК РК, озаглавив ее как «Ограничение свободы с привлечением к принудительному труду». Аналогичные поправки для приведения к единообразию правовых актов должны быть внесены в УИК РК касательно формулировки «ограничение свободы», то есть по всему тексту УИК следует ее заменить формулировкой: «Ограничение свободы с привлечением к принудительному труду». Подобные поправки нужно внести в Закон Республики Казахстан 2016 года «О пробации» и ведомственный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан 2014 года «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации». Принудительный труд организуется местными исполнительными органами в общественных местах (ст. 44 УК РК). Согласно ст. 87 Конституции Республики Казахстан, «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории»[vii]. Анализируя ситуацию в сфере трудовой занятости осужденных к ограничению свободы в Республике Казахстан, необходимо отметить проблему - нежелание местных исполнительных органов и других государственных органов оказывать содействие в предоставлении трудовых мест для исполнения принудительного труда при ограничении свободы, что зачастую объясняется, в том числе, и отсутствием четких критериев организационно-правового регулирования неоплачиваемой трудовой деятельности осужденных. Закон Республики Казахстан 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» «регулирует общественные отношения в области местного государственного управления и самоуправления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов»[viii]. Если обратится к данному закону по уголовно-исполнительным аспектам, то следует отметить, что в нем регламентированы вопросы содействия со стороны местных исполнительных органов по вопросам: оказания медицинской помощи осужденным (п.14-5) ч.1 ст.27); организации выполнение общественных работ лицами, осужденными к этому виду наказания (п.12-10) ч.1 ст. 35); занятости осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (п.24) ч.1 ст. 35). При этом с позиции организационно-правовых моментов следует выделить недостаток анализируемого профильного закона, который заключается в том, что в нем отсутствует правовое закрепление содействия со стороны местных исполнительных органов по вопросам организации принудительного труда при ограничении свободы, что является серьезным упущением со стороны законодателя. Полагаем необходимым дополнить ст. 35 Закона Республики Казахстан 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» положением о содействии местных исполнительных органов по вопросам организации принудительного труда при ограничении свободы, для приведения в соответствие с нормами УК РК и УИК РК и изложить предлагаемую норму в следующей редакции: «12-11) организует выполнение принудительного труда лицами, осужденными к ограничению свободы, в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности;». Предлагаемые поправки в законодательство нашей страны (УК РК, УИК РК, Закон РК 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», Закон РК 2016 года «О пробации», ведомственные правовые акты) в части трудовой занятости осужденных к принудительным работам при ограничении свободы имеют организационно-правовой характер и направлены на совершенствование практики применения закона. Помимо этого, для эффективной реализации модели трудовой занятости осужденных в пенитенциарной сфере Республики Казахстан необходимо обеспечить ее четкую организационно-правовую регламентацию. От использования эффективной модели привлечения осужденных к безвозмездной трудовой деятельности (принудительный труд при ограничении свободы) можно прогнозировать такие результаты, как заинтересованность местных исполнительных органов в предоставлении рабочих мест, развитие личностных способностей осужденных посредством привлечения к труду, эффективное повышение их профессионального мастерства и, как результат, исправление осужденных и предупреждение с их стороны новых уголовных правонарушений. Пункт 26.9 Европейских пенитенциарных правил содержит рекомендации о том, что трудовая занятость осужденных может обеспечиваться «частными производителями»[ix]. Однако, в казахстанской пенитенциарной практике данная форма организации труда осужденных не получила своего широкого распространения, хотя неоднократно обсуждалась и предлагалась современными учеными и практическими работниками. При этом оценка опыта имплементации норм международных документов в сферу трудовой занятости и трудового привлечения осужденных позволяет сформулировать некоторые меры, которые будут способствовать эффективному применению норм международных стандартов в уголовно-исполнительной системе: 1) при осуждении к ограничению свободы с принудительным трудом учитывать мнение самого осужденного, если не в момент назначения данного наказания, как требуют международные стандарты (Токийские правила 1990 года. и Европейские пенитенциарные правила 2006 года), то учитывать его мнение при определения выбора вида работ; 2) рассмотреть возможность перечисления начисленных денежных сумм за принудительный труд при ограничении свободы в Фонд компенсации потерпевшим (в настоящее время причисление осуществляется в доход государства); 3) выделение и развитие приоритетных направлений экономико-трудовой деятельности осужденных в целях расширения сфер их трудовой занятости (привлечение осужденных для работ в социальных сферах - уход за социально-уязвимыми категориями граждан), в том числе с созданием условий использования принудительного труда при ограничении свободы в частном секторе с учетом потребностей рынков труда в регионах.
[i] Об утверждении Концепции по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 - 2030 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 200// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2500000200 (дата обращения: 30.11.2025). [ii] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K970000167 (дата обращения: 29.11.2025). [iii] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения: 26.11.2025). [iv] Конвенция Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.), ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года № 120-II // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011031 (дата обращения: 29.11.2025). [v] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 29.11.2025). [vi] Новикова О.И. Запрещение принудительного труда как принцип трудового права // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://law.edu.ru 10 (дата обращения: 30.11.2025). [vii] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 29.11.2025). [viii] Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021546&pos=5;-106#pos=5;-106&sel_link=1000980563 (дата обращения: 01.12.2025). [ix] Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом министров 12 февраля 1987 года// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://evolutio.info/ru/hr/docs-coe/r-87-3// (дата обращения: 01.12.2025).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |