|
|
|
ЗАКОН
О мерах по реализации настоящего Закона см. распоряжение Премьер-Министра РК от 1 апреля 2021 года № 74-р
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 23-IV, ст. 112; 2018 г., № 10, ст. 32; № 19, ст. 62; 2019 г., № 7, ст. 37; № 23, ст. 103; № 24-II, ст. 124; 2020 г., № 12, ст. 61; № 13, ст. 67; № 24-II, ст. 116; Закон Республики Казахстан от 2 января 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологии», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 5 января 2021 г.; Закон Республики Казахстан от 5 января 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и предпринимательской деятельности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 6 января 2021 г.; Закон Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с осуществлением деятельности на Каспийском море», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 24 февраля 2021 г.) следующие изменения и дополнения: 1) оглавление дополнить заголовками статей 182-1 и 183-1 следующего содержания: «Статья 182-1. Проект опытно-промышленной добычи урана»; «Статья 183-1. Государственная экспертиза проектных документов и анализов разработки месторождения урана»; 2) в статье 173: в пункте 4: подпункт 1) исключить; подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) утвержденный недропользователем и получивший положительные заключения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проект разработки месторождения урана, предусматривающий разработку месторождения в течение запрашиваемого срока продления периода добычи.»; дополнить пунктом 4-1 следующего содержания: «4-1. Если объемы прироста запасов месторождения урана превышают начальные запасы на тридцать и более процентов согласно отчету по подсчету геологических запасов, положения контракта на добычу урана в отношении такого месторождения должны содержать дополнительные обязательства недропользователя по реализации проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона.»; пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Заявление подлежит рассмотрению в течение двух месяцев со дня его поступления в компетентный орган.»; дополнить пунктами 5-1, 5-2 и 5-3 следующего содержания: «5-1. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган принимает одно из следующих решений: 1) о продлении периода добычи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4-1 настоящей статьи; 2) в случае, предусмотренном пунктом 4-1 настоящей статьи, - о проведении с недропользователем переговоров в сроки и порядке, предусмотренные настоящей статьей; 3) об отказе в продлении периода добычи. 5-2. В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 5-1 настоящей статьи, компетентный орган в течение двух месяцев со дня принятия такого решения проводит переговоры с недропользователем по определению условий и порядка выполнения обязательства, предусмотренного пунктом 4-1 настоящей статьи. 5-3. По результатам переговоров компетентный орган в течение пяти рабочих дней принимает и уведомляет недропользователя об одном из следующих решений о (об): 1) продлении периода добычи, а также условиях и порядке выполнения обязательства, предусмотренного пунктом 4-1 настоящей статьи; 2) отказе в продлении периода добычи.»; пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции: «7. В случае, если контракт на дату подачи заявления о продлении периода добычи соответствует действующему на дату подачи заявления типовому контракту на добычу урана, утверждаемому компетентным органом, при продлении периода добычи между недропользователем и компетентным органом в течение одного месяца со дня принятия решения о продлении заключается дополнение к контракту на добычу урана, предусматривающее продление периода добычи. 8. В случае, если контракт на дату подачи заявления о продлении периода добычи не соответствует действующему на дату подачи заявления типовому контракту на добычу урана, утверждаемому компетентным органом, при продлении периода добычи между недропользователем и компетентным органом в течение двух месяцев со дня принятия решения о продлении заключается контракт на добычу урана в новой редакции, разработанный в соответствии с типовым контрактом на добычу урана.»; 3) статью 176 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания: «7. В период добычи урана допускается проведение доизучения (доразведки) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения урана. 8. Работы по доразведке проводятся в соответствии с проектом разработки месторождения. В случае, если в течение доизучения недропользователем на участке добычи обнаружена новая залежь (совокупность залежей), ее оценка производится в соответствии с дополнением к проекту разработки месторождения.»; 4) в статье 182: пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: «1. Проектными документами в области добычи урана являются: 1) проект опытно-промышленной добычи урана; 2) проект разработки месторождения урана; 3) проект ликвидации последствий добычи урана. 2. Проектные документы в области добычи урана составляются привлекаемой недропользователем на основе договора проектной организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности.»; пункты 3 и 5 исключить; пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. Проекты изменений и (или) дополнений к утвержденным проектам не составляются в случае, если ежегодно объемы добычи, определенные утвержденными проектами, изменяются менее чем на двадцать процентов в физическом выражении от утвержденных показателей за год без изменения горно-геологических и технологических условий отработки месторождения урана. Проектные документы составляются в соответствии с едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр.»; 5) дополнить статьями 182-1 и 183-1 следующего содержания: «Статья 182-1. Проект опытно-промышленной добычи урана 1. Проект опытно-промышленной добычи урана составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Кодексом. 2. Проект опытно-промышленной добычи урана разрабатывается на весь период опытно-промышленной добычи. 3. В проекте опытно-промышленной добычи урана описываются виды, методы и способы работ по опытно-промышленной добыче, примерные объемы и сроки их проведения, а также используемые технологические решения. 4. Требования к содержанию проектов опытно-промышленной добычи урана устанавливаются в единых правилах по рациональному и комплексному использованию недр. 5. Запрещается проведение работ по опытно-промышленной добыче урана, не указанных в утвержденном недропользователем и получившем положительные заключения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекте опытно-промышленной добычи урана, а также при отсутствии такого проекта.»; «Статья 183-1. Государственная экспертиза проектных документов и анализов разработки месторождения урана 1. Государственная экспертиза проектных документов и анализов разработки месторождения урана проводится в целях обеспечения рационального пользования недрами при разработке месторождений урана в соответствии с положительной практикой пользования недрами. 2. Государственная экспертиза проектных документов и анализов разработки осуществляется центральной комиссией по разработке месторождений урана Республики Казахстан (далее - центральная комиссия) с привлечением независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в области геологии и разработки и не заинтересованных в результатах экспертизы. 3. Организация деятельности центральной комиссии, ее состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются положением о центральной комиссии, утверждаемым уполномоченным органом в области добычи урана. 4. Государственная экспертиза проектных документов и анализов разработки месторождения урана проводится в течение двух месяцев. Срок проведения государственной экспертизы по решению центральной комиссии может быть увеличен, но не более чем на три месяца. 5. Результаты проведения государственной экспертизы проектного документа или анализа разработки оформляются экспертным заключением, которое может быть положительным или отрицательным. Копия экспертного заключения в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляется недропользователю. 6. Основаниями для вынесения отрицательного экспертного заключения являются: 1) несоответствие проектного документа или анализа разработки требованиям законодательства Республики Казахстан, в том числе требованиям по содержанию, структуре и оформлению, установленным в единых правилах по рациональному и комплексному использованию недр, и (или) положениям контракта; 2) несоответствие проектного документа или анализа разработки положительной практике пользования недрами; 3) несоответствие проектного документа или анализа разработки отчету об оценке ресурсов и запасов урана; 4) недостаточная техническая и (или) экономическая обоснованность проектных решений, представленных в проектном документе или в анализе разработки. 7. В отрицательном заключении государственной экспертизы проектного документа или анализа разработки приводится обоснование его вынесения и рекомендации по доработке проектного документа или анализа разработки.»; 6) в статье 184: пункт 1 исключить; пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции: «2. Мониторинг исполнения недропользователем проектов опытно-промышленной добычи и разработки месторождения осуществляется посредством проведения анализа разработки месторождения урана, выполняемого не реже одного раза в три года. 3. Требования к проведению анализа разработки месторождения урана устанавливаются в единых правилах по рациональному и комплексному использованию недр, утверждаемых уполномоченным органом в области добычи урана.»; пункты 4 и 5 исключить; пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции: «6. Едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр устанавливаются случаи, когда в рамках анализа разработки могут быть несущественно (менее двадцати процентов) скорректированы отдельные показатели проектных документов. 7. Анализ разработки месторождения представляет собой комплексное изучение результатов геологических, геофизических, гидродинамических и других исследований в процессе разработки на предмет выявления необходимости совершенствования системы разработки месторождения. Анализ разработки месторождения подлежит государственной экспертизе проектных документов.»; 7) в пункте 3 статьи 277: в абзаце тридцать четвертом слова «статьями 178-181» заменить словами «параграфом 2 главы 22»; дополнить абзацами тридцать пятым и тридцать шестым следующего содержания: «статьей 174, пунктами 7 и 8 статьи 176, статьями 178-181; пунктом 7 статьи 182;»; 8) статью 278 дополнить пунктами 14-1 и 22-1 следующего содержания: «14-1. Внесение изменения в контракт на разведку урана, заключенный до введения в действие настоящего Кодекса, в целях продления срока его действия допускается в случае обнаружения месторождения урана для оценки такого обнаружения. К заявлению о продлении срока контракта на недропользование по урану, помимо сведений, указанных в пунктах 12 и 13 настоящей статьи, прилагается письменное обоснование проведения работ и расходов на них в период продления. К заявлению о продлении периода разведки по контракту на разведку урана для оценки обнаруженного месторождения урана, помимо документов, указанных в части второй настоящего пункта, прилагаются сведения, подтверждающие обнаружение месторождения урана (заключение уполномоченного органа по изучению недр об обнаружении месторождения урана, требующего оценки), и географические координаты участка недр, на котором предполагается осуществлять оценку обнаруженного месторождения. Компетентным органом по контрактам на разведку урана, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, определяется уполномоченный орган в области добычи урана.»; «22-1. По контрактам на разведку урана, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, недропользователи вправе осуществлять опытно-промышленную добычу урана. Проект опытно-промышленной добычи утверждается недропользователем и подлежит прохождению предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз. При этом для проведения таких экспертиз не требуется наличие отчета об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых. Внесение изменений в контракты на разведку урана, заключенные до введения в действие настоящего Кодекса, в связи с проведением опытно-промышленной добычи осуществляется в соответствии с пунктом 14-1 настоящей статьи.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ
Нур-Султан, Акорда, 9 марта 2021 года № 14-VIІ ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |