|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 28. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПОРЯДОК ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Растущая экономическая привлекательность Казахстана повлекла за собой увеличение количества мигрантов, пребывающих в Республику Казахстан с целью заработка. Также увеличению миграционных потоков способствовало введение безвизового режима передвижения между большинством государств – участников СНГ, Евразийского экономического союза. Соблюдение режима государственной границы и порядка пребывания лиц на территории Республики Казахстан является необходимым условием государственной безопасности. И одним из механизмов его реализации является привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих указанные правила. Общим объектом данных административных правонарушений являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе соблюдения режима государственной границы и порядка пребывания на территории Республики Казахстан иностранных лиц. Правила въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан регулируются постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.01.2012 года № 148 «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан». Режим государственной границы регламентирован Закон «О Государственной границе Республики Казахстан» от 16 января 2013 года. С объективной стороны рассматриваемые административные правонарушения совершаются в форме активных действий. С субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются умышленно. Субъектами административных правонарушений являются физические, должностные и юридические лица. Составы рассматриваемых административных правонарушений являются по своему выражению формальными, т. е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.
Статья 510. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне и порядка пребывания в отдельных местностях 1. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне при въезде (проходе), временном пребывании или передвижении в пограничной зоне: 1) гражданином Республики Казахстан без документов, удостоверяющих личность; 2) иностранцем или лицом без гражданства без документов, удостоверяющих личность, либо пропусков, выдаваемых органами внутренних дел; 3) иностранцем (жителем приграничных районов сопредельных государств), въехавшим в Республику Казахстан через пункты упрощенного пропуска без документов, удостоверяющих личность, либо уклоняющимся от выезда из Республики Казахстан в установленные сроки, а равно изменение маршрута при следовании иностранцем или лицом без гражданства через пограничную зону по путям международных железнодорожных и автомобильных сообщений к пункту пропуска с целью выезда из Республики Казахстан - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведение общественно-политических, культурных и иных мероприятий в пограничной зоне без уведомления Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК - влекут штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей. 3. Въезд (проход), временное пребывание или передвижение иностранца или лица без гражданства на территории Республики Казахстан, временно закрытой для посещения иностранцами и лицами без гражданства, без разрешения Министерства иностранных дел Республики Казахстан и органов внутренних дел - влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 4. Деяния, предусмотренные частями, второй, третьей настоящей статьи, совершенные иностранцем или лицом без гражданства повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей или административное выдворение за пределы Республики Казахстан. 5. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные гражданином Республики Казахстан повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ В соответствии с пунктом 28) статьи 1 Закона РК от 16 января 2013 года № 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан» (далее – Закон о Государственной границе) пограничной зоной является часть территории Республики Казахстан, примыкающая к пограничной полосе в пределах территории административно-территориальных единиц. Пограничный режим является одним из видов режимов, устанавливаемых в целях защиты Государственной границы в пределах пограничного пространства. Под пограничным режимом понимается установленный порядок въезда, временного пребывания, проживания или передвижения, проведения общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне (ст. 39 Закона о Государственной границе). Контроль пограничного режима осуществляется Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК и Министерством внутренних дел Республики Казахстан. Общим объектом правонарушения является установленный порядок режима Государственной границы Республики Казахстан и порядок пребывания граждан на территории Республики Казахстан. Объективная сторона пункта 1) части 1 комментируемой статьи выражается в нарушении пограничного режима в пограничной зоне при въезде (проходе), временном пребывании или передвижении в пограничной зоне гражданином Республики Казахстан без документов, удостоверяющих личность; Объективная сторона пункта 2) части 1 статьи характеризуется аналогичным нарушением, но совершенным иностранцем или лицом без гражданства без документов, удостоверяющих личность, и пропусков, выдаваемых органами внутренних дел. Пункт 3) части 1 исследуемой статьи содержит в себе два квалифицирующих признака правонарушения: 1) нарушение пограничного режима в пограничной зоне при въезде (проходе), временном пребывании или передвижении в пограничной зоне иностранцем (жителем приграничных районов сопредельных государств), въехавшим в Республику Казахстан через пункты упрощенного пропуска без документов, удостоверяющих личность, и пропуска, выдаваемого Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК; 2) изменение маршрута при следовании иностранцем или лицом без гражданства через пограничную зону по путям международных железнодорожных и автомобильных сообщений к пункту пропуска с целью выезда из Республики Казахстан. Приграничные территории определяются Правительством Республики Казахстан совместно с аналогичными органами соседствующих государств. Например, перечень приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации, а также пунктов упрощенного пропуска закреплен в ратифицированном Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке пересечения казахстанско-российской государственной границы жителями приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации. Пункты упрощенного пропуска через Государственную границу устанавливаются и оборудуются непосредственно в местах пересечения Государственной границы в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.[1325] В соответствии с указанным Соглашением под жителями приграничных территорий понимаются граждане Республики Казахстан и Российской Федерации, постоянно проживающие на приграничных территориях – административно-территориальных единицах Республики Казахстан и Российской Федерации, непосредственно примыкающих к казахстанско-российской государственной границе.[1326] Похожие правовые понятия и положения содержатся в ратифицированном Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о взаимном признании в пределах территорий, приграничных с Республикой Казахстан конкретных местностей[1327]. Порядок въезда, следования и временного пребывания, проживания и передвижения в приграничной зоне урегулирован статьями 40 и 41 Закона о Государственной границе. Въезд иностранцев и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым Министерством внутренних дел Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. В случае следования иностранцев и лиц без гражданства по путям международных железнодорожных и автомобильных сообщений к пункту пропуска с целью выезда из Республики Казахстан их въезд в пограничную зону производится по документам, удостоверяющим личность. Изменение маршрута следования данной категорией лиц запрещается. Лица, находящиеся в пограничной зоне, должны постоянно иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также разрешительные документы. Иностранцы (жители приграничных районов сопредельных государств), въехавшие в Республику Казахстан через пункты упрощенного пропуска, перемещаются в пограничной зоне по документам, удостоверяющим личность, и специальным пропускам, выдаваемым Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК, если таковое предусмотрено международными договорами Республики Казахстан с сопредельным государством. Контроль за въездом, временным пребыванием, проживанием и передвижением в пограничной зоне возлагается на Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК и Министерство внутренних дел Республики Казахстан, которые по согласованию устанавливают места въезда в пограничную зону.[1328] Въезд иностранцев и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым Министерством внутренних дел Республики Казахстан в порядке, определяемом постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2013 года № 734 «Об утверждении Правил выдачи пропусков на въезд в пограничную зону иностранцам и лицам без гражданства и изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан». Пропуски выдаются иностранцам и лицам без гражданства: 1) въезжающим для постоянного жительства – на основании разрешения на постоянное место жительства, выдаваемого органами внутренних дел, или визы соответствующей категории; 2) въезжающим с целью туризма – при наличии визы соответствующей категории или подтверждения от осуществляющей туроператорскую или турагентскую деятельность организации на основании ходатайства; 3) въезжающим с целью учебы – при наличии ходатайства учебного заведения Республики Казахстан или уполномоченного органа Республики Казахстан по вопросам образования; 4) въезжающим с целью работы – на основании ходатайства работодателя при наличии разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, полученного согласно действующему законодательству, а для граждан государств-членов Евразийского экономического союза (далее государства-члены) и членов их семей на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг); 5) въезжающим на лечение – на основании подтверждающих документов, заверенных медицинскими организациями, или путевок в санаторно-курортные организации, расположенные в пограничной зоне; 6) въезжающим по частным делам – на основании приглашения граждан Республики Казахстан, проживающих в пограничной зоне. Субъектами части 1 комментируемого правонарушения являются физические вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Диспозиция части первой рассматриваемой статьи прямо указывает, что субъектами правонарушения могут выступать только: 1) гражданин Республики Казахстан; 2) иностранец или лицо без гражданства; 3) иностранец (житель приграничных районов сопредельных государств). В соответствии со статьей 34 КоАП иностранные граждане несут административную ответственность на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права (часть 3 статьи 34). Объективная сторона части 2 комментируемой нормы выражена двумя противоправными действиями в виде: 1) ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без уведомления Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК; 2) проведение общественно-политических, культурных и иных мероприятий в пограничной зоне без уведомления Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК. В соответствии со статьей 25 Закона о Государственной границ для ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведения общественно-политических, культурных или иных мероприятий на Государственной границе и в пограничной полосе Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК выдаются пропуска на въезд и пребывание в пограничной полосе. Порядок выдачи пропусков определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2013 года № 1275 «Об утверждении Правил выдачи пропусков на въезд и пребывание в пограничной полосе». Пропуск выдается на срок с учетом сроков действия разрешения соответствующих уполномоченных органов на ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведение общественно-политических, культурных или иных мероприятий, но не более одного календарного года. По истечении срока действия пропуск утрачивает силу. Без оформления пропуска в пограничную полосу въезжают лица по случаю смерти (болезни) близких родственников по документам, удостоверяющим их личность, и соответствующим телеграммам (справкам), заверенным медицинскими организациями, а при следовании к местам захоронения родственников – по сведениям, подтверждающим место захоронения. Субъектами правонарушения по части 2, анализируемой статьи, являются физические лица, а также юридические лица в форме субъектов малого, среднего или крупного предпринимательства. Объективная сторона части 3 комментируемого правонарушения характеризуется тремя противоправными действиями (бездействиями) в виде въезда (прохода), временного пребывания или передвижения иностранца или лица без гражданства на территории Республики Казахстан, временно закрытой для посещения иностранцами и лицами без гражданства, без разрешения Министерства иностранных дел Республики Казахстан и органов внутренних дел. Согласно подпункту 3 п.1 статьи 5 Закона РК от 22 июля 2011 года № 477 «О миграции населения» иммигранты в Республике Казахстан имеют право на свободное передвижение по территории Республики Казахстан, открытой для посещения иммигрантами. На основании статьи 9 этого закона контроль за передвижением иностранных граждан по территории Казахстан относится к компетенции органов внутренних дел. ОВД по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан определяют порядок регистрации паспортов иммигрантов, предоставления принимающими лицами информации о пребывающих у них иммигрантах, изготовления и выдачи миграционных карточек, передвижения иммигрантов, въезда иммигрантов в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан. Порядок передвижения иммигрантов, въезда в отдельные местности, закрытые для посещения иностранцам предусмотрен п.32 приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил регистрации паспортов иммигрантов, предоставления принимающими лицами информации о пребывающих у них иммигрантах, изготовления и выдачи миграционных карточек, передвижения иммигрантов, въезда иммигрантов в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан». Правила передвижения иммигрантов, а также въезд в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами осуществляется в соответствии с Правилами выдачи пропусков на въезд в пограничную зону иностранцам и лицам без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2013 года № 734. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственность за противоправные действия, перечисленные частями первой, второй и третьей ст. 510 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Постановление об административном выдворении из Республики Казахстан выносит суд и на основании п.п. 1 и 2 статьи 917 КоАП обязанности по исполнению выдворения по ч. 3 ст. 449 КоАП возложены на ОВД и Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК. Субъектами правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 данной статьи, являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, понятия которым дано в статье 2 Закона РК от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев»: 1) иностранные граждане Республики Казахстан – лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иного государства; 2) лица без гражданства Республики Казахстан - лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Объективная сторона части 5 рассматриваемого правонарушения характеризуется повторными противоправными действиями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, совершенные гражданином Республики Казахстан после наложения административного взыскания. Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 5 комментируемой статьи, являются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 510 КоАП имеют право: 1) по части 4 – судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 ст. 684 КоАП); 2) по частям 1, 2, 4 и 5 - председатели комитетов и начальники департаментов Министерства внутренних дел, начальники территориальных органов внутренних дел, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы области, города республиканского значения, столицы, их заместители (п.1 ч. 2 ст. 685 КоАП); 3) по частям 1, 2, 4 и 5 - начальники отделов, отделений полиции, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы района (города, района в городе) и их заместители (п.2 ч. 2 ст. 685 КоАП); 4) по частям 1, 2, 4 и 5 - начальники линейных отделов, отделений, пунктов полиции органов внутренних дел и их заместители (п.3 ч. 2 ст. 685 КоАП); 5) по частям 1, 2, 4 и 5 – уполномоченные на то должностные лица Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК (ч. 3 и 4 ст. 726 КоАП). Протоколы об административных правонарушениях по части 4 статьи 510 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица 1) органов внутренних дел (п.1 ч. 1 ст. 804 КоАП); 2) Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК (п.44 ч. 1 ст. 804 КоАП); 3) уполномоченные должностные лица органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 510 КоАП Следует отметить, что если правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершены с использованием транспортных средств, судна, в том числе маломерного судна, то на основании статьи 797 КоАП вышеперечисленные должностные лица имеют право задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию этих транспортных средств. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, производится путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания.
Статья 511. Нарушение ограничений, установленных на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан 1. Нахождение физических лиц на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан - влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 2. Строительство и проведение каких-либо работ, за исключением работ, осуществляемых в целях обеспечения противодиверсионной и противопожарной безопасности на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, - влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере шестидесяти месячных расчетных показателей. 3. Стрельба из огнестрельного оружия, использование пиротехнических средств, а также устройство стрелковых тиров, стендов и стрельбищ на территории запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан - влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ В соответствии со статьей 1 Закона РК от 7 января 2005 года № 29 «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», даны понятия запретной зоны и трерритории: 1) запретная зона при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее – запретная зона) – территория, непосредственно примыкающая к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, отведенная в целях обеспечения противопожарной безопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (п.26); 2) запретный район при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее – запретный район) – территория, отведенная в целях обеспечения противодиверсионной безопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Правила установления запретных зон при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований утверждены приказом Министра обороны Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 155 «Об утверждении Правил установления запретных зон при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований». Эти Правила дают правовые понятия используемые в настоящей статье: 1) арсеналы, базы и склады боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований» (далее - объекты хранения) - объекты военного назначения, на которых содержатся более 50 условных вагонов видов и номенклатур боеприпасов к артиллерийскому, танковому вооружению калибра от 57 миллиметров и выше, инженерные боеприпасы, а также авиационные средства поражения и ракеты противовоздушной обороны; 2) запретный район при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее - запретный район) - территория, отведенная в целях обеспечения противодиверсионной безопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 3) запретная зона при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее - запретная зона) - территория, непосредственно примыкающая к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, отведенная в целях обеспечения противопожарной безопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Объектом правонарушения является установленный порядок пребывания на территории запретной зоны и запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан Объективная сторона 1 части комментируемой нормы выражается в нарушении физическим лицом запрета на нахождение на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Запретная зона устанавливается в целях обеспечения противопожарной безопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения объекта хранения составляет 400 метров. При наличии оборудованного защитного экрана, ширина зоны уменьшается в 2 раза. Пунктом 11 вышеотмеченного приказа Министра обороны Республики Казахстан на территории запретной зоны не допускается нахождение физических лиц. Объективная сторона части 2 рассматриваемой статьи выражена двумя противоправными действиями в виде строительства и проведения каких-либо работ, за исключением работ, осуществляемых в целях обеспечения противодиверсионной и противопожарной безопасности на территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Запретный район определяется в целях обеспечения противодиверсионной безопасности объектов хранения органов военного управления. Запретный район устанавливается на расстоянии 3 километров от внешнего ограждения объекта хранения. Пунктом 11 того же приказа Министра обороны Республики Казахстан на территории запретной зоны не допускается, строительство и проведение каких-либо работ, за исключением работ, осуществляемых в целях обеспечения противодиверсионной и пожарной безопасности. Объективная сторона части 3 исследуемой статьи определяется двумя квалифицирующими признаками: 1) стрельба из огнестрельного оружия, использование пиротехнических средств на территории запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; 2) устройство стрелковых тиров, стендов и стрельбищ на территории запретного района при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Пунктом 12 того же приказа Министра обороны Республики Казахстан на территории запретного района не допускается стрельба из всех видов огнестрельного оружия, использование пиротехнических устройств, а также устройство стрелковых тиров, стендов и стрельбищ. Субъектами правонарушения по части 1 комментируемой статьи являются физические вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. По частям 2 и 3 круг субъектов конкретизируется – это: физические лица; субъекты малого, среднего или крупного предпринимательства. Субъективная сторона по всем частям рассматриваемого правонарушения предполагает наличие у виновного прямого умысла. Наличие косвенного умысла по части 1 статьи исключается нормой, указывающей, что границы запретных зон обозначаются на местности хорошо видимыми указателями и надписями на государственном и русском языках. В соответствии со статьей 727 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 511 КоАП и налагать административные взыскания вправе уполномоченные должностные лица органов военной полиции. Если правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершены с использованием транспортных средств, судна, в том числе маломерного судна, то на основании статьи 797 КоАП вышеперечисленные должностные лица имеют право задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию этих транспортных средств. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, производится путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания.
Статья 512. Нарушение режимов территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан 1. Нарушение режима в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, казахстанской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, выразившееся в несоблюдении установленного порядка учета, содержания, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на воде казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей. 2. Ведение в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, казахстанской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без разрешения уполномоченного государственного органа с нарушением установленного законодательством Республики Казахстан порядка - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией транспортных средств и иных предметов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Пунктами 5 и 9 статьи 2 Закона РК от 16 января 2013 года № 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан», даны понятия, используемые в диспозиции исследуемой статьи: 1) территориальные воды (море) Республики Казахстан (далее – территориальные воды (море) – морской пояс шириной двенадцать морских миль, отмеряемый в соответствии с нормами международного права и законами Республики Казахстан от исходных линий на Каспийском море, на который распространяется суверенитет Республики Казахстан, а его внешний предел является Государственной границей; 2) внутренние воды Республики Казахстан (далее – внутренние воды) – составная часть территории Республики Казахстан, которая включает воды: - расположенные в сторону берега от исходных линий на Каспийском море; - заливов, бухт, губ и лиманов, ограниченных прямой линией, проведенной от берега к берегу в месте среднемноголетнего уровня; -портов Республики Казахстан, ограниченных линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и иных постоянных сооружений портов; - Аральского моря, расположенные от Государственной границы в сторону берега Республики Казахстан до гидросооружения Аклак в проливе Берга (в пределах казахстанской части Большого Аральского моря); - пограничных рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Республике Казахстан. Казахстанская часть вод пограничных рек является составной частью пограничного пространства Республики Казахстан, к которому относится Государственная граница и примыкающая к ней территория Республики Казахстан до внешних пределов пограничной зоны с имеющимися территориальными водами (морем) и внутренними водами Республики Казахстан, а также территории пунктов пропуска через Государственную границу, континентальный шельф и воздушное пространство над ними, в пределах которых уполномоченными органами осуществляется пограничная деятельность. Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод (моря) Республики Казахстан на Каспийском море – линии среднемноголетнего уровня (на отметке минус 28,0 метров Балтийской системы высот относительно нуля Кронштадтского футштока), расположенные на материковой части Республики Казахстан и ее островах, а также прямые линии, которые ограничивают пределы внутренних вод Республики Казахстан в заливах, бухтах, губах и лиманах, принадлежащих Республике Казахстан. Объектом посягательства является установленный режим территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан. Объективная сторона по части 1 комментируемой статьи характеризуется нарушением установленного режима в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, казахстанской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Обязательным квалифицирующим признаком является форма выражения нарушения, выразившаяся в несоблюдении установленного порядка учета, содержания, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на воде казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду. Правовые основания выхода в территориальные воды (море)и внутренние воды казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду предусмотрен в статье 48 Закона РК от 16 января 2013 года «О Государственной границе Республики Казахстан». Выход в территориальные воды производится на основании пропусков, выдаваемых Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 19 «Об утверждении Правил выдачи пропусков на выход в территориальные воды (море) и внутренние воды Республики Казахстан казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду». При внесении представлений в Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК на получение пропусков физические и юридические лица вносят сведения о целях, времени и маршруте (районах) выхода в территориальные воды (море) и внутренние воды маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их типе и регистрационных номерах, а также местах приписки. Вносимые представления должны быть согласованы с территориальными подразделениями Комитета национальной безопасности РК и органов внутренних дел Республики Казахстан. Пограничная служба Комитета национальной безопасности РК при ведении поисковых мероприятий в пограничном пространстве вправе вносить ограничения или временно приостанавливать действие пропусков, о чем уведомляются государственные и местные исполнительные органы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |