|
|
|
Новый закон РК «О профессиональных союзах»:
Юлия Чумаченко, партнер Юридической фирмы «AEQUITAS»
Александр Чумаченко, юрист Юридической фирмы «AEQUITAS»
Совершенствование механизма социального партнерства в Казахстане является одним из приоритетных направлений развития нашего государства. Очевидно, что эффективный диалог между работодателем и работниками в значительной степени влияет на социальный климат и установление стабильности как на предприятии, так и в обществе в целом. Отдельные события последних лет в Казахстане продемонстрировали неспособность профсоюзных институтов играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров и подтвердили необходимость принятия решительных шагов по модернизации профсоюзного движения. В этой связи в 2014 году были сделаны важные шаги по совершенствованию казахстанского законодательства, а именно, с 12 июля 2014 года введен в действие Закон РК «О профессиональных союзах». Следует отметить, что Закон вызвал неоднозначную реакцию в правовом сообществе и немало вопросов на предмет его соответствия нормам международного права. Тем не менее, поскольку Закон и другое обновленное законодательство устанавливают новые регуляции по различным вопросам деятельности профсоюзов и трудовых отношений, необходимо правильно их понимать и соблюдать. В этой связи хотелось бы обратить внимание работодателей (в том числе работающих в нефтегазовой сфере, имеющей тяжелые условия труда и всегда подпадающей по пристальное внимание инспекции труда и других контролирующих органов) на наиболее значимые аспекты обновленного законодательства, в том числе на полномочия профсоюзов на территориальном и отраслевом уровнях, особенности труда руководителей профсоюзных органов, порядок избрания работниками своих представителей, новые формы государственного контроля за деятельностью работодателей и ряд других важных вопросов.
Члены профсоюзов
Новый Закон сохраняет прежние подходы к созданию профсоюзов как общественных объединений, основанных на принципах добровольности участия в целях представительства и защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов их членов. Положения Закона применяются к гражданам Казахстана (в том числе находящимся в командировке за пределами республики), иностранцам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан.
Формирование профсоюзов по отраслевому признаку
Новый Закон реформирует систему профсоюзов, предусматривая их формирование исключительно по производственно-отраслевому принципу. Таким образом, теперь отсутствует возможность объединения трудящихся в межотраслевые организации. При этом Законом вводятся понятия локального и отраслевого профсоюзов. Локальный профсоюз представляет собой объединение работников одной или нескольких организаций, связанных общими производственно-профессиональными интересами, то есть является организацией, создаваемой на местном уровне и которая входит в состав отраслевого профсоюза. Отраслевой профсоюз, в свою очередь, объединяет не менее половины общего числа работников одной отрасли деятельности (видов или подвидов экономической деятельности) и смежных с ней отраслей, локальных профсоюзов и является членской организацией республиканского объединения профсоюзов. Очевидны плюсы создания профсоюза на отраслевом уровне, позволяющего осуществлять представительство интересов работников не просто в рамках одного предприятия, а с учетом специфики конкретной отрасли и существующих в ней условий труда, что при независимом статусе профсоюзного органа, его ответственном отношении к интересам представляемых им работников, а также при должной активности самих членов профсоюза позволит обеспечить их наиболее эффективную защиту. Такое законодательное решение имело под собой практическую основу. Например, в 2013 году Совет по развитию социального партнерства и урегулированию трудовых споров и конфликтов АО НК «КазМунайГаз» выступил с инициативой создания единого, вертикально интегрированного отраслевого профсоюза работников нефтегазовой отрасли со статусом республиканского общественного объединения. 8 сентября 2013 года в г. Астане состоялся учредительный съезд Республиканского общественного объединения Отраслевой профессиональный союз работников нефтегазового комплекса с участием представителей профсоюзных объединений предприятий КМГ, занимающихся разведкой, добычей, транспортировкой нефти и газа, нефтепереработкой, а также работающих в сервисном секторе. В данный момент профсоюз работников нефтегазового комплекса входит в Федерацию профсоюзов Республики Казахстан и его численность превышает 30 тысяч членов[1].
Особенности труда членов профсоюзов
Законодательством изначально были предусмотрены дополнительные меры защиты работников, являющихся членами профсоюза. Это, прежде всего, возможность расторжения трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случае сокращения численности или штата организации и по ряду иных оснований, только с учетом мотивированного мнения органа профсоюза. Теперь Трудовой кодекс дополнен новой главой, регулирующей особенности труда работников, входящих в состав профсоюзных органов. В частности, члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы: · не могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям без мотивированного мнения профсоюзного органа, членами которого они являются; · для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов на время профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах (конференциях), созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов, президиумов освобождаются от основной работы.
Представители работников и порядок их избрания
В соответствии с ранее действовавшим законодательством при отсутствии профсоюза в организации представителями ее работников могли стать физические или юридические лица, избранные работниками в соответствующем порядке. При этом специальный порядок наделения полномочиями работниками таких представителей не определялся ни в одном нормативном правовом акте. Соответственно, применялись общие гражданско-правовые нормы о представительстве и полномочия представителей оформлялись доверенностями. Однако в масштабе многих предприятий и их трудовых коллективов, насчитывающих иногда сотни или даже тысячи работников, оформление доверенности каждым работником весьма затруднительно технически и затратно по времени. Поэтому сложилась практика, когда трудовой коллектив проводил общее собрание (конференцию) и на нем принимал решение об избрании тех или иных лиц (чаще всего активистов из штата работников данного предприятия) в качестве представителей. Теперь эта практика узаконена, и обновленное законодательством определение института «представители работников» гласит, что представителями работников могут быть органы профсоюзов, а при их отсутствии - выборные представители, избранные и уполномоченные работниками на общем собрании работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников. Тем не менее, даже после законодательных уточнений остаются открытыми ряд вопросов относительно представителей работников. В частности, не ясно, каким образом будет осуществляться представительство интересов тех работников, которые в силу тех или иных причин не присутствовали на собрании (ведь законодательно установленный кворум допускает присутствие на собрании двух третей трудового коллектива), или вновь нанимаемых работников, пришедших в компанию уже после проведения собрания. Должны ли такие работники подчиниться решению трудового коллектива или подтвердить свое согласие с данным решением? Что для этого требуется - подать заявление о присоединении к решению трудового коллектива или каким-либо иным способом выразить свою позицию? Или решение трудового коллектива при соблюдении кворума и порядка голосования на собрании будет распространяться на них автоматически? Порядок созыва и проведения общего собрания (конференции) работников по-прежнему не регламентирован в деталях. Законодатель ограничился определением необходимого кворума и количества голосов для принятия решения об избрании представителей работников, а все процедурные моменты никак не регламентируются. Например, не урегулированы вопросы по уведомлению работников о предстоящем собрании и допустимых сроках для направления такого уведомления, необходимости выбора председательствующего и секретаря собрания, формирования счетной комиссии, по ведению и оформлению протокола, возможности заочного голосования (например, путем отправки электронного сообщения, заверенного электронной цифровой подписью в целях придания такому сообщению полной легитимности) и другие процедуры. Эти вопросы особенно актуальны для больших компаний, имеющих структурные подразделения в различных областях республики и за ее пределами, когда собрать весь трудовой коллектив на общее собрание практически невозможно. Согласно теории казахстанского права для восполнения существующих пробелов при осуществлении гражданско-правовых отношений допускается применение права и законодательства по аналогии. Принимая во внимание тесную связь трудовых и гражданско-правовых отношений, мы допускаем, что в данном случае может быть применим указанный принцип к порядку проведения собрания трудового коллектива, и можно применить по аналогии правила, предусмотренные нормами, регулирующими порядок проведения общего собрания участников (акционеров) в юридических лицах. Одним из путей решения всех вышеперечисленных вопросов мы считаем детальное определение необходимых процедур во внутреннем документе компании.
Новые формы контроля за компаниями - работодателями со стороны государства
Согласно Концепции социального развития Казахстана до 2030 года поставлена задача к 2016 году привести методологию работы инспекции труда в соответствие с Конвенцией Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Законом Республики Казахстан от 7 мая 2001 года. Это означает, что инспектор труда получит возможность посещать предприятия без предупреждения, что позволит наилучшим образом защищать трудовые права работников. Кроме того, будет оптимизирован государственный контроль в сфере труда путем добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда, которое наряду с ужесточением ответственности за нарушение трудового законодательства позволит сократить количество государственных проверок предприятий инспекторами труда. Первые шаги по пути реализации вышеуказанной государственной программы сделаны в рамках вводимых законодательных изменений в связи с принятием Закона - введен контроль в форме посещения компаний инспекторами труда, а также работодатели на практике приступили к добровольному декларированию соответствия существующих в их компаниях условий труда требованиям законодательства.
Посещение
Трудовой кодекс дополнен нормами о контроле за деятельностью компаний-работодателей со стороны государственной инспекции по труду в форме посещения. При посещении компании инспектором труда не требуются предварительное уведомление работодателя и регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, как это предусмотрено при проведении плановых и внеплановых государственных проверок. Продолжительность посещения не должен превышать один день. По результатам посещения инспектором труда составляется акт о результатах посещения без возбуждения дела об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением посещаемому субъекту порядка устранения выявленных в результате посещения нарушений.
Добровольное декларирование
Практика добровольного декларирования широко используется за рубежом: если предприятие заявляет, что будет создавать условия труда, соответствующие стандартам, обязуется выплачивать зарплату своевременно, дополнительно на тяжелой работе будет предоставлять определенную материальную поддержку, соблюдать охрану труда по стандартам, тогда добровольное декларирование перед работником и перед обществом дает возможность сокращения проверок. В 2013 году Министерство труда и социальной защиты приступило к реализации пилотного проекта по осуществлению добровольного декларирования в четырех областях Казахстана - Алматинской, Павлодарской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской. Первые итоги были подведены на состоявшемся 30 июля 2014 года расширенном заседании коллегии с участием руководителей структурных подразделений центрального аппарата ведомства и заместителей акимов четырнадцати областей и городов Астаны и Алматы, а также руководства областных управлений координации занятости и социальных программ и инспекций труда. В первом полугодии 2014 года добровольное декларирование по вопросам соблюдения охраны и безопасности труда прошли девятнадцать предприятий, которые получили «Сертификат доверия», освобождающий их от плановых проверок на три года. В их числе и компании, осуществляющие деятельность в нефтегазовом секторе, например, Павлодарский нефтехимический завод[2]. * * *
Выстраивание трудовых отношений - включая вопросы создания профсоюза, избрания представителей работников, согласования с ними соответствующих актов работодателя, заключения коллективного договора, урегулирования возникающих трудовых споров и т.д. - для работодателя и работников всегда является достаточно сложным процессом, в том числе и с правовой точки зрения. Поэтому успех в этом деле напрямую зависит от наличия в компании квалифицированного юриста или независимого юридического консультанта, которые помогут сделать все необходимые подготовительные шаги к тому, чтобы данный процесс прошел с наилучшим результатом. [1] Источник: http://egov.kz/wps/portal. [2] Источник: www.inform.kz/rus/article/2682416
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |