|
|
|
Юридическая профессия: Перспективы и развитие
Ануарбек Скаков, Председатель палаты юридических консультантов г.Астана
В настоящее время в Мажилисе Парламента РК началось рассмотрение проекта внесений изменений в Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». С началом рассмотрения вышеуказанного законопроекта в текущем 2023 году, ожидаемо началось активное обсуждение предлагаемых изменений, но при этом, отдельные выказывания не только содержать критику в адрес Министерства юстиции РК и Республиканской коллегии юридических консультантов, но и направлены исключительно на скандализацию законодательных поправок, а также имеют откровенно недостоверный и неэтичный характер. Ярким примером является высказывание что якобы большинство действующих Палат юридических консультантов, против предлагаемых поправок в части обязательности членства в Республиканской коллегии юридических консультантов. Но, в действительности, как раз наоборот против обязательности членства в республиканской коллегии выступает небольшая группа «анархистов», а также «инагентов», которых устраивает текущая разобщённость юридического сообщества и фактическая безответственность, из-за которой напрямую страдает качество юридической помощи, оказываемой населению. При этом, большинство юридических консультантов различных регионов страны, либо позитивно оценивают значение этих поправок, либо относятся к ним безразлично. Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» был принят 05.07.2018г., с тех пор прошло больше 5-ти лет, а разобщенность юридического сообщества продолжается и некоторые Палаты юридических консультантов, вместо своей прямой деятельности по защите интересов юристов и контроля качества оказания юридический помощи, превратились в коммерческие структуры, стремящиеся переманить к себе членов других палат путем агрессивной рекламы, что полностью искажает смысл создания палат юридических консультантов и подрывает авторитет юридической профессии в обществе. В связи с этим, с целью разъяснения истинного смысла консолидации юридических консультантов в рамках обязательности членства в Республиканской коллегии, возникла необходимость в публикации настоящей статьи. В 2021 году были внесены изменения в Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в связи с чем была создана Республиканская коллегия юридических консультантов на основе добровольного членства, в состав коллегии вошли 15 Палат, включающих на тот период - 2 679 юридических консультантов. В дальнейшем некоторые Палаты объединились путем слияния, в связи с чем в настоящее время в состав Республиканской коллегии входят 13 Палат юридических консультантов, включающих по состоянию на 01.11.2023г. - 3 821 юридических консультантов, при этом некоторые из Палат имеют структурные подразделения - филиалы в других регионах страны. Таким образом, численность членов Палат юридических консультантов, входящих в состав Республиканской коллегии за 2 года работы Коллегии увеличилась на 42 %. Республиканская коллегия юридических консультантов в настоящее время реализует следующие функции: - централизованное повышении квалификации и методологическое обеспечение деятельности юридических консультантов; - представительство и защита интересов юридических консультантов в центральных органах исполнительной и законодательной власти; - разработка предложений по изменению законодательства с целью обеспечения гарантий деятельности и расширения полномочий юридических консультантов; - социальная поддержка и защита юридических консультантов; - развитие электронных информационных ресурсов, направленных на автоматизацию деятельности юридических консультантов и консолидацию с информационными базами данных государственных органов; - координация деятельности юридических консультантов по решению актуальных вопросов судебной практики и правоприменения (возмещение судебных расходов, доступность базы судебных решений, единообразие судебной практики, равноправие сторон судопроизводства и т.д.). Решение этих и иных вопросов требует наличие соответствующих человеческих, материальных ресурсов и материально-технического оснащения и объединение усилий всех территориальных Палат юридических консультантов. Вместе с тем, отсутствие обязанности членства в Республиканской коллегии юридических консультантов приводит к следующим негативным последствиям: 1) Недобросовестные юридические консультанты постоянно мигрируют между палатами, уходя от ответственности за неквалифицированное оказание юридической помощи и другие нарушения законодательства. А некоторые Палаты, отказывающиеся вступать в Республиканскую коллегию, смотрят «сквозь пальцы» на нарушения своих членов и отказываются привлекать их к ответственности, несмотря на многочисленные жалобы, поступающие от потребителей юридических услуг. 2) Центральные исполнительные органы отказывают в предоставлении электронного доступа к государственным базам данных, тем самым создаются препятствия по надлежащей реализации полномочий юридических консультантов в ходе оказания юридической помощи доверителям. Отказ объясняется тем, что отсутствует единая республиканская организация юридических консультантов, тем самым не осуществляется надлежащий контроль за сохранностью персональных данных и других сведений, который могут быть использованы в результате предоставления указанного доступа. При этом, другие представители юридической профессии: адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители такой доступ имеют, именно в связи с наличием республиканских объединений. 3) Многие другие законодательные инициативы по расширению полномочий юридических консультантов и обеспечению гарантии их деятельности не находят своей реализации или принятие необходимых изменений в законодательство существенным образом затруднено, так как уполномоченные государственные органы требуют предоставление консолидированного мнения всех действующих Палат юридических консультантов. Но, хоть большинство Палат разделяют мнение Республиканской коллегии по многим отраслевым вопросам, некоторые Палаты просто безынициативны, не желают участвовать в законотворческой деятельности, и не желают вступать в Республиканскую коллегию по мотивам отсутствия обязательного членства в отраслевом законе, а некоторые открыто деструктивны. 4) В течение длительного времени увеличивается количество жалоб, поступающих на юридических консультантов, но не все Дисциплинарные комиссии региональных Палат надлежащим образом рассматривают эти жалобы, в результате чего доверители вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав. 5) Отсутствует актуальный единый реестр юридических консультантов с «историческими данными». Министерство юстиции РК в соответствии с отраслевым законом ведет Реестр палат юридических консультантов, но обновляется он несвоевременно, с существенным опоздание на 3 или 6 месяцев. При этом, если юридический консультант вышел из Палаты, но продолжает осуществление деятельности и оказывает юридические услуги, то найти в какой палате он ранее состоял, не представляется возможным или весьма затруднительно, так как отсутствует единый реестр с «историческими данными» о юридических консультантах, исключенных из Палаты по собственному желанию. В результате найти контакты юридического консультанта, оказавшего некачественную юридическую помощь или контакты Палаты, где он ранее состоял представляет достаточно сложную задачу для профессионального юриста и пости невыполнимую для клиента. Только Республиканская коллегия с обязательным членством юридических консультантов могла бы надлежащим образом решить все вышеуказанные и многие другие отраслевые проблемы и обеспечить надлежащий уровень качества юридической помощи. Таким образом, полагаю, что установление обязательности членства в Республиканской коллегии юридических консультантов это актуальная необходимость, и принятие соответствующих изменений в отраслевой Закон необходимо для всего юридического сообщества.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |