|
|
|
Нормативное постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 22 августа 2023 года № 15-НҚ
Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) следующие изменения и дополнения: 1) в нормативном постановлении Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ «Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647): в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением: пункт 9 изложить в следующей редакции: «9. Контроль качества осуществляется: 1) на подготовительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества; 2) на основном этапе аудиторского мероприятия - структурными подразделениями, ответственными за проведение государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы (далее – Ревизионная комиссия); 3) на заключительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества. Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.»; пункт 14 изложить в следующей редакции: «14. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение контроля качества, государственного аудита (структурного подразделения, определенного регламентом Ревизионной комиссии) анализируют и проводят экспертизу результатов государственного аудита по представленным материалам.»; пункты 15-1 и 16 изложить в следующей редакции: «15-1. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии) осуществляется контроль качества: 1) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов) с подтверждающими документами, Реестров выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия (далее – Реестр), Таблиц системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (при наличии) (далее – Таблица системных недостатков), приложенных к ним; 2) заключений (материалов) привлеченных экспертов. 16. Структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение осуществляет юридическую экспертизу проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним, проектов Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний в соответствии с Правилами ГАФК, регламентом органа внешнего ГАФК, а также Методологическим руководством по применению настоящего Стандарта.»; пункт 22 изложить в следующей редакции: «22. Проект аудиторского отчета, подписанный государственными аудиторами, проекты Таблицы системных недостатков, Реестра и другие приложения (при наличии) руководителем группы государственного аудита (государственным аудитором) после завершения аудиторского мероприятия на объекте аудита направляются в орган внешнего ГАФК, способами, предусмотренными регламентом органа внешнего ГАФК. По проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестрам, Таблицам системных недостатков, приложенным к ним, проводится процедура контроля качества и юридическая экспертиза. Юридическая экспертиза по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним, проводится в порядке, определенном регламентом органа внешнего ГАФК.»; пункт 24 изложить в следующей редакции: «24. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии), в разрезе утвержденных критериев контроля качества отражаются установленные факты нарушений и несоответствий с указанием конкретных фактов со ссылкой на документы и пункты нормативных правовых и правовых актов, положения которых нарушены. Результаты контроля качества по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам) учитываются при проведении оценки эффективности деятельности государственных аудиторов.»; пункт 32 изложить в следующей редакции: «32. Контроль качества по проектам Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Предписания и Постановления проводится в течение трех рабочих дней со дня поступления, по результатам которого члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие и структурному подразделению, ответственному за проведение государственного аудита направляется экспертное заключение. Рассмотрение экспертного заключения по результатам контроля качества проектов Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Предписания и Постановления, а также подготовка материалов на заседание органа внешнего ГАФК осуществляется в порядке, определенном регламентом органа внешнего ГАФК.»; 2) в нормативном постановлении Счетного комитета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ «Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070): Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля изложить в редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению. 2. Департаменту методологии и контроля качества Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты. 3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты. 4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Приложение Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 22 августа 2023 года № 15-НҚ
Приложение 1 к нормативному постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон), а также с учетом приемлемых положений Международных стандартов Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) ISSAI 100 - 400. 2. Правила определяют порядок формирования перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее – Ревизионные комиссии) на соответствующий год, планирования, проведения внешнего государственного аудита, оформления документов по его итогам, осуществления финансового контроля, организации мониторинга и контроля исполнения рекомендаций, данных в аудиторском заключении, и Предписаний органов внешнего государственного аудита и финансового контроля по результатам внешнего государственного аудита, освещения в средствах массовой информации результатов аудиторского мероприятия и учет материалов государственного аудита. 3. В настоящих Правилах используются следующие понятия: 1) аудиторские процедуры – осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой его проведения действия, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия; 2) аудиторское мероприятие – комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление аудиторских отчетов и аудиторских заключений по итогам государственного аудита; 3) постановление – документ органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, которым утверждается аудиторское заключение; 4) материалы государственного аудита и финансового контроля – документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства; 5) органы внешнего государственного аудита и финансового контроля – Высшая аудиторская палата, Ревизионные комиссии; 6) объекты государственного аудита и финансового контроля – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств (далее – объекты государственного аудита); 7) контроль качества государственного аудита – проверка и (или) анализ документов, составляемых государственными аудиторами и иными уполномоченными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита; 8) предписание – обязательный для исполнения акт органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, направляемый государственным органам, организациям и должностным лицам, для устранения выявленных нарушений и (или) причин, условий, способствующих им, а также принятия мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан, к лицам, допустившим эти нарушения; 9) поручение - официальный документ, дающий право на проведение аудиторского мероприятия и проверку исполнения решений органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, оформляется на бланке строгой отчетности с регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов в соответствии с приказом исполняющего обязанности Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № 162 «Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и профилактическом контроле и надзоре с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их результатах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21964). 4. Внешний государственный аудит и финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления и направлен на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора. 5. Проведение внешнего государственного аудита и финансового контроля регламентировано Законом, Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля и настоящими Правилами. 6. Органами внешнего государственного аудита и финансового контроля в соответствии с компетенцией, установленной Законом предусмотрено проведение аудиторских мероприятий по типам - аудита эффективности, аудита соответствия и аудита финансовой отчетности. Особенности проведения аудиторских мероприятий по типам государственного аудита определяются соответствующими Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) (далее – Процедурные стандарты). 7. Все этапы аудиторской деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, вся деятельность государственных аудиторов, в том числе материалы (заключения), выданные по результатам государственного аудита, подлежат контролю качества. Контроль качества осуществляется в порядке, предусмотренном 750. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647, далее – 750. Процедурный стандарт). 8. Порядок планирования и проведения совместных и параллельных проверок, проводимых органами внешнего государственного аудита и финансового контроля между собой, а также с органами государственного аудита и финансового контроля регламентирован Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденными совместным нормативным постановлением Счетного комитета от 28 ноября 2015 года № 9-НҚ и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 589 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12577).
Глава 2. Формирование Перечня объектов государственного аудита
Параграф 1. Формирование проекта Перечня объектов государственного аудита
9. Государственный аудит проводится на основе перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) на соответствующий год (далее – Перечень объектов государственного аудита). 10. Формирование перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона. 11. Перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты и Ревизионных комиссий формируется в Интегрированной информационной системе Высшей аудиторской палаты (далее – ИИС ВАП). 12. При формировании проекта Перечня объектов государственного аудита органов внешнего государственного аудита и финансового контроля: 1) рассмотрению и учету подлежат: поручения Президента Республики Казахстан и его Администрации; международные обязательства в области государственного аудита и финансового контроля; результаты оценки рисков объектов государственного аудита, осуществляемой структурным подразделением, ответственным за планирование; статистические данные социально-экономического развития, в том числе в разрезе сфер государственного управления и отраслей экономики; 2) анализируются на предмет целесообразности включения в Перечень: рекомендации Парламента Республики Казахстан по итогам рассмотрения отчетов Правительства Республики Казахстан и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за очередной финансовый год; рекомендации соответствующих маслихатов по результатам рассмотрения отчетов об исполнении местного бюджета и Ревизионных комиссий за очередной финансовый год; предложения правоохранительных и специальных государственных органов; предложения Высших органов государственного аудита зарубежных стран, по проведению совместных и параллельных аудиторских мероприятий, а также ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы по осуществлению совместного (параллельного) аудита; обращения физических и юридических лиц по вопросам организации аудиторских мероприятий на определенных объектах государственного аудита, неэффективно расходующих бюджетные средства и активы, либо неэффективной реализации документов Системы государственного планирования, бюджетных инвестиций; результаты мониторинга средств массовой информации о нарушениях в ходе формирования и расходования бюджетных средств и активов, реализации документов Системы государственного планирования и бюджетных инвестиций. 13. Выбор направления аудиторского мероприятия обосновывается по следующим критериям: соответствия направления аудиторского мероприятия компетенциям, установленным Законом; наличия рисков при формировании и (или) использовании бюджетных средств и активов, а также деятельности объектов государственного аудита, которые потенциально могут приводить к негативным результатам; охвату аудитом бюджета планируемого года в соответствии с приоритетными направлениями расходования бюджетных средств и активов; необходимости проведения оценки эффективности по итогам промежуточной реализации или на этапе завершения реализации документов Системы государственного планирования, постановки их на утрату введения в эксплуатацию объектов за счет бюджетных средств и активов. Приоритетом при выборе объектов государственного аудита необходимо отдавать бюджетным программам, администраторам бюджетных программ, субъектам квазигосударственного сектора и документам Системы государственного планирования, отнесенным к высокой и средней группам рисков. 14. Внутренний порядок формирования перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) осуществляется в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).
Параграф 2. Порядок согласования и утверждения Перечня объектов
15. Высшей аудиторской палатой в срок до 25 октября года, предшествующего планируемому, предварительный проект Перечня объектов государственного аудита, составленный по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, направляется в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (далее – Уполномоченный орган) и ревизионные комиссии. 16. Высшей аудиторской палатой согласовываются объекты государственного аудита и прогнозные объемы бюджетных средств и активов, охватываемые государственным аудитом, отрабатываются вопросы проведения совместной, параллельной проверки до 20 ноября года, предшествующего планируемому, с ревизионными комиссиями и до 10 ноября года, предшествующего планируемому, с Уполномоченным органом с составлением протокола. 17. Высшей аудиторской палатой до 20 ноября года, предшествующего планируемому, направляется в Уполномоченный орган и ревизионные комиссии окончательный проект Перечня объектов государственного аудита. 18. Согласованный проект Перечня объектов государственного аудита до 10 декабря года, предшествующего планируемому, рассматривается и одобряется на заседании Высшей аудиторской палаты. 19. Внутренний порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита осуществляется в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты.
Параграф 3. Порядок согласования и утверждения
20. Ревизионной комиссией до 10 ноября года, предшествующего планируемому, согласовываются вопросы проведения совместных, параллельных проверок, осуществляемых Высшей аудиторской палатой и органами государственного аудита и финансового контроля, для включения их в проект Перечня объектов государственного аудита. 21. Ревизионной комиссией до 5 декабря года, предшествующего планируемому, предварительный проект Перечня объектов государственного аудита по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам направляется в Высшую аудиторскую палату и территориальному подразделению Уполномоченного органа. 22. Согласованный проект Перечня объектов государственного аудита до 25 декабря года, предшествующего планируемому, рассматривается и одобряется на заседании Ревизионной комиссии. 23. Внутренний порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита осуществляется в порядке, определенном регламентом Ревизионной комиссии.
Параграф 4. Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита,
24. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации приказов об утверждении Перечней объектов государственного аудита, Высшей аудиторской палатой (Ревизионной комиссией), посредством информационной системы электронного документооборота (далее – ИЭДО) и (или) в письменном виде по почте осуществляется их направление: приказа об утверждении Перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты - Уполномоченному органу, ревизионным комиссиям, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов; приказов об утверждении Перечней объектов государственного аудита Ревизионных комиссий – Высшей аудиторской палате, территориальному подразделению Уполномоченного органа, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов. 25. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации приказов о внесении изменений (дополнений) в утвержденные Перечни объектов государственного аудита посредством ИЭДО и (или) в письменном виде по почте осуществляется их направление: приказа о внесении изменений (дополнений) в Перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты - уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов, а также Уполномоченному органу и ревизионным комиссиям; приказа о внесении изменений (дополнений) в Перечень объектов государственного аудита Ревизионных комиссий - уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов, а также Высшей аудиторской палате и территориальному подразделению Уполномоченного органа. 26. Высшей аудиторской палатой (Ревизионной комиссией) в течение пяти календарных дней со дня утверждения и внесения изменений (дополнений) осуществляется размещение Перечня объектов государственного аудита на Интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии). 27. В целях исключения дублирования аудиторских мероприятий на постоянной основе проводится мониторинг изменений перечней объектов органов государственного аудита: Высшей аудиторской палатой в отношении перечней объектов Уполномоченного органа и ревизионных комиссий; Ревизионными комиссиями в отношении перечней объектов Высшей аудиторской палаты и соответствующих территориальных подразделений Уполномоченного органа. 28. В течение пяти рабочих дней после утверждения Перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палатой (Ревизионной комиссией) формируется годовой план проведения заседаний в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии). 29. По итогам отчетного периода Председателю Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) представляется информация о реализации Перечня объектов государственного аудита. 30. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона в Перечень объектов государственного аудита могут быть внесены изменения. Основаниями для внесения изменений в Перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты являются поручения Президента Республики Казахстан, и инициатива Председателя Высшей аудиторской палаты. Основаниями для внесения изменений в Перечень объектов государственного аудита Ревизионной комиссии являются поручения Президента Республики Казахстан, запросы Высшей аудиторской палаты, основанные на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решения соответствующих маслихатов и инициатива Председателя Ревизионной комиссии. В Перечень объектов органов внешнего государственного аудита и финансового контроля могут вноситься изменения по основаниям, предусмотренным пунктами 52, 81 настоящих Правил. 31. Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита осуществляется с учетом заявки на проведение аудиторского мероприятия члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – Заявка) и в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).
Глава 3. Планирование и проведение отдельного государственного аудита
Раздел 1. Планирование отдельного государственного аудита
32. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия является его первоначальным этапом, на котором осуществляются: 1) формирование группы государственного аудита; 2) предварительное изучение объектов государственного аудита; 3) составление программы проведения государственного аудита (далее – Программа аудита), поручения на проведение аудиторского мероприятия, совместной и параллельной проверок (далее – Поручение), являющиеся актами о назначении проверки. Аудиторское мероприятие согласно статье 1 Закона может проводиться дистанционно электронным способом посредством применения информационных технологий с учетом: 1) ввода в промышленную эксплуатацию информационной системы объекта государственного аудита и ее полноценного функционирования; 2) обеспечения техническим обучением группы государственного аудита по использованию информационной системы объекта государственного аудита; 3) предоставления группе государственного аудита возможности работы в удаленном доступе. При проведении аудиторского мероприятия электронным способом отправка и получение материалов государственного аудита осуществляется с применением информационных технологий посредством электронной цифровой подписи. 33. Подготовка к проведению отдельного государственного аудита осуществляется в зависимости от типа государственного аудита в соответствии с соответствующим Процедурным стандартом.
Параграф 1. Формирование группы государственного аудита
34. Непосредственное руководство за проведением аудиторского мероприятия осуществляет член Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственный за проведение государственного аудита, по закрепленным за ним направлением работы. 35. Группа государственного аудита формируется до начала проведения предварительного изучения объектов государственного аудита с учетом требований по исключению конфликта интересов членов группы с объектами государственного аудита, согласно Законам Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «О государственном аудите и финансовом контроле». 36. Формирование группы государственного аудита осуществляется в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии). 37. Органы внешнего государственного аудита и финансового контроля в пределах своих полномочий, в целях выполнения возложенных на них задач в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона, могут привлекать экспертов. Привлечение экспертов осуществляется в порядке, предусмотренном 600. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).
Параграф 2. Предварительное изучение объектов государственного аудита
38. Предварительное изучение объектов государственного аудита проводится всеми участниками группы государственного аудита без посещения объекта государственного аудита, за исключением аудиторских мероприятий, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан по защите государственных секретов, путем сбора и анализа информации об их деятельности, необходимой для уточнения типа государственного аудита, вида проверки и объектов государственного аудита, объема средств и активов, охватываемых аудиторским мероприятием, сроков проведения государственного аудита, определения вопросов государственного аудита, в том числе актуализации данных, предусмотренных в сведениях о расходовании средств и результатов текущего контроля, проводимого в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан. 39. В ходе предварительного изучения на основе анализа информации об объекте государственного аудита в зависимости от типа государственного аудита: 1) осуществляется анализ состояния аудируемой сферы, в том числе государственного управления и (или) отрасли экономики, социально-экономического развития в региональном и (или) страновом разрезе; 2) определяются базовые показатели, предусмотренные статьей 4 Закона; 3) определяются специальные показатели, предусмотренные соответствующими процедурными стандартами по типам аудита и методологическими документами; 4) оцениваются риски - существование каких-либо факторов (действий или событий), оказывающих негативное влияние на формирование и использование бюджетных средств и активов в проверяемой сфере или финансово-хозяйственную деятельность объекта государственного аудита, следствием чего могут быть нарушения и системные недостатки; 5) изучается степень эффективности внутреннего контроля деятельности объекта государственного аудита; 6) осуществляется обоснование аудиторской выборки (определение уровня существенности при необходимости) и оценка аудиторского риска. 40. На стадии предварительного изучения формулируются цели, вопросы и критерии аудиторского мероприятия. Критерии аудита эффективности, сформулированные группой государственного аудита на этапе предварительного изучения, письмом за подписью члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, направляются объекту аудита для обсуждения. 41. В рамках аудиторского мероприятия аудита эффективности формируется перечень базовых и специальных критериев эффективности (далее – Перечень критериев). 42. Порядок определения уровня существенности, секторов (сфер), наиболее значимых для государственного аудита, оценки рисков и системы внутреннего контроля объектов государственного аудита, методов проведения аудита определяется в зависимости от типа государственного аудита на основе соответствующих процедурных стандартов по типам аудита и методологических документов. 43. Группой государственного аудита предварительное изучение деятельности объектов государственного аудита проводится в сроки, предусмотренные Перечнем объектов государственного аудита. 44. Основанием для проведения предварительного изучения по аудиторским мероприятиям, осуществляемым в соответствии с законодательством Республики Казахстан по защите государственных секретов, является наличие подписанного членом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственным за аудиторское мероприятие, Поручения на предварительное изучение, оформляемого согласно приложению 3 к настоящим Правилам. 45. Уведомление о проведении предварительного изучения, оформляемое согласно приложению 4 к настоящим Правилам, направляется объекту государственного аудита не позднее дня начала его проведения. Объекту государственного аудита направляется требование о предоставлении сведений, документации, информации и материалов (доказательств) по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее – Требование о предоставлении документов). 46. Группа государственного аудита в ходе подготовительного этапа к аудиторскому мероприятию: 1) проводит анализ источников информации для предварительного изучения деятельности объектов государственного аудита; 2) осуществляет сбор информации из доступных источников, Единой базы данных и направление объектам государственного аудита, должностным, физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 21 Закона Требований о предоставлении документов. 47. При предварительном изучении объекта государственного аудита группой государственного аудита в обязательном порядке рассматриваются: 1) аудиторские заключения по результатам аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора и результаты аудита, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности и Законом о государственном аудите, по вопросам использования бюджетных средств, кредитов, связанных грантов, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства; 2) вопросы проведения аудиторского мероприятия (проверки или контроля) органами государственного аудита по цели, периоду, охватываемому государственным аудитом, совпадающими с запланированным государственным аудитом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссией). 48. Перечень документов и информации, подлежащих рассмотрению при предварительном изучении, определяется соответствующими процедурными стандартами по типам аудита и методологическими документами. 49. Если на стадии предварительного изучения выявлен факт проведения государственного аудита на объекте государственного аудита органами государственного аудита по цели, периоду, охватываемому аудиторским мероприятием, совпадающими с аудиторским мероприятием Высшей аудиторской палаты, то группой государственного аудита Высшей аудиторской палаты проводится процедура признания результатов государственного аудита. Признание результатов государственного аудита осуществляется в соответствии с 700. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647). 50. В случае признания результатов государственного аудита, проведенного другим органом государственного аудита, аудиторское мероприятие не проводится или проводится с сокращением объемов государственного аудита. Результаты признания учитываются при формировании Программы аудита. 51. В соответствии с проведенным изучением и анализом имеющихся и полученных данных по итогам предварительного изучения объектов государственного аудита: 1) производится уточнение типа государственного аудита, вида проверки и объектов государственного аудита, объема средств, активов, периода, охватываемых государственным аудитом, с учетом признания (непризнания) результатов государственного аудита, оценки рисков и результатов аудиторской выборки; 2) распределяются объекты государственного аудита между государственными аудиторами, при проведении совместной и параллельной проверки – между государственными органами и органами государственного аудита; 3) определяются объекты встречной проверки; 4) уточняется состав группы государственного аудита; 5) определяются ассистенты, эксперты, привлекаемые к проведению государственного аудита, и конкретные вопросы государственного аудита, планируемые для поручения им; 6) прорабатываются вопросы получения разрешений в случаях проведения государственного аудита на режимных объектах; 7) составляется перечень документов и информации для осуществления аудиторского мероприятия, с целью включения в Требование по исполнению обязанностей руководителя объекта государственного аудита (должностного лица, с ведома которого осуществляется аудиторское мероприятие); 8) определяются источники информации, необходимой для проведения запланированного государственного аудита;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |