| ||||||||||||||||||||
|
|
|
24.01.2025 О месте права в мировоззрении, правовом сознании и правовом менталитете современного человека и общества
Бейсенова А.У., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ публичного права Каспийского общественного университета
Ключевые слова:
юридическое мышление; мировоззрение; юридизация; гуманизм; либерализация; плюрализм идей; менталитет; правовой менталитет; правовая интеграция; правовое развитие мира; этнопсихология;
Как отмечается в научной литературе, высший уровень методологии анализа правовых явлений, и в том числе права конкретного государства и общества, составляют: мировоззрение, тип доминирующего юридического мышления и юридические научные парадигмы (образы права). Именно они во многом определяют сущность и содержание национального права, его характеристики. Для каждой эпохи развития человечества присуще свое доминирующее мировоззрение как целостная совокупность доминирующих представлений о мире, роли в нем человека, а также производных от них убеждений, установок, идеалов, принципов, ценностных ориентаций. В частности, для мировоззрения средневековья характерно доминирование теологии, то есть совокупности религиозных доктрин, соответствующих теологических теорий происхождения и существования государства и права. Эпоха Возрождения, наоборот, характеризуется критическим отношением к теологии и доминированием гуманизма - совокупности взглядов, по которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, счастье, развитие способностей, а благо человека - критерием оценки всех социальных институтов. В век Просвещения основой мировоззрения становятся учения, его знаний в познании естественного порядка которые отражают доминирующее значение разума человека общественной жизни, что соответствует закономерностям окружающей среды и истинной природы человека; В XIX веке и для последующих ХХ и ХХI вв. характерно доминирование в мировоззрении идей юридизации, либерализации и демократизации общества, в которых концентрированно отражается необходимость непосредственного воплощения принципов гуманизма, рациональности, равенства и свободы людей в социальную жизнь современного общества. Кроме того, доминирующими тенденциями мировоззрения в современном мире являются: плюрализм идей и принципов, интеграция стран и обеспечения мирового порядка, информатизация всех сфер общественной жизни и это находит отражение в научной юридической парадигме. Для современного научного мировоззрения и правового мышления характерно более глубокое выяснение процессов, происходящих в правовом развитии мира (как в международном праве, так и во внутреннем праве стран). Хотя, для мировоззрения и правового мышления обычных людей гораздо важнее определение путей развития своего внутреннего права во взаимосвязи с экономическими, социальными, социально-психологическими, политическими аспектами жизни общества на определенном этапе его развития. При этом, для понимания социального назначения, ценности, полезности права для общества и каждой личности важно понимание, что: право - это инструмент, необходимая форма, способ самоорганизации общества. Государство с помощью права, демократических процедур устанавливает порядок образования, компетенцию государства, его органов и должностных лиц по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено правовым законом». А также, важно понимание, что право является единственным эффективным средством обеспечения, гарантирования и защиты прав, свобод и интересов человека. Что существуют пределы правового воздействия и вмешательство государства в частную жизнь граждан и других социальных субъектов. Оно запрещено, разрешено и возможно только в случаях совершения правонарушений или возникновения споров между ними. Таким образом, в правовом сознании и менталитете общества формируются представления о праве как о необходимом и социально обусловленном нормативном регуляторе, к созданию которого общество имеет самое непосредственное отношение. Понятно, что и мировоззрение и правовое мышление являются составляющими правового сознания и правового менталитета определенного народа, которые не могут не отразиться на содержании сущности национального права. Исследователи права изначально рассматривают правовое сознание не просто как явление духовного мира человека и одновременно характеристику одной из форм общественного сознания, но прежде всего как способ познания и отражения уровня развития права, правовой культуры общества. Здесь надо отметить, что к проблемам правового сознания, правового мышления и правового менталитета современные авторы также не утратили научного интереса. Как мы помним, особое внимание этой проблеме в юридической науке было уделено в середине 70—80 годов двадцатого века. Наибольшее количество публикаций пришлось именно на эти годы. Проблемами правосознания юридическая наука занималась еще со времен И.А.Ильина (1882-1954 г.г.) — русского философа, писателя, публициста. Известна первая оригинальная работа Ильина «Общее учение о праве и государстве», а также монография «Понятие права и силы (опыт методологического анализа), которая была опубликована в 1910 году [1]. Если говорить о современных исследователях проблем правосознания, то этой проблеме уделялось внимание в контексте социального действия права. Есть ряд работ ведущих теоретиков права, посвященных социальному механизму действия права, в рамках которых рассматривается правовое сознание как один из социальных факторов, влияющих на правотворчество, правоприменение и реализацию права [5]. Например, Сырых В.М. известный теоретик права, не только публиковал труды по теории и методологии изучения права, но также является автором работ по социологии права [2]. Если говорить о совсем новых современных подходах к изучению правосознания, то теоретические и методологические аспекты исследования правовосознания изучаются представителями психологической науки в соотношении его с другими сферами сознания [3]. А именно рассматриваются теоретические и психодиагностические модели и инструменты исследования феномена правосознания в психологии [4]. Следовательно, изучение правового сознания общества, отдельных его групп имеет особое значение для совершенствования права и поиска механизмов эффективности правового регулирования. То есть, авторы более не задаются вопросом: как правосознание соотносится с правом? Этот вопрос уже долгое время являлся источником жарких дискуссий среди правоведов в середине 80-х годов прошлого века. Из этой полемики можно выделить следующие несколько черт. Как выяснилось, павосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, Во-вторых, - одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения требований норм права в жизнь, в-третьих, - средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Будучи в известном смысле непосредственным источником права, общественное правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие, прежде всего, на сам процесс и результаты законотворчества. Через правовое сознание и благодаря ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах. Кроме того Гегель считал, что понятие о праве имеет своей основой не волю отдельного лица, а всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве [4]. Правовые нормы, ставшие законом, обязательным для всех, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Поэтому, очевидно, что с научной и практической точки зрения, правовое сознание как форма отражения правовой реальности и совокупность правовых знаний, элемент ценностно-нормативной системы личности - главный путеводитель человека в правовом мире. Правосознание юристов, других правоприменителей играет ту же роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок в обществе. Таким образом, правовое сознание наряду с правом является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль механизма (инструмента) государственного управления в правовом государстве. Наряду с общественным правосознанием к факторам, влияющим на характер национального права, его содержанию и включению в систему ценностных ориентаций кроме правовых воззрений следует отнести правовой менталитет. Есть целый ряд интересных работ, посвященных правовому менталитету. Здесь надо отметить в числе других, работы Давлекаевой О.В.[5], Байниязова Р.С.[6], Пралиевой Г.К.[7]. Как показывает сравнительный анализ точек зрения указанных авторов на изучаемый ими феномен, понятно, что правовой менталитет и правовая культура народа, нации формируется на основе сложившихся правовых воззрений, что очевидно. Но также на основе особого, только ему присущего мировоззрения и менталитета, исторических условий жизни конкретного народа. Кроме того, важно учесть отношение к религии, проецирование на систему морали, на место права в системе ценностей. Очевидно, что правовой менталитет каждого народа тесно связан с уровнем общественного правосознания и правовой культурой, поэтому необходимо и важно выявить их взаимовлияние. Но прежде необходимо понять, что такое менталитет народа, нации, сколь мы говорим о национальном праве. Менталитет как психологическое и философское явление все же форма познания и отражения окружающего мира. С одной стороны, он объединяет все индивидуальные качества отдельных людей, составляющих общество, с другой— природные, социальные, духовные условия жизни народа, формирующие менталитет, при этом делается упор на неповторимость, уникальность, психологию народа как единого целого. Понятно, что в менталитете каждого народа можно выделить систему приоритетных ценностей (общественный и индивидуальный нравственный кодекс), особый склад ума, особенности мироощущения, мировосприятия, психологию, лежащие в основе мышления, идеологии, веры и эмоций. Сегодня философы и этнопсихологи много говорят об особенностях менталитета евразийских народов, в том числе народа Казахстана. Думается, на это есть определенные основания, и они обусловлены историческими, социокультурными, географическими, геополитическими причинами, теснотой этноконфессионального проживания. А также глубиной взаимодействия культур различных народов, возникновением у них общих черт образа жизни, быта, традиций, миропонимания. Все это заслуживает внимания и изучения также с точки зрения влияния на реальную правовую действительность, хотя это область неизведанного. Но на уровне всеобщего можно говорить о некоторых различиях в ментальности людей восточного, западного и евразийского типа. Совершенно бесспорно, что каждый народ и каждая нация имеет свой менталитет, сформированный тысячелетиями. На всех этапах развития любой нации ее менталитет сохраняет определенное единство. Как отмечают казахстанские авторы, особенностями менталитета казахского народа, порожденного условиями кочевого образа жизни, являются, прежде всего, духовный коллективизм, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимоуважение и коллективная ответственность. Представляется, что менталитет в отличие от правосознания и правовой культуры общества консервативен и очень редко предопределяет массовые реакции, поведение, установки. Хотя, если проанализировать причины успеха многих политических деятелей, то окажется, что этот успех, во многом, достигнут благодаря умелому манипулированию подсознанием толпы, обращению к менталитету, а не к правовому сознанию людей. В юридической литературе существует мнение, что правовой менталитет представляет собой совокупность коллективных правовых представлений, общих для членов некоторой социальной группы и передающихся из поколения в поколение, проявляющихся у индивидов в ответ на внешние воздействия. На наш взгляд, а мы разделяем мнение вышеназванных исследователей, правовой менталитет есть показатель, исторически сложившихся представлений человека о праве и правовых явлениях, что зависит от образа жизни народа, от сложившихся общественных отношений, от способа производства. Правовая ментальность шире правосознания, так как охватывает и психологические, и исторические особенности мышления, сознания и представления людей о праве. Правовой менталитет - есть состояние более устойчивое, трудноизменяемое, оно необходимо для характеристики глубинных особенностей правосознания народов, имеющих различную историю, но проживающих на общей территории. При анализе национальных взглядов на право, роль правового менталитета и воплощения их в законодательстве роль государственного фактора может быть как прогрессивной, так и регрессивной, что должно быть учтено в полной мере. Но, тем не менее, право является во многом и продуктом, своего рода «творением общества». Объективные условия и такой субъективный фактор как правовой менталитет и общественное правосознание служат основными факторами, влияющими на развитие права и законодательства. Ведь очевидно, что развитие законодательства всегда происходит в изменяющейся общественной среде, подвергаясь влиянию реформ и переворотов, медленным изменениям в экономике и характеру государственного управления, масштабным преобразованиям в устройстве власти, переменам в общественном сознании и поведении людей. Все эти факторы содержат в себе своего рода правообразующие импульсы, идущие постоянно от общества. Правовой менталитет каждого народа тесно связан с правосознанием и правовой культурой, поэтому необходимо выявить их взаимоотношения. Но прежде необходимо узнать, что такое имеет как психологическое и философское начало, поскольку это все же форма познания и отражения окружающего мира с одной стороны, объединяет все индивидуальные качества отдельных людей, составляющих общество, - с другой, природные, социальные, духовные условия жизни народа, формирующие менталитет, при этом делается упор на неповторимость, уникальность, психологию В менталитете народа можно выделить систему приоритетных ценностей (общественный и индивидуальный нравственный кодекс) склад ума, особенности мироощущения, мировосприятия, психологию, лежащие в основе мышления, идеологии, веры и эмоций. Сегодня философы и этнопсихологи много говорят об особенностях менталитета евразийских народов, а также менталитете народа Казахстана. Думается, на это есть определенные основания, и они определяются, прежде всего, историческими, социокультурными, географическими, геополитическими причинами, теснотой этноконфессионального проживания и глубиной взаимодействия культур различных народов на протяжении многих столетий, возникновением у них общих черт образа жизни, быта, традиций, миропонимания. Все это заслуживает внимания и изучения также с точки зрения влияния на правовую действительность, хотя это область неизведанного. На уровне всеобщего можно говорить о некоторых различиях в ментальности людей восточного, западного и евразийского типа. Каждый народ и каждая нация имеет свой менталитет, сформированный тысячелетиями. На всех этапах развития любой нации ее менталитет сохраняет определенное единство. Особенностями менталитета казахского народа, порожденного условиями кочевого образа жизни, являются, прежде всего, духовный коллективизм, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимоуважение и коллективная ответственность.
Список использованной литературы
1. Ильин И.А. Понятия права и силы: Опыт методологического анализа. М.Типо-лит. И.Н. Кушнеров и К. — М. 1910.. Переиздано изд-вом Русская книга. М. 2000. 2.Сырых В.М. Социология права. - М.2002,2004. 3.Бикчинтаева Л.Г.К проблеме психологии сознания в контексте современного научного исследования профессионального правосознания—.cyberlinka. 4.Гегель Г.И.Ф. Философия права.— Т.1. М.1990. 5.Лапаева В.В. Социология права. — М. ИНФРА-М.2023. 6. Давлекаева О.В. Правовой менталитет: социально-философский анализ. Дисертация на соискание ученой степени канд филофоских наук.— М. 2007 7.Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. — Саратов. 2001. 8.Пралиева Г.К. Правосознание казахстанского общества: проблемы, перспективы развития.— Монография. Алматы. 2010.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |