|
|
|
Письмо Председателя Национального Банка Республики Казахстан от 16 марта 2022 года № 05-0-13/123
Депутату Мажилиса Парламента Республики Казахстан Жамалову А.М.
Депутату Мажилиса Парламента Республики Казахстан Алимбаеву Д.К.
На депутатский запрос ДЗ-75 от 02.03.2022 года
Уважаемый Аманжан Макаримович! Уважаемый Данияр Кенгазыевич!
Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк), рассмотрев Ваш запрос № ДЗ-75 от 02.03.2022 года, сообщает следующее. По первому вопросу касательно обменного курса тенге Действующий режим свободно плавающего обменного курса подразумевает формирование курса тенге на основе рыночных принципов через баланс спроса и предложения. Национальный Банк не проводит валютные интервенции с целью достижения определенного уровня обменного курса. Ввиду тесных торгово-экономических взаимосвязей в курсообразовании тенге определенно присутствует влияние рубля. Казахстан является членом Евразийского экономического союза. Российская Федерация - наш ключевой торговый партнер, на долю которого по итогам 2021 года приходится 42% казахстанского импорта. На фоне происходящих геополитических событий наблюдается беспрецедентная волатильность российского рубля, что оказывает давление на тенге и создает риски для финансовой стабильности Казахстана. Национальный Банк считает неоправданной и фундаментально не подкрепленной аналогичную динамику тенге с российским рублем, потому что условия, как внешние, так и внутренние, для нашей валюты кардинально отличаются от тех условий, в которых функционирует сейчас российская валюта. В этой связи, в целях снижения необоснованного влияния избыточных колебаний рубля на тенге Национальный Банк проводит валютные интервенции, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан». Участие Национального Банка на валютном рынке в текущих условиях является вынужденной мерой, так как в отдельные периоды отмечается отсутствие либо ограниченное количество продавцов иностранной валюты, что крайне негативно отражается на нормальном функционировании рынка. Закрытие биржевых торгов в условиях ухудшения внешних факторов, может привести к дальнейшей эскалации панических настроений и спекулятивных действий со стороны рыночных участников. В этом случае импортеры не смогут купить иностранную валюту, так как в периоды повышенной волатильности и неопределенности, как правило, на валютном рынке наблюдается ограниченное предложение иностранной валюты, что также может привести к критическим последствиям. Национальным Банком совместно с Казахстанской фондовой биржей разработан механизм франкфуртского аукциона, позволяющий максимизировать возможный объем сделок, и нацеленный на предотвращение необоснованной волатильности. Так, 28 февраля и 9 марта в целях минимизации давления со стороны внешних геополитических факторов на валютный рынок биржевые торги валютной парой тенге-доллар США проводились в формате франкфуртского аукциона. При этом отмечаем, что Национальный Банк остается приверженным принципам свободного плавания обменного курса. Курс тенге и дальше будет формироваться под воздействием фундаментальных факторов, при этом в краткосрочной перспективе волатильность тенге будет также зависеть от развития геополитической ситуации, ожиданий внутренних участников и динамики на мировых рынках. По второму вопросу касательно программы защиты тенговых вкладов Приоритетные направления развития страны, озвученные Президентом в своем обращении, в том числе в социальной сфере, являются частью последовательной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны с приоритетной ролью Правительства в лице профильных министерств. Программа защиты тенговых вкладов (далее - Программа) же была анонсирована как срочная и немедленная антикризисная мера, необходимая для обеспечения стабильности финансового сектора на фоне возросших геополитических рисков и роста волатильности на финансовых рынках. Программа предусматривает начисление компенсации (премии) по депозитам физических лиц в тенге и направлена на сглаживание влияния курсовых колебаний на сбережения населения и стабилизацию базы фондирования банковского сектора за счет повышения привлекательности тенговых депозитов. Данная мера призвана оказать стабилизирующий эффект на финансовый рынок Казахстана за счет сдерживания роста долларизации. В условиях обострения геополитической ситуации реализация Программы является необходимой мерой, направленной на поддержание ликвидности банковского сектора, а также повышение привлекательности тенговых депозитов. Параметры и условия Программы предполагают оптимальное соотношение охвата вкладчиков и расходов бюджета, необходимых для реализации Программы. Анализ вкладов показал, что по состоянию на 1 февраля 2022 года порядка 93% счетов, попадающих под действие Программы, составляют вклады не более 3 млн тенге, при этом охват вкладов до 1 млн тенге составляет порядка 84%. Также, ввиду ограничения максимального объема средств на вкладе (до 20 млн тенге), принимаемого для расчета компенсации, фактическая база для расчета компенсации будет ниже общей суммы остатков на вкладах. Это ограничивает максимальный размер компенсации для крупных вкладчиков и, как следствие, понижает общий объем средств бюджета, который будет направлен на выплату компенсации по истечению срока Программы. Кроме того, фактический объем компенсации также может сложиться ниже за счет снятий с депозитов в течение срока Программы. Учитывая вышеизложенное, считаем, что в текущих неблагоприятных условиях необходимо уделять особое внимание поддержке финансовой и ценовой стабильности. Отказ от Программы может привести к потере доверия к национальной валюте, смене валютных предпочтений и, соответственно, резкому росту уровня долларизации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |