|
|
|
В. Зубку, аудитор РК, профессиональный бухгалтер РК, САР
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ПЛАТЕ ЗА ЭМИССИИ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?
ТОО бездействовало с 2009 года. Нужно ли ТОО сдавать 870.00 форму за все прошедшие года? Режим общеустановленный. И вообще кто должен сдавать это форму, если кроме ТБО никаких выбросов нет, и транспорта нет?
Положения Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Налогового кодекса при отсутствии объектов налогообложения налоговая отчетность не представляется, за исключением налоговой отчетности, предусмотренной статьей 149, пунктом 1 статьи 162, статьями 185, 270, 296, 364, 437 настоящего Кодекса: - декларация по КПН (форма 100.00); - декларация по ИПН и СН по гражданам РК (форма 200.00); - декларация по ИПН (форма 240.00); - декларация по НДС (форма 300.00); - декларация по акцизу (форма 400.00); - декларация по ИПН и СН по гражданам РК (форма 200.00); - упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (форма 910.00). Кроме того, согласно пункту 8 статьи 68 Налогового кодекса приложения к декларациям, расчетам не представляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них. То есть, налоговая отчетность, перечисленная в вышеуказанных статьях, представляется в обязательном порядке при отсутствии объектов налогообложения. В соответствии с подпунктом 43 статьи 1 Кодекса РК «Экологический кодекс Республики Казахстан» эмиссии в окружающую среду - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воз действия, размещение и хранение серы в окружающей среде в открытом виде. На основании пункта 1 статьи 492 Налогового кодекса плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. В соответствии с пунктом 1 статьи 493 Налогового кодекса плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования. Нормативная база. Согласно статье 10 Экологического кодекса природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами РК. Специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами РК. В соответствии со статьей 494 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду: 1) выбросов загрязняющих веществ; 2) сбросов загрязняющих веществ; 3) размещенных отходов производства и потребления; 4) размещенной серы, образующейся при проведении нефтяных операций. Выводы. Таким образом, если юридические или физические лица имеют стационарные и (или) передвижные источники загрязнения и используют их в предпринимательской деятельности, то они являются плательщиками платы и обязаны получать разрешение и производить уплату за выбросы в окружающую среду от стационарных и передвижных источников. На основании пунктов 2 и 3 статьи 492 Налогового кодекса специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения. Эмиссии в окружающую среду без оформленного в установленном порядке разрешительного документа рассматриваются как эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся видами деятельности, связанными с загрязнением окружающей среды, в зависимости от категории, обязаны обратиться в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды за получением экологического разрешения. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 71 Экологического кодекса объекты, на которые природопользователям выдаются разрешения на эмиссии в окружающую среду, подразделяются на четыре категории: I, II, III и IV. К I категории относятся объекты 1 и 2 класса опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. Ко II категории относятся объекты 3 класса опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. К III категории относятся объекты 4 класса опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. К IV категории относятся объекты 5 класса опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. При этом определение классов опасности, согласно санитарной классификации производственных объектов, относится к компетенции уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Следует отметить, что право на эмиссии в окружающую среду увязано с видом деятельности предприятия. При этом нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников устанавливаются для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы и указываются в приложении к разрешительному документу на выбросы. Исходя из требований подпункта 1 статьи 494 Налогового кодекса, плательщиками являются юридические или физические лица, имеющие стационарные или передвижные источники загрязнения и использующие их в хозяйственной деятельности. Согласно подпункту 2 настоящей статьи, плательщиками являются юридические лица и физические лица, осуществляющие сбросы загрязняющих веществ в водоемы и накопители. Согласно подпункту 3 настоящей статьи, плательщиками являются юридические или физические лица, которые размещают в природной среде или в мусорном контейнере отходы производства или потребления. В соответствии с пунктом 60 и 79 статьи 1 Экологического кодекса: отходы производства - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; отходы потребления - остатки продуктов, изделий и иных веществ, образовавшихся в процессе их потребления или эксплуатации, а также товары (продукция), утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Следует отметить, что если у хозяйствующего субъекта заключен договор с коммунальными или иными предприятиями на вывоз и размещение отходов, разрешение должно иметь предприятие, осуществляющее вывоз и размещение отходов. Ставка платы за размещение отходов производства и потребления, в том числе по коммунальным отходам (твердые бытовые отходы, канализационных или очистных сооружений) определена в размере 0,19 МРП за 1 тонну согласно пункту 6 статьи 495 Налогового кодекса. Таким образом, при образовании твердых бытовых отходов, то есть фактических объемов эмиссий в окружающую среду, необходимо оформление экологического разрешения, при отсутствии которого ставка платы за эмиссии в окружающую среду увеличивается в 10 раз. Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются здания и сооружения, в результате деятельности которых в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, например: котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, окраски, очистные сооружения сточных вод и прочие. Передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо и прочие. То есть к передвижным источникам загрязнения можно отнести автомобильный, железнодорожный, городской электрический, морской, внутренний водный, воздушный транспорт. Источниками сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду, например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений, дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и прочие. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, начиная от хозяйственно-бытовой (мусор от сотрудников) и заканчивая производственной деятельностью (отходы сырья, брак и прочие). Таким образом, предприятие, у которого есть хотя бы один источник негативного воздействия на окружающую среду, обязано вносить плату за эмиссии в окружающую среду. Следует отметить, даже если предприятие не осуществляет производственную деятельность, у него могут быть, как минимум, бытовые отходы. Статьей 292 Экологического кодекса определено, что транспортировка и сбор коммунальных отходов в установленное место их хранения и переработки осуществляются организациями, специализирующимися в данной области, за счет собственников отходов. Захоронение коммунальных отходов, создание и эксплуатация полигонов отходов осуществляются коммунальными государственными предприятиями и иными организациями, специализирующимися в данной области. Таким образом, субъекты предпринимательства в целях исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду должны либо получить экологическое разрешение на специальное природопользование, либо заключить договор с коммунальной организацией, осуществляющей сбор и захоронение коммунальных отходов. В соответствии со статьей 496 Налогового кодекса сумма платы исчисляется плательщиками самостоятельно, исходя из фактических объемов эмиссий в окружающую среду и установленных ставок. Сумма платы уплачивается в бюджет по месту нахождения источника (объекта) эмиссий в окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения. Вывод. Исходя из изложенного, если у компании отсутствуют объекты обложения платой за эмиссии в окружающую среду, то декларация (форма 870.00) не представляется.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |