|
|
|
Штраф в рамках налоговой проверки: правовые аспекты и процедура обжалования
Старший партнер Адвокатской конторы «Kaplan, Lee & Partners»
Ғизатова Тамила Айдоскызы, Юрист Адвокатской конторы «Kaplan, Lee & Partners»
Налоговая проверка, осуществляемая налоговым органом, направлена на контроль за соблюдением норм налогового законодательства Республики Казахстан. Одной из форм налоговых проверок является хронометражное обследование, целью которого является установление фактических доходов налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период обследования. Не редки случай, когда по окончанию налоговой проверки, но ещё до истечения срока для обжалования, либо при хронометражных обследований, налоговыми органами налагается штраф. Отчасти такие правонарушения регулируются положениями статей 190 и 191 Налогового кодекса Республики Казахстан, которые являются основой налогового учета и его документального подтверждения. В настоящей статье мы рассмотрим основания и процедуру наложения штрафа, а также возможные пути его обжалования. Статья 190 Налогового кодекса определяет налоговый учет как процесс, в ходе которого налогоплательщик ведет учетную документацию с целью систематизации информации о налогооблагаемых объектах и расчета налогов и платежей в бюджет. Этот процесс также включает в себя составление налоговой отчетности, на основе которой государственные органы контролируют соблюдение налоговых обязательств. Основными элементами налогового учета являются: 1. Систематизация информации о налогооблагаемых объектах. Это ключевая функция налогового учета, позволяющая налогоплательщику корректно исчислять налоги и обеспечивать их своевременную уплату в бюджет. Налогоплательщики обязаны поддерживать точную документацию, что значительно снижает риск ошибок в налоговых расчетах и помогает избежать дополнительных проверок со стороны налоговых органов. 2. Обобщение и систематизация учетных данных для подготовки налоговой отчетности. Налоговая отчетность является важнейшим документом, который используется налоговыми органами для проверки соблюдения законодательства. В случае несоответствий или пробелов в налоговой отчетности налоговые органы могут инициировать дополнительную проверку, что может привести к доначислению налогов и наложению штрафов. Согласно пункту 2 статьи 190 Налогового кодекса, учетная документация включает в себя: - бухгалтерскую документацию; - налоговые формы; - налоговую учетную политику; - другие документы, подтверждающие налогооблагаемые объекты. Особое внимание уделяется тому, что учетная документация должна быть оформлена с учетом требований информационных систем, включая электронные счета-фактуры с использованием электронной цифровой подписи. В современных условиях это гарантирует не только достоверность данных, но и их легитимность в глазах контролирующих органов. Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским учетом, на основании данных которого осуществляется систематизация и ведение учета для целей налогообложения. Это требует от компаний правильного ведения бухгалтерской документации, так как любые ошибки в бухгалтерских данных могут привести к неверному исчислению налогов, что в свою очередь может повлечь за собой налоговые санкции. Статья 191 Налогового кодекса устанавливает основные требования к налоговой учетной политике, которая должна быть утверждена налогоплательщиком для правильного ведения налогового учета. Основные положения налоговой учетной политики: 1. Формы и порядок составления налоговых регистров. Налогоплательщик обязан разрабатывать формы налоговых регистров, которые обеспечивают систематизацию информации о налогооблагаемых операциях. Это важный элемент налогового учета, позволяющий обеспечить прозрачность и доступность данных для налоговых органов. 2. Ответственные лица. Налоговая учетная политика должна четко определять, какие сотрудники или должностные лица ответственны за соблюдение правил налогового учета. Назначение ответственных лиц помогает в создании системы внутреннего контроля за правильностью ведения налогового учета и составления налоговой отчетности. 3. Раздельный учет. В случаях, когда налогоплательщик ведет разнопрофильную деятельность (например, недропользование), налоговая учетная политика должна предусматривать ведение раздельного учета. Это позволяет корректно исчислять налоги по каждому виду деятельности и избегать ошибок, связанных с объединением данных по различным операциям. 4. Политика учета доходов и расходов. Включение в налоговую учетную политику порядка амортизации, расчета НДС и корпоративного подоходного налога (КПН) является обязательным элементом. Эти методы позволяют эффективно исчислять налоговые обязательства и учитывать специфические требования законодательства. Нарушение положений налоговой учетной политики, таких как неправильное ведение регистров или несоблюдение порядка раздельного учета, может привести к налоговым санкциям. Эти нарушения могут стать основанием для налоговой проверки, которая, в свою очередь, может выявить сокрытие объектов налогообложения. В частотности в ходе хронометражных обследований, проводимых налоговыми органами, зачастую выявляется факт сокрытия объектов налогообложения. После завершения налоговой проверки и вынесения акта налогового органа составляется протокол об административном правонарушении, который служит основанием для наложения штрафов. Согласно статье 275 КоАП, за сокрытие объектов налогообложения налогоплательщики могут быть оштрафованы на сумму до 200% от скрытых налогов.
Что делать в таких случаях? Безусловно, каждая проверка и основания для её обжалования - индивидуальны, тем не менее, считаем, что можно определить и общий алгоритм. Налогоплательщик имеет право обжаловать наложенный штраф. Процедура обжалования регулируется положениями статей 826-1 и 826-2 КоАП. Согласно статье 826-1 КоАП, налогоплательщику предоставлено право обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях для лиц, указанных в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП. Эти категории включают физических и юридических лиц, которые подлежат административной ответственности. Жалобы могут быть поданы в вышестоящий орган или должностному лицу, вынесшему постановление, а также прокуроры могут опротестовать такие постановления. Статья 826-2 КоАП, устанавливает, что жалобы или протесты на постановления направляются в орган или должностному лицу, вынесшему постановление, в течение десяти суток. Также возможна подача жалобы напрямую в вышестоящий орган. Подача жалобы, протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. Законодатель, в статье 829-2 КоАП расширяет возможности обжалования, позволяя налогоплательщикам и прокурорам обжаловать постановления о наложении административных взысканий в вышестоящие суды. Важно, что предварительное обращение в вышестоящий орган не является обязательным для подачи жалобы в суд. Статья 829-4 КоАП, устанавливает, что жалоба или протест подаются в течение 10 суток после получения копии постановления. Пропуск срока на подачу жалобы, протеста не является основанием к отказу в принятии жалобы, протеста к рассмотрению. Жалоба, протест рассматриваются, при этом пропуск срока подачи жалобы, протеста и их значение проверяются независимо от рассмотрения жалобы, протеста. Подача жалобы, внесение протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливают исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. Но и тут есть особенности, дело в том, что штраф налагается на основании Постановления, в основу которого как правило «легли» акт налоговой проверки и уведомление о результатах проверки. Иными словами если убрать основания для обжалования в виде процессуальных нарушений, то прежде необходимо отменять само основания, то есть обжаловать само уведомление о результатах проверки. Однако при этом нужно учитывать то обстоятельство, что сроки для обжалования Постановлений по КоАП РК и по АППК РК- разные, что порой приводить к пропуску сроков со стороны налогоплательщиков. Более того, может быть и ситуация, когда обжалуется само уведомление о результатах налоговой проверки, но не обжалуется само постановление о привлечении к адм. ответственности в рамках КоАП.
Что делать в такой ситуации? Согласно статье 829-5 КоАП РК, суд обязан приостановить срок рассмотрения дела, жалобы, протеста при невозможности его (ее) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве или производстве по делам об административных правонарушениях, а также в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган или истечения срока на обжалование решения органа (должностного лица), рассматривающего жалобу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, при получении уведомления о результатах налоговой проверки и Постановления о привлечении к адм. ответственности, необходимо их обжаловать либо в суде, либо вышестоящий орган, однако при этом, если обжалование Постановления о привлечении к адм. ответственности происходит в суде, также необходимо подать соответствующее ходатайство в суд о приостановлении срока рассмотрения дела, до разрешения другого дела по обжалованию уведомления о результатах налоговой проверки. В тоже время, наложение штрафов за сокрытие объектов налогообложения может иметь такие серьезные последствия как: 1. Финансовые потери. Штрафы в размере до 200% от суммы скрытых налогов могут оказать значительное давление на финансовое положение компании. 2. Репутационные риски. Административные правонарушения могут повлиять на репутацию компании, особенно если они становятся достоянием общественности. Таким образом, налоговая проверка и наложение штрафов за сокрытие объектов налогообложения — это сложный и ответственный процесс. Соблюдение требований статей 190 и 191 Налогового кодекса Республики Казахстан, а также процедур обжалования, установленных статьями 826-1, 826-2, 829-2 и 829-4 КоАП, позволит налогоплательщику минимизировать риски и защитить свои права в рамках предусмотренных законодательством процедур.
Нужна наша помощь? https://klp.legal/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |